Статья опубликована в рамках: LXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 июня 2018 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Голев М.А. ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ГУЗИЯ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(66). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(66).pdf (дата обращения: 18.10.2019)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ГУЗИЯ

Голев Максим Анатольевич

студент, историко-филологический факультет БГПУ,

РФ, г. Благовещенск

О литературе Приамурья до середины XX века была сложено весьма неверное представление. Из-за недостаточной изученности жизни Амурского края было сформировано ложное мнение об её несостоятельности. Но в результате напряжённой работы А.В. Лосева (основателя литературного краеведения Приамурья), которую продолжила кафедра русского языка и литературы под руководством А.В. Урманова, было открыто и изучено множеств «дореволюционных», советских и современных авторов. Итогом исследовательской деятельности стала – «Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XXI века», изданная в 2013 году. Вся Россия узнала о талантливейших, но забытых литераторах как Ф.И. Чудаков, Л.П. Волков и многих других.

Одним из ярчайших представителей литературной жизни Амурского края является – Гузий Владимир Спиридонович (1956-2009) Это бамовский поэт, прозаик, член литстудии «Звено», участник трёх Общетрассовых семинаров молодых литераторов БАМа, VII Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве, выпускник литературного института им. М. Горького, член Союза писателей России.

Любовная лирика в творчестве амурского поэта занимает очень большое место. Стихотворения данной тематики присутствуют во всех поэтических циклах В.С. Гузия. В большинстве своём это пронзительной силы произведения о прошедшей или несбывшейся любви. Одним из таких стихотворений является – «Черёмуха»:

А зачем печалюсь?

По кому горюю?

Никакого дела нет до нас Гилюю.

Никакого дела нет до нас любимой?

Боль черёмух белых проплывает мимо.

Так вот осторожнее – постороннее любят.

Самые, быть может, верные нам люди.

Ни о чём не скажут, ни о чём не спросят.

Нас теченье быстро мимо них проносит [1, c. 56]

 

Лирический герой тоскует о потери любимой. Он рассуждает о неумении любить самых близких людей люди. Он характеризует проявление их чувств эпитетами «осторожнее» и «постороннее». Этой холодности и отчуждённости не может выдержать страстная душа лирического героя. Поэтому теченье жизни проносит его мимо горячо любимого им человека

В стихотворении «В который раз прощанье у дверей…» лирический герой снова горюет и размышляет о причинах несбывшейся любви:

 

В который раз прощанье у дверей?

Второй, наверное, или может, третий.

Ты не прощай меня и не жалей.

Один я, я один за всё в ответе <…>

 

И если эту власть не преступить,

Не стоить и раздумывать о счастье.

Тут надо сразу или всё простить,

Или уже навечно распрощаться [1, c. 58].

 

В данном стихотворении лирический герой Гузия тоскует о совершённых им ошибках:

 

<…> Былых поступков роковая власть,

Негаданно пришла из ниоткуда [1, c. 58].

 

Герой данного произведения терзает свою душу и считает себе одного виноватым за все их несчастья с любимой. Одной из главных причин своих не несчастий поэт считает гордость. Эмоциональный надрыв в душе лирического героя подчеркивается обилием риторических вопросов. Схожие мотивы и интонации повторяются в стихотворении: «Вся душа чистым светом омылась…»:

 

<…> Что я думал тогда?

Что я делал?

Всё как будто себе же назло.

Только гордость, глядевшую смело,

Вашим взглядом спокойным смело.

Извините гордыню мою.

Извините мне чувство простое.

Как впервые, пред вами стою,

Хотя, может, любви не стою [1, c. 352].

 

«А здесь небеса с серебристым отливом» ещё одно стихотворение о несбывшейся любви. Лирический герой изображён измученным грустью и тоской. Он отправляется в лоно природы, где его душа находит успокоенье:

 

<…> Я к этим деревьям приехал недавно,

Но они так прочно за душу взялись,

Что грусть привезённая вовсе не давит,

А почему-то уносится ввысь <…>

 

Только не заспанный и не засыпанный

Сил набираюсь у доброй земли.

Не возвращают печальными всхлипами,

Что и руками сдержать не смогли [1, c. 61].

 

Природа исцеляет душу лирического героя. Здесь в тишине и покое он выводит формулу сильного человека по отношению к ушедшей любви:

 

Хуже нет дела, чем хвастаться ранами

Прошлой любви потерявшей крыла.

Неважно: была ли счастливой, обманною,

Главное всё-таки, что была [1, c. 61].

 

Лирический герой считает главным присутствие в его душе самого факта любви. Для него становится совсем неважно, каким исходом она завершилась. Ведь когда он искренне любил, то проявлял лучшие свойства и качества своей натуры. В лирическом герое напрочь угасают ненависть и грусть. Он всем сердце благодарен своей бывшей возлюбленной:

                                      

Спасибо, за то, что душою измучила,

Спасибо, за каждую доброю малость.

Былая любовь – это всё-таки лучшее,

Во что моя нежность отлиться пыталась [1, c. 62]

 

Стихотворения о любви в творчестве В.С. Гузия посвящены не только возлюбленным, но и женщине, давшей жизнь лирическому герою, маме:

 

Мои опозданья прости.

Как я пропадаю надолго,

Измучен и счастлив как

Богатым сыновьим долгом,

Тоской по твоим рукам.

Великая мамкина сила…

Но я только после пойму,

Что всё это счастьем было,

Не равным уже ничему [1, c. 13].

 

Герой испытывает нежные чувства по отношению к своей матери. Он тоскует по ней.

Таким образом, тема любви в творчестве В.С. Гузия носит трагический характер. В большинстве своём это грустные стихотворения о несбывшейся любви («Черёмуха», «В который раз прощанье у дверей…», «А здесь небеса с серебристым отливом» и др.) Лирический герой Гузия понимает любовь как лучшее проявление человеческой природы. В конечном итоге, для него становится совсем неважным исход отношений с возлюбленной женщиной. Во главу угла ставится сам факт присутствия любви: Хуже нет дела, чем хвастаться ранами / Прошлой любви потерявшей крыла / Неважно: была ли счастливой, обманною, / Главное всё-таки, что была [1, c. 61].

 

Список литературы:

  1. Гузий, В.С. Образ действия. Стихи / В.С. Гузий. – Новосибирск, 2004. – 157 с.
  2. Назарова И.С. Гузий Владимир Спиридонович. // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX-XX веков. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. С.120-123.
  3. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. – М.: Флинта, Наука. Н.Ю. Русова. 2004. – 536 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий