Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 апреля 2018 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сафиуллина А.Р. СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(64). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(64).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СПОСОБЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Сафиуллина Альфинур Ришадовна

студент, кафедра социально-художественного образования СурГПУ

РФ, г. Сургут

Чурсина Эльвира Сазитовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, старший преподаватель СурГПУ

РФ, г. Сургута

Внеурочная деятельность, а именно, кружок по батикy, способствует развитию навыков изобразительного искусства. Цель курса заключается в том, чтобы предоставить учащимся возможность продемонстрировать свою индивидуальность.

Содержание курса предлагается выстраивать таким образом, чтобы постепенное освоение техники способствовало созданию авторских и уникальных вещей. На курсе должны даваться необходимые знания по технике росписи, выработка навыков росписи путем участия обучающихся в практической деятельности по росписи ткани. [1, c. 43]

Таким образом, внеурочная деятельность, а именно, кружок по батику, способствует приобщению обучающихся к творческой деятельности, которая не ограничивается учебными часами по программе изобразительного искусства. Перед педагогом ставится несколько задач.

Во-первых, познакомить учащихся с техникой росписи по ткани. Во-вторых, создать условия для формирования интереса к предмету. В-третьих, развивать и поощрять творческую инициативу, которая будет исходить от обучающихся по мере освоения техники.

Предлагается вести данную работу в коллективе, давая не только теоретические, но и практические знания, которые могут быть применены в повседневной жизни. Курс предлагается начать с изучения теоретических основ и практических занятий по росписи с применением простых, но в то же время эффектных техник. [2, c. 25]

Предлагается ознакомить обучающихся с многообразием техник. Это позволит каждому выбрать свое решение, которое будет применено в росписи. С учетом того, что расписанные ткани могут использоваться для создания разных декоративных предметов, предлагается рассмотреть вопрос о применении техники росписи в обычной жизни. К примеру, кому-то из обучающихся интересно использовать ткани для пошива платков и других предметов одежды. А кому-то будет интересно создавать из расписанных тканей картины.

Техники росписи по ткани предлагается обсудить с обучающимися, также можно рассмотреть вопрос о переоснащении кабинета в соответствии с пожеланиями учащихся. Важная задача заключается в обеспечении обучающихся необходимой литературой. Первый ознакомительный урок можно провести в форме презентации. Иными словами, показать многообразие вариантов применения техники росписи по ткани в обычной жизни.

В комплект учебно-методической литературы для занятия предлагается включить учебники, альбомы и иллюстрации. На демонстративном уроке педагогу предлагается показать основы создания эскиза. Необходимо показать обучающимся, с чего начинается работа, и показать, что при создании эскиза необязательно пользоваться готовыми эскизами. [3, c. 22]

Каждый эскиз может быть индивидуальным в зависимости от развитости воображения и умений проявлять себя в изобразительном искусстве. Уже на первых уроках педагог сможет выделить среди детей две категории – наиболее одаренных и тех, кто слабо справляется с работой.

Что касается личностных результатов, то при выборе схемы взаимодействия с обучающимися, педагогу необходимо рассмотреть вопросы организации пробного (демонстративного) урока.

Важно обозначить на этом занятии, что батик, как способ творчества, является предметом материальной культуры, куда входят все творческие занятия. Можно создать памятки для обучающихся и включить в них правила дизайна, эти правила пригодятся на первых практических уроках, где все еще нужно иметь под рукой своеобразную шпаргалку.

Необходимо обозначить, что конечный продукт творческой работы может быть, к примеру, использован для украшения класса или домашней комнаты. Иными словами, нужно рассказать обо всех сферах, где может быть использована роспись ткани. И предложить обучающимся подумать, с создания какого предмета творческой деятельности они бы хотели начать изучение техники «Батик». [4, c. 11]

После того, как педагог выявит одаренных детей на этом кружке, необходимо наладить схему взаимодействия с теми детьми, у которых по тем иным причинам не удается достичь качественного результата. Она требует постановки задачи и выполнения последовательных шагов в результате индивидуального сотрудничества с педагогом. Что касается личностных результатов, то при выборе схемы взаимодействия с обучающимися, педагогу необходимо рассмотреть вопросы организации пробного (демонстративного) урока. Возможно, причина неудачи заключается в том, что обучающийся не научился планировать свою деятельность для достижения качественного результата.

Поэтому вместе с педагогом ему предлагается выстроить пошаговый план. Педагог должен сформировать навыки у учащихся оценивать результат своего творчества с учетом взятой методики. Также педагогу необходимо указать на типичные ошибки, которые возникают в результате освоения техники росписи. Целесообразно будет показать несколько примеров в шутливой форме и указать, что такие результаты творчества неизбежны при освоении нового предмета и это нормальное явление.

Постепенное повышение сложности способов росписи по ткани покажет, что результат творческой деятельности зависит от того, насколько способ росписи усвоен учеником. Учитель должен давать словесную оценку результатам творчества, указывая при этом на способы и возможности совершенствования творческих навыков. То есть, учитель должен не просто указывать на результат, а раскрывать причину ошибок, которые приводят к такому творческому результату. Это позволит отточить навыки творческого мастерства. [5, c. 52]

Как правило, масса вопросов у обучающихся возникает на первых уроках, поэтому первые занятия целесообразно разделить на три составные части. Первая часть – это небольшой теоретический экскурс с демонстрацией предметов творчества. Вторая часть – это практическое занятие, направленное на выполнение обозначенной учителем задачи. Третий этап – это оценка результатов, разбор ошибок и ответы на все интересующие вопросы. Если обучающийся желает высказать свою точку зрения, следует предоставить ему такую возможность.

Творческие взгляды на один и тот же предмет могут быть в действительности разными. Педагог, ставя задачу перед обучающимися, должен предоставлять возможность поиска совместного решения. То есть, требуется обозначить задачу и обсудить ее с классом, выработать пошаговый план к решению данной задачи. Особое место в планировании взаимодействия с обучающимися педагог должен уделить содержанию курса, которое можно так же разделить на три этапа.

Первым этапом является знакомство с целями и задачами курса, изучение рабочего места и способов его организации. Второй этап – знакомство с учебными материалами, изучение теоретических основ с демонстрацией примеров. На третьем этапе происходит включение в курс часов практических занятий с поэтапным усложнением задач и способов их решения.

На демонстративном уроке педагогу предлагается показать этапы творческого пути. Начать стоит с организации рабочего места и подбора нужных материалов. Далее следует обозначить цели работы и способы достижения обозначенной задачи.

На завершающем этапе следует продемонстрировать созданный предмет творчества, ответить на вопросы обучающихся и разобрать типовые ошибки. Знакомство с правилами распорядка, безопасности и личной гигиены целесообразно провести на первом уроке.

Педагогу при планировании кружка следует ориентироваться на то, что у каждого обучающегося творческие навыки могут быть развиты, в той или иной степени. Более того, у каждого из них может быть свое представление о роли творчества и способах самореализации. В задачи педагога входит выявление потребностей, поиск способов для самореализации в технике «батик», индивидуальная работа с обучающимися.

Педагогу в процессе внеурочной деятельности необходимо оценивать личностные результаты и метапредметные результаты работы обучающихся, а также обучить их самостоятельной оценке результатов своего творчества. Работа должна вестись в коллективе с упором на цели и задачи курса освоения техники росписи. [6, c. 74]

Для более качественного усвоения знаний и повышения качества практики в работу можно включить использование интерактивных способов знакомства с основами творчества и новыми техниками. Также необходимо обозначить перед обучающимися возможность использования полученных навыков вне школьных стен и закрепить интерес обучающихся к новому предмету внеурочной деятельности.

Способы построения работы с обучающимися имеют разнообразные варианты. Но главным является то, чтобы обучающиеся проявляли интерес и инициативу в познании и освоение приемов художественной росписи по ткани.

 

Список литературы:

  1. Алексеев, Н. Г. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н. Г. Алексеев. - Тюмень: ТГУ, 2014. - 216 с.
  2. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. - М., 2015.
  3. Голуб, Г. Б., Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования / Г. Б. Голуб, Е. А. Перелыгина, О. В. Чуракова. - Самара: Учебная литература, 2016.
  4. Горанов, К. Художественный образ и его историческая жизнь / К. Горанов. -М.: Искусство, 2015. - 519 с.
  5. Новиков, А. М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности) / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: Эгвес, 2014. - 120 с.
  6. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 2015.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий