Статья опубликована в рамках: LXI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 18 января 2018 г.)
Наука: Филология
Секция: Лингвистика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ КАЛЛИГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Всё большую значимость в наше время обретает вопрос формирования каллиграфического навыка. Всесторонне развитая личность необходима современному обществу. На основные его составные части и акцентируют структурные элементы всестороннего развития личности многочисленные ученые, такие как Харламов И.Ф., Подласый И.П. В качестве структурных элементов обозначают: интеллектуальное воспитание, техническое обучение, физическое развитие, нравственное и эстетическое воспитание, которые обязаны гармонировать с развитием творческих предрасположенностей, задатков и возможностей личности и подключением её в производительный труд. Как видим, это личность интеллектуально мыслящая, обладающая нужными видами и формами деятельности, сосредоточенной на разрешение существенных вопросов общества. Однако это личность и грамотная, которая обладает формами устной и письменной речи.
В своей работе я делаю упор на письменную речь, которой обязан владеть каждой компетентный человек.
Самую многословную, четкую и развёрнутую форму речи в научной литературе принято подразумевать под письменной речью. В письменной речи передаётся словами то, что в устной речи передаётся с поддержкой интонации. Вследствие особого обучения возникает письменная речь. Не столь идея, что подлежит выражению, сколько техническая сторона написания букв, а потом слов и предложений считается объектом ее развития на преждевременных стадиях. Развитие двигательных навыков письма проистекает на данной стадии.
Как одной из трудностей в образовании представляет цель развития каллиграфического навыка по отношению к школе. Предоставленная проблема остаётся важной, как для преподавателей, так и для методистов, учёных. Ее исследованием занимались и занимаются многочисленные научные работники, рассматривая ход развития навыка с различных позиций, подобных как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и развитию каллиграфического навыка через определённую систему основ, способов и приемов; (Агаркова Н.Г., Безруких М.М., Боголюбов Н.Н., Гурьянов Е.В., Желтовская Л.Я., Илюхина В.А., Потапова Е.Н., Соколова Е.Н., Федосова Н.А.). [1]
Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, неточное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается ощущение о пишущем, равно как о не знающем и небрежном ребёнке. Из возникновения компьютеризации в обучении следует проблема плохого письма. Ученики все меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем теряется. Проблемы, которые связаны с обучением письму: овладение формой букв, их безотрывное письмо и методы соединения, наклонное письмо, всё данное пропадает из-за неимения стабильных упражнений в письме.
Однако эта проблема в настоящее время никак не разрешена в полном объеме. При овладении письмом ребята ощущают не только лишь физические, но и психические проблемы.
Как разрешить данную задачу, как посодействовать ребятам преодолеть трудности, сделалось мотивом подбора темы моей работы: «Формирование каллиграфического навыка у младших школьников».
Я определила в собственной работе такую цель: установить сущность этапов развития каллиграфического навыка в период обучения грамоте.
Определила следующие задачи:
1. Провести исследование литературы по проблеме.
2. Определить условия, требуемые для развития каллиграфического навыка.
3. Выявить современные методы работы над формированием каллиграфического навыка и их сущность.
4. Определить и испытать сущность стадий развития богатого опыта.
Теоретический анализ проблемы предоставил выдвинуть следующую догадку: степень сформированности каллиграфического навыка письма будет увеличиваться в случае, если:
1. Организовать постепенный процесс развития каллиграфического навыка с учётом психофизиологических отличительных черт процесса.
2. Будут созданы требуемые условия и выбраны результативные способы, соответствующие содержанию каждого из этапов формирования каллиграфического навыка.
Наряду с классической технологией развития каллиграфического навыка у младших школьников имеются и авторские технологии по развитию навыка письма. В настоящее время по вопросу развития каллиграфического навыка работают: Е.Н. Соколова, Н.Г. Агаркова, М.М. Бехруких, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова. В собственной работе я совершила попытку сопоставить методику данных авторов для того, чтобы установить уровень эффективности данных подходов. [2]
Методика по развитию каллиграфического навыка письма о «Письмо с секретом» В.А. Илюхиной. Наиболее крупные проблемы, доставляющие большое количество трудностей – это уроки письма, свидетельствует автор. В.А. Илюхина пришла к заключению: труднее всего написать детям те компоненты букв, где существует «овал». Учёной было предложено поменять его непосредственный чертой, оставив овалы в основном только лишь в верхней части буквы.
В.А. Илюхина выделила главные компоненты письма: прямая наклонная палочка вниз, 1/2 наклонной палочки вниз, 1/3 наклонной палочки вниз, «Поворот в месте» (закруглить), «Крючок вплоть до середины», «Секрет», «Закрыть секрет», «Рельсы». Упражнения, включающие данные компоненты, приучают писать детей в такт, по указанию. Строгий размер в движении - вот весь секрет изящного и быстрого письма. Данные упражнения ведут не только лишь к красивому письму, они вырабатывают внимание (необходимо с 1-го раза узнать, осознать и отобразить то, что говорит учитель), усидчивость, тренирует память. Все без исключения вышеуказанные компоненты пишутся без отрыва ручки от тетради.
Эта методика - творческое переосмысливание мыслей Е.Н. Потаповой, дополненная своими способами, предоставляющими большой образовательный результат, оригинальным подходом к решению этой проблемы.
Я подробнее остановилась на том, как свидетельствует Е.Н. Потапова, что считается собственным осознанием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие компоненты новизны в классическую методику преподавания письму постепенно.
Первый этап преподавания письму.
Основная цель: установка пальцев, руки в целом.
Второй этап преподавания письму.
Формирование тактильной памяти (память кончиков пальцев) посредством карточки с наждачной бумаги, карточки для обвода букв пальчиками является основной целью. Однако помимо этого вида памяти имеются и прочие (зрительная и слуховая). Зрительной памяти отдается огромное значение. Объем памяти должен регулярно расти. Для каждого учащегося необходимо вырезать буквы из наждачной бумаги персонально. Основой при овладении письмом является формирование тактильной памяти с точки зрения Е.Н. Потаповой. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация принимается мозгом, проходит обратный импульс - как писать.
Третий этап преподавания письму.
Основная цель: фиксирование знаний, умений с поддержкой вкладыша букв и карточками – кальками, которые предполагают собою компоненты, соединения, буквы, слова.
По этой методике функционируют многочисленные учителя, в случае если не применяют ее полностью, то принимают элементы и вводят их в собственные уроки.
Равномерный (тактический) метод (способ тактирования), то есть письмо под счет использовался издавна в методике преподавания ребенка письму и чистописанию на способе ритмизированного письма, которое базируется на концепции Д.Б. Эльконина, автор - М.М. Безруких. Достичь четкости, мягкости, ритмичности и убыстренного темпа дает возможность тактированное письмо. Для улучшения графо-моторного элемента письма у обучающихся, которые обладают характерными чертами двигательной сферы, рассчитан этот корректировочный метод. Авторами разработано обучение тактированному письму, заключающееся из 3-х этапов.
Первый этап содержит осуществление следующих процедур: обведение под счет завершенных образцов рукописных букв через бесцветную кальку.
На втором этапе обучающиеся обводят через бесцветную кальку под счет завершенные рукописные слова, которые объединены в категории с равной правильной структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).
Третий этап содержит следующие уроки: обводку под счет предложений через бесцветную кальку, стихов и микротекстов. В основе данных рекомендаций составлена рабочая тетрадка для развития графо-моторного компонента письма, специализированная для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательной школы. [3]
Рассматривая другие технологические процессы по методологии обучения письму, следует кроме того остановиться на методике Н.Г. Агарковой.
Так, Н.Г. Агаркова подмечает, что методика преподавания первоначальному письму и развития каллиграфического навыка обусловливается концепцией основ, способов и приемов, применяемых на уроках письма, то есть русской графики и обучения по выработке автоматизированности воздействия воспроизведения букв и их соединений на бумаге.
Это, прежде всего, принципы:
1. поэлементного изучения;
2. одновариантного (устойчивого) начертания букв и их комплексов;
3. принцип закономерной группировки буквенных знаков.
Предварительно в памяти детей отчетливо формируется визуальный вид данной буквы, то есть ученик обязан понятно представлять, из каких зрительных элементов состоит буква, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти компоненты пребывают в ней. В этом состоит сущность поэлементного принципа подготовки начертания букв. На базе уже двигательных компонентов кроме того реализуется воспроизведение букв. Разграниченный визуально-двигательной облик любой буквы создается вследствие данного у учащегося. Данное составляет нужную базу с целью формирования каллиграфического навыка. [4]
Закономерностью перемещения руки при письме определен принцип одновариантного (устойчивого) начертания письменных букв. В первую очередь, это круговые закрытые перемещения руки, нацеленные внутрь к плечу. Кисть в ходе письма осуществляет однообразные движения.
Логические основы группы писчих букв дают возможность в достаточно небольшой период после букварного этапа преднамеренно и регулярно продлить развитие в памяти обучающихся отчетливо дифференцированных визуально-двигательных образов письменных букв, а значит, предотвратить в их письме графические погрешности и тем самым вложить крепкие основные принципы к выработке автоматизированности каллиграфического навыка.
Таким способом, изображенные выше принципы реализуются посредством поэлементно-целостного метода письма, который, во-первых, определен возрастными психическими отличительными чертами ребенка 6-7 лет, во-вторых, он никак не противоречит развитию связного (безотрывного) письма, а наоборот, перекрывает его основные принципы. Данное добивается при помощи внедрения компонентов двух категорий: визуальных и двигательных. Структура компонентов 1 группы определена закономерностями визуального восприятия трудных графических форм, 2-ой – закономерностями движения руки во время письма при обстоятельстве автоматизированности каллиграфического навыка.
На базе изученной мною литературы возможно установить, что методы, рекомендованные Е.Н. Потаповой, Н.Г. Агарковой, В.А. Илюхиной, основываются на опыте множества преподавателей-предметников. К примеру, в методологии Е.Н. Потаповой наблюдается генетический метод письма, копировочный и прочие, применяемые еще в XIX столетии. Тактовый, а кроме того шрифтовый способ, мы встречаем у В.А. Илюхиной и Н.Г. Агарковой. Методы Е.Н. Потаповой и Н.А. Федосовой дают возможность совершенствовать не только лишь небольшую моторику рук, но и все без исключения типы памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Технология В.А. Илюхиной дает возможность откорректировать ранее сформировавшийся стиль. Это, вероятно, единственная технология, использование которой, по словам преподавателей, на самом деле приносит заметные итоги по корректированию почерка обучающихся на протяжении всего этапа преподавания в школе. [5]
Изученные мной методы Н.Г. Агарковой, В.А. Илюхиной, Е.Н. Потаповой, М.М. Безруких, дали возможность сделать выводы:
1. В основе каждой из методик пребывают основы, способы, проявленные исторически.
2. Методики ориентированы на осознанное освоение учащимися каллиграфического навыка.
3. Имеющиеся современные технологии обучения письму ребенка носят развивающий характер.
4. Предложенные авторами методы и приёмы преподавания объединены психофизиологическими отличительными чертами развития ребенка.
Список литературы:
- Агаркова, Н.Г. Русская графика: Книга для учителя, 2 класс / Н.Г.Агаркова, –М.: Дрофа, 2012.
- Агаркова, Н.Г. Обучение первоначальному письму по прописям к “Азбуке” О.В. Джежелей / Н.Г. Агаркова, -М.: Дрофа, 2012.
- Агаркова, Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, Е.А. Бугрименко, П.С. Жедек, Г.А. Цукерман. –М.: Просвещение, 2013.
- Агаркова, Н.Г. Информационно-методическое письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. -2014. -№8. –с.9.
- Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова, -М.: 2011.
- Савкина Н.Г. Сущность, принципы, условия оказания детям педагогической помощи. Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-2 (8). С.40-43.
- Савкина Н.Г. Дифференцированное обучение учащихся начальных классов с учетом разной функциональной асимметрии полушарий. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Ишим. 2010.
дипломов
Оставить комментарий