Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 октября 2017 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Спичак Н.Г. О НЕКОТОРЫХ ДОМУСУЛЬМАНСКИХ ОБРЯДАХ И СВЯТЫХ МЕСТАХ (ПО «КНИГЕ ОБ ИДОЛАХ») // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(58). URL: https://sibac.info/archive/guman/10(58).pdf (дата обращения: 15.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

О НЕКОТОРЫХ ДОМУСУЛЬМАНСКИХ ОБРЯДАХ И СВЯТЫХ МЕСТАХ (ПО «КНИГЕ ОБ ИДОЛАХ»)

Спичак Николай Григорьевич

магистрант Институт гуманитарных наук Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина,

РФ, г. Сыктывкар

Весь доисламский период истории Аравии мусульманская историография обозначила термином «ал-джахилийа» — невежество [1] Однако «именно в этой доисламской истории арабов с ее духовно-мифологической основой, − пишет Ю.Г. Петраш, − мы отыскиваем корни тех мировоззренческих представлений, которые составили основу Корана, Сунны и многих традиций ислама» [2]. Речь, таким образом, идет о мифологии древних арабов, исследование которой позволяет выяснить их мировоззрение и мировосприятие.

Древнеарабские мифологические представления (1-е тысячелетие до н. э. — начало VII в. н. э.), по заключению исследователей, не сложились в единую систему, при этом сведения об этих представлениях почерпнуты из немногочисленных источников, в том числе из «Книги идолов» Хишама ибн ал-Калби (VIII в.) [3]. Текст «Книги об идолах» составлен в форме собрания записей устных рассказов тех, кто помнил рассказы предков о времени Джахилия; в повествование автор включал и свои суждения.

Итак, одной из самых ярких черт мифологии древних арабов является культ камней (с. 9). Ал-Калби рассказывает о том, что арабы совершали обход – давар − вокруг идола-камня и приносили ему жертвы, а называли эти камни ал-ансаб (с. 17). Камни служили объектом поклонения арабов; наиболее известен так называемый «черный камень», который и в настоящее время остается «одной из важнейших мусульманских святынь» (см. об этом, например [4, с. 111; 5]).

Восприятие формы поклонения камням приравнивается к III веку [6]. Дж. Гилкрист указывает, что поклонение камням считалось обычным явлением, причем вне зависимости от того, какая форма им придавалась. Некоторые камни арабы приносили на ярмарки, оставляли в храме Кааба [7].

Арабы эпохи ал-джахилийа использовали для идолов наименования санам (идол, кумир) и васан (идол, предмет любви). Ал-Калби указывает, что если идол был сделан из дерева, или золота, или серебра, его называли санам, а если он был сделан из камня − васан (с. 26). В период ал-джахилийа в Аравии очень важно было владеть идолом или храмом: идол был почти в каждом доме, каменные идолы ставили в Каабе или перед храмом, а в местах всеобщего совершения обрядов преклонения находилось огромное количество идолов, обряды проходили в виде ходьбы вокруг камня [8].

Одним из главных обрядов арабов периода ал-джахилийа был обряд хаджа. Каждое племя совершало таваф – ритуальный обход вокруг Каабы, известный с доисламских времен, когда семь жриц ал-Лат совершали службу у Черного Камня в Мекке. Таваф составлял основу хаджа и символизировал очищение от грехов. Богам преподносились различные подарки и благовония. Из доисламских времен сохранился обряд умра (добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия), стояние на горе Арафат (обряд, совершаемый до сих пор в исламе в течение девятого дня месяца зу-л-хиджжа), обряд принесения в жертву животных во время хаджа [9, с. 78 – 80]. Свидетельство тому − фрагменты из «Книги об идолах», разъясняющий и причины идолопоклонства древних арабов, при этом примечательно, что Кааба называется Домом: ей приносили дары, смазывали стены кровью жертвенных животных, украшали красивыми материями; вокруг нее совершали семикратный обход и всякий раз прикасались к Черному камню [10, с. 42 – 43].

С Каабой связаны разные легенды и предания. Одна из них повествует о двух идолах – Исафе и Наиле. По соседству с Каабой находились два небольших холма – ас-Сафа и ал-Марва: на первом располагался идол Исаф, а на втором подобное ему божество – Наила. Легенда гласит: когда-то мужчина и женщина сожительствовали в Каабе, за что и были превращены в камень. Обычно арабские язычники, совершая паломничество, дотрагивались до этих фигур. Такой ритуальный обход холмов и в настоящее время распространен среди паломников, хотя его истоки – в язычестве. Коран оправдывает эту практику, объясняя ее тем, что два холма находятся между «символами Аллаха» и нет никакого греха в том, чтобы обойти их. [11]. В «Книге об идолах» содержится фрагмент, излагающий легенду о превращении этих людей в идолов за блуд, совершенный в Доме (c. 10).

В тексте «Книги об идолах» находим целый фрагмент о святых местах: о каабе в Наджране, которую почитало племя ал-харис ибн ка'б, но которая, по размышлению автора, была не местом поклонения, а лишь обителью для людей племени;  о каабе в аз-Захрена реке Синдад между Куфой и Басрой, которой поклонялось племя ийад и которое, по некоторым свидетельствам, также было не капищем  для поклонения, а только почетным жилищем; о святилище ал-Калис в Сане, построенную из мрамора и позолоченного дерева (с. 25 – 26). В тексте содержится упоминание о храме божества луны – Рийам, которому поклонялись химйариты (с. 11); есть в тексте свидетельства о святом ущелье Сукам – святилище, которое курайшиты посвятили богине ал-Уззу, и о святом источнике Замзам, и о капище Руда (с. 11). В примечаниях автор указывает, что Рийам находился к северу от Саны в области Архаб на торе Рийам. Добавим, что лунные божества существуют в разных политеистических религиях и мифологиях.

Ал-Калби не единожды упоминает об обряде гадания на стрелах, например: «Его отец был убит, и он хотел отомстить за него, пришел к Зу-л-Халасе, перемешал перед ним гадательные стрелы, и выпала стрела, запрещающая ему это, и он произнес эти стихи» (с. 20). Об этом обряде повествует и фрагмент, в котором ал-Калби рассказывает о набеге Имру'-л-Кайс ибн Худжр на племя асад, почитавшем идола в Табале. Имру'-л-Кайс ибн Худжр совершил обряд гадания на трех стрелах – «повелевающей», «запрещающей» и «откладывающей», но, разгневанный результатом, ударил идола, потом покорил племя асад, а перед идолом больше никогда не гадали (с. 4).

В известной книге «Пророк Мухаммад» находим сведения об этом обряде в контексте рассуждений о Хубале − самом крупном и самом почитаемом идоле Каабы: гадание на стрелах «являлось одной из его главных специальностей» [12, с. 28]. О Хубале есть важные замечания в книге Климовича: он предполагает, что «Хубал и мусульманский Аллах − одно и тоже» [13, с. 213].

В «Книге об идолах» находим примечательный фрагмент о Хубале, который владел семью стрелами с надписями “чистокровный” и “чужой”. При помощи этих стрел Хубала определял «отцовство»: ребенка принимали, если выпадала стрела с надписью “чистокровный”, от ребенка отказывались, если выпадала стрела с надписью “чужой”. У Хубалы были стрелы для покойника, для заключения брака  и др. (с. 17).

Обратимся еще к одному зафиксированному Ал-Калби обряду, перешедшему в исламскую традицию, − обряду бритья головы. Автор повествует об идоле ал-Укайсир, к которому совершали паломничество племена куда'а, лахм и джузам и жители Сирии. Во время паломничества они брили возле идола головы, а с каждым волоском бросали щепоть (ал-курра) муки (с. 24). Об обряде бритья головы есть некоторые свидетельства в литературе (см., например: [14, с. 43]).

Итак, «Книга об идолах» построена как собрание рассказов о языческих племенных идолах и проникнута осуждением идолопоклонства. В связи с этим она является важным источником сведений о духовной культуре арабов в доисламский период их истории.

 

Список литературы:

  1. Джон Гилкрист Дж. Мухаммад − пророк ислама. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama (дата обращения: 10.10.2017).
  2. Петраш Ю.Г.  Великая святыня Коран. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: (дата обращения: 10.10.2017).
  3. Хишам ибн Ал-Калби. Книга об идолах (китаб ал-аснам) / Перевод с арабского, предисловие и примечания В.В. Полосина (Серия Памятники письменности Востока). − М.: Наука, Восточная литература, 1984. – 64 с. Ссылки на издание с указанием страниц приводятся в тексте статьи в круглых скобках.
  4. Демин В.Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси. – М.: Вече, 1997. – 560 с.
  5. Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
  6. Нихаль Шахин Утку. Аравия доисламского периода. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.posledniyprorok.info/
  7. Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
  8. Нихаль Шахин Утку. Указ.соч.
  9. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII – XV вв: курс лекций. ‒ Л.: Издательство Ленинградского университета, 1966. – 398 с.
  10. Аш-Шахрастани Мухаммад ибн Абдал-Карим. Книга о религиях и сектах / Перевод с арабского, введение и комментарий С.М. Прозорова. ‒ М., 1984. ‒ 270 с.
  11. Джон Гилкрист Дж. Указ.соч.
  12. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Пророк Мухаммед. – М., 1991. – 485 с.
  13. Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М., 1998. – 112 с.
  14. В.Ф. Панова, Ю.Б. Бахтин. Указ.соч.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.