Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Просыпкина В.О. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(55). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(55).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

Просыпкина Вероника Олеговна

магистр, Институт философии, СПбГУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

Соколов Борис Георгиевич

научный руководитель,

д-р филос. наук, проф. Институт философии СПбГУ,

РФ, г. Санкт-Петербург

На протяжении существования музыкознания как совокупности теоритического знания о музыкальном искусстве жанр оперы занимал в нем особое место, так как с момента возникновения оперного искусства опера не переставала находиться в центре общественного внимания.

Понятие «опера» восходит к латинскому «opus», означающее «произведение», «творение». Первые оперы появились в Италии эпохи Возрождения в стремлении воссоздать античный спектакль. Стоит отметить, что эпоха Возрождения – это качественно новый этап в истории развития духовной сферы. Европейская культура в своей попытке реконструировать эстетический идеал классического периода греческого искусства породило содержательно уникальное искусство эпохи Возрождения, возникшее на почве христианской культуры устремленности человека к бесконечности, к вечной жизни.

Зародившись в Италии, оперное искусство наряду с другими видами искусства, такими как архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство и пр., стало постепенно становиться частью культурной жизни других европейских стран. Однако в период постепенной смены культурных парадигм (в период постепенной секуляризации всех сфер жизни человека) светский оперный жанр продолжительное время конкурировал с духовной музыкой. И только к концу XVIII века, в классический период развития европейской музыки, светская музыка, а в особенности оперный жанр, стала господствовать в музыкальной жизни европейских стран.

Популярность оперы обусловлена рядом причин:

  1. Синтетической природой оперы как жанра;

Опера представляет собой синтез различных видов искусств, таких как музыка; литература (слово) (оперное либретто); драматическое театральное искусство; танец; живопись (соблюдение эстетики визуального ряда, сознание декораций и пр.); скульптура и пр.

  1. Литературоцентричности оперного искусства;

Начиная с XVIII века в Европе происходила последовательная смена направлений развития гуманитарной смены. Эпоха сентиментализма пришла на смену Просвещению, затем – романтизм, реализм, импрессионизм и т.д. Несмотря на то, что чётких границ этих направлений не существовало, как правило, возникновение нового направления было связано с новаторством именно в литературной сфере. Передовые идеи эпохи формулировались посредством языка и впоследствии находили отражение и в оперном жанре таким образом, что опера аккумулировала в себе актуальные общественные проблемы и вызывала заметный общественный резонанс.

  1. Доступности музыкального смыла в силу использования вербального языка;

Несмотря на то что оперное либретто не мыслится в качестве иллюстрации музыкального материала, музыка и стихотворный текст в опере, органично дополняя друг друга, создают синтез слова и звука, усиливая воздействие на аудиторию.

  1. Возможность музыкального искусства воздействовать на подсознание слушателя.

Музыкознание XXI века переживает период консолидации и интеграции знания, стираются границы национальных музыковедческих школ: существенно возросла ценность взгляда стороннего наблюдателя как в сфере теории (к примеру, в британских вузах все чаще открываются по изучению русской музыки), так и в сфере практики (всё чаще зарубежными театрами производится постановка опер отечественных композиторов).

Подобная популярность оперы как жанра в европейской музыкальной системе обусловливает особый интерес научного сообщества к ее изучению, так как опера аккумулирует множество исторических событий и тенденций, она является своеобразным «историческим зеркалом» развития европейского искусства. Эта важная роль оперы связана с тем, что современным музыкознанием разработано множество подходов к изучению оперного искусства, в том числе подходов, предполагающих междисциплинарность исследований.

Перейдем к рассмотрению основных направлений исследований оперы в современном музыкознании во взаимосвязи с основными разрабатываемыми проблемными полями данной области научного знания.

-Музыкальная семиотика

Семиотические методы широко применяются в современном музыкознании для исследования оперы. В рамках данного направления опера исследуется в качестве текста, представляющего совокупность знаков, таких как определенный набор персонажей, смысловая направленность сюжета, композиция оперы и др. (Н.А. Софьина [4]).

-Исследования национальной составляющей оперного искусства

Как показывают результаты работы современных музыковедов, национальное своеобразие оперного искусства не сводится только лишь к языковым особенностям. Несомненно, в национальном языке находят отражение социальные процессы, однако в истории культуры различных стран коренятся и другие, кроме языковых, различия, прямо или косвенно влияющих на возникновение национальной оперы. Многих современных ученых привлекает эта область изучения оперного жанра. (М. Фролова-Уокер [6], Е.В. Лобанкова [3]).

- Историческая рецептивистика

Историческая рецептивистика - это современное направление музыкознания, которое занимается анализом специфики предпочтения слушателей в определенную эпоху. Изучение набора слушательских рецепций, господствующий в период создания оперы композитором, позволяет иначе взглянуть на драматургию и музыку оперного произведения, что формирует более целостное представление о замысле композитора и, следовательно, дает ключ к более корректному воплощению этого замысла на оперной сцене. (Л.А. Купец [2]).

- Антропологические исследования

В рамках данного направления происходит переосмысления богатого этнографического музыкального материала, собираемого учеными, в основном, в течение XX века. Предполагается, что определенный этнический контекст формирует творческий взгляд композитора, а также «музыкальное мышление» композитора (определенность, заданность мышления культурной средой). (Г.К. Жукова [1]).

Для исследования оперы оказываются также эффективны разработки в области музыкальных эмоций [5], связи музыки и психологии, музыки и статистики [7] и другие современные направления исследований, не занимающихся непосредственно изучением оперного жанра, но чьи результаты могут способствовать его изучению.

Как было отмечено ранее, среди современных тенденций мирового музыкознания выделяется тенденция к консолидации и интеграции. Интеграции пространства способствует создание единых информационных ресурсов: международной музыковедческой базы «Oxford Music Online», единых баз научного цитирования (Scopus, Web of Science), в которых также входят журналы по музыкальной проблематике. Создание музыкальных ассоциаций и обществ (Общество теории музыки и др.) также способствуют обмену знаниями.

В заключение хотелось бы отметить, что в последние годы можно наблюдать необычайный подъем в сфере музыкознания по изучению оперного искусства различных стран и эпох от барочной оперы до современной. В будущем предстоит еще много работы в этом направлении, однако современные тенденции музыкознания в этой области показывают позитивную динамику и дают надежду на предстоящие научные открытия.

 

Список литературы:

  1. Жукова, Г.К. Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. - 167 с.
  2. Купец Л.А. Композиторы второго ряда как образовательный парадокс: проблемы атрибутации, критериев оценки и слушательского восприятия // Композиторы «второго ряда» в историко-культурном процессе. Сб. ст., М.: Издательство «Композитор», 2010. С.19-34.
  3. Лобанкова, Е.В. Национальные мифы в русской музыкальной культуре. - СПб: Издательство им. М.И. Новикова, 2014. - 416 с.
  4. Софьина Н.А. Национальная история в русской классической опере: Автореф. дисс. канд. иск. Казань, 2006.
  5. Холопова, В.Н. Музыкальные эмоции. – М.: Альтекс, 2012. – 348 с.
  6. Frolova-Walker, M. Russian music and nationalism from Glinka to Stalin. - Great Britain: Yale University Press, 2007. - 402 p.
  7. Gustar, A Statistics in Historical Musicology: PhD, London, Open University., 2014. - 297 p.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.