Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 июля 2017 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чубарова Л.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЭСТЕТОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(55). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(55).pdf (дата обращения: 04.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ТВОРЧЕСТВЕ ЭСТЕТОВ

Чубарова Людмила Александровна

студент Института Истории и Права, Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского,

РФ, г. Калуга

Курков Владимир Вячеславович

научный руководитель,

канд. ист. наук, доцент Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского,

РФ, г. Калуга

Эстетизм, зародившийся в 70ых годах 19 века в Викторианской Англии, ставший приемником движения прерафаэлитов и проложивший дорогу декадансу и модерну, создал совершенно особу связь между искусством и природой. В эстетизме искусство перестало подчиняться природе, не отказавшись от нее совсем. Искусство у писателей и художников принадлежавших к эстетическим и позднепрерафаэлитским кругам взяло все лучшее от природы, изменив это в своем стремление сделать прекрасным.

"Хант, Милле и Россетти заявили в журнале «Росток», что не желают изображать людей и природу отвлеченно красивыми, а события – далекими от действительности, и, наконец, им надоела условность официальных, «образцовых» мифологических, исторических и религиозных произведений. Прерафаэлиты отказались от академических принципов работы и считали, что все необходимо писать с натуры".[7] Это относится как к изображению людей, так и к изображению природы. Несмотря на то что природа не была центральной темой работ прерафаэлитского братства, она занимала важное место во всех работах(от картин до стихотворений).

«Выразить идеи тех, кто принимает в Искусстве и Поэзии простоту Природы», — так объясняет Д.Г. Россетти и его соратники собственные устремления на страницах журнала «Росток» [2, с. 29]

"Прерафаэлиты не выработали ни манифеста, ни деклараций, в которых были бы выражены их идеи. Позднее Уильям Майкл Россетти свел их к четырем пунктам: 1) иметь оригинальные идеи; 2) изучать природу, чтобы уметь ее выразить; 3) любить в искусстве прошлого все серьезное, прямое и искреннее и, наоборот, отбрасывать все банальное, самодовольное и рутинное; 4) самое главное – создавать абсолютно прекрасные картины и скульптуры". [3] Таким образом природа играла важную роль в искусстве прерафаэлитов, однако с течением времени и привнесением эстетических взглядов в прерафаэлитскую среду это отношение потерпело измените для многие представители братства "искусства и ремесел" остались на прежних позиций, объединившись вокруг Джона Рескина. Он провозглашал принцип «верности Природе»: «Со стороны молодых художников ничто не должно быть терпимо, кроме подражания природе bona fide...Их долг состоит не в том, чтобы выбирать, творить, воображать, экспериментировать, – а в том, чтобы скромно и серьезно следовать по стопам природы и идти по указаниям Творца…”[8, с. 5]

В большинстве работ Рескина можно проследить мысль не только о том что искусство только подражает природе и никак не может превзойти его, но и о том что сама природа является видом искусства созданного творцом(здесь сказалась его крайняя религиозность).

Рескиным были написаны руководства по рисунку, в которых было указано, что прежде чем изображать предмет, например, дерево или камень, нужно узнать его структуру. При этом он видел в пейзаже, в природе, прежде всего, творение Господне, а «следовать природе со всей искренностью сердца» [12, с. 28]

При этом многие эстеты так же принадлежавшие к прерафаэлитскому братству придерживались стороны Рескина, поскольку природа была важнейшим мотивом их творчества (особенно выделяется в этом плане выделялся художник и поэт Уильям Моррис). Члены братства восприняли призыв Джона Рёскина "обратиться к природе всем сердцем и идти рука об руку с ней доверчиво и трудолюбиво, памятуя ее наставления и думая лишь о том, чтобы постичь ее смысл, ничего не отвергая, не избирая, не осмеивая" [12, с. 42] как руководство к действию. Однако не стоит забывать, что движение прерафаэлитов было предтечей эстетизма (и частично его составляющей как сложно многогранного явления). Поэтому не все что является отражением прерафаэлитского взгляда на природу и ее связь с искусством является и взглядом эстетическим. Поскольку его основным выразителем по всеобщему признанию являлся Уайльд(которому сдали свои позиции в качестве арбитра искусства неподчинения виднейшие деятели прерафаэлитского движения и их ближайшее окружения, по разным причинам не входившим в кружок).

Например писательница Элизабет Баррет Браунинг (жена Роберта Браунинга, близкого к прерафаэлитским кругам) писала в одном из своих сонетов:

"Вдали от толп - незримо, потаенно -

Из данных нам природою корней

Мы вырастим два стебля, два бутона,

Две лилии - жемчужней и светлей

В лучах росы, чем царская корона!

А сколько жить им, небесам видней" [4]

Выразителем же другой точки зрения стал писатель Оскар Уайльд (который в начале своего творческого пути находился под влиянием Рескина и самого братства, однако вскоре поменял ее на диаметрально противоположенную).

Уайльд резко подчеркивал свое принципиальное расхождение с Рёскиным: «…мы, представители школы молодых, отошли от учения Рёскина – отошли определено и решительно…[6, с. 58].

Основным положение Уайльда стало положение о независимости искусства от всего (начиная от морали, на защиту которой в искусстве вставал Ресин и заканчивая природой). Он писал: «Искусство ведет самостоятельное существование, подобно мышлению, и развивается по собственным законам»  [1 с. 715-718.]

При этом многие прислушивались к идеям Уайльда, он был чрезвычайно популярен. Все что он делала сегодня завтра повторяли сотни людей, а после завтра вся Англия. "Стоило ему вставить в петлицу маргаритку -  и тысячи молодых людей делали тоже самое" [6, с. 84].

Уайльд писал о взаимосвязи искусства и природы: "Природа подражает искусству. Она способна продемонстрировать лишь те эффекты, которые нам уже знакомы благодаря поэзии или живописи. Вот в чем секрет очарования природы, равно как тайна ее изъянов"[9, с. 128].

Стоит при этом отметить что основными мотивами творчества художников эстетического направления являются мотивы именно природные, наилучшим образцом которых является "Павлинья комната" Уистлера в доме Ф.Р. Лейленда.

Павлин был выбран в качестве основного мотива (после неоднократной переделке комнаты для соединения "Принцессы" Уистлера и фарфора) неслучайно. " У христиан он был символом бессмертия и воскресения Христа; в античной мифологии павлин выступает в качестве атрибута Юноны и персонифицирует гордость - все эти символические значения Уистлер подразумевал, когда работал над созданием собственных образов". [5 с. 56]

Символике в творчестве эстетов предавалось огромное значение, чего нельзя сказать о пользе их искусства. Теофиль Готье писал: " Только то, что бесполезно, прекрасно. Все, что полезно - безобразно, ибо отражает потребность, а потребности человека низменны и отвратительны, как и его жалка, слабая природа". [5 с. 10]

Природа же по мнению эстетов является если не совсем бесполезной, то "Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов"[9, с. 128].

При этом вся полезность природы сводится к тому, что человек любуется ей. "Произведение искусства бесполезно, как бесполезен цветок. Ведь цветок распускается ради собственного удовольствия. Мы получаем удовольствие в тот миг, когда любуемся им. И это всё, что можно сказать о нашем отношении к цветам. Конечно, кто-то может продать цветок, получив, таким образом, пользу от него, но это не имеет никакого отношения к цветку". [11, с. 207]

Влюбленный в красоту Уайльд считал, что:" Искусство - наш духовный протест, наша галантная попытка указать природе ее истинное место" [9, с. 128]

Хотя довольно жестоко отзываясь о природе эстеты все-равно привносили ее в свое искусство. Посвящая свои произведения и свой облик природе, а особенно цветам. Так известно, что цветками эстетов стали лилия и подсолнух(ставший цветком Уайльда).

В сатире того времени, высмеивающей эстетов проводится мысль о том, что в кругах, относящих себя к интеллектуальным, конец века (или скорее 70-80 годах) основой избранности стало поклонение лилии и павлиньему перу.

Хотя Уайльд и говорил, что "Хорошо подобранная бутоньерка – единственное связующее звено между Искусством и Природой"[9, с.128], подкрашивая бутоньерку зеленой краской, однако в своем творчестве он уделял большое внимание природе, детально описывая ее во многих своих произведениях, так же говоря о природе как таковой в своих эссе в диалоговой форме. В произведение “Критик как художник” (1890) Уайльд ставит границу между природой и искусством и жизнью и искусством, он пишет, что "поэт может прибегать к зрительным образам, а может и избегать их, живописец всегда ими связан. Он ограничен не тем, что видит в природе, а тем, что должно быть видно на холсте"[10, с. 902]. Таким образом природа и ее передача в искусстве как таковой не является целью творца. “Природа вовсе не великая мать, родившая нас, — говорит он, — она сама наше создание".[11, с. 846]

Таким образом можно сказать, что эстетизм – это соревнование с природой в красоте и совершенстве форм.

 

Список литературы:

  1. Аникст А.А. Уайльд / Литературная энциклопедия: В 8 т. Т.7. – М.: Сов. энциклопедия, 1972. – С. 715-718
  2. Кар Л. Де. Прерафаэлиты: Модернизм по-английски. М., 2002. С. 128.
  3. Костина А. К. Прерафаэлиты о связи искусства  и науки Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения Выпуск № 2 / том 16 / 2016 URL:http://cyberleninka.ru/article/n/prerafaelity-o-svyazi-iskusstva-i-nauki (дата обращения: 16.04.2017).
  4. Кружков  Григорий Элизабет Баррет Браунинг Сонеты "Флейта Евтерпы" №2, 2006 [Электронный ресурс] // URL: http://www.igraigr.com/brauning.htm (дата обращения: 15.04.2017).
  5. Ламборн Лайонел Эстетизм /Искусство ХХI век, 2007. - 240 с.
  6. Ливергант А.Я. Оскар Уайльд/ Ливергант А.Я. - Москва: молодая гвардия, 2014.  - 312 с.
  7. Миллер Энни. Образ женщины в искусстве прерафаэлитовhttp://www.igraigr.com/euterpe2.htm  [Электронный ресурс] // URL: http://www.liveinternet.ru/users/nadynrom/post103659822/ (дата обращения: 15.04.2017).
  8. Писигин Валерий Оживший Подмастерье в гнезде отрадных мыслей. Очерк о Джоне Рёскине и Марселе Прусте. 2001 г. [Электронный ресурс] // URL: http://pisigin.ru/articles/1/ozhivshij-podmastere-v-gnezde-otradnyx-myslej-ocherk-o-dzhone-ryoskine-i-marsele-pruste-2001/ (дата обращения: 18.04.2017).
  9. Уайльд Оскар мысли и парадоксы/ Эксмо-пресс - М, 2017. - 128.
  10. Уайльд Оскар: Собрание сочинений в одном томе: Портрет Дориана Грея. Рассказы. Сказки. Пьесы. Эссе АСТ, 2010 г. - 1083 с.
  11. Уайльд Оскар: Учитель мудрости. Сказки. Стихи в прозе. Эссе. Афоризмы  ОлмаМедиаГрупп/Просвещение, 2015 г.308 с.
  12. Ruskin J. Modern painters. Vol. I. // The complete works of John Ruskin. N.Y and Chicago, 2009. P. 428
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий