Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Солдатенко А.А. ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА XVI – XVII ВВ. // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(52). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(52).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОСВЕЩЕНИЕ И ШКОЛЫ В ПЕРИОД ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА XVI – XVII ВВ.

Солдатенко Анастасия Андреевна

студент, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин филиала БГУ,

РФ, г. Новозыбков

Отечественную историю педагогики необходимо рассматривать в мировом контексте, как часть общемирового процесса в сфере воспитания, образования. Именно на рубеже XVI – XVII вв. создается программа создания общеобразовательных школ, технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных преподавателей, обозначается путь к созданию системы регулярных учебных заведений, происходит сдвиги в разных областях русской культуры.

Вначале XVI в. завершилось объединение русских земель под главенством Москвы. Значительно развились в XVI в. ремесло и торговля. Русское государство превратилось в централизованную феодальную монархию. Экономический и политический рост Русского государства обусловил (особенно во второй половине XVI в.) развитие общерусской культуры и просвещения. В сфере книгопечатания большое распространение получили рукописные хрестоматии, патерики и поучения. До XVI в. речь шла о формировании общности и книжные издания не акцентировали внимание на воспитании отдельного человека, т.е. проявляли малый интерес индивидуальности человека.

На проблемы воспитания была направлена, продолжавшая господствовать, православная педагогическая мысль. Например, один из посменных памятников «Домострой» (XV-XVI вв.), автором которого является священник московского Благовещенского собора Сильвестр, основная идея которого это воспитание в страхе Божьем и духовная мудрость, а неумение грамоте [1, 7].

Регулярная школа до конца XVI в. носила необязательный характер, обучение было сословным по содержанию и происходило в приходских школах (священников, книжных писцов, иконописцев и др.), но в основном происходило в семье.

Общий уровень образованности был низком, начальных знаний хватало для полноценного включения в общественную жизнь. Для государственной службы было необходимо малое число людей с особыми знаниями, их обычно обучали или приглашали из-за границы [3, 5, 6].

Становление Московского государства, собирание земель повлияло на направления, принципы образования и воспитания. В XVI в. возрастает политическое и экономическое значение Русского государства, постепенно происходит включение в жизнь Европы. В связи с тем, что языком дипломатии является латынь, растет потребность в европейской образованности людей (знаниями латинского языка). Для образования русских людей не предполагалось изучение греческого языка и латыни (до половины XVI в.), для этого предполагалось обучение за рубежом. Попытки оказания европейским правительством помощи в обучении языковым наукам были отвергнуты Москвой и Русской Православной Церковью. Было опасение, что Московское государство окажется под влиянием католицизма.

Потребность в освоение мировой культуры, изучении греко-латинских наук росла. Иван Грозный (1530-1584) и Борис Годунов (1552-1605) допускали возможность открытия латинских школ. Но это оказалось неосуществимо, т.к. было противодействие со стороны православного духовенства [4, 5].

Во второй половине XVI в. изучение латинского и греческих языков происходит за границей, обучались только боярские дети. Но долго такая практика не просуществовала. И к концу XVI в. в Москве при люторской церкви немецкой слободы открывается школа с западноевропейской программой (обучение латыни). При монастырях открываются школы грамоты, где обучаются только мальчики, обучение происходило по Священным писаниям, азбукам Ивана Федорова и мастеров грамоты, «Грамматике» Иоанна Дамаскина и др. Так же появляются учебники не только по славянской, но и по греческой грамматике. Так, к концу XVI в. образование становится доступным зажиточным слоям общества.

В XVII в. в педагогической мысли проходит разделение из-за различного отношения к западному образованию. Появляется нетерпимость к массовой несвежести низов, слабой образованности верхов, было множество ошибок в книгопечатание. Предполагалось, что такое положение будет служить источником неблагополучная во всех сферах жизни и может привести к смуте. Один из иностранцев побывший в Москве в 1660 году видел причинами этой проблемы «…что нет народных училищ и библиотек». Выходец из Хорватии Юрий Крижавич (живший в России 1659-1677 гг.) в своей работе «Политические думы» видел средствами преобразовательной программы книги, науку, просвещение и образование государственных технических образовательных учреждений.

Так же педагогическая мысль (до XVII в.) не замыкается на национальных рамках, начинает проявлять интерес к педагогическому опыту соседей (Беларусь, Украина) и к отдельной личности, ее жизни [5].

С XVI в. просвещение в Белоруссии и в Украине приобретает новые черты в связи с потребностью в профессиональном обучении населения, а не только элементарного. Наряду с традиционными учебными заведениями открываются новые, от элементарных до высших, центры обучения и воспитания. Латинские (городские) школы при католических монастырях (позднее школы (коллегии) иезуитов), где обучение происходило по программе семи свободных искусств, позже в программу вводится старославянский язык и элементы православного богослужения. Братские школы создавались братствами (общинами) объединёнными вокруг православной церкви, они были своего рода компромиссом между традициями восточнославянского и западного обучения. Начало возникновению таких школ положила основанная во второй половине XVI в. Острогожская школа (в ее появлении принял участие Иван Федоров и др. книжники того времени), где изучали славяно-греко-латинские науки, семь свободных искусств и т.п. Так же применялись идеи великого чешского педагога-гуманиста Яна Амоса Коменского. В 1693 году Карион Истомин представил царю Петру Алексеевичу учебное пособие, где реализовывались дидактические установки чешского педагога (в единый образ сливался текст и изображение) [4, 2].

Со второй половины XVII в. определяются основные подходы воспитания и обучения, прожданные двумя взглядами на будущее (в XIX в. славянофилы и западники):

  • Византийско-русский. Представители: Епифаний Славинецкий (1600-1675), который настаивает на сочетание умственного и нравственного воспитания с опытом книжного учения, Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717).
  • «Латинофильский». Представители: Семен Полоцкий (1629-1680), говорит, что обучение следует осуществлять на греческом, латинском и родном языке, мир видится ему книгой написанной Богом и нужно научить детей читать ее, Сильвестр Медведев (1641-1691).
  • Старообрядчески-начетнический. Представители: протопоп Аввакум (1621-1682), осуждавший изучение мирских наук (видел в греческой грамоте еретичество) и призывал к духовности, воспитанию мужества, мудрости, правды.
  • Славяно-греко-латинский. Представители: Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1552-1730) Лихуды (Падуанский университет, Италия), преподавание латинского языка, риторики, логики физики, учили переводу с греческого на славянский [5].

Таким образом, на рубеже XVII-XVIII вв. влияние западной педагогической мыли становиться все сильнее, изменяется отношение к греко-латинскому образованию. Появляются учреждения общеобразовательных церковных школ, технических государственных училищ и заведения повышенного образования по иноземным образцам. Начинает, уходит в прошлое традиция образования в стенах монастырей и у частных преподавателей. Ставится вопросы о регулярных учебных заведениях и о преимуществе греко-латинского образованием в сравнении с обучением путем чтения Псалтыря.

 

Список литературы:

  1. Антология педагогической мысли древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. – М., 1985.
  2. Васильева З.Н. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России – М., 2001.
  3. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени. – М., 1990.
  4. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. – М., 2000.
  5. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999, 2000.
  6. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. – М., 1999.
  7. Салимова К.И., Корнетов Г.Б. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 3т. – М., 1994.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.