Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 марта 2017 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пучко К.М. ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(51). URL: https://sibac.info/archive/guman/3(51).pdf (дата обращения: 25.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ФАКТОР НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Пучко Ксения Михайловна

студент, Исторический факультет, СГСПУ,

РФ, г. Самара

Кулешова Елена Викторовна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. СГСПУ,

РФ, г. Самара

Проблема нравственного воспитания была актуальна всегда, однако в настоящее время она приобретает особое значение. Сейчас школа нацелена на то, чтобы сформировать всесторонне развитую, творчески активную, социально зрелую, высоконравственную личность. Однако современное воспитание столкнулось с рядом проблем, таких, как переоценка традиционных российских ценностей, усиление западного влияния, ставящего во главу угла идею погони за материальными благами и личностного успеха любой ценой, неопределенность общественных ориентиров развития и др. Нравственное воспитание берет свое начало в семье. Ребенок смотрит на поведение и поступки родителей и в дальнейшем копирует их. Однако не всегда родители полноценно справляются с воспитанием нравственности у ребенка. Поэтому именно на учителе лежит обязанность привить духовные ценности ребенку и воспитать высоконравственную личность.

Основная задача современного образования – это формирование высоконравственной личности. Но сегодня в школе воспитательный и образовательный процесс идут порознь. Это связано прежде всего с тем, что школа — это, во-первых, место оказания образовательных услуг, где по сути привитие нравственных ценностей младшему поколению отсутствует. Но нельзя забывать, что основной задачей школы всегда являлось воспитание ребенка, а вот образование рассматривалось как средство достижения поставленной задачи.

Проблема нравственного воспитания тесно связана с проблемой ценностей. Прививание этих ценностей происходит в наиболее сложный период развития ребенка – подростковый, когда возникает потребность в самоутверждении, саморазвитии. В этот момент вопрос о формировании ценностных ориентаций стоит особо остро. Анализируя себя, у него начинают формироваться ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подростки предъявляют к людям и к самому себе. У большинства подростков базовые ценности отсутствуют, поэтому возникает задача в целостной организации образовательного пространства, где есть условия для усвоения нравственных ценностей. [5, с. 174]

Согласно определению, нравственное воспитание – это целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения [6, с. 153].

Нравственное воспитание реализует несколько функций, таких, как ценностно-смысловую, нормативно-ориентирующую, деятельностно-коммуникативную, формально-поведенческую [3, с. 25]

В реализации этих функций одну из важнейших ролей играет учитель, поскольку  именно с ним ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Педагог должен и сам быть нравственным человеком, должен подавать пример подрастающему поколению. Он не только является носителем духовных ценностей, но и формирует ценностные ориентации учащихся. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к свой работе и к окружающим – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Как писал К.Д. Ушинский: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» [7, с. 100].

Рассмотрим, какими же качествами личности должен обладать учитель, чтобы служить примером нравственности для своих учеников и способствовать формированию нравственной компетентности школьников, понимаемой как способности нравственно мыслить, понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо» [1, с. 156].

Прежде всего, обратимся к понятию «личность». В педагогическом терминологическом словаре читаем: личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию [6, с. 132].

В структуре личности ученые выделяют три группы качеств, относящихся непосредственно к педагогу: социальные и общеличностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура); профессионально-педагогические (теоретическая и методическая готовность по специальности, психолого-педагогическая готовность к профессиональной деятельности (теоретическая), развитость практических педагогических умений и способностей); индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память); эмоциональная отзывчивость; волевые качества; особенности темперамента; состояние здоровья [7, с. 64].

Эти качества учитель должен использовать в своем профессиональном взаимодействии с учениками, чтобы помочь им определить свое место в жизни, выстроить взаимоотношения с окружающими, не нарушая и не разрушая при этом ни своей жизни, ни жизни других людей.

Нельзя не согласиться с мнением протоиерея А. Гармаева о том, что в деле воспитания сам воспитатель и его дарования: целомудрие, чистота души, вера, его разум - приобретают сугубое значение. И с некоторым дерзновением можем сказать: любовь вне воспитания не существует, и воспитание вне любви не бывает. Поэтому, если педагог обладает лишь теоретическими основами нравственных норм, без практики, то это не только обедняет личность и учителя и ученика, но и может умалить роль тех качеств и достоинств, благодаря которым поддерживается и развивается жизнь в обществе [2, с. 101].

Одной из важнейших задач современного образования является индивидуально-личностное развитие учащихся. Именно в контексте нравственного воспитания оно реализуется полностью. Многое берут на себя педагогические факторы, т.к. они способствуют развитию определенного отношения к понятию нравственность. К таким факторам относят собственный жизненный опыт личности, ее деятельность и самоорганизацию.

Учитель и ученик постоянно взаимодействуют в процессе воспитания. Он принимает воспитательное влияние педагога, тем самым пропуская через себя. Эффективнее всего, когда ученик не замечает педагогический воздействий, а считает, будто бы он сам так хотел сделать, так как для него это важно и интересно. В такой ситуации школьник – уже субъект собственного развития. Это важнейшая педагогическая закономерность, следование которой обязательно.

Еще одним важнейшим качеством педагога является направленность личности на высшие ценности и проявление гуманизма по отношению к другому человеку. Чтобы воспитать в ребенке духовность и нравственность учитель сам должен быть таким. Для этого ему необходимо постоянно заниматься личным саморазвитием, быть готовым к любым изменениям в мире, и умело подстраиваться под них, самостоятельно осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. При этом, организуя педагогическое взаимодействие со школьниками, ему необходимо опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие «эффект актуальности»; обеспечивать эмоциональную насыщенность общей деятельности; создавать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху; утверждать радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности; учитывать положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения; заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания [4, с. 29].

Важнейшей составляющей нравственного воспитания являются отношений в системе «учитель-ученик», которые должны строиться как совместная творческая деятельность, в которой соблюдается принцип  – не со своими знаниями к школьнику, а со школьником - к науке и ее глубинам. При этом учитель в общении с ребенком демонстрирует абсолютное признание достоинства его личности, его права на выбор, собственное суждение и самостоятельный поступок. Подтвердим нашу мысль цитатой В.Г. Белинского, который писал: «Что такое нравственность? В чем она должна состоять? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера – есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий» [8, с. 77].

Современное нравственное воспитание обладает рядом проблем требующих скорейшего решения. К основным можно отнести проблему ценностей, национальных традиций, наставления успешности, компьютеризации и др. Как один из вариантов решения этих проблем, специалисты усматривают в преподавании религиозной этики и истории, так как они способствуют усвоению нравственных ценностей.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующий вывод: проблема воспитания высоконравственной личности в современной социокультурной ситуации остается особенно актуальной. Для ее решения в нашей стране прилагается много усилий со стороны государства и общества. Чтобы достичь поставленной цели, по нашему мнению, нужно действовать одновременно в нескольких направлениях: усилить воспитательную компоненту в образовательном процессе, которая в течение последних десятилетий была подчинена исключительно обучению; совершенствовать содержание образования в области знаний о морали, нравственности и этических нормах; развивать взаимодействие учителя и ученика в различных видах деятельности, таких, как волонтерство, благотворительность и др.

Однако, весь этот комплекс мер будет недостаточен в том случае, если сам учитель не осознает важности собственного примера в нравственном воспитании школьников, не занимается самосовершенствованием, личностным и профессиональным самовоспитанием. Современному образованию как никогда необходима сильная, умелая личность учителя, которая сможет повлиять на нравственное воспитание подрастающего поколения.

 

Список литературы:

  1. Багашев, А. Духовно-нравственное воспитание молодежи// Воспитание школьников. — 2008. — № 9
  2. Гармаев А., Воспитание воспитателей – Волгоград, 2004
  3. Гуськова, Е. А. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи школьного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №20.
  4. Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы // Теория и практика образования в современном мире — СПб.: Заневская площадь, 2014.
  5. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание - М.: Политиздат, 1984.
  6. Педагогический терминологический словарь — Российская национальная библиотека — С.-Петербург, 2006
  7. Рыбина, Г.В. Профессиональная культура педагога как фактор духовно-нравственного воспитания учащихся // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск № 61 / 2008
  8. Юлдашов С. И., Уста-Азизова Д. А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в условиях современной образовательной системы // Молодой ученый. — 2014. — №13
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий