Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2017 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА
Активизация творческой деятельности и поиск путей решения данной проблемы является одной из главных задач педагогики. В педагогике важным этапом является создание условий для становления, всесторонне развитой личности, которая будет готова к активным творческим действиям.
Изучению специфики и характера творческой деятельности в различных областях науки и искусства посвящены исследования Л.С. Выготского, А.Т. Шумилина, А.Я. Пономарева и др.
Занятия декоративно-прикладного творчества помогают активизировать творческие способности учащихся и при этом происходит глубокое изучение теоретических основ художественного ремесла, развивается интерес к творчеству мастеров художественных промыслов, и одновременно со всем этим реализуется педагогический принцип связи теории с практикой.
Проведя анализ различных подходов в психологии и педагогике к понятию «творческая активность», мы выделили в них главное качество личности, которое проявляется в продуктивной деятельности и особое внимание при этом уделяется эмоционально-ценностному отношению к народному искусству. Мотивационная направленность основанная на восприятии произведений декоративно-прикладного искусства, в качестве показателя творческой активности определяет практические умения и навыки в исполнении объекта.
В педагогике активность является одной из главных черт личности, которая состоит в способности изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и поставленными целями, проявляется в интенсивной трудовой деятельности, в учении и творчестве, «активность» и «деятельность» тесно связаны между собой. Особое значение имеет творчество, которое направлено на обогащение и развитие человека, и в результате поможет раскрыться его универсальным возможностям.
Одной из самых популярных концепций творчества является определение его как «создание нового». Эту позицию определил Я.А. Пономарев, он говорит о творчестве, как о необходимом условии развития материи, которая образовывает новые формы и вместе с их возникновением, меняются и формы творчества. В рамках этой концепции творчества работали психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, и др. Эти исследователи отмечали, что критерии новизны представляют собой только один из моментов ценностного аспекта творчества. Поэтому Я.А. Пономарёв конкретизировал определение творчества как избыточную по отношению к стимулу деятельность, она включает в себя самостоятельность выбора объекта мышления, и дает выход за пределы задания, его преобразование. Избыточную по отношению к стимулу деятельность он называет, творческой активностью при этом указывает на то, что она может реализоваться посредством творческих способностей.
В работах данных исследователей подчеркивается, что именно в деятельности раскрывается все богатство духовного мира личности: глубина переживаний, сила воображения, способности. Проблема деятельности тесно связана с проблемой развития личности, так как при формировании личности, проявляется, и сознательно регулируется процесс взаимодействия человека с миром, это помогает ставить перед собой цели, осознать мотивы, которые побуждают его к активности.
Так же творческую деятельность определяют как сознательную, направленную на познание и преобразование действительности, в результате которой создаются новые, оригинальные материальные и духовные ценности.
Анализируя структуру деятельности, психологи (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, и др.) показали, что человек, осознав цель своих действий, может представить будущий результат и при этом готов оценить, ход деятельности и ее итог. Из всего сказанного можно сделать вывод, что, психика помогает человеку ориентироваться в условиях деятельности. Протекание и развитие психических процессов влияет на содержание, структуру деятельности, на ее мотивы, цели и средства.
В каждой сфере деятельности степень активности различна, она помогает воспринимать сущность произведений искусства. Развивая чувственное восприятие действительности, искусство учит правильно подходить к оценке явлений жизни и реализовать потребность в творчестве.
Для создания условий активизации познавательного интереса необходимо использовать следующие методы: учитывать уровень готовности к восприятию учебного материала, наполнение интересным содержанием, создание ситуации творческого поиска. Восприятие художественных объектов способствует рождению новых образов в творчестве.
Целенаправленное управление активностью учащихся называют активизацией, которую определяем как процесс побуждения учащихся к целенаправленному учению, преодоление пассивной и типичной деятельности.
В педагогической практике используются различные пути активизации деятельности, основные из них - использование разнообразных форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, при которых происходит стимулирование активности и самостоятельности учащихся.
Выделяют следующие уровни активности:
Первый уровень - воспроизводящая активность.
Она характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу.
Второй уровень - интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Третий уровень - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением проникнуть глубоко в сущность явлений и найти для этой цели новый способ.
Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
Активность, как качество деятельности личности, является условием и показателем реализации любого принципа обучения. При выборе методов обучения необходимо стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности.
В настоящее время не существует единой точки зрения по вопросу классификации методов обучения. В основе главных принципов организации занятий, которые стимулируют творческую активность, является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном занятия носят практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них невозможна самостоятельная творческая работа школьников.
Предоставление детям возможности заниматься разнообразными видами творчества на основе народного искусства будет способствовать удовлетворению потребностей ребенка в деятельности, формировать эмоционально-положительное отношение к ним, развивать познавательный интерес.
Список литературы:
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.:Советский художник, 1981-51 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2: Проблемы общей психологии / Л. С. Выготский/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982
- Психология и педагогика : учебное пособие /В. Г. Крысько. — 5-е изд., стер. — Москва : Омега-Л, 2007. — 368 с.:
- Пономарев, Я.А. Психология творчества. Издательство наука. Москва. 1976- 304 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999.
дипломов
Оставить комментарий