Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 марта 2013 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андрейченко А.О. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9. URL: https://sibac.info/archive/humanities/9.pdf (дата обращения: 18.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЛИЧНОСТНЫЕ  ОСНОВАНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ  КРЕАТИВНОСТИ

Андрейченко  Антон  Олегович

студент  4  курса,  кафедра  психологии  и  педагогики

E-mail: 

Павлова  Екатерина  Викторовна

научный  руководитель,  канд.  псих.  наук,  доцент  АмГУ,  г.  Благовещенск

 

В  современной  психологии  проблема  творческой  и  креативной  личности  заслуживает  особого  внимания.  Имеющиеся  научные  исследования  по  проблеме  творческой  личности  концентрируются  в  двух  направлениях:  зависит  ли  креативность  от  интеллекта,  и  как  изменяются  познавательные  процессы,  связанные  с  креативностью.  Другое  направление  считает  причиной  развития  креативности  саму  личность  с  ее  психологическими  особенностям,  особенно  важными  из  которых  являются  эмоциональная  и  мотивационная  составляющая.  Несмотря  на  все  многообразие  исследований  творческой  личности,  еще  существует  множество  неизученных  аспектов  данной  проблемы.  Известно,  что  творческий  потенциал  реализуется  во  многих  сферах  человеческого  бытия  человека  не  только  в  предметной  сфере,  но  и  в  сфере  общения.  Поэтому  при  изучении  креативности  в  области  межличностного  взаимодействия  целесообразно  говорить  о  социальной  креативности.  Актуальность  изучения  данного  вида  креативности  объясняется,  прежде  всего,  возникшим  противоречием  между  тем,  что  нужно  обществу  —  творческая  личность  и  недостаточной  разработанностью  частных  концептуальных  основ  креативности,  и  особенно  ее  социального  компонента.  Современные  социальные  преобразования  направлены  на  повышение  роли  ответственного  отношения  личности  к  своему  развитию,  которое  во  многом  связано  с  развитием  социальной  креативности,  которая,  в  свою  очередь,  зависит  от  личностных  оснований  креативности  в  зависимости  от  конкретной  сферы  личностного  бытия.

Социальная  креативность  —  это  способность  нестандартно,  творчески  подходить  к  решению  сложных  социальных  проблем,  способность  ставить  и  решать  творческие  задачи  в  сфере  социальной  реальности  [2,  c.  117].  Социальная  креативность  проявляется  в  нестандартном  решении  личностью  социальных  задач,  позволяет  создавать  нечто  новое  в  сфере  межличностного  взаимодействия,  и  свойственна  в  большинстве  своем  социально  адаптированным  лицам,  которые  не  испытывающим  ситуационное  напряжение  в  социальном  взаимодействии.

В  исследования  отечественных  психологов  понятие  «социальная  креативность»  в  принципе  не  встречается,  а  заменяется  такими  терминами  как  «коммуникативная  креативность»  (А.А.  Голованова),  «креативность»  в  сфере  общения  (С.Ю.  Канн),  «социальный  интеллект»  (В.Н.  Куницына),  «коммуникативная  компетентность»  (О.Ф.  Остроумова).

В  последнее  десятилетия  отечественные  психологи  применяют  к  социальной  креативности  комплексный  подход,  когда  функциональную  структуру  рассматривают  через  взаимодействие  составляющих  творческой  личности  (когнитивных  и  личностных),  а  также  взаимосвязь  личности  и  его  окружения  на  протяжении  всего  процесса  творческой  деятельности  [4,  c.  28]. 

Основанием  креативности  как  любого  психического  явления  выступают  личностные  системы.  Е.Ю.  Чичук  описала  трехкомпонентное  наполнение  социальной  креативности,  а  точнее  его  личностные  основания.

1.  Личностные  основания  когнитивного  компонента  социальной  креативности  (познавательная  система)  —  это: 

·развитые  социальный  интеллект  и  социальная  компетентность 

·развитое  социальное  мышление:  проблематизация,  трансформация  и  импликация  социальных  ситуаций;  синергичность  и  интуиция;  дивергентные  характеристики  социального  мышления:  беглость,  гибкость,  оригинальность  и  др.

·развитое  воображение,  создание  образов  несуществующих  моделей  социального  мира,  его  оригинальных  комбинаций  и  форм.

2.  Личностные  основания  поведенческого  компонента  социальной  креативности  —  это: 

·надситуативная  активность;  «неадаптивное»  поведение  в  социальных  ситуациях  и  событиях;

·выход  за  пределы  социальной  ситуации,  активное  социальное  познание,  поиск  нового  опыта  взаимодействия  с  социальной  реальностью;

·трансгрессивные  действия,  расширяющие  и  преобразующие  социальное  пространство  личности,  неригидность  в  поведении  и  независимость  от  социальных  норм  и  стереотипов.

3.  Личностные  основания  аффективного  компонента  социальной  креативности  (побудительная  система)  —  это: 

·социальный  интерес  (чувство  интересного,  побуждающее  к  социальной  активности),  творческое  отношение  к  пространству  социальных  явлений,  дивергентное  чувствование  и  гибкое  эмоциональное  отношение  к  социальному  миру  [5,  c.  130]. 

А.Е.  Ильиных  дополняет  и  несколько  иначе  представляет  психологическую  структуру  социальной  креативности.  В  нее  входят:

1. Мотивационный  параметр  представлен  творческой  позицией  личности,  ее  стремлением  к  самосовершенствованию,  личностному  росту,  самоактуализации;

2. Когнитивный  параметр  включает  вербальную  оригинальность  и  ее  нестандартное  применение  в  общении,  особенности  словарного  запаса,  поиск  новых  речевых  оборотов  в  повседневной  коммуникации;

3.  Коммуникативный  параметр  проявляется  в  различных  видах  сензитивности:  вербальная,  невербальная  и  поведенческая.  Они  позволяют  адекватно  интерпретировать  поведение  других  людей,  а  также  использовать  различные  поведенческие  стили  во  взаимодействии  с  другими  людьми;

4.  Эмоциональный  параметр  заключается  в  продуктивном  взаимодействии  с  людьми,  стремление  понять  и  почувствовать  эмоциональное  состояние  партнера;  эмпатия  как  структурный  компонент  сопровождает  межличностное  взаимодействие,  что  способствует  поддержанию  оптимального  эмоционального  фона  в  условиях  социального  творчества;

5. Экзистенциальный  параметр  обеспечивается  аутентичностью  личности,  наличие  у  нее  жизненных  целей,  осмысленности  жизни  и  ощущение  временных  перспектив.

Таким  образом,  социальная  креативность  —  интегративное,  многоаспектное  свойство,  включающее  в  себя  особенности  и  характеристики  разных  уровней  сложноорганизованных  систем  личности.  Различные  элементы  этих  систем  (способности,  качества,  умения,  навыки,  мотивы  и  т.  д.)  своеобразно  складываются  в  каждой  отдельной  личности,  образуя  социальный  вид  креативности.

Для  подробного  и  более  детального  описания  личностных  компонентов  социальной  креативности  следует  рассмотреть  ее  структуру  и  функции  с  различных  точек  зрения.  С.Ю.  Канн  к  признакам  креативности  общения  отнесла  оригинальность;  гибкость  как  способность  к  разработке  множества  вариантов  решения  проблем;  широта  вариантов  решения  проблем  взаимодействия  [1,  c.  273].  Н.А.  Тюрьмина  выделила  основные  механизмы  креативности  в  сфере  общения:  децентрацию,  рефлексию,  идентификацию,  эмпатию.  Креативность  в  сфере  общения  —  это  особое  свойство  мышления,  заключающегося  в  способности  к  продуцированию  новых,  оригинальных  идей  в  области  познания  окружающих  людей  и  в  процессе  межличностного  взаимодействия  с  ними  [4,  c.  89].  А.А.  Попель  включил  в  структуру  социальной  креативности  следующие  компоненты:  общая  способность  к  самоактуализации;  социальную  мотивацию  и  мотивационные  установки  на  общение;  коммуникативную  сенситивность;  поведенческую  сенситивность;  социальное  воображение,  позволяющее  моделировать  дальнейшее  развитие  социальной  ситуации  на  основе  обратной  связи  [3,  c.  75]. 

Наиболее  целостную  психологическую  структуру  социальной  креативности  разработала  В.Н.  Куницына.  По  ее  мнению,  социальная  креативность  —  многомерная,  сложная  структура,  имеющая  следующие  аспекты:  коммуникативно-личностный  потенциал;  характеристики  самосознания;  социальные  перцепция,  мышление,  воображение  и  представления,  способность  к  моделированию  социальных  явлений,  пониманию  людей  и  движущих  ими  мотивов. 

Исходя  из  представленных  структур  социальной  креативности,  можно  предложить  следующие  ее  функции:

1.  саморазвитие  и  самосознание  личности

2.  эффективное  взаимодействие  с  людьми  в  процессе  межличностного  общения

3.  творческое  приспособление  человека  к  изменяющимся  условиям  его  социальной  среды

4.  планирование  межличностных  событий  и  прогнозирование  динамики  их  развития

5.  мотивационная  функция

Интересно,  что  развитие  социальной  креативности  обеспечивается  системным  развитием  свойств  и  способностей,  составляющих  творческий  и  коммуникативный  потенциалы  личности.  Наиболее  важными  из  них  являются  способности  к  самоактуализации  и  прогнозированию  поведения,  а  так  же  социальная  мотивация  и  воображение.  Что  касается  мотивационных  составляющих  социальной  креативности  (ориентиры,  направленность  личности,  мотивация  достижениям  и  самоактуализации),  то  это  вопрос  требует  отдельного  изучения.  Как  и  в  отношение  общей  креативности  нет  единой  точки  зрения.  Согласно  одной  теории,  творческая  личность  максимально  реализует  себя  и  пытается  полностью  соответствовать  своим  возможностям,  выполнять  непривычные  и  специфические  виды  деятельности,  применяя  нестандартные  способы  решения.  Другая  точка  зрения  основана  на  том,  что  мотивация  креативного  индивида  обусловлена  стремлением  к  риску  и  проверке  пределов  своих  возможностей.

При  определении  места  креативности  в  структуре  личности  отмечается  проблема  несогласованности  научных  данных  в  исследованиях  креативности  и  её  взаимосвязи  с  личностными  особенностями,  в  частности,  мотивационным  компонентом.

На  основе  теоретического  исследования  проблемы  можно  сделать  следующие  выводы:  социальная  креативность  —  интегральная  способность  к  постановке  и  творческому  решение  сложных  социальных  задач  в  сфере  социальной  реальности,  обеспечивает  успешное  межличностное  взаимодействие,  объединяющая  в  себе  все  личностные  основания  и  компоненты.  Личностные  основания  социальной  креативности  составляют  познавательный,  когнитивный,  поведенческий,  коммуникативный,  эмоциональный  и  экзистенциальный  компонент.  Что  касается  мотивационного  параметра,  то  вопрос  отношения  его  к  личностному  компоненту  социальной  креативности  остается  открытым  и  требующим  изучения.

 

Список  литературы:

  1. Банюхова  А.Е.  Социальное  поведение  творческой  личности  //  Вестник  СПб.  ун-та.  —  2009.  —  №  2.  —  С.  271—276. 
  2. Барышева  Т.А.  Креативность.  Диагностика  и  развитие:  монография.  СПб.:  Изд-во  РГПУ  им.  А.И.  Герцена,  2002.  —  257  с. 
  3. Ильиных  А.Е.  Социальная  креативность  личности:  психологическая  структура  //  Известия  Саратовского  университета,  Т.  11.  Сер.  Философия.  Психология.  Педагогика.  —  2011.  —  Вып.  3.  —  C.  74—76.
  4. Тюрьмина  Н.А.  Креативность  в  сфере  общения:  психологические  особенности,  условия  формирования  в  подростковом  возрасте:  дис.  канд.  психол.  наук.  Казань,  2004.  —  28  с. 
  5. Чичук  Е.Ю.  Побудительные  основания  социальной  креативности  личности  (на  материале  социономических  профессий):  дис.  канд.  психол.  наук.  Краснодар,  2006.  —  220  с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (3)

# Кристина 18.03.2013 16:26
Проблема освещена достаточно хорошо и является на сегодня актуальной. Работа уникальна и абсолютно не похожа на другие!
# Владимир 22.03.2013 18:41
Проблема раскрыта в полном объеме.В данное время эта проблема является актуальной и очень приятно что люди занимаются рассмотрением таких вопросов.Раньше никогда не слышал про социальную креативность. Спасибо вам Антон
# Oksana 22.03.2013 20:27
В современном обществе, работы подобного рода играют важную роль в становлении актуальных теорий и концепций. Данная статья достаточно содержательно раскрывает проблемы "социальной креативности", что позволяет на теоретическом уровне определить основы данного феномена. Антон, продолжайте в том же духе!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.