Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сысоева Н.А. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТОВ «ВЕРА» И «БОГ» В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА В.П. АСТАФЬЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЦИКЛА «ЗАТЕСИ») // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info//archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТОВ «ВЕРА» И «БОГ» В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА В.П. АСТАФЬЕВА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЦИКЛА «ЗАТЕСИ»)

Сысоева Наталья Александровна

магистрант Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета, г. Красноярск

E-mailnatashsysoeva@ya.ru

 

Настоящая статья посвящена анализу концептов «Бог» и «Вера», которые занимают важное место в ряду ценностных понятий носителей русского языка. Выбор концептов «Вера» и «Бог» в качестве объекта исследования обусловлен их значимостью в русской концептуальной картине мира.По словам Л.А. Шестак, существуют исходные, первичные концепты, из которых затем развиваются все остальные. «Наиболее существенные концепты организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения. Основными конституентами концептуальной системы являются объект восприятия и его части: изменение (движение и действие с объектом), место (пространство), время и признаки объектов и действий» [17]. В настоящей работе продолжается исследование концептов «Вера» и «Бог» как одних из базовых концептов русской национальной концептосферы.

 Объектом настоящего исследования являются лингвокультурные концепты «Вера» и «Бог» в ИЯКМ В.П. Астафьева — условные единицы мышления, имеющие языковое выражение и отмеченные лингвокультурной спецификой (См. об этом: Воркачев 2007, Карасик 2001, 2002, Слышкин 2001).

Предметом исследованияявляются способы вербализации лингвокультурных концептов «Вера» и «Бог», их понятийная, ценностная и образная составляющие в ИЯКМ В.П. Астафьева, одного из самых ярких представителей литературы XX века.

Новизна исследованияопределяется тем, что впервые рассматриваются способы вербализации и характерные признаки данных концептов в ИЯКМ В.П. Астафьева.

Источником исследованияпослужили тексты цикла «ЗАТЕСИ» (1982), которые писались, по словам В.П. Астафьева, «почти четверть века» [1, с. 10] и которые отражают ярко выраженный религиозный поиск писателя, его тяготение к христианской вере.

Рассмотрим понятийную составляющую концептов «Вера» и «Бог». Анализ словарных дефиниций, вербализующих эти концепты, показывает, что Бог видится как «творец неба и земли, всего сущего», «всеведущий высший разум, управляющий миром», «всеобщее мировое начало» [2, с. 457]. Лексема вера определяется как «твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в ком-л., чём-л.», «религиозное учение, вероисповедание; религия», «доверие» [2, с. 198] Отметим, что понятийная составляющая данных концептов состоит из следующих основных признаков: Бог как всемогущее существо, управляющее миром, Бог как творец мира и человека, Бог как объект поклонения, Бог как источник добра, Бог как всеведущее и всезнающее существо; Вера как мать добрых дел, Вера как источник благих дел,Вера как таинство, Вера как путь к Богу и ко всему небесному миру и т. д.

Надо заметить, что В.П. Астафьев рос в искренне верующей семье. Об этом свидетельствует контекст, приведенный им в текстах цикла «ЗАТЕСИ»: «Моя бабушка Катерина Петровна, царство ей небесное, рано стала понуждать меня ВЕРЕ в Бога» [1, с. 365]. Мы видим, что бабушка писателя, которая воспитывала его с раннего детства, была глубоко религиозным человеком.

В текстах цикла «ЗАТЕСИ» понятийное содержание концепта «Вера» разнообразно. Так лексическая единица вера рассматриваетсяв индивидуальном представлении писателя, как (1) таинство: «в селе, да и во всей округе, существует древний обычай — не есть ягод черешни восемь лет, если умрет кто-то из родичей. Дед сам еще маленький посадил «маты цэй дытыны», и выросла она «под небо», но он ни одной ягодки не съел: вот какая твердая вера в их роду» [1, с. 35]; (2) вера ассоциируется с загробной жизнью: «…сильно развита вера в загробную жизнь, и все они старались сделать побольше добрых дел на земле, чтобы зачислились они им на небе» [1, с. 39]; (3) вера обязательно предполагает совершение благих дел: «Так истово преданный Богу и вере народ нечистой силе не одолеть» [1, с. 285]; (4) вера как путь к Богу и ко всему небесному миру «вбить в них самую справедливую веру в Господа Бога» [1, с. 20]; (5) с верой связывается доверие «…крал людское доверие к добру, осквернял слово  [1, с. 59]. Итак, анализ концепта «Вера» в ИЯКМ В.П. Астафьева свидетельствует о наличии устойчивых концептообразующих принципов, объединяющих в единое целое понятия из разных семантических сфер: религиозной, личностной и социальной.

Концепт «Бог» как объект и субъект веры представляет собой многомерное ментально-вербальное образование, включающее в себя понятийную, образную, оценочную, индивидуально-психологическую составляющие. Представления о Боге В.П. Астафьев пропускает сквозь призму собственной души.

Ценность концепта «Бог» в текстах цикла «ЗАТЕСИ» подтверждается его разнообразной знаковой составляющей. Например: Бог«Но певец, небесами посланный, Богом нам дарованный, поет мою душу и моей душою» [1, с. 243]; Всемогущий Бог«я молюсь, чтобы мою и вашу жертву принял Всемогущий Бог» [1, с. 283]; Создатель «она, оздоровела и снова сделалась той чудесной частицей природы, которую нам, дуракам, подарил Создатель» [1, с. 70]; Господь «Но вопрос этот задал сам Господь, сам же на него и ответил» [1, с. 206]; Отец «Благодать, и мир, и здоровье, и Воскресенье от Бога Духа Отца нашего и Господа животворящего» [1, с. 340]. О значимости концепта «Бог» в ИЯКМ В.П. Астафьева говорит и тот факт, что в текстах его цикла «ЗАТЕСИ» используются паремии, фразеологические единицы, включающие лексему «Бог», а также устойчивые сочетания. Например: «Говорят, что трезвого и умного Бог бережет, а пьяницу и дурного охотника - черт» [1, с. 172]; «Тот, кто рано встает, тому Бог дает» [1, с. 347]; «Но Богу Богово, а мужику завсегда мужиково» [1, с. 337]; «Оборони Бог» [с. 142]; «Вот тебе Бог, а вот тебе порог» [1, с. 118] и др.

Надо заметить, что лексические единицы, номинирующие концепт «Бог», употребляются для обозначения субъекта действия и для обозначения объекта действия. В качестве субъекта действия Бог совершает разнообразные действия. Так, в качестве сказуемого при подлежащем, вербализующим концепт «Бог», часто употребляются глаголы созидания (даровал, сотворил, подарил): «Бог даровал мне еще одну жизнь» [1, с. 54]; «Господь Бог сотворил землю круглой исключительно для того, чтоб людишки не грешили по углам» [1, с. 136]; «Бог и время подарили мне красивую мечту» [1, с. 204]. Также встречаются краткие причастия с семантикой созидания: «вся вокруг благодать принадлежат всем людям, они Богом созданы» [1, с. 70]. Данные глаголы репрезентируют признак «создатель, творец», который является основным в структуре данного концепта, поскольку формирует его понятийную составляющую.

Бог как «верховное всемогущее существо» и «правитель мира» обладает безграничной силой и властью. Бог может покарать, наказать, рассудить, помочь: «и не иначе, как Бог помог многим фронтовикам но только выжить, но и сохранить семью!» [1, с. 62]; «Бог пособил, не иначе» [1, с. 88];«Езжай как хочешь, беги, пока ноги несут, и пущай тебе Бог пособляет» [1, с. 320];«Должно быть, срок жизни его пришел к концу, Бог его или еще кто приговорил» [1, с. 89]; «Это за них, за них, за пташек меня Бог карает» [1, с. 89]; «Бог его, как и многих ретивых борцов-безбожников, наказал» [1, с. 118];«ему там помогал Бог и что совсем не важен человек на Луне, а важен Иисус Христос на Земле» [1, с. 139];«Нехорошо так над хлебом галиться Бог накажет» [1, с. 195]; «как сердце подсказывает, как Бог велит» [1, с. 152];«Бог несомненно примет ее в Царство Небесное» [1, с. 204];«Бог поможет дождаться нам ясной, доброй погоды» [1, с. 239];«Господь за чьи-то грехи наслал им испытание, и они его выдержали, не посрамили имя Господне, ни Его завета, ни своего человеческого образа» [1, с. 286]; «И уж как ей Господь пособил» [1, с. 343]; «Да пошлет ему сил Господь!» [1, с. 285].Сочетаемость лексической единицы Бог и ее синонимов с данными глаголами говорит о том, что бог видится судьей, который судит, помогает или карает. Человек принимает или не принимает решения Бога, которые иногда кажутся жестокими и суровыми, но он всегда знает, что Богово наказание неминуемо.

В функции сказуемого употребляются и другие глаголы, краткие прилагательные, краткие причастия, показывающие превосходство Бога над миром и человеком (ведает, даёт, помнит, страдает, делает): «Бог его ведает, что и делать?» [1, с. 97];«Господь наш всегда помнит, всегда страдает за нас, грешных» [1, с. 283];«плыви, жисть, к какому тебя берегу прибьет, как тебя изломает, одному Богу известно» [1, с. 307]; «Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть» [1, с. 27]; «Бог всего каждому дал столько, сколь достоин человек» [1, с. 149]; «Ему Богом дано было миром владеть, небеса сотрясать, души наши изболевшие искусством своим врачевать, надежду людям дарить» [1, с. 328];«не иначе как Бог делает ее всезрящей» [1, с. 365]; «К ним кличет чад своих Бог тысячи лет и никак не может докликаться, никак не может погасить в них первобытной дикости, звериной злобы» [1, с. 59]. Примеры показывают, что Бог выступает как «источник добра, благотворитель, всемогущее существо, управляющее миром».

В качестве объекта действия Бог предстает как сущность, воспринимаемая человеческим разумом и чувствами. Так как Бог есть существо, как и человек, обладающее разумом, к нему можно обращаться с молитвой: «молила Бога о том, чтобы у русских запас снарядов скорее кончился» [1, с. 26]; «молился Богу об урожае» [1, с. 198];на него можно надеяться: «Уповают на Господа Бога» [1, с. 191]; Бога можно поблагодарить, попросить, воздать ему хвалу: «славил Пресвятую Деву Марию, Господа Бога, благодарил за деяния Его и милости, просил прощения, просил даровать счастье покаяния и любви к ближнему» [1, с. 282];«просила Бога о милости болезному сыну» [1, с. 291]; на него можно и материться «и смерть меня не берет оттого, что материлась в Бога» [1, с. 307]. Бог выступает и как «объект поклонения»: «может, и Богу — иконе святой поклониться» [1, с. 118]; «Бывшие воины страдали и умирали толпами после войны в лагерях смерти — и возносили вождя до Бога» [1, с. 309].

Вера в Бога пронизана эмоциями. Верующий человек относиться к Богу с любовью, с почитанием и страхом. Он верит в Бога. В функции сказуемого употребляются такие глаголы, как: верить, веровать «верить и в самого всезащитного Бога, будь Он, как же бы допустил до этакой обездушенности человеческого жилья и земли, возделанной руками крестьянина» [1, с. 137];«Вы иногда креститесь, но как-то стеснительно, зажато. Пробуете веровать в Бога?» [1, с. 58]. Отметим, что верующий человек хранит Бога в душе «Там есть все, и Бог в душе, и чирка под штанами, которую он отнюдь в маринаде не держал» [1, с. 329].

Таким образом, исследуя мировоззрение писателя в текстах цикла «ЗАТЕСИ», которые отражают различные этапы его творческого пути, можно сделать вывод, что Бог как объект и субъект веры занимает важное место на страницах «ЗАТЕСЕЙ» и что тексты писателя глубоко сопоставимы с добродетелями православной веры.

В дальнейшем целесообразно расширение источниковедческой базы исследования  за счет ранних произведений, публицистики, писем писателя и выделение на первый план динамического аспекта изучения концептов «Вера» и «Бог» в ИЯКМ В.П. Астафьева.

 

Список литературы:

1.Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. Красноярск: Кн. Изд-во, 1982. — 336 с.

2.Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. ВолГУ; под общ. ред. проф. С.Г. Воркачева. Волгоград: ВолГУ, 2007. — 400 с.

3.Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. Волгоград: Перемена, 2002. — 477 с.

4.Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Сб. науч. тр. / Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: ВГУ, 2001.

5.Шестак Л.А. Русская языковая личность: коды образной вербализации тезауруса: Монография / Л.А. Шестак. Волгоград: Перемена, 2003. — 312 с.

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.