Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: Филология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Коваленко А.О. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ ЖУРНАЛИСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ВЫБОР РЕЧЕВОЙ СТРАТЕГИИ ЖУРНАЛИСТА

Коваленко Анастасия Олеговна

студент 4курса, факультет журналистики, АлтГУ, г. Барнаул

Е-mail: kov.91@mail.ru

Мансков Сергей Анатольевич

научный руководитель, доцент кафедры журналистики, АлтГУ, г. Барнаул

 

Место и роль средств массовой информации в жизни общества нельзя переоценить. СМИ, как определенный аппарат воздействия, играют продуктивную роль в формировании и отражении тех или иных общественных стереотипов.

Усвоение человеком социальных стереотипов происходит в процессе социализации личности. Социализация развивает в человеке гендерную идентичность — чувство собственной истинности, стабильность собственного «я» не зависимо от ситуации; это единство самосознания и поведения личности, приписывающей себе определенный пол. Гендер, как социокультурные нормы, определяет модели поведения, психологические характеристики и стратегии деятельности индивида. Гендерные стереотипы, отражая общекультурные модели поведения, формируют определенные речевые стратегии мужчин и женщин, существует прямая связь между речевыми вариантами и совокупностью культурных значений, т. е речевая стратегия «является аспектом общей культурной модели поведения, считающейся приемлемой для мужчин и женщин». В пределах того или иного общества речевые модели служат определителями различного социального статуса а так же гендерных различий [1, с. 10]. То есть индивид обрабатывает существующие общественные модели и стереотипы, формируя свою гендерную идентичность. Важными «институтами» гендерной идентичности, как и социализации в общем, являются: семья, школа, трудовой коллектив, СМИ.

В СМИ гендерная идентификация происходит посредством языка.

Существование самой журналистике невозможно без стереотипов. Гендерные стереотипы проникли в журналистику непосредственно с момента ее «рождения». Они стали отражать существующие установки и закреплять сложившиеся мнения относительно распределения ролей и гендерной характеристике полов, очерчивая ассоциативные поля. Как и все мнения, взгляды и предпочтения, стереотипы претерпевали (и претерпевают) изменения. Журналистика и журналисты в частности эти изменения одновременно отражали, начинали и закрепляли. Журналист одновременно формирует и отражает общественное мнение, в частности гендерные стереотипы. Потому в журналистике, как в зеркале общественного мнения, отражается разграничение ассоциативных полей, затрагивающих разные фрагменты действительности: мужские (политика, экономика, спорт, техника) и женские (природа, общество, культура) [2, с. 202].

Так как журналист является носителем гендерного стереотипа, а значит речевой модели «мужского» и «женского», значит в своих материалах, так или иначе, журналист отражает свою гендерную идентификацию, а так же трансформирует ее в зависимости от того или иного ассоциативного поля.

Именно под влиянием сложившихся гендерных речевых стереотипов, происходит коммуникативного, когнитивного и эмотивного стилей языковой личности мужчин и женщин. Характерные черты речевого стиля и мужчин и женщин раскрываются на двух уровнях: речи и речевого поведения.

В рамках исследовательской работы было проведено качественно-количественный анализ мужских и женских публикаций взятых из разных ассоциативных полей, соотносимых соответственно с «мужским» и «женским». Было проанализировано 60 публикаций из ведущих СМИ: «Русский  Репортер», «Российская газета», “Lenta.ru”, «Комерсант». Для чистоты эксперимента публикации были разбиты на два ассоциативных поля (в соответствии с общественными стереотипами), и в каждом поле были отобраны публикации мужчин и женщин в равном количестве.

Цель исследования состояла в следующем: выявить основные характеристики речевых стратегий журналистов, а так же обнаружить взаимосвязь между выбранной речевой стратегией и гендерными стереотипами.

Исследование отобранных материалов показало, что в речевой письменной коммуникации тексты мужчин-журналистов характеризуются общей эмоциональной сдержанностью. В качестве инструмента воздействия на аудиторию, мужчины в 85 % публикациях используют логические доводы, потому большинство текстов насыщенны вводными словами. Мужчины склонны к патетичности и частотному использованию риторических вопросов (36.6 %), а так же конструкций констатации и указаний на последовательность мыслей (60 %) например: «Во-первых, это», «к примеру», «и это, бесспорно».

Переходя в ассоциативные поля «культура», «общество», мужчина сохраняет тягу к логическим доводам, подчинительным связям(70 % публикаций характеризуются преобладанием подчинительной связи). В письменной речевой коммуникации мужчины в основном используют короткие предложения: 66 % в «мужском» ассоциативном поле и 60 % в «женском». При переходе мужчин в женское ассоциативное поле заметны незначительные изменения в речевой стратегии: в первую очередь стоит отметить увеличение «украшательств» и тропов в тексте(40 %) а так же числа качественных прилагательных(66.6 %). Одновременно с этим незначительно, но все же увеличивается общий эмоциональный накал текстов. Так же замечена тенденция к уменьшению числа относительных прилагательных, абстрактных существительных и подчинительной связи.

Женщины-журналисты в 83 % публикациях из типично «женских» ассоциативных полей, используют сочинительную связь. При этом в 57 % публикациях из «мужского» ассоциативного поля, женщины по-прежнему тяготеют к сочинительной связи. Женщины-журналисты в своих публикациях чаще используют эмоциональное воздействие, вследствие чего в текстах преобладают усилительные частицы, речевые «украшательства». В исследуемых материалах «женских» ассоциативных полей, журналисты-женщины предпочитают использовать конструкции неуверенности, такие как:

«Это, должно быть, произошло случайно»; «Джеймс надолго умолкает, видимо, совершая путешествие в прошлое»; «А тому, кто всю ночь не спал из-за шума, кажется, что и дождь, и птицы, и рабочие поют одну и ту же песню».

Исследование показало, что речевая стратегия женщины характеризуется «многословностью»: тексты изобилуют длинными, изобилующими знаками препинания предложениями.

Переходя в «мужское» ассоциативное поле, речевая стратегия женщин кардинально меняется: утрачивается общий эмоциональный накал, текст приобретает типичные черты «мужественности» (логичность, сдержанность, жаргонизация, логическое воздействие), но со «шлейфом «женственности» — конструкций неуверенности, эвфемизмами и, конечно, «многословностью. Так, типичный «женский» тип речевой коммуникации в «мужском» ассоциативном поле:

«Рядовое, в общем-то, отчетное мероприятие для вечернего выпуска новостей неожиданно вызвало крайне негативную реакцию у тех, кто наблюдал за встречей — организуя утопающее в патоке и карамели общение президента с молодежью, режиссеры слегка перестарались с повышением градуса благостности, и в итоге все те шероховатости и неприятные моменты, которые устроители пытались убрать, выпятились максимально наглядно. Точно так же человек, комплексующий из-за длинного носа, когда его фотографируют, всячески пытается сесть так, чтобы скрыть недостаток, и в итоге эта его анатомическая особенность становится очевидна даже тем, кто раньше и не обращал на нее особого внимания» [3].

Проведенные исследования показали, что мужчины, придерживаются рациональной речевой стратегии.Причем речевая стратегия мужчин более устойчива и гендерная идентичность практически не претерпевает изменений в связи с переходом в другое ассоциативное поле. Женщины, же трансформируют свою идентичность и речевую стратегию в зависимости от ассоциативного поля. В «женских» полях придерживаются «эмоциональной» речевой стратегии. Переходя в «мужское поле», речевая стратегия женщин становится «рациональной» с вкраплениями эмоциональности.

В целом, стоит отметить тот факт, что стереотипы женственности и мужественности не только формируют гендерную идентичность, но и влияет на выбор речевой стратегии.

Гендерные стереотипы в СМИ отражают существующие в обществе гендерные роли и ассоциативные поля. Журналист транслирует гендерные стереотипы и в зависимости от них выбирает ту или иную речевую стратегию.

 

Список литературы:

1.Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2004.

2.Ермакович С.П. Когнитивно-прагматические аспекты гендера в рекламе (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. канд. филол. Наук. Калининград, 2003.

3.“Lenta.ru”. Угроза формата А 4. Ирина Якутенко. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://lenta.ru/columns/2011/10/21/mgu/ (дата обращения: 12.01.2012)

Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.