Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кушнарева А.В. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКОНИЧЕСКОГО СТАТУСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info//archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 05.05.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИКОНИЧЕСКОГО СТАТУСА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И. СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА»

Кушнарева Александра Вячеславовна

магистрант, факультет искусствоведения и культурологии СФУ, г. Красноярск

E-mailwho-is-alex@bk.ru

Кистова Анастасия Викторовна

научный руководитель, ст. преподаватель, факультет искусствоведения и культурологии СФУ, г. Красноярск

 

 

В результате диалога-отношения между художником и художественным материалом рождается произведение-вещь — нефункциональный в бытовом отношении материальный предмет, обладающий потенциальной знаковой сущностью, которая может раскрыться лишь в отношении со зрителем [1].

Процесс и результат общения зрителя с произведением-вещью — художественный образ (материального, индексного, иконического или символического статусов). Каждый статус — это этап отношения-диалога человека-зрителя и знаковой сущности произведения-вещи, т. е. этап формирования художественного образа, репрезентирующий определенный аспект взаимодействия человека и мира (эго-, социо-, космо-, абсолютоцентрический) [2].

Образовательный потенциал иконического статуса художественного образа заключается в формировании представления о взаимодействии человека-зрителя и мира в двух аспектах:

1.  Репрезентация социальных связей и отношений, в которых может принимать участие человек-зритель;

2.  Репрезентация мира как единого целого, включающего человека как неотъемлемую часть себя.

Для понимания природы иконического статуса, необходимо обратиться к понятию иконического знака и определить механизм его работы [3].

Иконический знак — это некая чувственно воспринимаемая форма, которая является заменителем своего объекта по принципу подобия, восприятие которой происходит благодаря коду узнавания. Механизм иконического знака, на котором базируется образовательный потенциал иконического статуса, это механизм аналогии внешней формы. Из этих свойств выделяется схема действия человека с иконическим знаком, состоящая из нескольких этапов: 

1)  наблюдение;

2)  соотнесение и узнавание;

3)  замещение и одушевление;

4)  осознание.

Иконический статус работает по принципу «познание путем воссоздания» (базируясь на свойствах иконического знака) и раскрывает мир через замещение объекта знаком, который одушевляется при общении со зрителем. Одушевленные знаки начинают работать не просто как изображение, а как выражение сущности.

На иконическом статусе происходит одушевление персонажей, они «оживают» и начинают взаимодействовать между собой. Так, через соотнесение персонажей произведения «Боярыня Морозова», через познание их связей, зрителю начинает раскрываться сюжетный уровень произведения, а так же аспекты социоцентрической религиозности, где в силу вступают понятия русского народа, православной веры и русской истории эпохи церковного раскола. Следовательно, образовательный потенциал иконического статуса суммативного качества носит социоцентрический характер, раскрывающий зрителю разные аспекты из жизни людей и общества в целом, связь человека с другими людьми, государством и так далее. Через суммы персонажей постепенно раскрываются различные аспекты социума. Суммативный статус постоянно предлагает зрителю выбор, заставляет осознать себя в различных социальных ситуациях, понять свое положение в них.

Итак, на этапе анализа персонажных сумм вкупе с композиционной схемой «треугольник», которая рождается на материальном статусе, зрителю наглядно раскрываются особенности такой вехи русской истории как церковный раскол. Боярыня буквально раскалывает русский народ на две части: истинно верующих и отступивших. Вера, как основополагающая часть жизни русского общества, является причиной так же и раскола самого общества на два противоположных лагеря.

После познания социоцентрического аспекта, зритель выходит на более высокий уровень, когда он способен постичь сущность произведения искусства как единого целого, а не как набор персонажей и их сумм. На интегральном этапе через произведение зритель познает космоцентрический аспект мира как единства и свое положение в нем.

Интегральное качество трех слоев произведения:

1.  Верхняя часть — пространство неба и покрытых снегом крыш домов русского города представляет зрителю божественный мир. Снег ниспадает в земной мир, символизируя покровительство божественных сил.

2.  Средняя часть — толпа, русский народ, разноликий, вмещающий в себя множество сословий и классов, иерархично выстроенный.

3.  Нижняя часть — истоптанный рыхлый снег, вещественный и реалистичный. Важно отметить, что именно этот снег, обладающий наибольшей степенью художественной правды благодаря своей вещественной фактуре, оказывает сильнейшее воздействие на зрителя при общении с произведением, так как находится как раз на уровне зрителя. Нижняя часть произведения, в наибольшей степени влияет на этап узнавания в процессе образования, а так же указывает зрителю его место в иерархии. Однако, это место не однозначно: большой формат произведения позволяет зрителю буквально физически встать на ту или иную сторону картины, занять определенное положение относительно боярыни Морозовой (встать среди тех, кто на ее стороне или тех, кто против). От этого выбора зависит, будет ли зритель среди тех, кто способен на диалоговое общение с богом, тех, кто способен принять его покров.

Три слоя произведения в своем единстве раскрывают модель мира, где небесные сферы покровительствуют земной жизни, проникают в нее через избранных людей, которые, в свою очередь, познали путь к Богу, через праведную веру и мученичество за нее.

Интегральное качество позволяет зрителю выйти уже за пределы изобразительно-иллюстративного уровня трактовки произведения. Через одушевление персонажей и восприятие их как единого целого, зритель познает не отдельные суммы персонажей, а то, как они раскрывают сущность мира в своем единстве. В интегральном качестве проявлен всеобщий космоцентрический аспект бытия в единстве всех сфер. Зритель, общаясь с произведением на иконическом статусе, следует схеме «наблюдение-узнавание-одушевление-понимание», благодаря которой происходит осознание зрителем целостности мира, где божественные силы покровительствуют земной жизни, отвечая на энтузиазное обращение людей к ним.

Иконически-суммативный статус раскрывает множество аспектов социальных отношений: отношение человека и власти, лидера и толпы, русского человека с православным богом, отношение материальной и духовной свободы, указывает не только на иерархичность русского общества, но и на то, что стирает классовые различия — преданность традициям исконной православной веры, учит жертвенности во имя высшей цели и предлагает зрителю выбор, буквально, физически  принять ту или иную сторону.

Так через произведение «Боярыня Морозова» зритель познает мир, в основе которого лежит объединяющая сила отношения человека и бога (человека, с энтузиазмом обращенного к богу и бога, который отвечает ему своим диктатным покровом). Боярыня Морозова репрезентирует энтузиазное стремление, объединяющее все слои произведения, а снег указывает всепроникающий и покрывающий диктат божественных сил.

 

Список литературы:

  1. Жуковский В.И. Визуальная сущность религии: Монография / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2006. — 461 с.
  2. Жуковский В.И. Теория изобразительного искусства: Тексты лекций. В 2 ч. Ч. 1 / В.И. Жуковский; Краснояр. гос. ун-т. Красноярск, 2004. — 170 с.
  3. Клыкова А.В. Образовательные возможности статусов художественного образа / А.В. Клыкова, В.И. Жуковский // Художественная культура: теория, история, критика, методика преподавания, творческая практика: сб. материалов конференции. — Краснояр.гос.ун-т. Красноярск, 2006. — 130 с.
  4. Клыкова А.В. Определение образования / А.В. Клыкова // Вестник КГУ. Гуманитарные науки. — 10, 2006. — С. 76—86
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.