Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 04 октября 2012 г.)

Наука: История

Секция: Краеведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Грязнова О.Н. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — СЕЛО ВЕРХНИЙ БУЛАЙ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4. URL: https://sibac.info/archive/humanities/4.pdf (дата обращения: 06.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА — СЕЛО ВЕРХНИЙ БУЛАЙ

Грязнова Оксана Николаевна

студент 4 курса факультета управления и бизнеса АГТА, г Ангарск

Е-mail:

Савчук Наталья Васильевна

научный руководитель, док-р ист.наук кафедры общественных наук АГТА, г. Ангарск

 

 

Внимание к данной теме объясняется тем, что история моего родного села напрямую связана с историей России, со сложными процессами освоения и заселения огромных сибирских территорий. В современный период, мы наблюдаем снижение интереса к малым деревням и селам. Молодежь старается уехать в город, где больше возможностей для карьерного роста. Отток молодежи приводит деревни в упадок. Теряется связь между поколениями и часто мы превращаемся в «Иванов не знающих родства».

Кроме того, уходят из жизни те, кто являлся очевидцем крупных исторических событий ХХ в. Поэтому особый интерес для сохранения памяти и истории моего села представляют воспоминания старожилов. В частности, Мартынова Мария Станиславовна рассказала как выглядело село 70 лет назад; Игнатьев Пётр Михайлович и Ильина Ефросинья Михайловна поведали мне легенды о названии села; Уварова Галина Константиновна поделилась воспоминаниями о главной достопримечательности села — Преображенской церкви, о том как из церкви сделали клуб, в котором она была директором.

Для раскрытия темы я использовала монографическую литературу, публикации в местной периодической печати. Изучила архивные сведения, любезно предоставленные школьному музею заслуженным учителем России из г. Иркутска Лисысянь Маргаритой Евгеньевной в «Биографической справке о Смоленском-Павлове Е.Г.» (рождённом в с. Верхний Булай в 1911 г.). Прочитала пожелтевшие от времени страницы истории, написанные краеведами школы в 1960-х годах.

Для меня представляют интерес такие вопросы: кто был первым поселенцем, чем они руководствовались переселяясь в неосвоенные районы страны, какими видами деятельности занимались первые жители села, откуда появилось такое необычное название села, как строилась церковь и почему она пришла в упадок, каким образом отразились крупные события в нашей стране на жизни церкви, села и его жителей.

История возникновения села своими корнями уходит в XVII столетие, когда началось проникновение русскихземлепроходцевв самые отдалённые уголки Сибири. Конечно же, их манила не только жажда приключений, а прежде всего, насущная потребность в новых «землицах». Коренные народы Сибири были немногочисленны и занимались, главным образом, охотой, рыболовством, полукочевым скотоводством. К концу века русское население Сибири достигло уже 150 тыс. человек. Во многих районах русские составили большинство жителей, и с их приходом в этих краях распространялось земледелие. Постепенно развиваясь, оно смогло обеспечить всю Сибирь хлебом, который прежде приходилось завозить из европейской части России.

Продвигаясь на восток, русские землепроходцы создавали опорные пункты — остроги: Енисейский (1619 г.), Красноярский (1628 г.), Илимский (1630 г.), в 1631 году — Братский, Усть-Кутский и Киренский, в 1632 году — Якутский, в 1641году — Верхнеленский. С середины XVI в. началось освоение земель вверх по реке Ангаре и её притокам: в 1653 году появился Балаганский острог, в 1661 году — Иркутский острог, в 1669 году — Идинский острог, в 1691 году на реке Белой (правом притоке реки Ангары) построили Бельский острог. К 1695 году Бельский острог имел на прилегавших к нему территориях свою слободу с названием «Бельская» — село, в котором я родилась.

Впервые енисейские казаки появились на реке Белой в конце 40-х годов XVII века. Государевым служилым людям надо было налаживать на территориях, прилегавших к реке Белой, регулярный сбор ясака (пушнины) в царскую казну с кочевавших в этих краях местных жителей — бурят. Поэтому в 1668 году на высоком месте, при слиянии рек Малой и Большой Белой, казаки построили острожек, назвав его Бельским. Здесь начали службу 40 казаков, присланных из Енисейска.

В 1689 году енисейским воеводой проводилась перепись служилых людей, В Бельском острожке их оказалось всего 17 человек. Из присланных в 1668 году осталось 8 человек (14 человек снова стали пашенными крестьянами, а 18 человек частично погибли, частично убыли в другие места), затем в 70-х годах прибыл еще один, в начале 80-х годов — трое и ещё 5 человек — незадолго до переписи. В результате переписи енисейским воеводой было принято решение построить на реке Белой настоящий острог. В 1691 году он был готов. Прислали ещё служилых людёй, которым было выделено по 15 десятин под пахотные земли и по 10 десятин — под покосы и выгоны для скота. К 1695 году Бельский острог имел на прилегавших к нему территориях свою слободу с названием «Бельская» [1 с. 153].

Мое село, основанное более двух веков назад в 1775 году, называется Верхний Булай. Его возраст внушает уважение. Первое поселение находилось в долине речки Булайки. Жительница села Мартынова Мария Станиславовна помнит, что лет 70—80 тому назад здесь ещё протекала небольшая речка и в ней водилась рыба. Весной, при таянии снегов, Булайка становилась полноводной и текла, впадая в р Белую. Сейчас остался только пруд.

Современному человеку сложно понять старинные названия деревень и сел. История названия моего села очень интересна, так как она имеет несколько легенд. Жительница села Ильина Ефросинья Михайловна поведала мне одну из легенд. Она считает, что название села произошло от бурятских слов. Например, слово «булай» означает «яма». И действительно, село находится в углублении, со всех его сторон — холмы и лес. Другое бурятское слово «булен» — это несколько изменённое, для более удобного произношения, тюркское слово «булунг», означающее дугообразный изгиб русла реки. Для нашей реки характерны несколько изгибов русла. На это и обратили внимание жившие здесь ещё до бурят курыканы, потом якуты, относящиеся к тюркским народам. Буряты не стали давать реке нового названия и приспособили для своего языка чужое слово. На бурятском же языке понятие «излучина реки, изгиб её русла (по-русски «лука») называется «тихой».

По второй легенде, а старожилы ее рассказывают так: «Понравилась одному мужику земля, богатая лесом и пашнями, построил он себе дом, а фамилия этого мужика Булаев». Считается, что этот дом и сейчас стоит в деревне, только покривился, да крыша немного разрушилась. Позже здесь стали строить дома его сыновья и родственники.

Третья легенда гласит, что «По дороге от Идинского острога к Бельскому острогу среди отдельных хуторских селений пашенных крестьян в 1775 году между станцией Черемховской и Бельской слободой одновременно появились три селения с одинаковым названием «Булайская», но с русским добавлением для отличия: «Нижняя», «Средняя», «Верхняя». Их первыми жителями стали около 15 мужиков из числа крестьян, захотевших переселиться с севера Европейской России в Восточную Сибирь. Селение «Нижняя Булайская» находилось непосредственно возле Бельской слободы на реке Белой и постепенно слилось с ней. Названия поселений были точными: Средняя Булайская деревня — это как раз середина общего расстояния между Верхней Булайской и Нижней Булайской деревнями.

Верхняя Булайская деревня, возникшая на открытом месте лесостепной равнинной  территории, не имела ни реки, ни озера. Но она была близко расположена к Московскому тракту, поэтому сюда чаще прибывали всё новые поселенцы. К концу XVIII века эта деревня стала слободой с самостоятельным приходом и со своей Преображенской церковью, а в середине XIX века — селом, название которого стало «Верхний Булай» [2, c. 4]

Строительство Транссибирской магистрали в конце XIX века превратило село Черемховское в железнодорожную станцию, которая быстро разрасталась территориально и по численности населения. В 1917 году село стало городом Черемхово. Для села Верхний Булай близость от города в 12 километров явилась основой для превращения в более крупное селение. В 1911 году село состояло из 189 дворов с населением около 2 тыс. человек. Основным занятием жителей было хлебопашество. В селе существовала церковно-приходская школа, в которой тогда обучалось 26 мальчиков и 10 девочек; богодельня на 3 человека, 2 магазина. В селе сохранился дом священника, где когда-то размещалась церковно-приходская школа. Всё необходимое жители покупали в Черемхово и там же продавали свою сесльскохозяйственную продукцию [4].

Русско-бурятское название Булайских деревень связано с тем, что в составе их жителей были и русские, и буряты. Хлебопашество, промыслы, новый быт и культура, начиная от простой крестьянской избы и кончая письменностью, что принесли с собой русские, вызвали величайший переворот в экономике и быту бурятского населения. Всё это укрепляло дружбу, экономические и культурно-бытовые связи между русским и бурятским населениям.

Я бы больше поверила первой легенде или третьей, но не второй. Ведь если бы село назвали по фамилии первого поселенца, то должны же были остаться потомки или что-то в памяти старожилов о них,  или в архиве сведения о сельчанах по фамилии Булаевы. Но такой информации не сохранилось.

Не менее интересна история возникновения Преображенской церкви села Верхний Булай. Первая церковь появилась в селе в 1839 году. Она была перевезена из села Никольского, расположенного на о Байкал. Затем жители Булая решили построить новую церковь, а старую перевезли на конях в село Нены. Новую церковь построили всем селом к 19 августа 1879 г. Так как строительство было закончено к великому христианскому празднику Преображение Господе, то и название ей было дано — Преображенская.

Церковь представляла собой типичное для Восточной Сибири второй половины XIX в. сооружение с четвериковым храмом и ярусной колокольней над папертью. Рубленые из бревен стены были обшиты досками, имитируя ленточный руст, углы были акцентированы филенчатыми лопатками. Карниз алтаря переходил в виде пояса на стены храма, разделяя его на ярусы, вновь продолжался над стенами трапезной, затем членил четверик колокольни. Выделялись наличники окон с тонко выполненным декором в стиле раннего барокко. Стены были оштукатурены, побелены и покрыты росписью.

Церковный приход был большим, по праздникам и выходным сюда съезжались с ближних и дальних деревень. Здесь совершались таинства: крещение детей, венчание, причащение. Также священник принимал людей на исповедь, отпевали усопших, наставлял сомневающихся, вместе с прихожанами молились за здравие родных и близких, за души усопших. Умерших священников и знатных людей хоронили около церкви, о чём говорят найденные надгробные плиты конца XIX в. недалеко от церкви [4] Дом священника находился ниже церкви через дорогу.Дом был большой из нескольких комнат с множеством больших окон. До сих пор в нём теплится жизнь. Сейчас там расположен сельский медпункт.

1917 год принес много перемен в жизнь села. Гражданская война и политика большевиков раскололи деревню. Начались гонения на церковных служителей. По словам старожилов, церковь разграбили в 1930-е гг. Сегодня, сложно ответить на вопросы, кто причастен к уничтожению церкви в селе, кто выполнял приказ о закрытии церковного прихода и высылке из села священника. В селе практически не осталось людей того времени. Но некоторые все же помнят день, когда у церкви собралось много народу. Все знали, что надо снимать кресты и колокола. Среди милиционеров и местных активистов выделялся один человек, имени его никто не помнит. По информации Ильиной Е.М., которую она слышала от своих родителей: «Когда этот человек снимал кресты, верующие люди встали на колени и стали молиться. Народ говорил: «Бог тебя накажет». Через пару месяцев этого человека парализовало, а через несколько месяцев он умер». Совпадение? Рок? Божье наказание? Можно лишь предполагать.

Священника с семьёй увезли из села. Куда? Из местных жителей никто не знает. А церковь стала пересылочным пунктом. Сюда из деревень свозили кулаков, а затем отправляли в лагеря. Затем долгое время церковь стояла пустой, а после войны в ней решили сделать клуб.

По моему мнению, именно с разрушения традиций, в том числе религиозных, стала разрушаться нравственность. Уже в тот период, когда возникла необходимость в клубе построить кинобудку, ее сделали из могильных плит. Церковное кладбище стало разоряться местной ребятней [3]

Старожилы помнят, что на церкви было 3 креста, а на колокольне было 3 или 4 колокола, два из них больших. В памяти народной не сохранилось имя священника, но помнят, что было у него двое сыновей и две дочери. Обе были учительницы в церковно-приходской школе. Вечерами ходили в читальню, которая находилась или в церкви или в доме священника [4] До революции церковь была очагом культуры сельчан, несла высокую нравственность, заставляла задумываться над житейскими проблемами, искать истину в самом себе.

Ныне церковь, а точнее то, что от нее осталось, не дается пиле и топору. Она медленно разрушается временем. Церковное дерево особо хозяйственные граждане, пробовали на дрова пилить, но не вышло: то пила сломается, то бревном кого-нибудь ушибет. Не дается, говорят в Булае, святое место.

С проваленным полом и потолком оно ждет своего часа — то ли начала новой жизни, то ли определенного конца. Буквально недавно решили перевезти булайскую церковь в музей деревянного зодчества п. Тальцы под Иркутском. По этому поводу на селе был сход, где большинство жителей села высказались против этого. Они хотели бы, чтобы церковь отреставрировали и оставили в родном селе. Но на это «святое» дело нет средств. Неизвестно, чем все-таки закончится история булайской церкви, но хочется верить в лучшее.

 

Список литературы:

  1. Кацва Л.А.,Юрганов А.Л. История России XVI—XVII вв. М.: Изд-во «МИРОС», 2006, С. 153.
  2. Лисысянь М.Е. Биографическая справка о Смоленском-Павлове Е.Г. — Иркутск, 1998.
  3. СМ Номер один. — № 34. — 2010. — 2сентября.
  4. Текущий архив. Материалы и фотографии школьного музея с Верхний Булай.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Комментарии (5)

# Наталья Васильевна 10.10.2012 12:15
Статья Оксаны интересна с точки зрения сохранения исторической информации среди молодых людей, живущих в Сибири. Использованные данные получены из бесед очевидцев, школьного музея, научных статей.<br /> Статья интересна Молодец.
# Максим 11.10.2012 01:48
Статья интересна Молодец
# Наталья 12.10.2012 22:33
очень интересно изложен матерьял, очень полезно жителям села и области знать историю своего края, своего села. Это здорово, когда нашёлся такой человек, который собрал историю появления села Верхний Булай и Бельска. А вот по поводу церкви, я бы высказалась в пользу перевоза её в музей Тальцы. Во первых там её отреставрируют, и она простоит ещё долго, а если она останется в селе, то скорей всего просто догниеёт и всё.
# Татьяна Николаевна 12.10.2012 22:45
Статья очень нужная для сохранения исторической памяти. Оксана, у тебя получилось здорово! Ты молодец! Я никогда не сомневалась в тебе.
# Ольга Васильевна 12.10.2012 22:53
Статья очень интересная. Чувствуется, что проделана очень большая, кропотливая работа по сбору материала, тем более, что осталось мало очевидцев, живых свидетелей, знающих историю села не понаслышке.

Оставить комментарий