Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 17 июня 2024 г.)

Наука: Психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сатдарова С.Р. СУФИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИСЛАМА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(138). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(138).pdf (дата обращения: 14.07.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

СУФИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ИСЛАМА

Сатдарова София Рустамовна

студент 1 курса СППО, Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

Алексушин Глеб Владимирович

научный руководитель,

д-р ист. наук, проф., доц., Самарский государственный экономический университет,

РФ, г. Самара

SUFISM AS A BRANCH OF ISLAM

 

Sofia Satdarova

1st year student, Samara State University of Economics

Russia, Samara

Gleb Aleksushin

scientific adviser, Doctor of Historical Sciences, Professor, Associate Professor, Samara State University of Economics

Russia, Samara

 

АННОТАЦИЯ

Статья исследует мистическое направление в рамках ислама – суфизм. Историю и причины его возникновения, отличительные черты и его философию.

ABSTRACT

The article explores the mystical trend within Islam – sufism. The history and causes of its origin, its distinctive features and its philosophy.

 

Ключевые слова: суфизм, тасаввуф, ислам, возникновение, история, отличие, философия.

Keywords: sufism, tasawwuf, islam, origin, history, difference, philosophy.

 

Суфизм – [от араб. суфи, буквально — носящий шерстяные одежды], отсюда — власяница как атрибут аскета. По предположению Бируни, от греч. sоphós — мудрец, таинственное направление в рамках ислама (как шиизма и суннизм), которое зародилось в VIII вв. в области современных Ирака и Сирии [10].

По мнению других, этот термин означает «первый ряд». Так как люди, которые стоят в «первом ряду» перед Богом отличаются величием своих забот и стремлению сердец к нему.

Возникновение.

Слово тасаввуф («суфизм») [4] в Коране и сунне (Сунна – священное преданье мусульман, отображённое в рассказах о деяниях и идеях Мухаммеда, которые разъясняют Коран) [3] не упоминается. Концепция суфизма была положена Пророком Мухаммедом (Мухаммед является арабским политическим и религиозным деятелем, основателем ислама, первой мусульманской общины (уммы) и мусульманского государства. В исламе [1] он считается последним пророком, донёсший до мира Коран) [2] и были отражены в хадисах. (Хадис —это одобрения, образы или действия пророка Мухаммеда, которые образует сунну. Она является авторитетом для мусульман, а также составляет одну из основ шариата) [6].

Практика, связанная с аскетическим укладом жизни и развитием духовных качеств, которая стала началом для развития суфизма, возникла во времена Мухаммеда. Суфии считают Мухаммеда Посланником Аллаха (Аллах — единый и единственный Бог в исламе, создатель всего сущего, который послал в мир последнего пророка Мухаммеда) [9].  Мухаммед вел аскетический образ жизни, его не интересовали власть, материальные блага и прочие мирские интересы. Большую часть своей жизни он отдал посту и молитвам. Он – образец высоких моральных качеств и проводник в духовном просвещении.

Причины возникновения.

Поводов для зарождения аскетических и мистических ветвей в исламе достаточно, из них самыми значимыми являются: 1) Склонности людей к уходу от реальности и усугубление религиозной жизни, связанные с социальными и политическими разногласиями в период первых двух веков существования умм. 2) Воздействие прочих религий и философских структур.

Таблица 1.

Периоды истории суфизма.

Период

Дата

Событие

1. Зухда

VII—VIII вв.

Образование и развитие аскетико-мистических ветвей внутри ислама.

Середина VIII — 1ая половина IX вв.

Начало формирования суфизма.

2 Тасаввуфа

IX вв.

Динамичный рывок в теории и практике течения.

2ая половина IX вв.

Сближение эзотеризма исмаилизма и шиита.

X—XI вв.

Рост известности мировоззрения суфиев. Написание сочинений и закрепление принципов науки суфиев и формирование традиций

3 Тарикатов

XII—XIII вв.

Суфизм – значимый элемент религиозной жизни общества и сторонников ислама.

Середина XII — начало XIII вв.

Начало формирования суфийских сообществ вокруг обителей.

XII—XIII вв.

Заметно возросло значение спекулятивного и эзотерического аспекта в учении суфиев.

XIII—XIV вв.

 

Развивается мистицизм суфиев и такие понятия, как "идеальный человек", "абсолютное самовыражение", "единство бытия" и другие понятия.

 

Отличие суфизма от других ветвей ислама.

Хырка – одежда-символ. Согласно суфийским понятиям, данный термин означает договоренность между учеником и учителем (шейхом). По итогу ученик становится одним из детей Шейха. Учитель наставляет его на истинный путь и предостерегает от опасностей на всю оставшуюся жизнь. Это символическое вступление в круг учеников, знак того, что ученик преодолел все испытания, был принят школой и полностью подчинился своему учителю. Отныне он не имеет права ослушаться учителя.

Ас-Самаа – блаженное слушание. 1) На первом уровне находится наша способность слышать и слушать, получая при этом умиротворение и покой. 2) способность слышать свое состояние располагается на втором уровне. Человек не только слышит, но и проводит глубокий анализ услышанного, показывающего, что скрыто между строк, за словами и внутри их. 3) На третьем уровне суфий способен слышать с Богом, перед Ним и ради Него, когда слушаешь с верой в Господа и осознанием своего единства с ним.

Аз-Зикр – часто повторение формулы единственности Бога или одного из Его 99 имен. Существует два типа зикра: устный и сердечный. Для суфия важны обе версии: упоминание Аллаха устами даёт возможность не затеряться в бушующем жизненном потоке и видеть мир шире и глубже, больше замечать Божьи чудеса везде. Упоминание сердцем – указывает путь к Богу и приближает к Нему. Человек становится более жизнерадостным и обретает покой.

Aль-Хальва – уединение с самим собой, сосредоточение внимания на поклонении Всевышнему; в это время человек думает только о Боге, ни о чем не помнит и не вспоминает. Такой процесс очищения формирует в верующем чувство скромности перед другими людьми и отбивает желание возвышать себя над ними.

Суть суфизма. Философия.

В основе суфизма лежат духовные установки и мистические практики внутри ислама. Сторонники суфизма берут пример с Мухаммеда и посвящают свою жизнь молитвам, посту, совершенствованию своего духовного состояния, зная, что такой образ жизни он поощряет. [5].

Суфии являются мусульманами, но их философия значительно отличается от традиционных идей ислама.

Суть заключается в использовании религии для познания себя. Суфизм даёт возможность познать Бога, познав себя, приблизиться к нему и напрямую общаться с ним.

Духовные практики предназначены для того, чтобы проложить человеку путь к истинному поклонению Аллаху.

Суфизм, формируясь, как таинственное движение в рамках ислама, отталкивал людей необычными практиками, которые не упоминаются в Коране (Коран – главная священная книга у мусульман, в которой содержатся обрядовые и правовые установления, проповеди, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и пророчества Мухаммеда) [7].

Его последователей часто обвиняли во взаимосвязях со злобными духами джиннами.

Суфийское воспринятие мира не предполагает духовного поклонения или почитания чего-либо плохого, суфисты взывают размышлять о собственной добродетели [11].

Исламский закон шариат (Шариат – свод правовых, этических и религиозных указаний, которые опираются главную священную книгу мусульман и сунну) [8] понимается суфистами иначе. Он взывает к необходимости воспитания и дисциплинирования именно себя. Суфизм настроен мирно к поведению и поступкам остальных людей.

Отличительной особенностью этой ветви ислама является наличие у суфия учителя. Он-тот, кого суфий слушается и кому повинуется.

Духовный путь суфия состоит из 3 стадий:

 1.Шариат – это закон, вытекающий из Корана, с которым надо сравнивать свои деяния и не преступать его.

2.Тарикат – на этой стадии суфий отказывается от мирских благ в пользу духовного совершенства под руководством наставника. Эту стадию можно пройти и индивидуально и в братстве.

3.Хакикат –пик суфийского знания. На этом этой стадии суфист полностью погружается только в разговоры с Богом, отказавшись от мыслей и влечений. Достигнуть это можно с помощью медитации и практики зикра.

Таблица 2.

Направления суфизма.

Классический.

Основывается только на сунне пророка. Он появился еще во времена жизни пророка Мухаммеда.

Аскетический.

Он стал рассматриваться как противопоставление роскошной жизни богатых мусульман. Сторонники этого направления не считали земные блага чем-то важным и ценным, считая истинным лишь то, что связано с постижением Бога и молением к нему. Аскеты, практикуя зикр и другие обряды, отказывались от большей части земных удовольствий.

Братства.

Так как в суфизме большую роль играет наличие учителя, то около учителя часто формировались братства.

 

Таким образом, суфизм является аскетически-мистическим направлением ислама. Его отличительными чертами является покорность Богу, отказ от человеческих «слабостей» и постоянное познание себя.

 

Список литературы:

  1. Алексушин, Г. В. Религиоведение: Учебно-методическое пособие / Г. В. Алексушин. – Самара: АНО "Ретроспектива" и ИА "ВВС", 2011. – 60 с.
  2. Ализаде А. А. Мухаммад // Исламский энциклопедический словарь— М. : Ансар, 2007. — С. 585. 
  3. Ализаде А. А. Сунна // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007
  4. Ализаде А. А. Тасаввуф // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
  5. Арзыбаева А. С. Истинная суть суфизма "истинная суть суфизма" / А. С. Арзыбаева, С. Т. Жапаракунов, Б. М. Ахмедов // Наука и новые технологии. – 2008. – № 1-2. – С. 138-141.
  6. Бойко К. А. Хадис // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 262-263. — 315 с. — 50 000 экз.
  7. Гогоберидзе Г.М. Коран // Исламский толковый словарь. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — С. 215-217.
  8. Ибрагим Т. К. Шариат // Хвойка — Шервинский. — М.: Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 697—698. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34).
  9. Крымский А. Е. Аллах // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  10. Крымский А. Е. Суфизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  11. Мекерова, М. Д. Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре: специальность 09.00.13 "Философская антропология, философия культуры": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Мекерова Мариям Джамаловна. – Ставрополь, 2005. – 21 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.