Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)
Наука: Филология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ИВАН КАРАМАЗОВ КАК «СОЗЕРЦАТЕЛЬ» И. Н. КРАМСКОГО
IVAN KARAMAZOV AS A CONTEMPLATOR BY I. N. KRAMSKOY
Polina Kirochkina
student, School of Arts and Humanities, Faculty of Philology, National Research University Higher School of Economics St. Petersburg,
Russia, Saint-Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье проводится параллель между фигурой Ивана Карамазова, одного из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», и упомянутой в произведении картиной И. Н. Крамского «Созерцатель». Анализируются детали картины и ее интерпретация Достоевским в тексте романа. Особый акцент делается на фоне и изображенных на нем элементов. Это, в свою очередь, позволяет выявить то, как мир, за которым наблюдает «Созерцатель» Крамского, влияет на решения и желания представленного на полотне крестьянина. Также дается краткая интерпретация связи «Созерцателя» и Смердякова, проведенная самим Достоевским в тексте. Однако, основное внимание в статье уделено параллели между картиной Крамского и личностью Ивана Карамазова. Герой позиционируется как персонаж-«Созерцатель», который смотрит на мир через литературу. Благодаря ей у Ивана Карамазова формируется особый взгляд на людей и жизнь. Это, в свою очередь, объясняет действия героя и принятые им решения. Наблюдая за жестокостью через газеты, Иван Карамазов делает ее частью своей жизни, что, в итоге, приводит к убийству отца героя, Федора Павловича.
ABSTRACT
The article draws a parallel between the figure of Ivan Karamazov, one of the main characters of F. M. Dostoevsky's novel The Brothers Karamazov, and the painting by I. N. Kramskoy The Contemplator mentioned in the work. The details of the painting and its interpretation by Dostoevsky in the text of the novel are analyzed. Special emphasis is placed on the background and the elements depicted on it. This, in turn, allows us to reveal how the world watched by Kramskoy's "Contemplator" influences the decisions and desires of the peasant represented on the canvas. A brief interpretation of the connection between the "Contemplator" and Smerdyakov, conducted by Dostoevsky himself in the text, is also given. However, the main attention in the article is paid to the parallel between Kramskoy's painting and the personality of Ivan Karamazov. The hero is positioned as a character-"Contemplator" who looks at the world through literature. Because of it we can see that Ivan Karamazov has a special view on people and life. This, in turn, explains the actions of the hero and the decisions he makes. Observing cruelty through newspapers, Ivan Karamazov makes it a part of his life, which eventually leads to the murder of the hero's father, Fyodor Pavlovich.
Ключевые слова: Достоевский, созерцатель, Крамской, экфрасис, интерпретация героя.
Keywords: Dostoevsky, contemplator, Kramskoy, ekphrasis, hero interpretation.
В романе Федора Достоевского «Братья Карамазовы» экфрасис играет не столь важную роль, как, например, в одном из более ранних произведений писателя, романе «Идиот». Несмотря на это, описание картины Ивана Крамского «Созерцатель», которое появляется практически в самом начале рассматриваемого нами романа, может многое рассказать о персонажах и последующем сюжете «Братьев Карамазовых». В частности, с помощью «Созерцателя» Достоевский описывает личность Смердякова, одного из героев романа. Однако, в произведении присутствует еще один персонаж-«Созерцатель» — Иван Карамазов, о котором и пойдет речь далее.
Начать стоит с анализа приведенной в романе картины Крамского. Несмотря на то, что ее описание в тексте слабо детализировано — лес, зима, дорога лишь упомянуты автором — Достоевский уделяет рассуждениям о «Созерцателе» весьма пристальное внимание [1, с. 131–132]. Центральной фигурой полотна является крестьянин, но не он становится предметом размышлений писателя, а процесс созерцания, в который герой картины погружен. В этот момент, как пишет Достоевский, крестьянин ни о чем не задумывается, все свои чувства и мысли концентрируя на впечатлении, которое получает от наблюдения за миром. Впечатления же копятся и, как отмечает автор, в какой-то момент могут стать причиной неожиданного, а порой и жестокого поступка: ухода из дома или поджога собственной деревни.
Благодаря тому, что Достоевский не дает большого количества деталей при описании фона картины, можно предположить, что предмет созерцания (те самые лес, дорога и зима) для автора не имеют никакого значения в отличие от самого процесса наблюдения, на котором в тексте делается значительный акцент. Однако, это не совсем так. Несмотря на то, что для Достоевского бо՛льшую роль играет восприятие увиденного, само увиденное является первоисточником дальнейших чувств и мыслей человека и, следовательно, оказывает влияние на «итог» процесса созерцания (например, упомянутый выше поджог).
Как уже было сказано ранее, Достоевский предрекает возможный исход для крестьянина с картины Крамского: тот, по словам писателя, вполне возможно «бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит» [1, с. 131–132]. Можно предположить, что приведенные писателем примеры не случайны. Путь в Иерусалим в этом случае выступает как результат созерцания дороги, которая вскользь упоминается Достоевским в описании картины, но которую крестьянину, вероятнее всего, приходится наблюдать регулярно. То же можно сказать и про поджог: созерцание деревни (которая хоть и не является частью изображения, но предполагается в качестве исходного или конечного пункта прогулки крестьянина) могло подтолкнуть героя картины Крамского на активное и жестокое взаимодействие с ней. В письме Крамскому Павел Третьяков писал: «Не говорю, что он непременно природу созерцает: может быть, он созерцает тихую семейную жизнь свою после окончания пути, может быть, непроходимую бедность и холод, и голод, и злобу, ожидающие его и дома, может быть, веселие первого кабака представляется ему, может же просто представляется, как вот он сию бы минуту стянул что-нибудь — если бы бог помог!» [3] Из этого можно сделать вывод, что созерцать можно и то, что не находится перед глазами, но обязательно должно быть частью быта созерцателя, того, с чем он сталкивается на регулярной основе.
Что же касается Смердякова, сравнение его и «Созерцателя» имеет довольно простое объяснение, данное самим Достоевским в тексте романа: лакей «тоже копил впечатления свои с жадностью» [1, с. 132]. Более того, к концу произведения становится известно, что именно Смердяков совершил убийство Федора Павловича [1, с. 637], что вполне вероятно могло быть результатом пагубности Карамазова, его алчности и жадности, которые были предметом созерцания Смердякова. В таком случае убийство Федора Павловича стало для него аналогом поджога деревни.
Переходя наконец к рассуждению о связи Ивана Карамазова и «Созерцателя», для начала обратим внимание на интересы персонажа Достоевского. По сюжету Иван не занимается созерцанием в привычном понимании, как оно описано в контексте рассматриваемой картины, но, несмотря на это, мы можем заметить склонность героя к наблюдению за миром. Карамазов утверждает, что он «любитель и собиратель некоторых фактиков» [1, с. 246], который записывает и коллекционирует различные истории из газет и книг. Иван созерцает мир, но не столько события и людей, которые окружают его в быту, сколько человечество в целом. В этом ему помогает литература, через которую и происходит процесс созерцания: он «наблюдает» историю о турках, издевавшихся над матерями и младенцами, «наблюдает» за девочкой, которая стала жертвой собственных родителей [1, с. 245–248]. Предметом его созерцания является не замкнутое пространство одного города или дома, а весь мир и все люди. Несмотря на то, что сам Иван не является участником ни одной из собранных им историй, они все равно становятся частью его быта, т. к. герой взаимодействует с ними на постоянной основе.
Важно также указать характер собираемых Иваном историй. Все из упомянутых им в диалоге с Алешей событий описывают крайне негативные и жестокие поступки людей: прибивание ушей гвоздями к забору, истязание младенцев на глазах матерей, эксплуатация ребенка, отношение к нему как к вещи, избиения и издевательства в отношении пятилетней девочки [1, с. 245–248]. Таким образом, предметом созерцания и, следовательно, бытом Ивана становятся людские жестокость и бессердечность. Отсюда можно сделать вывод, что как тяжелая крестьянская жизнь, полная несчастий и страданий, может привести «Созерцателя» к ужасному решению в виде условного поджога, так и созерцание злости и ненависти, которые люди проявляют по отношению друг к другу, склоняет Ивана-«Созерцателя» к жестокому поступку. Им, в свою очередь, так же, как и в случае со Смердяковым, является убийство Федора Павловича, к которому Иван в той или иной степени причастен.
Необходимо подчеркнуть, что несмотря на то, что Карамазов не убивает отца самолично, его вполне справедливо можно назвать соучастником преступления. Так, важным для нас будет замечание Асии Эсалнек о том, что образ Ивана насыщен чрезмерными проявлениями в мыслях, идеях и взглядах [4, с. 134]. Иначе говоря, мысль и ее озвучивание являются основным действием Ивана в романе. Так, именно его слова о вседозволенности и родительской смерти подталкивают Смердякова к убийству отца семейства Карамазовых [1, с. 637–642]. Как пишет Евгения Кийко: «Тот факт, что убил Федора Павловича Смердяков, а не Иван, усугубляет его вину. Личность ответственна не только за свои собственные деяния, но еще в большей мере за последствия, к которым могут привести распространяемые ею идеи» [2, с. 129]. Более того, стоит упомянуть, что Иван знал о ссоре Федора Павловича с Дмитрием и предполагал, что старший брат может навредить отцу, если сам Иван уедет. Несмотря на это, Иван все равно направляется в Москву, тем самым оставляя Федора Павловича без какой-либо защиты [1, с. 285–289]. Таким образом, результатом жестокости, которую Иван все это время созерцал, является отцеубийство, а Иван становится частью преступления, его условным вдохновителем.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Иван Карамазов, как и Смердяков, является персонажем-«Созерцателем». Наблюдая за жестокостью через газеты и рассказы, герой вводит ее в свой быт. Убийство Федора Павловича, в свою очередь, становится итогом этого созерцания, являясь аналогом поджога деревни, о котором пишет Достоевский в контексте крестьянина, изображенного на картине.
Список литературы:
- Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. — М.: Эксмо, 2019.
- Кийко Е. И. Из истории создания «Братьев Карамазовых» // Достоевский. Материалы и исследования. — Л.: Наука, 1976. С. 125–129.
- Мельниченко В. Созерцателей в народе довольно… URL: http://www.day.kiev.ua/290619?idsource=95290&mainlang=rus (дата обращения: 14.11.2000)
- Эсалнек А. Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). — М.: Изд-во МГУ, 1991.
дипломов
Оставить комментарий