Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бершов В.В. ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЛИЧНОГО ТАНЦА В РОССИИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЛИЧНОГО ТАНЦА В РОССИИ

Бершов Вячеслав Владиславович

магистрант 2 курса, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Бухвостова Лариса Владимировна

научный руководитель,

доц., проф. кафедры хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE EMERGENCE AND DEVELOPMENT OF STREET DANCE IN RUSSIA

 

Vyacheslav Bershov

2nd year master's student, Orel State Institute of Culture,

Russia, Orel

Larisa Bukhvostova

scientific supervisor, docent, professor of the choreography department, Oryol State Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается появление и развитие уличного танца в России. Автор анализирует специфику зарождения и особенности развитие уличного танца в России.

ABSTRACT

The article examines the emergence and development of street dance in Russia. The author analyzes the specifics of the origin and development of street dance in Russia.

 

Ключевые слова: уличный танец, современный танец, хореографическое искусство в России.

Keywords: street dance, modern dance, choreographic art in Russia.

 

Популярность уличной танцевальной культуры в Америке очень быстро набирала обороты и постепенно стала выходить за рамки одной страны. Уличный танец, который стал появляться в кино, телевизионных шоу все больше интересовал жителей Европы.

Кроме того, в начале 80-х годов в Англию попадает электро-фанк музыка, которую англичане начинают включать на вечеринках. С появлением электро-фанка начинается зарождение хип-хоп танца в Европе. Одновременно появляется повальное увлечение брейкингом, создаются первые команды. Би-бои танцуют в Германии, Италии, Венгрии, Англии, Голландии и других странах. Мировые хип-хоп туры американских артистов, в составе которых многие известные танцоры, дают возможность получить информацию о брейкинге буквально из первых рук.

В годы перестройки мировая волна увлечения хип-хоп культурой, наконец, достигает и СССР. Как и в случае с Европой, катализатором интереса становятся фильмы о танцах. Однако, существование железного занавеса, и, как следствие, ограниченность информации, оказывает существенное влияние на развитие уличного танца в СССР. В то время в СССР попадают только редкие кассеты с записью танцевальных фильмов [2].

Видеомагнитофонами в те годы обладали единицы, в основном представители верхних слоев общества, в этой связи брейк-данс в СССР зарождается в среде «золотой молодежи». Этот факт оказывается полной противоположностью условиям зарождения уличного танца в Америке. Отсутствие корректной информации о появлении этого направления в фильмах способствовало не совсем верному пониманию самой культуры брейкинга и хип-хопа.

В кинокартинах изображалась идеализированная сказка, имеющая малое отношение к уличной американской действительности. Именно эта романтическая атмосфера привлекла подростков СССР, заставляя поверить в красивый миф, показанный на экране видеомагнитофона. Брейк-данс казался молодежи чем-то невероятным и фантастическим, немыслимой отдушиной и свободой, параллельной реальностью внутри советской действительности.

Первым представителем брейкинга и электрик-буги в СССР, который стал демонстрировать эти направления на сцене для широких масс, принято считать известного музыканта и лидера группы «Арсенал» Алексея Козлова. Первой площадкой для проведения батлов (от англ. battle – битва, сражение) и фестивалей стало кафе «Молоко» в Москве. Также танцоров можно было увидеть в клубе «Резонанс» и в кафе «Колхида». Чуть позже брейк-данс появился и на Старом Арбате, где его можно увидеть и сегодня. Танец стремительно набирает популярность и в 1985 году появляется на советском киноэкране, благодаря фильму «Танцы на крыше». В 1986 году уличный танец включают в сценарий фильма «Курьер», получившего любовь и признание широкой публики.

Брейк-данс становится действительно массовым видом танца, оказываясь на пике популярности у молодежи, образ танцора притягивает подростков. С 1986 года начинают проводиться многочисленные фестивали по всей стране. Наиболее успешным и популярным становится фестиваль «Папуга» в Литве в городе Паланга. Тысячи танцоров со всего СССР съезжаются на это масштабное событие.

Советский брейк-данс делал акцент и развивал визуальную часть танца, много внимания уделял созданию образов и отработке техники, достигнув в этом больших высот. Однако на западе большое внимание уделялось музыкальности, кроме того, сам танец развивался от музыки, в то время как в СССР этому аспекту не придавалось большого значения. Наибольшее развитие в странах СССР получили «иллюзорные» направления брейк-данса: электрик-буги, робот и кинг-тат. В этих стилях наши танцоры не уступали, а в чем-то и превосходили американских танцоров.

Постепенно в СССР сложилась особая классификация танцевальных терминов. Главным из них стал «брейк-данс», который, в свою очередь, делился на «верхний» и «нижний» брейк. Нижний брейк соответствовал западному термину «бибоинг». Верхний брейк включал пять направлений: электрик-буги, попс, локинг, кинг-тат и робот. Несмотря на активное развитие, в 1988 году популярность брейкинга начинает спадать, а к 90-м о нем почти забывают, наступает волна так называемого «танцевального рэпа», в которой приняли участие большинство танцоров первой волны.

Многие танцоры хип-хопа начали читать рэп (от англ. rap, rapping - ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит) или стали диджеями. В музыке быстро поднялась волна нью джек свинга, ознаменовав расцвет «миддл скул хип-хопа». Будучи танцевальным и не столь мрачным как «гангста рэп», нью джек свинг значительно способствовал расцвету танца. Появившиеся движения, такие как «бегущий человек», «кросс», «роджер рэббит» и другие сейчас считаются классическими и составляют базу хип-хопа.

В середине 90-х в хип-хопе наступает эра видеоклипов. По всему миру он комерционализируется, попадая в шоу бизнес, теперь хип-хоп танцоров можно увидеть чуть ли не в любом клипе. На танец обращают внимание профессиональные хореографы, не являющиеся танцорами хип-хопа. Вместе с этим начинает меняться система ценностей: раньше танец был «отдушиной», люди ходили на вечеринки, чтобы потанцевать, встретить друзей и пообщаться. Теперь главное - тренировки и победа. Брейкинг начинает становиться профессиональным.

В России в 90-х годах на волне популярности видео клипов в Москве проходят регулярные вечеринки «Стар Тинейджерс», в рамках которых проводятся танцевальные батлы по новому, подсмотренному по телевизору хип-хопу. Кроме того, российским танцорам удается попасть в Германию на «Battle of the year» («Битва года»), фестиваль по брейкингу, имеющий колоссальный успех у всех танцоров Европы и насчитывающий около десяти тысяч участников. Побывав на культовом фестивале, российские танцоры приезжают с совершенно новым осознанием уличного танца и его развития.

Пионерами и идеологами отечественного брейк-данса 90-х становится команда «Da Boogie Crew». Благодаря ей на радио появляется передача «Фристайл» о танцах, в модном журнале «Птюч» ведется рубрика о брейк-дансе, начинают проходить первые регулярные джемы в клубе «Гетто», открывается первая школа брейк-данса. В 1997 году в Москве в Лужниках проходит фестиваль «Экстрим», в рамках которого соревнуются би-бои, а в качестве судей приглашена легендарная немецкая команда «Flying Steps».

В 1998 на российское телевидение выходит видеоклип команды Da Boogie Crew «Вы хотели пати». Подростки заучивают движения из клипа наизусть, в течение короткого времени брейк снова взлетает на пик популярности во всей стране. Другая московская команда «B.People» начинает делать регулярные масштабные джемы в ДК «Компрессор», чуть позже проводит фестиваль «Open», на который съезжаются танцоры всей России. Начинается мощная вторая волна брейк-данса в России.

Танцевальный путь, который прошла наша страна в двухтысячных, безусловно, определялся тенденциями, шедшими из Америки и Европы. Так же, как и в Европе, брейк-данс получил широкую любовь народных масс, что повлекло за собой огромное количество танцевальных мероприятий, создание танцевальных школ и общее внедрение в молодежную культуру. В 2001 году был проведен фестиваль «Battle Of The Year Russia», в рамках которого был проведен отбор на чемпионат в Германию; в 2004 году состоялся фестиваль «Freestyle Session Russia», в котором приняли участие команды более чем из 50 городов России. Ближе к середине двухтысячных глобальное влияние брейкинга на танцевальную молодежную культуру снизилось вместе с общим падением его популярности [1].

В противовес «старой школе» (верхнему и нижнему брейку) начинает возрастать интерес к «новой школе». Суть этого понятия оставалась размытой, никто не мог четко дать трактовку «новой школе», для танцоров было понятно только одно: это направление исполняется под хип-хоп музыку. В самых модных клубах проходят батлы по «new style» (англ. новый стиль), возникает большой интерес к этому направлению. Основную информацию танцоры продолжают получать из видеоклипов по телевизору и видеокассет.

В 2004 году в прокат выходит фильм «Танцы Улиц», демонстрирующий огромное разнообразие уличных стилей. В 2005 году стартует первое танцевальное шоу на телеканале MTV Russia «Звезда танцпола». Основная идея заимствована у американского «Шоу Уэйда Робсона». Передача породила заметный резонанс, оживив танцевальную среду. Несмотря на это, информации о технике исполнения танца, нужной подаче и манере исполнения катастрофически не хватало. Танцоры были вынуждены за неимением доступа к учителям-основателям учить не базовые движения, которые задают стилистику и помогают глубоко соединять движения с музыкой, а вторичную по отношению к ним коммерческую хореографию, построенную на элементах хип-хопа. Это долгое время оставляло российских танцоров на любительском уровне, кроме того, рамки стилей были еще очень условны.

Примерно в 2003-2004 годах, благодаря Интернету, в Россию начинает просачиваться информация о проходящем в Париже чемпионате «Juste Debout». Хореография, исполняемая здесь, очень отличалась от той, что демонстрировалась в клипах MTV, это было мощно и свежо. Надо отметить, что ситуация во Франции в начале двухтысячных в плане понимания хип-хопа не сильно отличалась от России, но туда уже приезжали гуру из Америки, которые давали базу уличного танца, его основы, закладывая тем самым своего рода школу в тело танцоров.

В этой связи в течение короткого времени Франция становится локомотивом обновленной хип-хоп культуры, на которую равняются все, в том числе и Россия. Начинается повальное увлечение форматом батлов, предложенным чемпионатом «Juste Debout», а именно четверка стилей: хип-хоп, хаус, локинг и паппинг. По этому прототипу делаются многочисленные чемпионаты в нашей стране, такие как «MIR», «BattleZone», «Тимка» в Москве, «Энерджи» в Челябинске, «Северная битва» в Санкт-Петербурге. Так же продолжилось развитие и бибоинга, хотя такого бума, как в конце девяностых, уже не было.

С 2007 года русские танцоры, наконец, начинают активно посещать мастер-классы в Европе, более того, они начинают привозить преподавателей в Россию. Становится очевидным, что необходимо вложить очень много сил в танцевальное развитие России в рамках уличного танца, чтобы подняться на европейский, профессиональный уровень. Стремление к новой информации значительно повысило качество исполнения российских танцоров, однако, не удалось избежать некоторого чрезмерного «поклонения» зарубежным хореографам. Оказались забыты многие успешные традиции, которые уже успели устояться во времена первой волны в СССР, особенно это сказалось на стиле электрик-буги, которые многие стали критиковать за «неправильность» по отношению к первоначальному паппингу [3].

Однако, группа танцоров во главе с Александром Драконом и Антоном Климатом, преобразовав новый зарубежный опыт, применили его к электрик-буги, устранив недоработки советской эпохи, сделав этот стиль вновь актуальным. Говоря о развитии уличной культуры, нельзя не отметить Илью Пинчера, внесшего огромный вклад в становление паппинга и бугалу, Эдуарда Магаева и его коллектив «Ice Beat» - передовых танцоров в стилях хип-хоп и хаус. Российские брейкинг коллективы «Top 9», «All the Most» хорошо известны во всем мире и пользуются заслуженным уважением.

Подводя итог, можно сказать, что к 2009-2010 году уличный танец занял отдельную нишу в танцевальном искусстве России. Именно к этому времени российским танцорам удалось сформировать танцевальную базу, понять философию этого направления, выйти на высокий уровень исполнения. С 2010 года уличный танец в России начинает стремительно развиваться и сегодня это не только хип-хоп, хаус или брейкинг, представители таких стилей как джаз-фанк, вог, дэнсхол и многих других получают заслуженное признание по всему миру.

В настоящее время Россия показывает высочайший уровень на мировых фестивалях, лучших хореографов приглашают давать мастер-классы за границей, можно сказать, что на наших глазах творится история уличного танца в России. Само понятие «уличный танец» уже давно потеряло свое изначальное значение, сегодня это искусство, которое демонстрируется на профессиональном уровне, все больше и больше расширяя свои границы. Тем не менее, необходимо понимать, что уличный танец — это живая, развивающаяся система, в которой будет еще много непредсказуемых и ярких поворотов и каждый ее представитель может привнести в нее свой вклад.

 

Список литературы:

  1. Луков, В.А. Хип-хоп культура / В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – М.: МГУ, 2005. – С. 147-151.
  2. Толстун, В.В. Актуализация танца хип-хоп в хореографическом пространстве европейских стран / В.В. Толстун // Санкт-Петербургский образовательный вестник, - CПБ., 2016. – С. 16-18.
  3. Тюрина, Э.А. Хип-хоп как субкультура, спорт и искусство / Э.А. Тюрина // Современный танец: дискурс и практики. Сборник статей. – Екатеринбург, 2017. - С. 109-124
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.