Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СПЕЦИФИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРЕПОДАВАНИЯ УЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ В РОССИИ
THE SPECIFICS OF EDUCATIONAL FORMS OF TEACHING STREET DIRECTIONS IN RUSSIA
Vyacheslav Bershov
2nd year master's student, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
Larisa Bukhvostova
scientific supervisor, docent, professor of the choreography department, Oryol State Institute of Culture,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется специфика образовательных форм преподавания уличных направлений в России. Автор рассматривает специфику педагогической работы и описывает формы и методы преподавания уличного танца в России.
ABSTRACT
The article analyzes the specifics of educational forms of teaching street directions in Russia. The author examines the specifics of pedagogical work and describes the forms and methods of teaching street dance in Russia.
Ключевые слова: система образования, педагогичка, уличный танец, современный танец.
Keywords: education system, pedagogy, street dance, modern dance.
Сегодня уличный танец – понятие достаточно условное, так как его изучение происходит на профессиональном уровне и включает в себя различные направления, техники и методики и рассматривается в цикле современной хореографии. В связи с внедрением этого стиля в сценические постановки, широким использованием его во всех сферах хореографии, по нашему мнению, на данный момент каждый профессиональный танцор обязан владеть основами уличного танца [1].
В настоящее время особую популярность набрало изучение уличных направлений танца в рамках посещения занятий хореографов, представляющих конкретный стиль. Такой способ получения информации можно условно разделить на три вида. Рассмотрим некоторые формы преподавания уличных направлений в педагогической системе современного танца.
1. Посещение постоянной группы хореографа. Данная форма разделена на закрытую или открытую, к которой можно присоединиться в любой момент, группу и работает с ней, детально разбирая элементы, музыкальную составляющую хореографии, тонкости подачи.
Безусловно, этот вариант имеет ряд преимуществ. Во-первых, благодаря большому количеству времени, танцор полностью погружается в стиль, имеет возможность прочувствовать его. Во-вторых, хореограф может вовремя исправить ошибки, просмотреть каждого ученика и дать определённые советы. Наконец, танцор работает в привычных и комфортных условиях, что не может не сказываться положительно на качестве обучения.
Рассмотрим работу закрытой группы. Отбор в такие группы происходит через предварительный просмотр, так как для обучения в ней танцору необходимо уверенно владеть базой стиля хип-хоп, иметь танцевальную насмотренность, уметь работать технично.
Отобранные ученики посещают занятия от четырех раз в неделю, занятия могут длится от двух до трех часов. Кроме изучения танцевальных комбинаций и совершенствования техники, здесь могут присутствовать не только элементы хип-хопа, но и элементы хауса, вога и других танцевальных направлений, во время занятия также проводится обязательная подкачка мышц, выполняются силовые упражнения, а также упражнения на растяжку.
Также рассмотрим работу открытых групп. Как уже упоминалось выше, в открытую группу может прийти любой желающий, именно поэтому хореография чаще всего состоит из базовых элементов, которые сочетаются очень необычным образом, тем самым создаются неординарные и интересные танцевальные комбинации. Занятия проходят от двух раз в неделю по полтора часа.
В открытых группах часто снимаются танцевальные видео, в которых танцоры могут показать, чему они научились за определенный промежуток времени. К съемке видео подходят с особой внимательностью, сочиняется определенный образ, выбирается соответствующая локация.
К сожалению, не у всех танцоров бывает возможность посещать группу хореографа, у которого они хотели бы учиться, неудобное расписание, территориальное расположение студии, ряд других причин. В этом случае часто выбирают следующие варианты обучения – спецкурсы, мастер-классы и интенсивы.
2. Спецкурсы. Спецкурс обычно длится не более одного месяца, в среднем по 2-3 занятия в неделю. Этот вариант подходит тем, кто хотел бы ближе познакомиться с определенным стилем или творчеством конкретного хореографа или же тем, кому не подходит постоянное расписание педагога.
Целью спецкурса является проработка определенной хореографии, объяснение наиболее затруднительных вещей в строго ограниченное время. Спецкурс также может быть посвящен конкретной теме. Минус такого способа - достаточно поверхностное погружение в стиль, за короткое время танцор не может полностью погрузиться в философию конкретного направления. Тем не менее, спецкурсы имеют большую популярность.
Часто спецкурсы проводят по базовым движениям и основам определенного стиля, исходя из которых, в конце составляется несложная хореография. Такие спецкурсы часто направлены на начинающих танцоров, но, существенный плюс такого курса в том, что и уже опытный, даже профессиональный танцор может в достаточно короткие сроки овладеть основами нового стиля.
В рамках спецкурсов особенное внимание уделяется развитию тела (разминке), в ходе которой подготавливает тело к дальнейшим танцевальным комбинациям. В данном процессе изучаются основные элементы, многократно прорабатываются, часто танцорам приходится работать, превозмогая усталость, так как хореограф требует максимально амплитудного исполнения и внимательно следит за тем, как вкладывается в движение каждый ученик.
Занятия на спецкурсе проходят от двух раз в неделю по два-четыре часа в течение месяца, за это время танцоры изучают материал не очень долгий по времени, но максимально насыщенный элементами. Кроме того, отдельные спецкурсы включают в себя изучение импровизации. Конец спецкурса всегда сопровождается съемкой танцевального видео, на котором танцоры исполняют выученную хореографию в соло или небольшими группами по три-четыре человека.
На наш взгляд сегодня проблемой обучения уличным направлениям танца в России является тот факт, что практически все лучшие хореографы ведут группы и спецкурсы в столице или крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург. Танцоры, живущие в провинции, вынуждены хвататься за любую возможность обучаться у лучших представителей стиля. Часто такой возможностью являются мастер-классы или интенсивы, о которых пойдет речь в следующем пункте [3].
3. Мастер-классы и интенсивы. Подобные мероприятия часто организуют в крупных городах. Интенсивы обычно представляют собой серию мастер классов по одному стилю или же сразу по нескольким, которые часто проводятся в течение нескольких дней. В день может быть от четырех до восьми мастер-классов.
Безусловно, этот способ обучения является сложным, исходя из следующих условий: ученики вынуждены максимально быстро запоминать информацию, часто танцевать в некомфортных условиях, в зале может быть от ста человек, кроме того, усталость как моральная, так и физическая, не могут не сказываться на восприятии информации, так как количество образовательных часов в день может достигать девяти и более.
Тем не менее, посещение мастер-классов часто является единственной возможностью для провинциальных танцоров получать новую информацию, которая необходима для их дальнейшего развития. Также, мастер-классы учат быстро реагировать и максимально вкладываться, и погружаться в материал за очень короткий промежуток времени [2].
В заключение каждого мастер-класса снимаются видео, в которых желающие танцоры делятся по небольшим группам (семь-десять человек) и исполняют выученную хореографию. Кроме того, в процессе мастер-класса хореографы пристально наблюдают за работой танцоров и выделяют для себя тех, кто, по их мнению, достоин выйти в соло или малую группу (три человека), для каждого танцора быть выбранным – большая честь. Как правило, хореографы выделяют тех, кто полностью понял посыл их хореографии и уверенно выучил предложенный материал, а также привнес в него какую-то свою, особую манеру.
Важно отметить, что сегодня уличный танец также вошел в программы обучения хореографов во многих вузах культуры России. Но, к сожалению, по нашему мнению, этому направлению часто не придают должного значения, что ведет к неточному пониманию философии танца как у обучающихся, так и у преподавателей, а также к неточному объяснению базовых элементов и, как следствие, к отсутствию должной техники исполнения. В итоге обучающиеся вынуждены искать информацию и обучаться уличному танцу за пределами вуза.
Таким образом, можно сделать вывод, что система преподавания уличного танца в России постепенно обретает определенную форму, в ней складываются свои особенности и вырисовывается четкая структура. Сегодня возможность обучаться данному виду танца стремительно растет, но, несмотря на это, нет четкой системы подготовки педагогов уличного танца. Многие вузы включают уличный танец в программу обучения хореографов, но сталкиваются с большим количеством трудностей в связи с отсутствием уверенной концепции и плана преподавания. Тем не менее, многие обучающиеся осознают необходимость владения техникой уличного танца сегодня, что, безусловно, постепенно развивает эту структуру в рамках вузов культуры.
Список литературы:
- Евдокимов-Есенский, П.С. Генезис и развитие современных направлений в уличном танце / П.С. Евдокимов-Есенский // Научное мнение. – СПБ: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2015. – С. 163-167.
- Зуева, О.П. Технология обучения новым танцевальным стилям / О.П. Зуева, Е.Г. Игнатенко // Тезисы докладов XXXI научной конференции вузов южного федерального округа, посвященной 35-летию кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – Краснодар, 2004. – С. 52-53.
- Хип-хоп танец в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studbooks.net/2423105/kulturologiya/tanets_rossii_traditsii_novatorstvo_tantsevalnyh_praktik. (дата обращения: 12.04.2024)
дипломов
Оставить комментарий