Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Красноярова А.В. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(137). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(137).pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМ МАТЕРИАЛОМ ПРИ СОЗДАНИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Красноярова Анастасия Вячеславовна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Бухвостова Лариса Владимировна

научный руководитель,

проф., Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

THE SPECIFICS OF WORKING WITH FOLKLORE MATERIAL WHEN CREATING A STAGE DANCE

 

Anastasia Krasnoyarova

student, Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,

Russia, Orel

Larisa Bukhvostova

scientific supervisor, Professor, Oryol State Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

Сегодня танцевальные коллективы и балетмейстеры решают проблему создания сценических вариантов народного танца с сохранением его национального колорита, выразительных средств и, самое главное, с современной трактовкой содержания, чтобы он являлся образным отражением жизни, споспособствовал эстетическому и нравственному воспитанию личности.

ABSTRACT

Today, dance groups and choreographers are solving the problem of creating scenic versions of folk dance while preserving its national flavor, expressive means and, most importantly, with a modern interpretation of the content so that it is an imaginative reflection of life, contributes to the aesthetic and moral education of the individual.

 

Ключевые слова: сценический танец, фольклорный образец, материал, обработка, сценический образ.

Keywords: stage dance, folklore sample, material, processing, stage image.

 

Искусство хореографии наших дней тесно связано со своими истоками, с реалистическими традициями народного искусства. В его основе лежит стремление людей отразить окружающий мир. Возникнув еще на ранних этапах человеческого развития, танец эволюционировал вместе с развитием человеческого общества. «Эволюция форм народного творчества, в том числе и хореографии, всегда протекала в зависимости от изменений административного, хозяйственно-бытового и религиозного порядка» [1, c. 7].

Эмоционально воздействуя, танец в свою очередь влияет и на деятельность человека. Определенные географические и климатические условия, основной род занятий, своеобразие исторического развития накладывает свой отпечаток на жизненный уклад, быт того или другого народа.

С течением времени танцевальные движения утрачивали первоначальную смысловую нагрузку и превращались в средство выражения эмоций, в них возрастала степень эстетического качества. Значение одного и того же движения становилось бесконечно разнообразным. Оно могло принимать множество эмоциональных оттенков. Например, элементы русского национального танца можно встретить в танцах других народов. Но каждый элемент в танцах различных народов имеет свою неповторимую особенность, колорит, которые и составляют художественную суть народного танца.

Танцевальная культура русского народа богата именно разнообразием художественных особенностей, которые проявляются в образности, в лексической манере, стиле исполнения. В них заключены общенациональные черты русского народа и специфические особенности различных краев, областей, регионов.

На протяжении веков балетная сцена всячески оберегалась от непосредственного влияния фольклора, а народные пляски, зачастую, имели очень отдаленное родство со своими первоисточниками. Венгерский, испанский, польский, восточный танцы, которые получили доступ на сцену, раскрывали свой национальный характер и то лишь в общих чертах. Русский же танец часто исполнялся в «напудренном» виде и ничего общего с подлинными танцами не имел. Только прогрессивно мыслящие хореографы стремились приблизить сценический танец к его народным истокам.

В современную эпоху для танцевального фольклора открывается широкий доступ на сцену. Никогда прежде сцена не видела искусства более яркого, вдохновенного, чем искусство народного фольклора. Создание современного народного танца, его сценическая обработка были бы невозможны без глубокого изучения народного творчества.

Мы предлагаем рассмотреть некоторые особенности сценической обработки. При сценической обработке танца балетмейстер должен создать новые художественные произведения, созвучные нашей эпохе, поднять на более высокую ступень, не растерять тех жемчужин, которые создал народ. Первое время, когда не было еще отправных моментов в обработке танца, балетмейстер просто переносил его на сцену либо в бытовом этнографическом виде, либо в очень измененном.

Начало новому отношению к хореографическому фольклору положил ансамбль танца под руководством И. Моисеева. Яркая театральность формы сочеталась с глубоким проникновением в национальный характер народа. По этому пути пошли и другие коллективы, для которых народное творчество стало основой творческой деятельности. Каждый из этих коллективов стремится найти свой стиль, свой метод сценической обработки фольклора. Но балетмейстер, охвативший в народном танце первую стихию, может развить ее и унести непосредственно выше своего оригинала.

В быту народ танцует не для зрителя, а для себя. И если танец перенести на сцену в этом виде, сразу обнаружится ложь. Будут нарушены главные условия «для себя».

Как говорил Моисеев Игорь Александрович: «Танец для зрителя не может быть каплей житейской пляски. Появляется зритель, а с ним появляется театр, законы которого нужно соблюдать». Прежде, чем приступить к созданию народного танца на сцене, балетмейстер должен изучить обычаи, обряды, образ жизни этого народа, характер занятий, экономику и географическое положение. При создании сценического танца на основе фольклора важно сохранить его идею, мысль, заложенную в танце, стилевую гамму исполнения. Осуществляя сценическую обработку, балетмейстер должен сохранить все, что касается характера народа, манеры исполнения, и в то же время развить и обогатить лексику, рисунок, украсить произведение, но таким образом, чтобы не испортить того главного, что было заложено в первооснове. И ни в коем случае нельзя вносить в танец чуждые элементы, движения, которые не свойственны данному народу, исполнять их не в том темпе и ритме, который был в первооснове.

Основные трудовые процессы влияют на технику танцев, манеру исполнения. Для балетмейстера эти впечатления могут дать толчок для постановки. «Разве, - спрашивал Ж.Ж. Новер, - он (балетмейстер) не встретится с множеством разнообразных картин в жизни ремесленников? У каждого из них своя поза, в зависимости от положений и движений, требуемых характером их труда. Он должен уловить их походку, манеру двигаться и держаться, всегда сходную с их ремеслом». Условия жизни и климат откладывают свой отпечаток на манеру движения.

Конечно, не все из жизни приемлемо для сцены. Надо выбирать самое интересное: то своеобразный рисунок, то необычную манеру исполнения, или какое-то особенное настроение танца.

Народные танцы прекрасны. И не стоит примитивно подходить к оценке народного искусства, считая его несовершенным. Ведь без этой основы не могли бы появиться и существовать прекрасные творения искусства, созданные профессиональными и самодеятельными мастерами.

Материалов с записями фольклорных танцев, обычаев, игр, которые могли бы послужить для создания новых хореографических композиций, собрано недостаточно. Они ни не обобщены и не систематизированы. Поэтому перед современными балетмейстерами и создателями сценического танца стоит задача записать (заснять), обработать и найти фольклору сценическую форму и содержание. Тем более сейчас, когда с каждым днем возрастает интерес к народному творчеству. И большую помощь в этом могут принести преподаватели и студенты специальных учебных заведений не исключая, конечно, профессиональных деятелей искусства.

Создание сценического танца можно осуществлять несколькими способами:

1 способ, самый распространенный - на основе бытующего фольклорного танца. Для примера можно взять улицкую круговую (записано в селе Улица Суземского района Брянской области). В народе этот танец-игра исполняется по кругу.

2 способ, основан на соединении танца с другими видами искусства или народного творчества.

Балетный театр, например, за свою вековую историю, активно привлекая в союзники литературу, скульптуру, живопись, получал великолепные результаты: обогащалось содержание, появлялись новые темы, расширялся репертуар. Мастера народного сценического танца в своем искусстве меньше использовали другие виды искусства. Может только в последние десятилетия, как в профессиональном, так и в самодеятельном творчестве, стали появляться такие хореографические произведения, в основу которых легло народное творчество: кружево, вышивка, ткачество, игрушка и т. д. Но большинство сценических танцев на основе народного творчества носит чисто внешнее сходство, которое достигается костюмом, музыкой и названием. Балетмейстер, зачастую, не наделяет персонажи характером, не вкладывает в лексику, манеру исполнения какие-то характерные особенности данного края, не учитывает даже композиционного построения.

Народное творчество должно быть неотъемлемой частью в создании сценического танца, основным в художественном замысле создателя.

Развитие танцевальной лексики и композиционного рисунка составляет основу при создании сценического хореографического произведения. Независимо от источника создания сценического варианта надо всегда помнить, что наряду с механическим составлением комбинаций и рисунков существует логическое соединение, когда берется основное движение (рисунок) и по ходу изложения (развития) на него нанизываются новые движения. На восприятие влияет также количественный повтор одного и того же движения (рисунка), вытекающий из идейно-художественного замысла и задачи, которые ставит балетмейстер.

Развитие и создание новой комбинации особое значение приобретает тогда, когда не сохранилось основного движения фольклорного танца, а есть только название танца, его содержание и приблизительная композиция. Тогда балетмейстер привлекает другие источники и создает новое хореографическое произведение.

Если при собирании фольклорного хореографического материала, как уже говорилось выше, особую ценность представляет своеобразная танцевальная манера, то при создании сценической композиции манера важна вдвойне. Именно она создает тот колорит, который придает хореографическому произведению художественную направленность. При сравнительно одинаковом исполнении движений ногами (иногда ритмическое различие), положение рук встречаются самые разнообразные. Они-то и дают возможность отличить танец одной области (села) от другой, один танец от другого.

Для успешной работы над сценическим претворением народных первоисточников необходимо овладеть навыками поисково-исследовательской работы (собирание и запись материала), знать основные закономерности развития танцевальных форм, овладеть методикой обобщения и обработки художественного воссоздания хореографического фольклора.

Приступая к собиранию и записи танцевального фольклора, участники научных экспедиций должны, прежде всего, ознакомиться с географическим расположением и природными условиями, бытом и национальными особенностями исследуемого района. Знакомясь с хореографической культурой какого-либо района необходимо изучить все виды фольклора как существующие в настоящее время, так и сохранившиеся в памяти старшего поколения. Это и новые местные танцы, исполняемые в быту, на праздниках, массовых гуляньях, а также танцы, созданные в результате творческого процесса балетмейстеров на местном музыкальном, песенном и танцевальном фольклоре.

После того, как все сведения будут систематизированы и обобщены - сведения о бытовании фольклора, его традиционных особенностях (манера, характер исполнения, основные шаги, движения женского и мужского танца), необходимо выявить его изменения в соответствии с изменением времени.

Исследователю необходимо помнить, что русская народная пляска, народные танцы тесно связаны с русской народной песней и музыкой. Искусство талантливых народных мастеров надо показать на сцене, их танцы, их движения брать за основу при сценической обработке танца.

Как уже говорилось, знакомство с народным фольклором той или иной области позволяет в результате точно знать, чем богат тот край или область. Правда, не все танцы, бытующие в народе, в равной мере ценны и служат основой для обработки и создания сценического варианта.

Осуществляя отбор и сценическую обработку народного танца, нужно стремится бережно сохранить все лучшее, отражающее черты характера русского человека. Обогащая рисунок танца, подчеркивая красивое и типичное, нужно стремится отобрать из движений наиболее выразительные, тщательно следить, чтобы в новом сценическом варианте не было чуждых элементов, искажающих народную основу.

Но, разумеется, каждый танец при перенесении его на сцену подвергается обработке. В постановке нужно учитывать законы драматургии, обязателен финал, все это представляет трудности для создания сценического варианта. Только знания, кропотливая и серьезная работа постановщика, творческое увлечение дают возможность создать интересный сценический вариант народного танца.

Стилизация — это использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных идеологических и эстетических целей. Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явление стилизации связано с постоянно протекающими процессами дифференциации и интеграции стилевых явлений, обусловленных взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.

Движения характерного танца стилизовались в принципах танца классического. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались и округлялись, обретали большую плавность. Абсолютная выворотность ног классических танцовщиков заменялась здесь относительной выворотностью. Когда ноги выбрасывались вперед, носки вытягивались как в классическом экзерсисе. Руки раскидывались и поднимались, соблюдая выработанные позиции все того же классического танца. В некоторых случаях, особенно при постановке экзотических китайских, японских и прочих «па», балетмейстер доводил стилизацию до заиметвования пальцевой и прыжковой техники классического танца.

Реформатором балета был М. Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов. Необходимо отметить, что национальное богатство Фокин черпал не только и не столько из фольклорного источника, сколько от своих впечатлений от смежных искусств - живописи и музыки. Это была талантливая стилизация народного танца.

Вообще, стилизация дает возможность воссоздать, передать лаконичными средствами атмосферы исторической и национальной среды психологию поведения в ней изображаемых персонажей, добиться многоплановости танцевального образа, подчеркнуть особенности воспроизведения местного колорита, народного мировосприятия, языка, задачи свободного сопоставления классических сюжетов в их современной интерпретации, а также попытки идеализации прошлого, нарочито поверхностного изображения жизни и ее коллизий.

Для создания стилизованного танцевального номера за основу берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, образы получают стилизованную современную сценическую обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций в целом героя, передать глубинное ощущение о том, какой это был герой или человек, т. е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ.

Музыка тоже имеет огромное значение в постановке стилизованного произведения. Например, музыкальный материал Александра Покровского в обработке Пола Уинтера. В этой музыке сочетаются два начала исконно русское, традиционное и джазовое, которое вроде бы сливаясь воедино с первым, в то же время несет в себе некий резонанс.

Если брать эту музыку в пример, то при создании лексики к танцу рождается пластика, движения главных героев в манере джазовой пластики с некоторыми вкраплениями традиционных элементов фольклорного танца. В результате чего получается, как бы вневременная и вненациональная пластика. В лексике органично сочетаются и джазовые и простые движения народного танца.

Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит в первую очередь изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля - все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образа жизни и особенности мышления.

 

Список литературы:

  1. Голейзовский К.Я. «Образцы русской хореографии», М. Искусство, 1964
  2. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка. - М., 1991
  3. “Народное творчество”. - М.: журнал, №1, 2002
  4. Танцевальный фольклор: проблемы сохранения. - материалы межвузовской научно-практической конференции. - Тамбов, 2000
  5. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. - М.: Молодая гвардия, 1959
  6. Читова А. Сохраняя поэзию русского танца. - журнал “Советский балет”, №2, 1982, 33-35с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.