Статья опубликована в рамках: CXXXVII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2024 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ ВОССОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИЙ КОРЕЙСКОГО ТАНЦА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
FEATURES OF RECREATING AND PRESERVING THE TRADITIONS OF KOREAN DANCE AT THE PRESENT STAGE
Evgeniya Birulina
student, Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
Irina Stepanchenko
Scientific supervisor, Professor of the Department of Choreography, Orel State Institute of Culture,
Russia, Orel
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается направление корейского традиционного танца с позиции его развития от истоков до современности, а также его значимость и развитие на современном этапе в Южной Корее и в России. Изложены краткие сведения об истории корейского танца и корейской мифологии, о специфике создания хореографического образа на основе движений корейского танца.
ABSTRACT
The article examines the direction of Korean traditional dance from the perspective of its development from its origins to the present, as well as its significance and development at the present stage in the South Korea and in Russia. Brief information is provided about the history of Korean dance and Korean mythology, about the specifics of creating a choreographic image based on the movements of Korean dance.
Ключевые слова: корейский танец, сохранение традиций, корейская мифология, народный танец, хореографический образ.
Keywords: korean dance, preserving of the traditions, Korean mythology, folk dance, choreographic image.
В эпоху Древнего Чосона, как именовалось корейское государство раньше, корейская культура прошла через множество переломных моментов, связанных как со сменами власти, так и внедрением новых религий и мировоззрений под влиянием Китая и Японии. Танцевальное искусство Кореи начало свое зарождение благодаря шаманизму, который породил единство танца и музыки, выражая в связи этих искусств и радости, и печали, и описывали огромное количество природных явлений, драматических сценок из жизни людей того времени и бесчисленное количество ритуалов [2].
Благодаря стратегически важному географическому положению Корея оказалась в эпицентре исторически-религиозного влияния, которое проявилось, в первую очередь, вместе с внедрением в нее даосизма и конфуцианства, пришедших из Китая. Вопреки этому, в Древнем Чосоне старались сохранить свою культурную идентичность, выражая ее в искусстве керамики, ювелирного дела и изображений [1].
Пройдя от Древнего Чосона до периода Трех государств (Силла, Когурё и Пэкчо), Корея претерпела множество культурных перемен, однако разделение на три разных «мира» позднее помогло сделать корейскую культуру цельной, разнообразной и несущей в себе еще больше новшеств, навеянных разделением на последователей совершенно разных культурных течений. В VII веке актуальной культурной составляющей стал буддизм, который привнес в танцевальное искусство Кореи тонкости из Индии. Благодаря этому влиянию танец постепенно стал обретать воздушность и эффект парения, передавая связь человеческой души с нечто возвышенным, а перформансы, взявшие свою привычную драматичность из шаманских ритуалов, положили начало своей академической форме и усилению действия с помощью пауз.
Так начала зарождаться корейская мифология. Все ее источники отталкивались, в первую очередь, от шаманов, которые передавали сказания о связи с духами из уст в уста и не имели никакой физической записи до эпохи Трех государств в IV веке, где предводитель государства Силла сам брал на себя роль ведущего шамана, чем привлекал народ к сохранению актуальности этого мировоззрения [4, с.31].
До наших дней корейские мифы дошли лишь в небольшом количестве, и каждый из них в основной массе остался в незаконченном варианте. Однако до сих пор считается, что наилучшая их сохранность на острове Чечжудо, расположенном южнее Корейского полуострова, поскольку активным завоевателям корейских территорий добраться до него было непросто.
Если первоначальное воздействие на зарождение мифологии Корейского полуострова оказали религиозные аспекты, связующим звеном которых оказались квисины (духи умерших) и демоны, то Китай и Япония принесли из своей культуры образы мифических существ, известных по сей день и проявляющих себя в современном корейском кинематографе, инициативно используя образы кумихо (девятихвостых лисов), морских змеев имуги, не сумевших стать драконами, хэчхи и других [3, с. 38, 146, 212].
Мифология Кореи оказала влияние на такие виды искусства как живопись и изображения на керамике, однако сценическое искусство было затронуто лишь религиозными мотивами и связью человеком с миром духовным и природным. Поэтому особенность воссоздания хореографических образов с использованием традиций корейского танца осложнена тем, что до наших дней их дошло немного и на современном этапе остались известны лишь танцы с применением таких атрибутов как барабан, маски и веера, сохранившиеся преимущественно из-за устоявшихся известных придворных танцев.
Классифицируя виды корейского танца, можно выделить следующие: придворные танцы, народные и ритуальные.
Придворный танец появился в эпоху династии Чосон, когда королевская семья устраивала дворцовые праздники, на которых танцоры готовили яркие наряды и исполняли танцы с различными предметами или изображали благородных существ в лице льва, бабочки или журавля.
Народный танец нес в себе характер массовых событий, которые отмечались в виде танцев победы, очищения духа и многочисленных крестьянских танцев, выдуманных на сельских праздниках и передающихся от одного поколения к другому.
Ритуальные же танцы, как удалось выяснить ранее, образовались в первую очередь, и основой их стали буддизм и шаманизм, пропагандирующие ритуалы, связанные с проведением духов в мир мертвых, единение с природой и связь со сверхъестественным.
Так как в современной Корее утратилось значение религии, прошедшей через этапы шаманизма, даосизма, буддизма и христианства, а народные традиции остались в размытом состоянии из-за видоизменения письменности и утери информации и культурного наследия в периоды государственных разломов, то потерял свой вес и традиционный корейский танец, а его изучением и сохранением в Корее занимаются лишь немногие.
В мире хореографического искусства России не потерял свое развитие японский и китайский танец, поскольку культура этих стран на протяжении столетий остается ярким и самобытным явлением, особенно по части мифологии. В танцевальном искусстве Японии и Китая имеют наибольшее значение мифические создания животного и растительного происхождения, нежели духовного и человеческого, а кроме того, эти два государства были и являются до сих пор наиболее влиятельными в Восточной Азии, поэтому можно сделать вывод, что традиции и культура этих народов с годами лишь укреплялись, позволяя в современности получить достаточное количество информации об их развитии и выраженном колорите.
Таким образом, можно сделать вывод, что сохранение и воспроизведение корейской культуры как в целом, так и танцевальной является актуальной и малоизученной проблемой, решение которой труднодоступно как за рубежом, так и непосредственно в Республике Корея. Феномен уникальности традиционных танцев Кореи прошел через множество исторических этапов и претерпел бесчисленные внедрения зарубежных культур ближних стран, а также собрал в себе целостную культурную структуру из внутригосударственных разладов и новых объединений, которые позже не утратили свою силу, а привели к еще одному разделению Корейского полуострова, сделав его историческую составляющую особенно неоднозначной и требующей большего внимания.
Список литературы:
- Антипова Елена Япония, Китай и Корея: сходства и различия в искусстве[Электронный ресурс] – Режим доступа -- https://dzen.ru/a/YXQLiKU6qwbtAk2N (Дата обращения 01.05.2024)
- Балданова Д.В. Понятие корейского шаманизма и шаманского ритуала «Кут»: история и современность [Электронный ресурс] – Режим доступа -- https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-koreyskogo-shamanizma-i-shamanskogo-rituala-kut-istoriya-i-sovremennost (Дата обращения 27.04.2024)
- Ко Сон Бэ Большая книга корейских монстров. От девятихвостой лисицы Кумихо до феникса Понхван / Ко Сон Бэ ; пер. с кор. С. Будеевой ; (науч. ред. Наталья Чеснокова). – Москва : МИФ, 2024. – 416 с. : ил. – (Мифическая Азия. Иллюстрированная серия)
- Корейские мифы. – Москва : Эксмо, 2023. – 240 с. : ил.
дипломов
Оставить комментарий