Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 апреля 2024 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шоль Е.И. ЖЕСТЫ И МИМИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(136). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(136).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖЕСТЫ И МИМИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИЙСКОГО КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Шоль Елизавета Ивановна

студент, кафедра хореографии, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

Фоменко Ирина Михайловна

научный руководитель,

проф., проректор по творческой и воспитательной работе, Орловский государственный институт культуры,

РФ, г. Орел

GESTURES AND FAMILES AS SPECIFIC FEATURES OF INDIAN CLASSICAL DANCE

 

Elizaveta Shol

student, Department of choreography, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

Irina Fomenko

scientific supervisor, professor, vice-rector for creativity and educate work, Oryol state Institute of Culture,

Russia, Orel

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает значения жестов и мимики в индийском классическом танце, и возможность прочтения их обычным зрителем. На основе анализа литературы автор выделяет разновидности жестов, движений рук, тела и мимики, дает им толкование. Автором делается вывод о том, что зрителю доступен в понимании сюжет индийского классического танца, поскольку танцор отлично передает его смысл на бытовом уровне.

ABSTRACT

In the article, the author examines the meanings of gestures and facial expressions in Indian classical dance, and the possibility of reading them to ordinary viewer. Based on the analysis of the literature, the author identifies the types of gestures, hand movements, body and facial expressions, and gives them an interpretation. The author concludes that the viewer can understand the plot of Indian classical dance, since the dancer perfectly conveys its meaning at the everyday level.

 

Ключевые слова: индийский танец, язык жестов, мудры, мимика.

Keywords: Indian dance, sign language, mudras, facial expressions.

 

Индийский танец является одним из главных достоинств Индии. Это искусство зародилось 5000 лет назад. Все жители Индии его покровителем считают бога Шиву. Согласно мифологическим представлениям индийцев, именно танцуя, бог Шива сотворил мир, в его же неистовой пляске миру суждено и погибнуть. Древний трактат о музыке, танце и театральном искусстве «Натьяшастра», описывает 108 танцевальных поз Шивы, которые обязательно должен был изучить любой начинающий танцор.

Танец в Индии – это не просто согласованные и ритмичные движения под музыку – это некий рассказ, имеющий сюжет, облачённый в пластическую форму.Его тематика, чаще всего основана на мифах, легендах и произведениях классической индийской литературы. Индийский танец – это своего рода духовная практика, такая же, как и йога - форма «динамической медитации» с целью достижения гармонии тела и эмоций. Учатся ему с раннего детства в течение многих лет [3, с. 45].

Индийский танец удивительно многообразен. Чтобы передать все переживания, эмоции, обрисовать характер героя и образ, танцовщик использует мимику, движения головы, рук, бедер, ног, живота, спины. Системе мимики и жестов классического индийского танца посвящены целые трактаты. Все эти движения направлены на то, чтобы максимально полностью выразить внутренний мир человека. Как же с помощью мимики и жестов зритель сможет прочитать сюжет и настроение героя?

В индийском танце различают «устойчивые» и «неустойчивые» типы эмоций. Устойчивые чувства включают в себя 8 основных чувств: любовь, печаль, восторг, веселье, удивление, отвращение, страх, гнев. Существуют также «неустойчивые» или проходящие чувства: растерянность, зависть, высокомерие, смущение, замешательство и т.д. Индийские танцоры могут воздействовать на зрителя 4-мя разными способами:

Саттвика – действие, связанное с эмоциональным состоянием танца, переживаниями героя и выражающееся в мимике, глубоких вздохах, плаче, нервной дрожи.

Ангика – пантомимическое действие, передающее сюжетную линию танцевального рассказа (имитация борьбы, бега, прыжков).

Вачика переводится с индийского, как словесный, когда, помимо танцора, за сценой находится еще и актер. Он читает нараспев стихи и раскрывает зрителям содержание танца.

В стиле «ахарья» главенствуют грим и костюм танцора.

Для передачи настроения героя и сюжета танца, используются и имеют большое значение движения кистей и пальцев рук называются они «мудры» и «хасты». В трактате «Натьяшастра» упоминается ряд жестов и движений, каждый из которых имеет свыше тридцати различных значений, не говоря уже о всевозможных их комбинациях [1, с. 24].

В классическом танце предусмотрены 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений всей руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Кроме того, танцовщице предписаны 13 движений головы, 7 типов движений для бровей, 6 – для носа, 7 – для подбородка, а также 36 типов взглядов. Существуют правила позиций ступней, 32 движения ног, а также правила прыжков, вращений и перемещений на сценической площадке.

Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и символическими, с их помощью в танце передается целая гамма чувств и образов. Они буквально «говорят». Кисти рук могут на глазах зрителей стать чашечками цветов, крыльями птиц, головами змей, на длинных гибких раскачивающихся телах, пиками гор, глубинами морей, руки танцовщицы могут сказать - «уйди», «приди», «останься», передать глубокую скорбь или выразить захлестывающую радость.

Язык жестов в индийском танце ведет свое происхождение из Яджур Веды, символической формулы жертвенных ритуалов. Первоначально жесты призваны были вызывать духовный подъем в ходе церемоний, условно выступая в качестве ритуала. Сложная идеография символов представляла богов и их атрибуты, небо и землю, подземный мир, 5 элементов, солнце и луну – все они имели мифологическое значение, наделялись изобразительными формами в виде символических положений кистей рук в ведических ритуалах [5, с. 112-113].

Жестикуляционный код – это своего рода алфавит. Он состоит из двадцати четырех базовых единиц – «хаст», знаков, образованных определенным образом сложенными пальцами. Плоская ладонь с прямыми, плотно прижатыми друг к другу пальцами, называется хаста «Патака» (Флаг). Ладонь, плотно сжатая в кулак, образует знак под названием «Мусти» (Захватчик), а кулак с вытянутым указательным пальцем и оттянутым в сторону большим – это знак «Ардхачандра» (Пол Луны). Однако сами по себе «хасты» ничего не обозначают: ведь это всего лишь символы, подобные буквам любого алфавита. Они обретают смысл только в сочетании друг с другом, в определенном контексте и в связи с воспроизводимым действием. В таком случае «хаста» обретает значение слова – имени существительного, глагола, прилагательного и даже приставки, суффикса или окончания множественного числа. Таким образом, «хасты» переходят в разряд «мудра». Некоторые «мудра», благодаря своей выразительности и образности, расшифровываются довольно просто. Так, в движениях танцора зритель может без труда распознать пчелу, собирающую нектар с цветка, боевое оружие, брошенные игральные кости, когти тигра, восход солнца.

Иконический мудра отсылает зрителя не к форме обозначаемого предмета, а скорее к его движению, перемещению в пространстве, к производимому им действию или вызвавшей его причине. Мудра «дерево» обозначает больше процесс роста дерева, чем его форму. Существуют и указательные мудра, но указывают они не на сходство с обозначаемым предметом, а на его место в пространстве. Мудра «небо» образуется двумя поднятыми «ардхачандрами» (указательными пальцами). А указательное местоимение «этот» выражается с помощью мудра того же рода. Другие мудра выполняют чисто символическую функцию. Все имена собственные (Шива, Панжали, Хануман, Сита, Равана и другие) обозначаются условными мудра и внешнего сходства с обозначаемым «лицом» не имеют [4, с. 31-32].

Глаголы «быть», «иметь», наречия «сейчас», «всегда», существительные «счастье», «красота» - и это только несколько примеров – тоже обозначаются символическим мудра. Всего же лексика катхакали (один из видов индийского танца) включает в себя свыше пятисот мудра. Такого количества больше чем достаточно, чтобы выразить все тонкости текста.

Классический индийский танец включает в себя два основных элемента - абхиная (выражение) и нритта (чистый танец). Нритта проявляется через ритмы и физические движения в музыкальные фразы - это танец в чистом виде. Абхиная коренится в выражениях, эмоциях и и мимике и стремится вдохнуть жизнь в историю, стоящую за танцем. Выражение лица и движения глаз являются важными компонентами. Акцент в индийском танце делается на рассказывание историй, и выражения способствуют этому. «Глаза должны следовать за руками», — говорит Мехта. «Это означает, что они могут много двигаться. Есть несколько основных выражений лица, таких как гнев, печаль, счастье и любовь. В основном это должны быть глаза и брови». Глаза сильно подведены черным макияжем, чтобы подчеркнуть их движения. Существует 7 различных движений бровей и 36 различных взглядов.

Можно сделать вывод, что даже увидев впервые индийский классический танец, зритель сможет прочитать сюжет и прочувствовать все переживания и эмоции героя. Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудрам обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче - максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодико-ритмическому построению музыкального образа. Техническая сверх сложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения [2, с. 473].

Благодаря двум художественным эквивалентам - музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Безусловно, танцы Индии представляют огромный интерес. Представителям одной из древнейших цивилизаций в мире удалось сохранить свое богатое культурное наследие до наших дней, что не может не радовать.

 

Список литературы:

  1. Александер А.Д. Танцующие с богами. – М.: Ниола-пресс, 2011. – 24 с.
  2. Андреева Е.М. Девадаси: Мир, унесенный ветром. – М.: Ганга, 2018. – 473 с.
  3. Андреева Е.М. История и культура индийского храма. Кн. 3. – М.: Ганга, 2023. – 45 с.
  4. Курис И.В. Символика танца Шивы. – Л.: Вести. Балт. Пед. Акад., 2016. – 31-32 с.
  5. Хильт А.И. В ритме Болливуда. – М.: Эксмо, 2019. – 112-113 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий