Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 июня 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Брусенцева А.Ю. КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО СМИ СФЕРЫ ДОСУГА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(126). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(126).pdf (дата обращения: 05.03.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

КОМПОЗИЦИОННО-ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРПОРАТИВНОГО СМИ СФЕРЫ ДОСУГА

Брусенцева Анастасия Юрьевна

студент, Высшая Школа Журналистики и медиакоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Якунин Александр Васильевич

научный руководитель,

доц., канд. филол. наук, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

Хан Павел Чангирович

научный руководитель,

старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

COMPOSITIONAL AND GRAPHIC MODEL OF CORPORATE MEDIA IN THE FIELD OF LEISURE

 

Anastasia Brusentseva

student, St. Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

Aleksandr Yakunin

Scientific Adviser, Associate Professor, Candidate of Philological Sciences, St. Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

Pavel Khan

Scientific consultant, Senior Lecturer, St. Petersburg State University,

Russia, St. Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Актуальность исследования обусловлена сложностью формирования корпоративных СМИ, которые бы выполняли для компании основные задачи и функции. Как предмет научного исследования корпоративные издания появились сравнительно недавно, поэтому они заслуживают детального изучения. В журналистике сферы досуга дизайн, в не меньшей степени, чем текст, выполняет просветительскую, развлекательную и релаксационную функции. Это сложная комплексная задача, требующая от дизайнера визуальной грамотности, культурологического и социологического базиса. Вместе с тем оформление корпоративных изданий сферы досуга зачастую не соответствует названным требованиям.

ABSTRACT

The relevance of the study is caused by the complexity of the formation of corporate media that perform the important tasks and functions for the company. As a subject of scientific research, corporate publications have appeared relatively recently, so they deserve a detailed study. In the field of leisure journalism, not only text, but also design is responsible for educational, entertaining and relaxation functions. This is a complex task that requires visual literacy, cultural and sociological basis from the designer. At the same time, the design of corporate publications in the field of leisure often does not meet these requirements.

 

Ключевые слова: корпоративные СМИ, композиционно-графическая модель, журналистика сферы досуга.

Keywords: corporate mass media, compositional and graphical model, leisure journalism.

 

Глава I. Корпоративные издания сферы досуга

1.1 Сфера досуга: особенности тематики изданий

Л.Р. Дускаева определяет досуг как «часть нерабочего времени, которая используется не только для отдыха, восстановления сил, но и для физического и духовного развития человека» [5, с. 304]. В связи с этим издания данной сферы должны быть направлены на развитие навыков культурного времяпрепровождения и выполнять просветительскую, развлекательную, релаксационную и рекреационную функции.

По П. И. Рысаковой, досуг можно воспринимать, как прямую антитезу слову «работа» [33, с. 6]. То есть это свободное от бытовых и трудовых обязанностей время. Также подчеркивается: несмотря на убеждение, что досуг, который выбирает человек по собственному желанию и выбору, свободен от ограничений и предписаний, он все равно реализуется в социальном контексте. Рысакова ссылается на американского социолога Дж. Келли, который, в связи с этим, предлагает следующую классификацию досуговой деятельности. Она содержит в себе два определительных признака: сходство с работой по содержанию и степень свободы выбора.

Первая форма — досуг как самоцель. Подразумевается, что это деятельность, свободно избираемая индивидом, содержательно абсолютно не похожая на работу. Вторая — досуг координированный: человек свободно выбирает деятельность, но она содержательно напоминает работу. Третья форма — комплементарный досуг — деятельность, вынужденная из-за «статусно-ролевых ожиданий», поэтому избирается человеком не по своей воле, однако данный досуг содержательно не похож на работу. И четвертая — досуг как восстановление сил (пассивная деятельность-отдых от изнурительной работы). Если говорить про места, к которым относятся корпоративные издания из эмпирической базы данной работы, то ресторан и театр входят в последнюю категорию, как и чтение материалов таких СМИ.

Также существует классификация досуговой деятельности, относительно особых навыков, умений, сложности и вознаграждения. Канадский социолог Р. Стеббинс, на которого в своей работе также ссылается Рысакова, выделяет «обычный досуг», «сложный досуг» и «проектный досуг» [33, с. 6]. «Обычный досуг» — деятельность, не требующая особых умений и знаний и обеспечивающая немедленное удовольствие. Это отдых-релаксация, деятельность с гедонистическим характером. Вознаграждение от такого досуга может быть как персональным (рекреация), так и социальным (установление контактов, связей при совместном походе в ресторан/театр).

«Сложный досуг» является центральным для социолога и определяется им, как деятельность человека, который увлечен своим хобби. Данный досуг осуществляется на регулярной основе и требует специальных навыков. Такой вид досуга в последнее время все чаще становится оплачиваемой работой. Вознаграждение при такой деятельности может быть персональным (человек реализует себя, самовыражается) и социальным (данным хобби увлекается определенная группа людей, к которой индивид чувствует принадлежность, то есть это поддержание и установление контактов).

«Проектный досуг» — краткосрочная творческая деятельность человека. Она может быть запланирована на определенный день (например, подготовить подарок своими руками к дню рождения кого-то из близких). Если сравнивать этот вид досуга с «серьезным», то последний занимает все время индивида и реализуется на постоянной основе, как уже было сказано выше. Данная деятельность приносит персональные (реализация своей творческой стороны) и социальные (поддержание контактов, их установление) вознаграждения.

Таким образом, по данной классификации коммерческая компания и учреждения, выпускающие корпоративные издания (из эмпирической базы нашего исследования), относятся к «обычному досугу»: человек приходит в ресторан или театр, получает мгновенное наслаждение; релаксация и гедонизм являются основополагающими признаками данного вида деятельности. Не требуется никаких умений и знаний, этот досуг полностью противопоставлен работе, его основная функция — рекреация, восстановление душевных и физических сил. Чтение материалов СМИ, которые посвящены данным местам, тоже можно отнести к «обычному досугу». Также здесь реализуется просветительская функция через развлечение (осуществляется духовное развитие человека). Такую информацию из корпоративного издания сферы досуга И. Н. Блохин относит к досугово-просветительской [3, с. 19]. Это могут быть СМИ о культуре, истории и путешествиях (в нашем случае — 2 корпоративных издания посвящены театру, а в третьем, кроме истории блюд и ресторана, освещается экономическая и политическая повестка). Исследователь определяет основную функцию таких изданий в «удовлетворении познавательных интересов аудитории».

Обратимся к особенностям тематической направленности изданий сферы досуга, для чего будут проанализированы следующие СМИ: журнал «Искусство» и «Литературная газета».

Первое анализируемое СМИ — журнал «Искусство» — издавалось с 1933 по 2022 гг. периодичностью четыре раза в год. В нем выпускались материалы (статьи, интервью, репортажи), посвященные проблемам современного искусства. Например, главная тема третьего выпуска 2021 года — искусство в период пандемии и глобальных экологических катастроф. «Художники, разрабатывающие биологические и экологические сюжеты, предлагают нам перестать мыслить антропоморфно, начать разговаривать с камнями, ветрами и деревьями» — говорится в редакционной колонке рассматриваемого выпуска. Журнал обладает следующей структурой: обложка, титульные рекламные страницы, отпечаток (топовый заголовок), содержание, редакционная колонка, далее следуют материалы, большинство из которых — интервью с создателями актуальных на тот момент выставок, также есть обзоры арт-событий и статьи экспертов в мире искусства. В выпуске представлены две рубрики: «За пределы человеческого» и «Обзоры». Первая посвящена технологиям в мире искусства. В ней обсуждаются новые подходы в проведении арт-мероприятий. Во второй представлены описания событий из мира культуры. Материалы издания направлены на массовую аудиторию: тексты в выпуске отличаются простотой изложения (достаточно легко воспринимаются и теми, кто не работает в сфере искусства), страницы сильно не перегружены информацией, также в этом СМИ большое количество иллюстраций и фотографий с выставок, то есть сделан акцент на визуальную коммуникацию с читателем, что отвечает задачам журнала об искусстве. В издании превалируют рекреационная, релаксационная и просветительская функции: читатель в первую очередь отдыхает, когда потребляет контент этого журнала, то есть происходит просвещение через развлечение.

Второе анализируемое издание сферы досуга — «Литературная газета». Выпускается с 1830 года еженедельно (выходит по средам). Основные темы — литература, политика, общество, искусство. В выпуске №11 2023 года представлены следующие рубрики: «События и мнения», «Общество», «Литература», «Настоящее прошлое», «Многоязыкая лира России», «Культура», «Портфель “ЛГ”», «Станционный смотритель», «Клуб 12 стульев».

В первой рубрике — материалы с общественно-политической направленностью: например, в статье «Войти в новую эру», которая находится в подрубрике «Актуально», историк Николай Стариков обсуждает приезд Си Цзиньпиня в Россию и его значение для дипломатических отношений двух стран. Также в этой рубрике есть текст, посвященный теме саботажа в сфере правоохранительных органов. В рубрике «Общество» представлены: материал про уничтожение монументов и книг, большое интервью с режиссером Владимиром Бортко, статья про силу и значение русского слова. Первый материал рубрики «Литература» — обзор книги «Бронебойная пропаганда»; в подрубрике «Связь времен» рассказывается о начальнике советской разведки Павле Фитине, представлены художественные произведения, посвященные его жизни. Заканчивается рубрика материалом о литературных премиях.

«Настоящее прошлое» — рубрика с биографическими материалами о выдающихся личностях. Так, в подрубрике «Библиография» представлена статья об известном журналисте Виталии Третьякове. Также в этой подрубрике — рецензии на книгу Нины Рябовой «Дети Войны» и на произведение Натальи Рубановой «Русский диссонанс. От Топорова и Уэльбека до Робины Куртин. Беседы и прочтения, эссе, статьи». В рубрике «Станционный смотритель» — материал про искусствоведа и полковника Льва Пунина, в «Культуре» — статьи про современные театральные постановки и знаменитые фильмы прошлого века, в «Портфеле “ЛГ”» публикуются рассказы современных писателей, а в последней рубрике — «Клуб 12 стульев» — представлены сатирические произведения. Важно отметить, что рубрики могут повторяться с чередованием, а подрубрики, которых в газете больше двадцати, не закреплены за рубриками.

Таким образом, «Литературная газета» отличается широкой тематической направленностью: в издании представлено множество рубрик и подрубрик, которые отвечают за определенный характер материалов, что делает возможным более точное попадание в аудиторию (у читателя есть широкий диапазон выбора). Данное СМИ ориентируется на массовую аудиторию. Также в газете есть материалы с актуальной повесткой, что объясняется периодичностью издания. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основные функции данного издания сферы досуга — информативная и просветительская.

1.2 История возникновения и типология корпоративных СМИ

Корпоративные издания в России не так давно начали изучаться в научном поле, развиваться и пользоваться популярностью у различных компаний.

Как отмечает Б.А. Играев, под термином «корпоративные СМИ» принято понимать печатные издания, с периодичностью выпуска не реже раза в год, предназначенные для определенной целевой аудитории и отражающие интересы своей компании [7, с. 304]. Данный вид СМИ может являться универсальным инструментом для бизнеса ввиду его способности выполнять сразу несколько важных функций: идеологическую, информационную, развлекательную, рекламную, просветительскую и рекреационную. В зависимости от возлагаемых на данный вид СМИ задач и формируется его типология [45, с. 272].

К типоформирующим признакам корпоративного СМИ Ю.В. Чемякин относит, помимо целей, учредителя и аудиторию. Первый критерий важен, ведь именно от владельца зависят задачи издания; он также определяет аудиторию своего СМИ.

По второму признаку Чемякин делит корпоративную прессу на следующие типы:

– b2p (business-to-personnel) – направленные на сотрудников компании,

– b2c (business-to-client/customers) – созданные для клиентов компании,

– b2b (business-to-business) – ориентированные на бизнес-партнеров,

– отраслевые корпоративные СМИ.

Также Чемякин делит все корпоративные издания по форме распространения на печатные периодические издания, интернет-издания (или «электронные сетевые ресурсы»), радиопрограммы, теле- и видеопрограммы. Есть классификация такого вида СМИ и по способу распространения: это могут быть платные издания (т.е. те, которыми можно пользоваться по подписке) или бесплатные (более частый вариант в случае корпоративных СМИ). Также в своей работе Чемякин упоминает формальные признаки, по которым образуется типология корпоративных изданий, а именно: «вид издания, цветность, объем, формат, периодичность, тираж и наличие официальной регистрации в качестве средства массовой информации».

В данной работе будут рассмотрены корпоративные СМИ, по форме распространения – печатные периодические издания, направленные на клиента и созданные для выполнения вышеуказанных функций, среди которых рекреационная носит основополагающий характер, так как относится к формирующим признакам изданий сферы досуга. Остальные, «формальные признаки» корпоративных СМИ, а также такие критерии как учредитель и способ распространения рассмотрим более детально, используя эмпирическую базу нашего исследования.

Первое издание, которое мы рассмотрим, — корпоративная газета «Вешалка» Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Объем номеров составляет от 4 до 14 страниц, формат издания представлен как в электронном, так и в печатном виде. Тираж зависит от сезона и, соответственно, от посещаемости театра. Журнал выходил до 2020 года периодичностью раз в два месяца. Способ распространения — бесплатный, выпуски находятся в открытом доступе или непосредственно в самом театре. Учредитель СМИ – государственная структура Московский театр «Новая опера» им. Е.В. Колобова. У издания черно-бело-коричневая гамма с цветными иллюстрациями.

Следующее издание — журнал «Большой театр», выпускается раз в три месяца, тираж так же, как и в первом случае, зависит от посещаемости данного учреждения культуры. Формат СМИ представлен в электронном и печатном виде. Способ распространения — бесплатный, читатели могут получить номер при посещении театра или найти его в открытом доступе в интернете. Учредитель СМИ – Государственный академический Большой театр России. У издания широкая цветовая гамма, объем номеров: 50-53 страницы.

«Васнецовский вестник» — газета ресторана «Васнецовъ», издавалась ежемесячно до начала пандемии коронавируса (до 2020 г.). Тираж неизвестен, так как он зависел от посещаемости ресторана. Объем выпусков: 8-12 страниц, формат издания — печатный, однако все номера доступны в отсканированном виде на сайте. Газета черно-белая, способ ее распространения — бесплатный, учредителем издания является коммерческая компания ресторан «Васнецовъ».

Таким образом, анализируемые корпоративные издания имеют следующие общие черты. Тираж данных СМИ напрямую зависит от посещаемости учреждений культуры и ресторана, а также от размера самой компании, из-за чего «Васнецовский вестник» и «Вешалка» не смогли продолжить работу при снижении числа клиентов (так как началась пандемия коронавируса). Данные издания представлены в печатном формате, однако все они есть и в электронном виде, что говорит о желании компаний распространить выпуски своих СМИ среди более широкой аудитории. Все издания доступны бесплатно в интернете, так как их ценность для компании заключается в привлечении большего числа посетителей (они выполняют в первую очередь рекламную, информационную и рекреационную функции), нежели в генерации прибыли за счет продаж (подписки).

Абсолютную популярность корпоративные СМИ приобретают в конце ХХ века: в 2004 году в Европе объем этого сегмента рынка вырос на 250%; данный рост Л. Н. Рыжикова связывает с эффективно выполняемой рекламной функцией таких изданий [34, с. 117]. В Японии по состоянию на 2005 год почти 90% фирм имеют свое собственное издание, в Англии и Франции — около 80%. Корпоративное СМИ на Западе формировалось с целью вовлечения работников в процесс производства, а не для потребителей и клиентов, как это происходит в большинстве случаев сейчас. В России же корпоративные издания берут свое начало с отраслевой, «деловой» прессы, которую по приказу Николая I начали издавать после подавления декабристского восстания. Как пишет А.В. Абрамова, появляются издания для различных профессиональных групп, например, «Земледельческая газета» П. Усова или «Журнал министерства народного просвещения» [1, с. 304]. Но переломным моментом в истории становления корпоративного СМИ в России считается смена политического строя (Октябрьская революция 1917 г.), после которого появляется обилие заводской прессы. Ее цель — сплочение рабочих для повышения трудоспособности; в таких «многотиражках» было много агитационной составляющей, которая представляла идеологию партии. Л.Н. Рыжикова пишет, что почти каждое крупное предприятие считало своим долгом выпускать прессу с социалистическими лозунгами «За трудовую доблесть!», «Вперед!» и т.д. Несмотря на то, что по состоянию на 30-е годы в такой прессе распространялась информация и про литературу с искусством, и про «передовые приемы труда» (многотиражки появляются в вузах и творческих объединениях), и в целом это явление способствовало увеличению грамотных людей в стране, корпоративная пресса в России на тот момент выполняла в первую очередь управленческую функцию. С ее помощью контролировался политический настрой людей, состояние трудового коллектива. Широко распространено было движение рабочих корреспондентов, ведь, в соответствии с основными положениям В. И. Ленина в отношении печати, пролетарская газета должна была «черпать жизненную силу из тесной связи с рабочими массами» [17, с. 458]. Таким образом, в отличие от постепенного развития корпоративной прессы на Западе, в России данный тип СМИ появился благодаря резкому изменению политического строя в стране.

До 90-х годов корпоративная пресса в России представляла собой в основном производственные издания. Во время перестройки произошло разрушение существующей системы СМИ: крупные промышленные предприятия из-за экономического кризиса закрылись или перешли к акционерам, соответственно, не было больше возможности выпускать собственные многотиражки [34, с. 118]. Из-за значительного упадка отечественной экономики в это время на рынок выходят иностранные корпорации, а в мире печати появляются издания, которые смогли сформировать тенденции «демократизации и финансово-экономической инициативы». Так в России появились современные корпоративные СМИ. В 2004 году газета «Мир Билайн» выпускалась тиражом в 3 млн экземпляров, что говорит о нарастающей в то время популярности этого типа СМИ. Также в 2004 году время было организовано два органа, которые управляли этим рынком: Гильдия корпоративной прессы и Ассоциация корпоративных медиа в России.

В настоящее время развитие интернета привело к тому, что в мире журналистки выделился ведущий канал связи — онлайн. Печатные издания сокращаются, то же самое происходит и с корпоративными СМИ. Традиционная форма со временем трансформировалась в блоги, сайты, видеоролики, страницы в социальных сетях. Несмотря на это, сохраняется тенденция выпускать печатные издания и потом оцифровывать их, чтобы читатели смогли ознакомиться с материалами в электронном виде. Если же рассматривать сферу досуга, то с такими компаниями клиенты взаимодействуют чаще всего напрямую: то есть они посещают театр, где находится корпоративное издание в печатном виде, но оно также представлено и в электронном формате, чтобы читатель смог найти, к примеру, другие номера в дальнейшем. Кроме того, если в 2000-е годы корпоративные издания создавались чаще всего для сотрудников с целью регулирования эффективной работы компании, то на сегодняшний день появляется все больше изданий, рассчитанных на разные группы целевой аудитории и, соответственно, выполняющие разные задачи. Так, для ориентированных на клиента изданий более важными являются рекламная и рекреационная функции. К этой категории и относится эмпирическая база нашего исследования. Если говорить про СМИ, созданные для сотрудников компании, то тут преобладающими будут информативная и идеологическая функции. Для b2b изданий (ориентированы на бизнес-партнеров) будут более значимы имиджевая и рекламная функции.

Таким образом, подводя итоги первой главы, можно сделать следующие выводы. Досуг – это свободное от бытовых и трудовых обязанностей время [49, с. 13]. Ресторан и театр, к которым относятся корпоративные издания эмпирической базы данной работы, по классификации американского социолога Дж. Келли, относятся к четвертой категории, как и чтение материалов таких СМИ (это досуг как восстановление сил, пассивная деятельность-отдых от изнурительной работы) [33, с. 6]. По классификации досуговой деятельности, относительно особых навыков, умений, сложности и вознаграждения, корпоративные издания нашего исследования относятся к «обычному досугу»: человек, приходя в ресторан или театр, получает мгновенное наслаждение [50, с. 6]. Релаксация и гедонизм являются главными признаками данного вида деятельности. Этот вид досуга противопоставлен работе, его основная функция – рекреация. Чтение материалов СМИ, которые посвящены данным местам, тоже можно отнести к «обычному досугу». Также здесь реализуется просветительская функция через развлечение. Осуществляется духовное развитие человека.

Тематическая концепция изданий сферы досуга зависит от нескольких факторов: аудитория, периодичность, выполняемые СМИ задачи (от которых зависят функции). Например, если говорить про издания, в которых рекреационная и релаксационная функции проявлены больше остальных, то материалы будут написаны более легким языком, соответственно, они направлены на более массовую аудиторию. Также данные СМИ отличаются широким иллюстративным рядом — выполнение визуальной коммуникации является важной задачей для них. Периодичность таких изданий также влияет на контент: из-за того, что они выпускаются не чаще шести раза в год, некоторые рубрики повторяются, либо же они посвящены отдельному событию, важному в мире искусства. Просветительская функция реализуется в СМИ, язык изложения которых более сложен и направлен на подготовленного читателя. Такие материалы характеризуются большим объемом текста, который помогает по-другому воспринимать сопровождающий его иллюстративный ряд (читатель становится более усидчивым и начинает подмечать детали в произведениях искусства, о которых только что узнал). Информативная функция проявляется в изданиях с частой периодичностью. В таких СМИ есть рубрики, контент которых — новости. Издания больше освещают события, чем анализируют их. Также данные СМИ отличаются широкой тематической направленностью, для чего создается большое количество рубрик.

Глава II. Тематическая концепция и композиционно-графическая модель корпоративного СМИ сферы досуга

2.1 Тематическая концепции корпоративного СМИ сферы досуга

Для анализа тематической концепции корпоративных СМИ сферы досуга были взяты следующие издания: журнал «Большой театр», а также газеты «Васнецовский вестник» и «Вешалка». Рассмотрим каждое подробно.

Как уже было сказано в предыдущей главе, «Васнецовский вестник» — газета ресторана «Васнецовъ», выходила с 2019 по 2020 год ежемесячно. Ее тематическая направленность кратко изложена на первой полосе каждого выпуска: «Ежемесячное издание, посвященное гастрономическим открытиям, искусству и современной жизни». Кроме того, на первой полосе представлен либо анонс спектакля, как выпуске №2 2019 года, либо статья с главной темой месяца (в марте 2019 года это был материал «Аще постишися, покажи дела добрая» про историю Великого поста). При анализе восьми выпусков 2019 года, начиная со второго, мы выявили, что газета имеет несколько постоянных рубрик, также в ней есть материалы, тематика которых повторяется из выпуска в выпуск, но они представлены под разными названиями, например, «Постное меню» в одном и «Русская кухня с историей» — в другом. Есть и новые рубрики, которые далее в выпусках не повторяются, например, «Гастрономия с именем», но это не является закономерностью: рубрика «История моды», появившаяся только в выпуске №5, становится постоянной и повторяется во всех последующих выпусках. Среди других постоянных рубрик — «Ресторанный этикет: искусство приема пищи», «Обозрение театров», «Прогулки по Вятке» и «Юмористические зарисовки».

Название первой рубрики говорит само за себя: в таких материалах рассказывается про общепринятую хронологию подачи блюд, правильное использование приборов, также представлены краткие рекомендации: «Есть супы нужно практически бесшумно, а чтобы доесть до конца, тарелку наклоняют от себя». Кроме того, рассматривается положение приборов на столе в качестве особой коммуникации с работниками заведения. Текст сопровождается соответствующими иллюстрациями с подписями. В этой рубрике внимание уделяется и другим важным вопросам ресторанного этикета, например, расположению рук за столом, правильному разлитию напитков и их сочетанию с едой (в выпусках №3 и №5 2019 года).

«Обозрение театров» — в этой рубрике размещаются анонсы разных театральных событий на месяц, также есть информация и про актуальные выставки. Все анонсы спектаклей было бы логичнее перенести в эту рубрику, а на первой полосе оставить только материал с главной темой месяца.

Статьи рубрики «Прогулка по Вятке» посвящены отдельным улицам и достопримечательностям Кирова (из Вятки в Киров город переименовали 7 декабря 1934 года). Можно сказать, что это виртуальная экскурсия по прошлому города, которая охватывает историю зданий, улиц, площадей в разные эпохи.

Рубрика «Юмористические зарисовки» обычно находится в конце каждого выпуска. В ней — анекдоты времен «Российской империи».

Важно отметить, что в постоянных рубриках нет материалов, посвященных именно ресторану «Васнецовъ», что является недостатком, ведь мы анализируем корпоративное СМИ этого заведения. Если вносить изменения, связанные с тематикой издания, необходимо создать для меню ресторана свою рубрику, а также систематизировать оставшиеся (не относящиеся к каким-либо рубрикам) материалы с помощью навигации. Исключение может составить только статья, открывающая выпуск, на первой полосе. Также логичным решением было бы добавить больше материалов именно про кулинарию, для которых необходимо впоследствии создать отдельную рубрику. Во всей тематической направленности газеты сделан упор на прошлое города, что понятно, так как история является объемным ресурсом для создания контента, но также необходимо уделить и ресторану должное внимание: на протяжении восьми выпусков мы видим, что материалов, относящихся именно к заведению, не так много. Кроме меню, есть статья про историю создания ресторана, ее название — «Гастрономия с именем: в честь кого назван ресторан «Васнецовъ»?». В материале повествуется о выдающемся купце Николае Егоровиче Васнецове, который в самом центре Вятки создал интерьерную лавку с огромным количеством товаров из разных стран. «На протяжении долгого времени Васнецов со своим компаньоном привозили на Вятку большое количество интерьерных вещей со всего мира: никелированная лампа на цепях из Чехии, Венецианская хрустальная люстра, занавески из натуральных тканей с яркими набивными рисунками, несколько бра с абажурами из шелка и много другое», — рассказывается в выпуске №2. Эта статья является очень важной, так как в ней через историю возникновения заведения представлена основная идеология ресторана, что является отличительным признаком корпоративных изданий, которые, по Б. А. Играеву, должны отражать интересы своей компании. Через этот материал выполняется и идеологическая функция корпоративного СМИ. По этой причине необходимо создать отдельную рубрику (оставить название «Гастрономия с именем»), к которой были бы отнесены статьи с такой же тематической направленностью.

Говоря о функциях этого корпоративного издания, необходимо отметить, что больше других в нем проявлена просветительская. Об этом можно судить, исходя из того, что во всей тематической направленности СМИ сделан упор на историю: города, различных блюд и даже моды (имеется в виду рубрика «История моды: что такое мода и откуда она взялась?»). Также, помимо упомянутой выше идеологической, есть развлекательная и рекреационная функции, которые реализуются через, например, рубрику «Юмористические зарисовки». Кроме того, в анализируемом СМИ с помощью рубрики «Обозрение театров» и отдельных анонсов выполняется и информативная функция. Рекламная функция за счет того, что материалов про сам ресторан не так много, выражена не так ярко, как например, просветительская, но все же тоже реализуется через представленное в некоторых выпусках обновленное меню заведения (именно поэтому количество таких материалов необходимо увеличить).

«Вешалка» — корпоративная газета Московского театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова. Выходила до 2020 года 2 раза в месяц. В издании хорошо проработана навигация текстов: каждый материал относится к определенной рубрике. Иногда на первой полосе представлена колонка редактора (ее название — «Акценты месяца»). Тематика данного СМИ в основном направлена на культурное учреждение, выпускавшее газету: практически все статьи, интервью, рецензии и анонсы связаны с театром «Новая опера». Рассмотрим более подробно рубрикацию издания. При анализе шести выпусков «Вешалки» было выявлено, что постоянных рубрик в анализируемом СМИ нет, так же, как и повторяющихся (исключение составляет лишь рубрика «Юбилеи», посвященная артистам театра). Следовательно, в каждом выпуске создается новая рубрика, но она не всегда сильно отличается по тематике от предыдущих (например, «Эхо фестиваля» в выпуске «Февраль-март 2020» и «Фестиваль» в выпуске «Январь 2020»). Кроме того, есть выпуски, в которых одна рубрика охватывает все материалы, один из них – вышеупомянутый «Январь 2020». Он посвящен предстоящему на тот момент «Крещенскому фестивалю», откуда название главной и единственной рубрики в этом выпуске. В первом материале этого номера — «Палочки вверх» — через анонсы подробно рассказывается об участниках спектаклей, также даны их краткие комментарии по поводу предстоящего события и рецензии: «Музыка в “Саломее” очень “немецкая”, чем-то напоминает вагнеровскую. Она обнажает психологическую подоплеку каждого персонажа, к тому же, это в буквальном смысле звуковая иллюстрация к либретто», — рассказывает изданию дирижер «Саломеи» Ян Латам Кениг. Такой принцип прослеживается на протяжении всего материала, открывающего выпуск: анонс мероприятия, комментарий дирижера и небольшая справка об артистах спектакля. Он также повторяется и в других выпусках, где анонсируются события театра. Второй материал под рубрикой «Фестивали» — «Радость на сцене в зимние праздники». В лиде статьи анонсируется опера «Виндзорские проказницы», а сам текст посвящен ее композитору — Отто Николаи. В статье подробно рассказывается и про само произведение, а также о том, какое влияние оно оказало на немецкую оперу в целом. В конце материала представлен комментарий Феликса Коробова — дирижера, под управлением которого будет происходить концертное исполнение предстоящей постановки в театре. Заканчивается выпуск материалом «Спасти от забвения». В лиде анонсируется опера «Стиффелио» Дж. Верди, а сам текст, в отличие от предыдущего, посвящен больше произведению, чем композитору. В конце статьи — комментарий дирижера анонсированной оперы. Мы видим, что структура двух последних материалов практически одинаковая, она также будет повторятся и в других выпусках.

Основное содержание газеты состоит из анонсов мероприятий и объемных интервью с артистами театра. Рубрикация издания зависит больше не от характера материалов, а от предстоящих событий, поэтому и нет повторения некоторых из них: например, рубрика «ХХХ сезон» посвящена тридцатому сезону «Новой оперы». В материалах, как уже было проанализировано, большое внимание уделяется анонсированным операм, подробно рассказывается про знаменитых композиторов, также представлена информация про артистов и дирижеров, которые будут участвовать в предстоящих спектаклях. То есть перед газетой стоит задача подготовить зрителя, сделать его более внимательным. Таким образом реализуются просветительская, информативная и рекламная функция (последняя осуществляется в том числе и за счет многочисленных анонсов в выпусках). Кроме того, издание постоянно знакомит читателя с артистами и дирижерами театра, делая объемные материалы про них (в основном для этого выбирается жанр «интервью»), с помощью чего реализуется направленность данного корпоративного СМИ на клиента. Нельзя не отметить особую коммуникацию театра со зрителем: например, как было сказано в одном из выпусков, молодых дирижеров на фестивали стали чаще приглашать из-за положительных отзывов посетителей культурного учреждения. Такой подход влияет на вовлеченность клиента и как зрителя, и как читателя.

«Большой театр» — корпоративный журнал Государственного академического Большого театра России, выходит три раза в месяц. У издания следующая структура: обложка, титульная рекламная страница, колонка редактора, содержание, материалы, завершающая рекламная страница и тыльная сторона обложки. Важно отметить, что выход каждого выпуска приурочен к началу нового сезона в театре, чем объясняется периодичность журнала. Тематика издания полностью связана с культурным учреждением, выпускающим СМИ: все материалы посвящены артистам и сотрудникам театра, а также предстоящим постановкам. Рассмотрим рубрикацию данного корпоративного издания на примере выпуска №1 2023 года. Первая рубрика «Тема» посвящена Федору Ивановичу Шаляпину, к ней относятся три объемных материала, в которых подробно рассказывается его биография, творческий путь и, конечно, описывается работа оперного певца в Большом театре. Необходимо подчеркнуть, что во всем издании прослеживается тенденция делать похожие материалы с исторической направленностью. В последующих выпусках они размещаются в рубрике «Энциклопедия», а «Тема дня» может быть посвящена и планам нового сезона театра (как в выпуске №3 2022 года, который начинается с интервью с генеральным директором культурного учреждения). Анонсы постановок в этом и последующих выпусках расположены в рубрике «Премьера» и занимают обычно 1-2 страницы. Далее идет рубрика «Легенда», в которой рассказывается про народного артиста СССР Николая Фадеевича. Информационная повестка в издании реализуется с помощью рубрики «Новостная лента», в которой рассказывается об основных событиях за последние три месяца: сообщается про мировые премьеры, фестивали, концерты, церемонии вручения государственных наград и т.д. Рубрика «Путеводитель» содержит в себе статьи, которые знакомят зрителя и читателя с начинающими артистами Большого театра (материал в рассматриваемом выпуске называется «Ваш выход»). В «Ракурсе» анонсируются премьеры, которые могут быть не связаны с культурным учреждением: например, в анализируемом выпуске в этой рубрике представлен материал про проект «Голос Анны. Опера из убежищ», в котором рассказывается история Анны Франк по мотивам ее дневника. Однако такая тематика в этой рубрике сохраняется не во всех выпусках: в новогоднем номере размещены отзывы зрителей на балет «Танцемания», который в прошлом году завоевал большое количество номинаций и номинантов премии «Золотая маска». В рубрике «Отклик» размещен материал, посвященный Государственному театру оперы и балета имени Дмитрия Сивцева — Суорун Омоллоона, который в Москве «показал национальную оперу-олонхо «Ньургун Боотур» Марка Жиркова и Генриха Литинского». В статье подробно рассказывается про музыкальную и сценическую реализацию постановки, также представлена история ее создания. Особое внимание во всем СМИ уделяется детальному анализу спектаклей: описывается жанровая принадлежность, театральная форма, сценографические решения и многое другое. Такие аналитические материалы могут располагаться в таких рубриках, как «Обзор», «Фестиваль», и «Маршрут». Формирование рубрик таким образом зависит не от характеров материалов, а от произошедших и предстоящих культурных событий. В целом всю тематическую направленность журнала можно поделить на: анонсы, новостную ленту, материалы с исторической направленностью, в которых повествуется про знаменитых режиссеров, художников, артистов театра, аналитические материалы с разбором постановок, поддерживающие статьи, в которых рассказывается про мероприятия в других театрах и интервью с сотрудниками культурного учреждения. Рубрикатор во всем издании гибкий и обширный: в анализируемом выпуске было выявлено четырнадцать рубрик, приблизительно такое же количество представлено и в других номерах. В журнале реализуются просветительская, релаксационная, рекреационная, информационная, рекламная и идеологическая функции. Из всех трех проанализированных изданий в «Большом театре» больше всего продумана тематическая концепция, а разнообразие материалов делает возможным осуществиться всем наиболее важным функциям корпоративного издания сферы досуга. На протяжении всего анализируемого выпуска отчетливо можно проследить направленность этого СМИ именно на клиента: читателя подготавливают к постановкам, знакомят с артистами, сотрудниками и с прошлым театра. Задача журнала «Большой театр» — из читателя сделать внимательного зрителя и постоянного посетителя этого культурного учреждения.

2.2 Специфика композиционно-графической модели корпоративного СМИ сферы досуга

Корпоративное издание Московского театра «Новая опера» — «Вешалка», выпуск за ноябрь-декабрь 2020 года представляет собой газету из шести полос. «Шапка» издания расположена на первой полосе, задействован антиквенный шрифт «Orbi» в разных начертаниях — в том числе курсив и жирный. Логотип используется тот же, что и у театра. Оглавление находится под «шапкой», текст контрастно набран на сером фоне, однако мы не можем назвать данное решение удачным — оглавление сливается с колонкой редактора, расположенной на фоне того же цвета. Таким образом, теряется контрастность расположения блоков, не формируется понимание разницы между оформлением оглавления и отдельных статей. Отсутствие цветов считается проблемой, так как «добавление цвета в композицию помогает добиться как общей выразительности типографической композиции, так и ее образности» [26, с. 19] Помимо выражения акцентных функций, цвет также «может влиять на эмоциональное восприятие информации» [26, с. 20]. У издания наблюдается проблема не проработанного брендбука, выраженная в отсутствии ярких цветов, подчеркивающих детали и составляющих полосы. Не хватает контраста между блоками текста, разницы между шрифтами — шрифтовая пара не задействована в издании, ключевой наборный шрифт — антиквенный, контраст, которого пытались добиться с помощью разных начертаний (курсивных и жирных), — незаметен.

Заголовочный комплекс также не контрастный, кегль маленький, все заголовки с выключкой посередине. Кегль, выбранный для набора основного текста, комфортный для чтения, хотя для увеличения объема «воздуха» при верстке мы считаем допустимым уменьшить наборный кегль, так как верстка тесная, узкая. Решение уменьшить кегль мотивировано тем, что текст занимает подавляющее количество пространства на полосе, изображения, которые используются при верстке для визуализации, небольшие, подпись располагается на фото. Мы считаем, что изданию не хватает «воздуха», контраста, объемных визуальных деталей, в том числе — инфографики, так как «работа с колоночными расположениями помогает поддержать управляемую длину строки и позволяет разместить «воздух» страницы в других местах, кроме полей» [15, с. 194]. При верстке используется распространенное деление текста на три колонки, расстояние между колонками в связи с уменьшением кегля можно увеличить, что позволит располагать подпись к изображению снизу или сбоку. Наличие подписи на фото подчеркивает доминирование текста над визуальным рядом, создает ощущение «тесноты». Поля при верстке используются стандартные. Необходимо отметить визуальное решение набрать лид курсивом и расположить его на три колонки (курсив действительно выделяет структурный элемент текста, однако выключка по левому краю и разрешение визуальной проблемы в пользу расположения по трем колонкам сетки, мы считаем, не самое удачное). «На основе исследований о движении глаз при различных способах чтения можно говорить об оптимальной длине строки, которая варьируется между 45–75 символами вместе с пробелами и знаками пунктуации» — здесь же это правило нарушено (было использовано более 80 символов в строке), что в результате привело к искажению визуального баланса на полосе [26, с. 20]. Выключка текста по ширине — оптимальное решение для издания, однако наблюдаются висячие предлоги и строки.

Навигация по разделам работает, каждый материал относится к определенной рубрике, название рубрики располагается в левом верхнем и правом верхнем углу полосы, выделенное цветом. Внутри структуры рубрик есть своя система очередности, логика которой не совсем понятна: к примеру, почему рубрики «Анонс» и «Отзывы» располагаются в самом начале, а не в конце? Анонс представляет собой рекламу внутри издания, мы считаем, что логичнее было бы эту рубрику представлять в самом конце перед отзывами, в самом же начале располагать рецензионные и аналитические материалы.

Общий вывод по изданию можно сделать следующий: очевидный недостаток контраста между визуальными элементами на полосе и структурными частями текста (не хватает цвета, больших заголовков, фотографий, инфографики), слишком большой кегль текста, занимающий все пространство на полосе, как результат — недостаток «воздуха», ощущение «тесноты», недостатка пространства для всех материалов. Отсутствие шрифтовой пары и использование одного шрифта с разными начертаниями сказывается на контрастности, влияет на общее впечатление от стиля издания, типографические решения не запоминаются. Система навигации по разделам работает, однако содержит логические нарушения. Не хватает запоминающейся обложки, создается ощущение недоработки брендбука для издания. Доминируют скудные — отсутствующие — цветовые решения.

Следующее издание для анализа — «Большой театр». За основу взят выпуск №1 2023 года. Объем выпуска — 52 страницы. Для фона обложки взята картина А.Я. Головина «Портрет Федора Шаляпина в роли демона в опере «Демон» Антона Рубинштейна» 1906 года, (выбор объясняется заглавным материалом издания «Федор Шаляпин: только правдивое прекрасно» — это мы понимаем по анонсу, расположенному в нижней левой части обложки). «Шапка» издания состоит из названия, номера выпуска, слогана. За основу взят антиквенный шрифт «Baskerville Serial», заголовки материалов напечатаны им же. Основной текст напечатан гротеском, заметен контраст внутри шрифтовой пары.

Внутри издания содержится полоса с рекламой, рубрикатор гибкий и обширный — всего четырнадцать рубрик. Отметим структурное решение внутри рубрикатора располагать материалы рубрики «Тема» не сразу последовательно, а чередуя с другими рубриками. Решение можно объяснить мотивацией «разбивать» объемные аналитические материалы анонсами, сообщениями о премьерах и рекламой, при этом логика навигации не кажется нарушенной, так как играет роль апелляция к вниманию читателя. По сравнению с первым анализируемым нами изданием, «Большой театр» чаще обращается к использованию изображений и графических элементов. На полосе содержится как минимум два визуальных элемента. Верстка двухколонная, выключка по левой стороне, заметен «воздух», и обилие изображений не нарушает баланс между текстом и визуальным фоном. Изображения контрастные по размеру, на отдельных полосах наблюдается симметрия между размерами изображений — апелляция к классической верстке. При этом заметны элементы модерна — разного размера изображения, выходящие за границы сетки. В целом, верстка разнообразная, объемная, не создающая ощущения тесноты.

Инфографика не используется, выбор выключки по левой стороне привел к образованию висячих строк и предлогов; двухколонная верстка комфортна для чтения, удачно подобранный кегль поддерживает баланс «воздуха» на полосе. Начало абзаца обозначено контрастно-жирным инициалом, лид контрастно-широкий, прописан жирным начертанием. В случае верстки «Большого театра» широкий лид не затрудняет чтение. Стоит добавить, что ширина лида меняется в зависимости от верстки на полосе в целом, на это влияет размер изображения, материала и заголовка. Заголовочный комплекс крупный, выделяющийся. Нельзя не отметить, что у издания есть свой узнаваемый стиль, качественно проработанный брендбук. Из дополнений можем предложить добавить несколько цветовых решений – акцентные цвета для выделения рубрик, рекламных полос. Редакторы пользуются приемом фонового изображения для отделения одной рубрики от другой, однако это приводит к тому, что текст сливается с изображением, очевидно не хватает акцентного цвета. Есть отдельные полосы с фоновым бело-серым градиентом, но градиент незаметен, логика использования градиента на отдельных полосах непонятна.

Из очевидных плюсов можно отметить подвижную сетку, графику расположения текстовых блоков с широкими абзацными отступами, графические ленточные элементы.

Последнее издание, которое мы взяли для анализа, принадлежит ресторану. Стиль гастрономического издания «Васнецовъ», по нашему мнению, самый концептуальный и логично выстроенный с точки зрения образования бренда. В издании используются акцидентные (декоративные), стилизованные под старину шрифты, в сочетании с графическими элементами – монохромными рисунками с тонкими линиями – шрифты дают сильную базу для формирования узнаваемого стиля корпоративного СМИ. По В. Кричевскому, «акцидентный шрифт — это наборный шрифт, специально предназначенный для акциденции и непригодный для других целей <…> шрифт служит не столько для удобочитаемости, сколько для зрелищности» [12, с. 12]. В издании декоративный шрифт, подобранный для заголовочного комплекса, и удобочитаемый, и зрелищный, создающий нужное концепции настроение.

При анализе издания была выделена самая главная проблема при оформлении — нарушение логики навигации внутри рубрикатора. Стоит обозначить, что предложенное нами далее решение поможет систематизировать навигацию в издании, так как на данный момент ее логика непонятна: нет акцентов, заглавных материалов. Кроме того, нет строго принятого визуального решения для выделения каждой отдельной рубрики. Как было отмечено нами ранее, многие материалы не включены ни в одну рубрику, и эту проблему стоит решить в том числе визуально. К примеру, придерживаясь старинного стиля, название рубрики прописать декоративным шрифтом и выделить с помощью графических монохромных элементов на полях страницы. Также определиться с выбором акцентных решений и дизайна отдельных рубрик, чтобы материалы, как сейчас, не выглядели «оторванными» от общей визуальной концепции. Визуальная разрозненность материалов, выраженная в непредсказуемом выборе шрифтов, начертаний, кегля отдельно от рубрики, нарушает логику навигации внутри издания. Ссылаясь на предложенные нами варианты рубрик в прошлом параграфе, предлагаем для каждой рубрики придумать свое визуальное решение. Это поможет систематизировать навигацию, выстроить типографическую логику.

Если касаться анализа типографики издания, то, в целом, стилистика выдержанная. Поддержание количества графических монохромных элементов «под старину» на полосах отвечает специфике выбранного редакторами стиля. Количество иллюстраций придерживается необходимого для баланса минимума. Выключка по ширине, отсутствуют висячие строки и предлоги. Преимущественно верстка двухполосная, есть полоса на три колонки. В зависимости от рубрики меняется шрифтовое начертание – анонсы прописаны мелким антиквенным кеглем, курсивом, интерлиньяж узкий, колонки тесные, что мотивировано стилем издания «под старину»; статьи, посвященные истории и людям Вятки, прописаны жирным антиквенным шрифтом, кегль значительно больше, интерлиньяж шире. Главным отличием стиля издания можно назвать заголовочные комплексы, выполненные декоративным шрифтом с использованием декоративных монохромных элементов. Заголовки контрастные — размер кегля зависит от рубрики.

Если в первых двух случаях анализа корпоративных СМИ было предложено добавить акцентные цвета, то в случае с «Васнецовским вестником» это решение будет нарушать стилистику издания. Монохром является удачным решением. Черно-белые изображения и иллюстрации в полной мере работают на создание визуального эффекта. Из дополнительных типографических решений предлагаем двухполосную верстку заменить на четырех- или шестиполосную верстку, добавить расстояние между текстом и изображениями, а в рубрике «Анонсы», наоборот, увеличить количество «воздуха». Помещенный в узкий декорированный прямоугольник текст мелкого кегля сложно читается, использование его в трех разных начертаниях не позволяет заметить акценты, полоса перегружена. Очевидным недостатком типографики назовем обилие шрифтовых начертаний и шрифтов. Для визуального баланса стоит остановиться на двух декоративных вариациях шрифтов для заголовков и рубрик, для печати основного текста использовать стандартную шрифтовую пару — антикву и гротеск для контраста.

Таким образом, подводя итоги второй главы и резюмируя результаты проведенного нами анализа, мы выделили основные типографические проблемы при создании корпоративных СМИ. Во-первых, это недостаток цветовых решений, вытекающий из общей проблемы недостатка акцентов и контрастов. Проблема акцентировки также проявлялась в выборе шрифтовых решений. По В. Кричевскому, «при акцентировке более чем оправданы изменение кегля и насыщенности шрифта, подчеркивание и отчеркивание, то есть все те приемы, которые обеспечивают типографический нажим» [12, с. 11]. В анализируемых нами изданиях редко наблюдалась грамотно подобранная акцентировка, удачно выполненных «типографических нажимов», выраженных в визуальном выделении интонации текста, мы не нашли. Во-вторых, нарушение визуального баланса между текстом и иллюстрацией за счет неверно подобранного кегля, интерлиньяжа и межколонных расстояний. В-третьих, оказалась доминирующей проблема формирования шрифтовых пар. В-четвертых, выявлены логические нарушения при построении навигации издания. Общее впечатление от рубрикатора не вызывает вопросов, но структура рубрик и их очередность нередко приводила к нарушению содержательной логики. Отметим наличие висячих строк и пробелов из-за неверно подобранной под формат выключки.

Если говорить про анализ тематической концепции трех изданий, то можно сделать следующие выводы. Во-первых, как уже было сказано, навигация СМИ должна быть хорошо проработана: неудачно выглядят материалы, которые не относятся ни к какой рубрике, такое «выделение» объяснимо в том случае, если статья открывает выпуск. Во-вторых, разножанровость материалов в издании способствует реализации всех основных функций корпоративного СМИ сферы досуга (так, в «Большом театре» были представлены аналитические материалы, новостная повестка, интервью, анонсы, материалы, рассказывающие про историю учреждения). Также необходимо показывать связь между читателем и компанией и, соответственно, журналом, если мы говорим про корпоративные издания, направленные на клиента. Для этого, например, в «Вешалке» создавалась рубрика «Отклики» для обратной связи, а в «Большом театре» в разных материалах были представлены комментарии зрителей и посетителей различных постановок. Также отметим, что необходимо сразу определиться с тематической концепцией и придерживаться ее, не нарушая логику.

Заключение

Таким образом, в первой главе исследования была изучена история корпоративных СМИ, выявлена их типология. Она формируется за счет целей, от которых зависят выполняемые корпоративным изданием функции (просветительская, информационная, идеологическая, рекламная, рекреационная, релаксационная), учредителя, аудитории, формы распространения и формальных признаков, таких как вид издания, объем, формат, цветность, периодичность, тираж и наличие официальной регистрации в качестве средства массовой информации. В первой главе также была изучена сфера досуга и проанализирована тематика таких СМИ. Мы выявили, что ресторан и театр, корпоративные издания которых входят в эмпирическую базу работы, относятся к «обычному досугу»: релаксация и гедонизм являются главными признаками данного вида деятельности (так же, как и чтение материалов СМИ, которые относятся к данным местам). Кроме того, было выявлено, что тематическая концепция изданий сферы досуга зависит от аудитории, периодичности и функций.

Во второй главе исследования были проанализированы особенности тематической концепции и композиционно-графической модели корпоративных СМИ сферы досуга. Было выявлено, что для таких изданий необходима хорошо проработанная навигация, которая бы систематизировала все материалы.  Также важна их разножанровость, так как она способствует реализации всех функций корпоративного СМИ сферы досуга. Кроме того, необходимо показывать клиентоориентированность изданий через коммуникацию с читателем. Не менее важным является и постоянство тематической концепции: если каждый выпуск ее видоизменять, издание потеряет свою форму и главные отличительные особенности. В практической части также были выявлены основные типографические проблемы в рассмотренных корпоративных СМИ.  Во-первых, это недостаток цветовых решений, вытекающий из общей проблемы недостатка акцентов и контрастов. Проблема акцентировки также проявлялась в выборе шрифтовых решений. Во-вторых, нарушение визуального баланса между текстом и иллюстрацией за счет неверно подобранного кегля, интерлиньяжа и межколонных расстояний. В-четвертых, проблема формирования шрифтовых пар. В-пятых, выявлены логические нарушения при построении навигации издания. Структура рубрик и их очередность нередко приводила к нарушению содержательной логики.

Подводя итоги работы, можно сделать следующий вывод: все поставленные задачи были выполнены, цель — достигнута. Результаты исследования могут быть использованы при разработке будущих корпоративных изданий сферы досуга и оптимизации уже существующих.

 

Список литературы:

  1. Абрамова А.В. Становление корпоративной прессы на Западе и в России: Сравнительный анализ // Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер. 9. 2010. Вып. No 1
  2. Беляев, Александр Ашотович. "Особенности графической модели интернет-версий периодических изданий (на материале итальянских СМИ)." Дисс. на соискание уч. степ. канд. фил. наук (2009).
  3. Блохин И. Н. Характеристика аудитории СМИ сферы досуга //Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: Материалы. – 2010. – С. 19.
  4. Дуликов В. З. Индустрия досуга: к интерпретации понятия //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2014. – №. 3 (59). – С. 121-127.
  5. Журналистики сферы досуга: учеб. пособие / под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. — СПб. : Высш. Школа журн. и мас. коммуникаций, 2012. — 304 с.
  6. Иваницкий В. Л. Концепция периодического издания и его коммуникативная стратегия //Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. – 2005. – №. 5. – С. 71-77.
  7. Играев. Б.А. Корпоративные издания: типологические и профильные особенности.  // Известия Тульского государственного университета. Серия гуманитарные науки. 2011. Вып. No 3-1.
  8. Иттен И. Искусство цвета. М, 2007.
  9. Кандинский В. Точка и линия на плоскости. СПб, 2015.
  10. Кривоносов А.Д. Корпоративная пресса на Западе: история и типология // PR-диалог.2002. Вып. No3
  11. Кричевский В.Г. Кое-что о шрифте в типографике. М, 2015.
  12. Кричевский В. Типографика в терминах и образах. Том 1.
  13. Курушин В. Д. Графический дизайн и реклама. М., 2011.
  14. Лаврентьева Е. А. Текст и контекст в графическом дизайне. Актуальные проблемы и тенденции визуализации текста. М., 2008.
  15. Лаптев В. В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. 3-е изд. доп. М., 2009.
  16. Лаптев Владимир Владимирович Структурная организация печатной полосы: типология и классификация // Вестник ВятГУ. 2010. №3.
  17. Ленин В. И. Полное собрание соч. 5 изд., Т. 21 С. 458
  18. Мацукевич О. Ю. Развитие социального партнерства в сфере культуры //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – Т. 195.
  19. Михеева Л. Д., Домбровская С. С. Корпоративная культура и программы лояльности в ресторанном бизнесе Финляндии: на базе исследования в городах Хельсинки и Тампере //Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015.
  20. Мунари Б. Искусство как ремесло. - М. 2014.
  21. Мурзин Д.А. Феномен корпоративной прессы. М, 2005.
  22. Носаев, Денис Александрович. "Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность." Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение 3 (126) (2013): 207-212.
  23. Осипова А.В. 2018. Сотрудничество брендов с крупнейшими музеями Москвы и Санкт-Петербурга. В кн.: Коммуникативные стратегии информационного общества. Труды X Международной научно-теоретической конференции. Под ред. О. Д. Шипуновой. СПб., ПОЛИ-ТЕХ- ПРЕСС:.
  24. Осипова Е. А. Корпоративные ценности как основа формирования уникальной идентичности корпораций //Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. – 2019. – Т. 38. – №. 4.
  25. Осипова Е.А. 2016. Аксиологические основания теории связей с общественностью. М., ИНФРА-М.
  26. Петрова Валентина Владимировна, Калугина Дарья Александровна Применение типографики для подготовки контента // Вестник МГУП. 2015. №5.
  27. Петропавловская, Юлия Александровна. "Особенности создания концепции корпоративного издания." Вестник Кемеровского государственного университета 2-4 (62) (2015): 162-168.
  28. Полонский А.В. 2018. Медиалект: Язык в формате медиа. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 37 (2): 230–240.
  29. Прохорова Елена Александровна О классификации шрифтов и их функциях // Вестник ЧелГУ. 2011. №13
  30. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб., 2004.
  31. Рудер Э. Типографика. Руководство по оформлению. М., 1982.
  32. Руководство по использованию фирменного стиля // ИТМО URL: http://www.ifmo.ru/file/stat/482/itmo__guideline_web.pdf
  33. Рысакова П. И. Проблема социологического определения понятия «досуг» // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: Материалы. – 2010. – С. 6.
  34. Рыжикова Л.Н.  Основные тенденции становления и развития корпоративных изданий в России // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2005. Вып. No 7 (47).
  35.  Савченко Л. В., Приймак А. А. Определение и анализ концепции современных периодических изданий // Научный вестник Крыма. – 2018. – №. 7 (18). – С. 27.
  36. Сайкин Е. А. Основы брендинга: учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. Полещук Л. З. «Петербургский текст» и петербургский миф в концепции В.Н. Топорова // Вестник Костромского государственного университета. – 2008. – Т. 14. – №. 1. – С. 98-101.
  37. Синяева И.М. 2018. Формирование корпоративных ценностей в современной организации. Научные исследования и разработки. Экономика фирмы, 7 (4): 45–48.
  38. Смирнова Е. А., Виньков В. И. Стать «Парнасом»: пути совершенствования литературно-художественного корпоративного издания //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. – 2016.
  39. Старов С. А. Управление брендами: учебник. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008.
  40. Ткачев О. Visual бренд: Притягивая взгляды потребителей. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.
  41. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (введение в тему) // Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического. – М., 1995.
  42. Тулупов, В. В. "Дизайн периодических изданий." (2006).
  43. Хайдеггер М. 1993. Время и бытие. Статьи и выступления. М., Республика.
  44. Херлберт А. Сетка. Модульная система конструирования газет, журналов и книг. М., 1984.
  45. Чемякин Ю.В. К проблеме типологии корпоративной прессы.
  46. Чемякин Ю.В. Корпоративные СМИ: секреты эффективности. Екатеринбург, 2006.
  47. Шпикерман Э. О шрифте / пер. с англ. М., 2005.
  48. Юдов, Максим Александрович. "Принципы дизайна периодических изданий школы "Баухаус"." Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки 7 (2018): 170-174.
  49. Kelly, John R. Work and Leisure: A Simplified Paradigm// Journal of Leisure Research, 2009, Vol. 41, No.3.
  50. Stebbins R. Project-based leisure: theoretical neglect of a common use of free time. // Leisure Studies, 2005, Vol. 24, No. 1.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.