Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 11 мая 2023 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Маратова А.Ш. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(125). URL: https://sibac.info/archive/guman/5(125).pdf (дата обращения: 24.11.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛА РАССКАЗОВ И.А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»

Маратова Азиза Шухратовна

студент, кафедра русской и зарубежной литературы, Самаркандский государственный университет,

Республика Узбекистан, г. Самарканд

GENRE ORIGINALITY OF THE CYCLE OF STORIES BY I.A. BUNIN "DARK ALLEYS"

 

Aziza Maratova

Student, Department of Russian and Foreign Literature, Samarkand State University,

Republic of Uzbekistan, Samarkand

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается жанровая проблема цикла И.А. Бунина “Темные аллеи”. Учитывая, что данное произведение является переломным в творчестве писателя, мы попытались выявить специфику его заглавия.

ABSTRACT

The article deals with the genre problem of I.A. Bunin "Dark alleys". Given that this work is a turning point in the writer's work, we tried to identify the specifics of its title.

 

Ключевые слова: дом, дорога, существование, трагичность.

Keywords: house, road, existence, tragedy.

 

Смысл названия «Тёмных аллей» разнопланово. Тёмные аллеи – это тропинки для прохожих в тенистом вечернем парке, но вместе с тем и нечто иное: тёмные места человеческих душ, в которых гнездится то, о чём никто не подозревает, тайные мысли, желания, определяющие, в конечном счете, изгибы, причудливые повороты судьбы героев, тёмные стороны эроса, запутывающего жизненные пути, превращая их в лабиринт. Тёмные аллеи – образ всего непонятного, тайного, что мы видим у большинства бунинских персонажей. Название пронизывает все рассказы цикла, являясь ключом к пониманию замысла автора.

Образ заглавия с самого начала вводит читателя в другой мир природы, где буквально исчезает существование человека. Необычайная изобразительность, живописная образность стиля Бунина замечательно проявляется в пейзажах, которыми наполнены все рассказы, включенные в книгу. Например: «ночи были теплы и непроглядны, в чёрной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи».

Пейзаж у Бунина – главнейший компонент мира литературного произведения. Кроме того, действие в книге зачастую происходит в усадьбах средней полосы России (Орловская, Воронежская области). Пейзаж неразрывно связан с лирическим фоном книги. Кроме того, в заглавии проявляется авторская субъективность, понимание Буниным мира через восприятие природы. Л.В. Ершова пишет: «В более поздней бунинской прозе, вошедшей в сборник “Тёмные аллеи”, усадебная тема представлена значительным количеством рассказов. [3, с. 65] В них загородное имение становится тем местом действия, где раскрываются чувства и качества души центральных героев. Таким образом, лирическое описание пейзажа связано и с психологизмом книги, что, как мы уже отмечали, открывается уже в заглавии. «Именно пейзаж создаёт психологический настрой восприятия текста, помогает раскрыть внутреннее состояние героев, подготавливает читателя к изменениям в их жизни», «пейзаж, данный через восприятие героя, – знак его психологического состояния в момент действия. Но он может говорить и об устойчивых чертах его мировосприятия, о его характере». [3, с. 77]

Многоплановость заглавия книги связана и с тем, что «Тёмные аллеи» – это реминисценция, особая разновидность цитаты. Реминисценция – «(лат. reminiscentia – воспоминание) – не буквальное воспроизведение, невольное или намеренное, чужих структур, слов, которое наводит на воспоминания о другом произведении» [3, с. 43]. В данном случае это напоминание о стихотворении Н. Огарёва «Вблизи шиповник алый цвел…». Специфика выбора неточной цитаты (реминисценции) из другого произведения для заглавия собственного произведения состоит в том, что, «подключая авторский текст к чужому, адресуя читателя ко всему тексту-источнику или какой-то его грани, цитата остаётся элементом сразу двух текстов: чужого и авторского». [3, с. 14] Е.Т. Атаманова подчёркивает, что реминисценцию следует понимать, как «осознанное художественное обращение к существующему тексту, которое узнаётся как на внетекстовом, так и на лексическом уровнях». [5, с. 27]. По нашему мнению, реминисценция стихотворения Н. Огарёва, подключая текст к культуре XIX века, позволяет провести параллель с «усадебной прозой».

Организация топоса в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи» является важным аспектом при рассмотрении его поэтики. Наиболее важными пространственными образами в цикле становятся две составляющие «дорога» и «дом». Встречаясь в каждом из рассказов «Темных аллей», они выполняют циклообразующую функцию, а также выступают как базовые элементы художественной аксиологии: будучи противопоставленными в смысловом отношении локусами, «дорога» и «дом» соотносятся с судьбой героев рассказов цикла и раскрывают диалектическую сущность любви, счастья, смерти и памяти.

Мотивы дороги и дома непосредственным образом связаны с так называемыми «вечными» темами мировой культуры, которые восходят к архетипическим образам и сюжетам. Как указывает М. М. Бахтин, «редкое произведение обходится без каких-либо вариаций мотива дороги» [1, с. 248]. Дорога воплощает метафорический смысл человеческой истории и жизни как пути исканий, который ведёт или не ведёт к храму, возвращает или не возвращает к дому, рождает новое знание; это путь, который проходит человек, стремясь к постижению смысла собственной жизни и сущности бытия. Образ дома, который в литературе рубежа XIX–XX веков представлен, как правило, в виде дворянской усадьбы, также отмечен пристальным вниманием литературоведов. Говоря о значении дома в русской культуре, Ю. М. Лотман отмечает следующее: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а «самостоянье» человека превращает его в историческую личность» [4, с. 178]. Говоря о соотношении указанных мотивов в бунинском цикле, следует отметить, что акцент на пространственном компоненте поставлен в самом заглавии «Темных аллей» («аллея» от фр. «aller»). Кроме того, мотив пути выполняет в цикле сюжетообразующую функцию: завязка или развязка действия большинства рассказов связана с пространственным перемещением героев. Следует также отметить, что темнота становится устойчивой характеристикой аллеи как символа жизненного пути: герои цикла идут темными путями, жизни их аллегорически уподобляются скитаниям во мраке. Пространство аллей воплощает собой само бытие, космос, где теряются объективные границы между зримой, физической реальностью и реальностью метафизической. Человек в художественном мире И. А. Бунина является одновременно земным существом и частью огромного мира Вселенной.

Стилистические особенности «Темных аллей» проявляются и на уровне жанра. Здесь сочетаются такие малые жанровые формы, как новелла, рассказ, лирическая миниатюра и в каждом из них И.А. Бунин проявляет свое «я»! Так, новеллы, входящие в состав книги, подразделяются: на две группы - новеллы стержневые («Кавказ», «Галя Ганская», «В Париже», «Чистый понедельник», «Генрих») и традиционные. Все они характеризуются упрощенною образной-системой (два главных героя и два - три эпизодических персонажа), динамизмом - остротой! действия, которое развивается в пределах: довольно короткого промежутка времени.

Таким образом, жанровые и сюжетные особенности произведений, составляющих цикл «Темные аллеи», авторская концепция философии любви и счастья, реализуемая в них, обусловливают и ряд особенностей хронотопа книги. Это, прежде всего, символизм художественного времени и пространства. И.А. Бунин ни место, ни время не выбирает случайно. Все несет у него определенную смысловую нагрузку. Все служит определенным символом.

 

Список литературы:

  1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Художественная литература, 1975. — С. 234–407.
  2. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1967. – Т. 7.
  3. Ершова Л.В. Усадебная проза И.А. Бунина // Филологические науки. – 2001. – №4. – С. 13.
  4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю. М. Лотман. — СПб.: Искусство, 1994. — 194 с.
  5. Фоменко И.В. Цитата // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 1999. – С. 497.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.