Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXXIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 апреля 2023 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова У.С. ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО СВОЕБРАЗИЯ РОМАНА Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ» // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(124). URL: https://sibac.info/archive/guman/4(124).pdf (дата обращения: 28.04.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРОБЛЕМА ЖАНРОВОГО СВОЕБРАЗИЯ РОМАНА Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ»

Иванова Уйгулаана Семеновна

студент, филологический факультет, Северо-Восточный федеральный университет,

РФ, г. Якутск

Желобцова Светлана Федотовна

научный руководитель,

канд. филол. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет,

РФ, г. Якутск

THE PROBLEM OF GENRE IDENTITY IN L. ULITSKAYA'S NOVEL «MEDEA AND HER CHILDREN»

 

Uygulaana Ivanova

Student, Department of Philology, North-Eastern Federal University,

Russia, Yakutsk

Svetlana Zhelobtsova

Supervisor, Ph.D., associate professor, North-Eastern Federal University,

 Russia, Yakutsk.

 

АННОТАЦИЯ

Актуальность темы статьи определяется тем, что роман Л. Улицкой «Медея и ее дети» является художественно значимым произведением в аспекте жанровых поисков современной русской прозы, ее стилевых открытий. Писательница творчески расширяет границы семейного романа, наполняя его мифологическим контентом. Анализ поэтики текста раскрывает авторскую трансформацию античного мифа о Медее в сюжет о жизни современной гречанки Медеи Синопли. Значимы философское содержание топонимических локаций, гендерная семантика образной структуры в контексте поисков новых художественных средств.

ANNOTATION

Topicality of the article's theme is determined by the fact that the novel "Medea and Her Children" by L. Ulitskaya is an artistically significant work in the aspect of genre searching of modern Russian prose, its stylistic discoveries. The writer creatively expands the boundaries of the family novel, filling it with mythological content. An analysis of the poetics of the text reveals the author's transformation of the ancient myth of Medea into a story about the life of a modern Greek woman, Medea Sinopley. The philosophical content of toponymic locations and gender semantics of figurative structure in the context of the search for new artistic means are significant.

 

Ключевые слова: жанр, поэтика, миф и литература, роман, Улицкая.

Keywords: genre, poetics, myth and literature, novel, Ulitskaya.

 

В литературоведческом исследовании важна многозначность авторского представления о жанровой художественного текста, когда Л. Улицкая в подзаголовке своего произведения «Медея и её дети» подчеркивает, что речь идет о «семейной хронике». Произведение было высоко оценено читательской аудиторией и вызвало дискуссию в литературной критике. «...Исследование писателями семейной темы выливается в создание особого типа романной прозы — семейной хроники, отличительной особенностью которой является движение (смена) поколений в контексте эпох» [1, с. 25]. Литературовед Е.В. Никольский уточняет, что жанр семейной хроники развивается во временных рамках, охватывающих жизнь 2-4 поколений, и «занимает значительный период в истории общества, что формирует еще одну специфичную черту жанра — соотношение истории страны с историей семьи» [1, с. 26].

Композиционно произведение Л. Улицкой построено по классической схеме жанра семейной хроники: отражены события во временном периоде жизни 5 поколений (дед Медеи, ее родители, поколение Медеи, ее братьев и сестер, племянники, внучатые племянники Медеи, их дети), жизненные перипетии героев представлены внутри соответствующих исторических эпох, семейная история перекликается с драматическими событиями в жизни страны («...революции, смена правительства, красные, белые, немцы, румыны, одних выселяли, других, пришлых, безродных, вселяли.») [2, с. 227]. Следует отметить, что известный хронотоп по Бахтину, когда события описываются последовательно во времени, креативно меняются писательницей как во времени, так и в пространстве. Стилевая индивидуальность автора проявляется, главным образом, в психологической глубине освещения быта и бытия персонажей.

Наблюдения за сюжетными коллизиями героев романа, пронизанными мыслями чувствами самой Медеи Синопли, ее представлениями о семье, любви и милосердии, добре и зле раскрывают сильный женский характер, способный концентрировать в своем доме – душе тепло для всех. «Бездетная Медея собирала в своем доме в Крыму многочисленных племянников и внучатых племянников и вела над ними свое тихое ненаучное наблюдение <…>. Поскольку племянников было около тридцати, график составляли еще зимой – больше двадцати человек четырехкомнатный дом не выдерживал» [2, с. 4] При этом автор намеренно не теряет энергии эпоса в современном тексте, начиная со смысла названия и до места событий: это Крым, море, небо, облака, ветер, звезды.

Психологически повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития. Перед нами судьба крымчанки Медеи, ее история в традиционном контексте нравов и обычаев ее семьи. Новое в авторской трактовке принципов художественного исследования истории одной семьи, как правило построенного на конфликте поколений, разладе человека с социумом, конфликте героя с природой или идеала с реалиями, заключается в том, что по-христиански праведная Медея философски принимает мир таким, каков он есть. Писательнице удается создать образ цельный, доминантой которого становится гуманизм, любовь к людям и миру, даже несмотря на то, что своих родных детей у Медеи не было: «Считалось, что она всех их очень любит. Какова бывает любовь к детям у бездетных женщин, трудно сказать...» [Там же, с. 10].

В жанровой природе романа Л. Улицкой органично сплетаются семейная история, реинтерпретация мифа, философский контекст, исторические факты, позволяющие прозаику психологически убедительно раскрыть внутренний мир героини. Поэтому так значимы чувства, переживания в диалогах и монологах не только самой Медеи, но и более молодых героинь Маши, Ники, Норы. Особо следует выделить мастерство Улицкой – бытоописателя, когда важны не только действия, а знаковыми становятся предметы-архетипы в доме Медеи: ракушка в песке на берегу моря, символика камня-сердолика как оберега, запах водорослей, черный цвет одежды, старые письма, смех детей, вкус молока и ягод.

Наблюдения за авторской трансформацией жанра в соответствии с творческим замыслом Л. Улицкой воссоздать историю нашей современницы в винтажных границах прошлого греческой семьи, ее генетической энергии показывают особенности психологии героини.  При этом в локациях действительности, контексте сновидений, гендерной интуиции, конкретных отношений с другими персонажами раскрывается цельный образ.  Причем не только имя Медея связывает героиню с мифологическим прообразом, но какое-то женское понимание трагедии, прощение жестокого поступка, продиктованного местью мужчине. Добрая и бездетная Медея Синопли бескорыстно предлагает в романе свой вариант продолжения античного текста. Символом жанрового полифонизма становится Дом героини, пронизанный милосердием и любовью к людям, окруженный морем и природой Крыма, метафорически воспринимается как центр мироздания.

Высокий читательский рейтинг обозначил несомненное достоинство романа, которое заключается в объемном космогоническом восприятии жизни, ее динамики, смене времен года, сохранении памяти о прошлом в настоящем и будущем. Потому так продуманно мозаичны переплетения судеб, характеров в простых и понятных поступках, обидах и прощениях, уходах и возвращениях всех персонажей.

Дискуссии о романе, прочтение «пейзажных» страниц, жизненных историй персонажей контекстно могут быть использованы на семинарах по современной литературе в школе и вузе, творческих рефератах по филологии.

 

Список литературы:

  1. Никольский, Е.В. Жанр романа семейной хроники в русской литературе рубежа тысячелетий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 25-28.
  2. Улицкая, Л. Медея и ее дети. М.: Изд-во АСТ, 2021. 352 с.
  3. Акрам А. А. Ю. МЕТАФОРА И ЖАНР СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л. УЛИЦКОЙ "МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ") //Преподаватель ХХI век. – 2022. – №. 3-2. – С. 429-440.
  4. Исаева А. Г., Гаджиев М. А. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ» //MODERN HUMANITIES SUCCESS/УСПЕХИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. – 2020. – С. 235.
  5. Хрущева, Д. Жанр семейной хроники в романе Ын Хигён "Тайна и ложь" // Казанский вестник молодых учёных. 2018. №1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-semeynoy-hroniki-v-romane-yn-higyon-tayna-i-lozh (дата обращения: 09.03.2023).
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.