Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Султыгова М.С. МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(143). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(143).pdf (дата обращения: 22.01.2025)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕТОДИКА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ

Султыгова Марьям Салин–Гиреевна

студент, кафедра педагогических арт - технологий, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, г. Ставрополь

Евченко Виктория Константиновна

научный руководитель,

старший преподаватель кафедры, Ставропольский государственный педагогический институт,

РФ, гСтаврополь

METHODS OF ACTIVATING CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS THROUGH MODELING

 

Maryam Sultygova

student, Department of Pedagogical Art Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

Victoria Evchenko

scientific supervisor, senior lecturer of the department, Stavropol State Pedagogical Institute,

Russia, Stavropol

 

АННОТАЦИЯ

в данной статье рассматривается методика активизации творческой деятельности младших школьников посредством лепки. В публикации рассматриваются методы и приемы организации педагогических условий активизации творческой деятельности младших школьников посредством уроков лепки.

ABSTRACT

This article examines the methodology for activating the creative activity of younger students through modeling. The publication examines the methods and techniques for organizing pedagogical conditions for activating the creative activity of younger students through modeling lessons.

 

Ключевые слова: методика активизации творческой деятельности, методы и приемы.

Keywords: methodology for activating creative activity, methods and techniques.

 

Изобразительная деятельность практически одна в своем роде, которая без особых знаний позволяет ребенку творить самостоятельно, творчески выражать свои эмоции и видение мира, а не исполнять уже кем-то когда-то написанный стих, музыкальное произведение или танец.

Вопросы активизации детского творчества стали предметом рассмотрения в психолого-педагогических разработках и методических пособиях А. И. Васильева, С. Е. Игнатьева, С. П. Ломова, В. В. Корешкова, В. С. Кузина, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова и других.

Исследования психологов Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна внесли большой вклад в понимание проблемы индивидуальных особенностей, способностей и познавательных интересов личности.

Признания индивидуальности, самобытности каждого ребенка и его развития прежде всего как личности, наделенной своеобразным неповторимым социокультурным жизненным опытом со всем многообразием ее интересов и потребностей, становится основной целью подхода к обучению [1].

Человек, его сознание и психика, как отмечает С. Л. Рубинштейн, не замыкаются в непосредственной данности субъекту, а выражаются в деятельности, реализуются в ней [5].

С. Л. Рубинштейн особо отмечает, что психика формируется в деятельности. Не все, что воздействует на ребенка, усваивается, а только то, что подкреплено его жизненным опытом, что имеет для него значение, к чему он имеет определенное отношение.

В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

Лепка – одно из древнейших видов искусства, который направлен на придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, и друг.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. [7].

Лепка – это одно из художественных средств для активизации творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности, а также активизирует творчество ребенка, раскрывает его творческий потенциал.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Обучение должно быть направлено на то, чтобы научить детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто передаче предметов и явлений.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что лепка – как вид декоративно – прикладного искусства:

– повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

– развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

– формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

-– активизирует творческую деятельность младших школьников.

В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путем непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путем налепов и т. д.

Ребенок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

В. В. Зеньковский в этой связи писал: «Из одного и того же материал (воск, глина) дитя лепит разнообразные фигуры, которые стоят тем выше нарисованных фигур, что они не имеют плоскостного характера, а представляют настоящие воспроизведения реальных вещей и существ. Трудно даже рассказать, какой чрезвычайный подъем творческих замыслов вызывает в душе ребенка возможность лепить разные фигуры! В душе ребенка зреет сознание своей творческой силы, перед ним раскрывается бесконечная перспектива творчества…» [9].

Однако, для активизации творческой активности необходимо использовать различные методы обучения.

1. Практические методы.

Практические методы обучения нацелены на закрепление теоретических знаний. При помощи данного метода реализуются такие задачи, так повторение, умение применять знания на практике, развитие способностей, навыков и умений, сформирование самостоятельности, развитие творческого, неординарного подхода к решению учебной задачи, в рамках которого может быть использован творческий эксперимент.Практический метод заключается в применении упражнений, которые носят целенаправленный характер, тем самым совершенствуя свои навыки и умения [10].

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

«Слепи что-нибудь необычное». Учитель предлагает детям слепить необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.

«Ожившая фигурка». Ребенку говорят: «Ты получил прекрасный дар, все, что ты слепишь — оживает. Что бы ты слепил?

«Несуществующее животное». Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.

«Поможем скульптору». Взрослый рассказывает детям, что скульптор не успел долепить фигурки и просит ребят помочь ему.

«Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение». Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д».

«Добрый и злой». Ребенку предлагают слепить злого или доброго сказочного персонажа.

Изображение у ребенка носит витагенный характер, то есть отражает его жизненный опыт, пробуждает впечатления. Они отражаться в детском творчестве, тем самым развиваются новые образы, которые носят индивидуальный характер, что активизирует детей к проявлению творчеству.

Изучив основы лепки, дети сами комбинируют фигуры, творчески подходят к выполнению изделия. Изготовив его (изделие), дети сами выбирают оформление для своей поделки, по принципу цветовой гаммы.В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. [3].

2. Наглядные методы и приемы.

Наглядные методы обучения – группа дидактических методов, направленных на визуальное восприятие информации [2]. В целом, наглядные методы делят на две группы: метод демонстрации и метод иллюстрации.

Метод демонстрации – направлен на визуализацию работы с материалом, этапов работы, а также способов создания скульптуры.

Метод иллюстраций –метод, при котором обучающиеся просматривают картинки, технологические карты, схемы создания работы из пластилина и так далее.

3. Словесные методы и приемы.

Словесные методы обучения – это группа дидактических методов, направленных на устное изложение информации.

Рассказ – необходим для изложения учебного материала, в рамках которогомладшие школьники усваивают основные понятия, термины. Метод применяется для раскрытия темы, цели и задач урока.

Беседа – применяется для выявления у обучающихся уровня усвоения раннее изученного материала, способствует закреплению знаний, активизирует мышление.

Важность общения с детьми через беседу отмечали многие ученые, среди которых следует особо отметить работы Л. С. Выготского и К. Д. Ушинского. Они утверждали, что знания приобретаются в ходе активного вовлечения ребенка в диалог как со сверстниками, так и с педагогом, а также отмечали роль беседы как важнейшего условия для обучения [4].

Для младших школьников 7–9 лет активизации творческого начала способствует вовлечение ребенка в беседу о предстоящей деятельности, об использовании художественных материалов, обсуждение интересующих тем, наглядный показ учителя, то есть пробуждение интереса к деятельности, дающее мотивацию и возможность получить удовольствие от процесса рисования.

Художественное слово – выполняет мотивационную и побуждающую функцию, вызывает интерес у обучающихся к творческой активности.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой [6]. Объемность выполнения фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Дети начинают играть со своими изделиями сразу же в процессе урока. Исходя из чего использовать игровые методы обучения целесообразно.

4. Игровые методы.

Игра особенно близка изобразительной деятельности, так как обе они по своей сущности представляют проявление детского творчества.

Т. С. Комарова пишет: «Благодаря связи с игрой творческая деятельность становится более интересной, привлекательной для ребенка, вызывает у него яркий эмоциональный отклик, создает мягко значимый мотив деятельности, что в свою очередь обеспечивает ей более высокую эффективность» [8].

Г.Г. Григорьева, Т.Н. Доронова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др. утверждают, что игровые методы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения. Применение игровых методов на уроках изобразительного искусства в процессе лепки способствует развитию воображения детей, созданию ими выразительных образов.

Г.Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности [9].

Таким образом, лепка – имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста, а также способна оказывать благоприятное влияние на активизацию творческой деятельности, раскрывает творческий потенциал. Для активизации творческой активности младших школьников необходимо использовать различные методы обучения (активизации) младших школьников: словесные, наглядные, практические и игровые методы.

 

Список литературы:

  1. Барышева, Т.А. Креативность. Диагностика и развитие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.,2002. – 205 с.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк. Книга для учителя / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 193 с.
  3. Петровский, А.В. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.
  4. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин. – М.: МПСИ, 2003. – 720 с.
  5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – Издательство: Питер, 2006. – 249с.
  6. Творчество: теория, диагностика, технологии. Словарь справочник / Под общ. Ред. Т.А.Барышевой. – СПб.: Изд-во: ВВМ, 2014. – 380с.
  7. Козленко, В.Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / В.Н.Козленко. – М.,1990. – с.131 – 148.
  8. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А.Холодная. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
  9. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Монография / Д.Б. Богоявленская. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009. – 416 с.
  10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2008. – 384 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий