Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2024 г.)

Наука: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шабалина А.В. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРЕНЬКИ И БЕТСИ ТВЕРСКОЙ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА: СТОЛКНОВЕНИЕ РАЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ И ЦЕННОСТЕЙ В ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(143). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(143).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВАРЕНЬКИ И БЕТСИ ТВЕРСКОЙ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА: СТОЛКНОВЕНИЕ РАЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ И ЦЕННОСТЕЙ В ЖЕНСКИХ ОБРАЗАХ

Шабалина Алёна Васильевна

студент, кафедра русского и иностранных языков, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре,

РФ, г. Тара

Ефимова Татьяна Александровна

научный руководитель,

канд. филолог. наук, доц., Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре,

РФ, г. Тара

COMPARATIVE ANALYSIS OF VARENKA AND BETSY TVERSKAYA IN L.N. TOLSTOY'S NOVEL ANNA KARENINA: THE CLASH OF DIFFERENT VIEWS AND VALUES IN FEMALE IMAGES

 

Alyona Shabalina

student, Department of Russian and Foreign Languages, Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara,

Russia, Tara

Tatyana Efimova

scientific supervisor, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Branch of Omsk State Pedagogical University in Tara,

Russia, Tara

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются два второстепенных женских образа, олицетворяющих разных социальные и моральные стандарты. Проводится сравнительный анализ Вареньки, представляющей собой традиционные ценности, семейные идеалы, доброту и искренность, и Бетси Тверской, символизирующей светское общество и лицемерие.

ABSTRACT

The article examines two secondary female images embodying different social and moral standards. A comparative analysis of Varenka, representing traditional values, family ideals, kindness and sincerity, and Betsy Tverskaya, symbolizing secular society and hypocrisy, is carried out.

 

Ключевые слова: женский образ, персонаж, роман, литература, сюжет, анализ, героиня.

Keywords: female image, character, novel, literature, plot, analysis, heroine.

 

«Анна Каренина» — это роман, который стал апогеем творчества Льва Толстого и занял важное место в панораме русской литературы XIX века. С момента своей публикации в 1877 году он не перестает вызывать живые отклики и интенсивные обсуждения как среди критиков, так и среди читателей. В центре повествования – трагическая история любви, предательства и общественного давления, исследующая сложные переплетения человеческих чувств и общественных норм. Сквозь судьбу Анны Толстой поднимает самые глубокие философские вопросы о смысле жизни, счастье и нравственной ответственности.

В романе присутствует большое количество самых разнообразных персонажей, каждый из которых вносит свой вклад в общую тему и атмосферу произведения. Предлагаю рассмотреть два второстепенных женских образа: Елизавету Федоровну Тверскую (Бетси) и Варвару Андреевну (Вареньку). Необходимо отметить, что последняя является эпизодическим персонажем и ее линия прослеживается во II и VI частях романа.

Итак, Елизавета Фёдоровна Тверская или просто Бетси, как чаще всего ее именует Л.Н. Толстой в произведении, является человеком с достаточно узким кругозором, об этом свидетельствует отсутствие интереса к жизни и увлечениям различного рода, несмотря на принадлежность к светскому обществу. Героиня интересуется последними модными тенденциями и всегда старается им следовать: «...Бетси, одетая по крайней последней моде, в шляпе, где‑то наверху парившей над ее головой, как колпачок над лампой, и в сизом платье с косыми резкими полосами на лифе с одной стороны и на юбке с другой стороны, сидела рядом с Анной, прямо держа свой плоский высокий стан...»[2, с. 355]. В салоне Бетси часто собираются состоятельные люди и светские львицы, где обсуждаются последние сплетни, модные выставки и закулисные интриги. Но при всей своей внешней привлекательности, ее жизнь наполнена поверхностностью и лишена глубины. Бетси кажется довольной своим положением, однако это удовлетворение не приносит ей внутреннего счастья. Она действительно придерживается трендов, но лишь как средство, чтобы утвердить свою социальную значимость. Важно упомянуть, что Бетси являлась хорошей подругой Анны Карениной и поддерживала их запрещенные отношения с Вронским, однако это было лишь до того момента, пока все не отвернулись от главной героини. Когда начались слухи о романе Анны с Вронским, она из-за зависти и страха потерять собственный статус начала активно обсуждать ее поведение в светском обществе. Словно обладая двойными стандартами, Бетси осуждала Анну за страсть, в то время как сама была втянута в любовные интрижки с Тушкевичем. Стремление Бетси удержаться на плаву в бурном море сплетен и предрассудков стало ее приоритетом. Она с легкостью забывала о своих собственных проступках, перекладывая вину на подругу, которая оказалась в более уязвимой позиции. Этот цинизм и лицемерие Бетси выглядели особенно ярко на фоне глубоких внутренних противоречий Анны, которая страдала от своей любви и одновременно испытывала чувство вины за разрыв с мужем и сыном.

Автор искусно показывает различие между внутренним миром Бетси и её внешним видом, что делает её образ ещё более выразительным. Она великолепно одета, всегда следит за модой и привлекает внимание окружающих, но её мысли и чувства практически не соответствуют тому, как она выглядит внешне. Это отличие заставляет читателя задуматься о том, насколько часто люди скрывают свои истинные эмоции и намерения за маской социального благополучия. В романе Бетси Тверская символизирует лицемерие в обществе, где большее значение придается соответствию внешним стандартам, а не истинным отношениям, а также представляет высший свет, отражая его ценности и предубеждения. Конечно, данный женский образ служит не только фоном для развития сюжета, но и является активным компонентом, который подчеркивает главные концепции произведения, придавая ему большую многослойность и глубину.

Необходимо проанализировать и второй второстепенный женский образ – Варвару Алексеевну или же Вареньку, как она и именуется в романе. Данный персонаж является полной противоположностью Бетси Тверской.

Автор описывает данную героиню следующим образом: «M‑lle Варенька эта была не то, что не первой молодости, но как бы существо без молодости: ей можно было дать и девятнадцать, и тридцать лет. Если разбирать ее черты, она, несмотря на болезненный цвет лица, была скорее красива, чем дурна. Она была бы и хорошо сложена, если бы не слишком большая сухость тела и несоразмерная голова по среднему росту; но она не должна была быть привлекательна для мужчин. Она была похожа на прекрасный, хотя еще и полный лепестков, но уже отцветший, без запаха цветок. Кроме того, она не могла быть привлекательною для мужчин еще и потому, что ей недоставало того, чего слишком много было в Кити, – сдержанного огня жизни и сознания своей привлекательности» [2, с. 184-185]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Варенька является достаточно миловидной и привлекательной девушкой. Л.Н. Толстой не раз упоминает о ее красивом лице и благородных чертах лица. Также он подчеркивает ее простоту и естественность: «Варенька сделала просто и естественно, как и все, что она делала, движение, среднее между поклоном и приседанием, и тотчас же заговорила с князем, как она говорила со всеми, нестесненно и просто» [2, с. 196].

Данная героиня отличается от Бетси тем, что она искренняя и настоящая. Окружающие относятся к ней с трепетом и любовью, так как она очень добрая девушка, имеющая хорошее воспитание. Она полностью посвящает себя заботе о людях вокруг. Ее единственное желание - радовать свою приемную мать и других людей. Не стоит забывать, что во время прибывания на водах в Германии она не отдыхает, а помогает больным, ухаживая за ними. Варенька – это воплощение добродушия и интеллекта. Она искренне интересуется жизнью каждого, умеет слушать и поддерживать.

Рассматривая данный женский образ, можно увидеть яркий контраст между ней и дамами светского общества, в особенности с Бетси Тверской. Если они больше зациклены на своей внешности, на мнении окружающих и смотрят в основном на положение человека в обществе, то Варенька, наоборот, отмечает для себя значимость человеческой души и помогает всем, не в зависимости от чина. Хоть она и выросла в высшем свете, однако светское общество не любит и себя к ним не относит.

Варенька является воплощением света и положительных эмоций. Она уникальна осознанием того, что настоящая ценность человека заключается в его внутреннем мире и стремлении любить и помогать другим. Ее добрые поступки и поддержка не просто проявления милосердия, а выражение глубокого понимания и взаимопомощи. Таким образом, героиня наполняет жизнь других смыслом и делает свой собственный путь более насыщенным, благодаря важным встречам и открытиям. Образ Вареньки является мощным контрастом мирскому эгоизму и показной вежливости. Она олицетворяет идею о том, что истинная красота не зависит от внешнего вида, а заключается в способности пробуждать доброту и радость в душах людей.

Таким образом, проанализировав два женских образа, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Варенька часто описывается как простодушная, искренняя и добрая девушка, отражающая типичные черты женственности того времени. В свою очередь, Бетси Тверская олицетворяет более сложные и противоречивые черты характера: лицемерие, поверхностность и некоторую манипулятивность.
  2. Обе героини имеют свои представления о любви и семейных ценностях. Варенька стремится к истинной любви и гармонии, в то время как Бетси не видит ничего плохого в измене своему партнеру.
  3. Героини обладают абсолютно разным мировосприятием. Варенька воспринимает мир через призму заботы о близких, ее эмоциональная жизнь насыщена привязанностью и самопожертвованием, что делает ее образ более человечным и теплым. В то время как Бетси ориентирована на внешний блеск и статус.

Тем не менее несмотря на явный контраст между этими женскими образами, можно заметить, что каждая из героинь содержит в себе элементы, которые подчеркивают их внутренние противоречия и стремления. Через их взаимодействие Толстой поднимает более широкий вопрос о том, как личные выборы зависят от социальных контекстов и как эти контексты формируют внутренние конфликты и противоречия личности. В итоге обе героини становятся выражением разных аспектов одной и той же реальности: поиска баланса между личным счастьем и общественным статусом, что делает их образы актуальными и в современном мире.

 

Список литературы:

  1. Бугович В. Женское лицо в отражениях разных зеркал (женские эпизодические образы, персонажи и их роль в романе Л. Н. Толстого "Анна Каренина") // Гуманитарное пространство. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-litso-v-otrazhneniyah-raznyh-zerkal-zhenskie-epizodicheskie-obrazy-personazhi-i-ih-rol-v-romane-l-n-tolstogo-anna-karenina (дата обращения: 21.10.2024).
  2. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М.: Наука, 1970. 834 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов (обновление каждые 15 минут)
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.