Статья опубликована в рамках: CXLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2024 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ON THE FORMATION OF COLORISTIC STUDENTS' IDEAS OF COLOR AT PAINTING CLASSES IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Anastasia Kabachevskaya
student of the first year, direction of preparation 4.125.1.24 “Fine Arts”, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
Ksenia Kravchenko
scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Fine Arts, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В работе рассмотрена проблема формирования колористических представлений у студентов в системе среднего профессионального образования средствами живописи. Автор акцентирует внимание на способы и технические приемы, позволяющие развить первоначальные объективные представления о цвете, а также на применение полученных навыков в практической творческой деятельности. Раскрывается содержание основных колористических понятий живописи: цвета, цветовой гармонии, колорита. В рассмотрении специфики колористической подготовки студентов уточняется понятие колористических представлений.
ABSTRACT
The paper considers the problem of formation of coloristic ideas in students in the system of secondary vocational education by means of painting. The author focuses on the ways and technical methods that allow to develop initial objective ideas about color, as well as on the application of the acquired skills in practical creative activity. The content of the basic coloristic concepts of painting is revealed: color, color harmony, coloring. In consideration of the specifics of coloristic training of students clarifies the concept of coloristic representations.
Ключевые слова: колорит, живопись, цветоведение, среднее профессионального образование, представление, методика преподавания.
Keywords: color, painting, color science, secondary vocational education, presentation, teaching methodology.
Одним из важнейших компонентов при подготовке специалистов в сфере художественного образования выступает развитие и формирование у учащихся колористических представлений. Дисциплиной, осуществляющей колористическую подготовку учащихся, является живопись. Умение осмыслено использовать колористические приемы формирует фундамент живописной грамоты и позволяет найти пути выхода на выразительный художественный образ.
Приказ Министерства образования и науки России от 13.08.2014 № 995 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись (по видам)» установил профессиональные компетенции, которыми необходимо овладеть учащимся, освоившим программу среднего профессионального образования. В частности, научиться методам ведения живописных работ, приёмам передачи формы, цвета, освещения и пространства средствами академической живописи [5].
Проблема развития колористических представлений обусловлена в большей мере недостатком грамотных методических разработок и незначительным вниманием к изучению данной темы.
Потребность современного общества в специалистах, которые умеют грамотно работать с цветом, является одной из отправных точек построения методики преподавания живописи. В связи с чем, в процессе обучения необходимо рассматривать актуальные тенденции использования основ науки о цвете в различных сферах жизнедеятельности. В виду того, что цветовая значимость неоспорима в любых условиях жизни и носит многослойный функциональный характер, изучать проблему цвета и его роли в природе человека, необходимо.
Стоит отметить, что изучение цвета ведется на разных уровнях науки, таких как психология, физика, химия, эстетика и физиология. Особенности изучения цвета в контексте данных областей наук, зависят от поставленных задач, в рамках решения конкретных проблем. Как правило, живопись рассматривает цвет, по большей части, в художественно-эстетическом аспекте.
Обращаясь к терминологии необходимо отметить, что цвет-это одно из средств живописи, всегда участвующее в создании художественного образа совместно с другими средствами. Под колоритом же понимается единство цветов, находящихся в определенных взаимосвязях друг с другом, котороеобразует конкретный, чувственно воспринимаемый строй, способный выразить содержание [1, с. 16].
Возрастные психологические особенности выступают важным критерием в процессе формирования колористических представлений у студентов в системе среднего специального образования. Именно на основе анализа, показывающего уровень развития колористических представлений учащихся строится методика преподавания дисциплины живопись.
Предметом исследования с психологической точки зрения является подростковый возраст. Умственная деятельность в данном возрасте приобретает новый характер, идет интенсивное развитие абстрактного теоретического мышления. Так же увеличивается объем внимания, и появляется творческое и репродуктивное воображение. На основе чего, возникает задача в построении методики изучения колорита с учетом ведущей деятельности и познавательных процессов студентов. Важно направить учебный процесс на формирование первичных представлений о цвете, как о способе отражения окружающей действительности и передачи выразительного художественного образа посредством живописи.
Учитывая, что представление является психическим процессом отражения предметов или явлений, базирующихся на предыдущем опыте и не воспринимающихся в данный момент, необходимо так выстроить процесс подачи материала, чтобы представление было равно по силе первоначальному впечатлению [7, с. 6]. Важно отметить, что в основе представления лежит память и воображение. Соответственно одним из условий формирования грамотного цветовосприятия, является художественная насмотренность учащихся.
Колористические представления непосредственно связаны с умением мыслить художественными образами. В свою очередь, художественно-образное мышление рассматривается, как продукт творческой деятельности учащихся, оно зависит от творческих способностей, от уровня наблюдательности и личностных качеств учащихся. Колористические представления являются средством интеллектуально-творческой деятельности. Во время осознанного наблюдения за предметом или явлением создается зрительный образ, который впоследствии преобразуется в художественный. Развитое образное мышление позволяет оперировать художественными образами в процессе познания. Существует множество трактовок понятию «образ», наиболее верным является определение из словаря С.И. Ожегова: «Образ в искусстве - это обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления» [6, с. 122].
Педагогические условия в данном исследовании направлены на развитие у студентов первоначальных теоретических и практических знаний о цвете, формирование представления о многообразии цветовых гармоний, освоение свойств локальных и сложных цветов, и множества их оттенков. Важным условием является развитые колористические представления педагога и его умение анализировать способности учащихся. На основании анализа творческих работ учащихся, выявляется проблема, которая должна быть рассмотрена и решена за счет разработки грамотной методики в процессе обучения. В контексте данного случая используется метод проблемного обучения, предусматривающий постановку определенных творческих задач, которые решаются в результате учебно-творческой деятельности учащихся.
Методика обучения основам цветовосприятия состоит из теории и ряда практических упражнений. Главная роль в обучении отведена реальному опыту поиска и применения цветовых гармоний. Результатом такой деятельности будет являться создание новых выразительных художественных образов. Следует отметить, что колористические способности будут развиваться исключительно в рамках живописной деятельности, которая требует решения конкретных цветовых задач [3, с. 247].
В результате рассмотрения данной темы, можно сделать вывод, что формирование колористических представлений у учащихся в системе среднего профессионального образования - это сложный, трудоемкий процесс, основанный в большей мере на практических упражнениях, с постановкой конкретных цветовых живописных задач. Умение мыслить цветовыми образами невозможно без достаточного практического опыта.
Список литературы:
- Алексеев С.С. О колорите. М.: Изобразительное искусство, 1974.-172.
- Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты / Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1989. – 188 с.
- Журикова, Т. Л. Специфика колористической подготовки учащихся художественной школы на занятиях по живописи // Омский научный вестник. – 2012. – №2 (106). – С. 246-249.
- Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
- Приказ Министерства образования и науки России от 13.08.2014 N 995 (ред. от 13.07.2021) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 Живопись (по видам)».
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994. – 907.
- Шаляпин, О. В. Проблема колорита в профессиональном образовании / О. В. Шаляпин /- Новосибирск, 2010. - С. 466-474.
дипломов
Оставить комментарий