Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CXLIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 ноября 2024 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Бычкова А.С. МЕСТО ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЕЬНОЙ ШКОЛЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CXLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(142). URL: https://sibac.info/archive/guman/11(142).pdf (дата обращения: 31.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕСТО ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЛЕЬНОЙ ШКОЛЫ

Бычкова Анна Сергеевна

студент, кафедра изобразительного искусства, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

Кравченко Ксения Алексеевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц. ВАК РФ, проф. кафедры изобразительного искусства, Институт искусств, Новосибирский государственный педагогический университет,

РФ, г. Новосибирск

THE PLACE OF THEMATIC DRAWING IN THE VISUAL ACTIVITIES OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS

 

Anna Bychkova

student, Department of Fine Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

Ksenia Kravchenko

scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Higher Attestation Commission of the Russian Federation, Professor of the Department of Fine Arts, Institute of Arts, Novosibirsk State Pedagogical University,

Russia, Novosibirsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье поднят вопрос о месте тематического рисования на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе, приведено понятие «тематическое рисование», выявлены противоречия и сложности в реализации тематического рисования на уроках изобразительного искусства, приведены критерии оценивания тематических творческих работ учащихся и описаны сложности в оценивании. Сделан вывод о нехватке времени на изучение дисциплины и учебно-методических материалов для упрощения процесса обучения.

ABSTRACT

The article raises the question of the place of thematic drawing in art lessons in secondary schools, provides the concept of "thematic drawing", identifies contradictions and difficulties in the implementation of thematic drawing in art lessons, provides criteria for evaluating thematic creative works of students and describes the difficulties in evaluation. It is concluded that there is a lack of time to study the discipline and teaching materials to simplify the learning process.

 

Ключевые слова: тематическое рисование, средняя общеобразовательная школа, изобразительное искусство.

Keywords: thematic drawing, secondary school, fine art.

 

Рисование является обязательным предметом в школе и состоит из рисования с натуры, тематического рисования, декоративного рисования и бесед по искусству [5].

Московский государственный педагогический университет объясняет тематическое рисование как: «…рисование на выбранные сюжетные темы по памяти, представлению, воображению» и является очень эффективным средством выражения своего восприятия предложенных учебной программой сюжетов [4]. На таких уроках учащиеся формируют и развивают творческие способности, самостоятельность, творческую смелость в выражении своих идей.

В основном тематическому рисованию на уроках изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе отведены часы в пятом классе, так как основной направленностью программы в пятом классе является древнерусский мир, и у учащихся есть возможность нарисовать сюжеты, связанные с древними обрядами, празднествами, интерьером русской избы и местом человека в нем. Рисование по историческим сюжетам и мотивам, былинам и сказкам выполняется с учетом особенностей эпохи, предметов быта, архитектуры и костюмов. Допускается частичное копирование с наглядных материалов. В шестом классе тематическому рисованию отводится гораздо меньше времени – в этот период учащиеся больше внимания уделяют рисованию с натуры, познанию законов академического рисунка и живописи и беседам об искусстве, однако, несколько уроков посвящается тематическому натюрморту в цвете и графике. Седьмой класс базируется на изучении дизайна и архитектуры.

Сложность заключается в том, что на дисциплину «изобразительное искусство» отводится 1 час в неделю, всего 34 в год [5]. Из-за этого появляется несколько противоречий между:

- большим количеством видов рисования и малым количеством времени на их реализацию;

-наличием творческой потребности у учащихся и отсутствием мотивации к работе на уроках изобразительного искусства.

В целом, тенденции современного мира не позволяют детям долго сосредотачиваться на одной мысли или идеи, развивать ее долгосрочно. А тематическое рисование часто требует ведения одной работы на протяжении двух и более уроков и состоит из нескольких важных этапов:

- осмысление темы;

- эскизирование и выбор итогового варианта;

- перенос эскиза на формат;

- реализация на формате в материале.

Главное место в тематическом рисовании отводится художественному образу. Личное отношение учащегося к работе проявляется в аккуратности и кропотливости работы, а настроение работы передается через колористическое решение. Пример: теплое – доброе, холодное – злое.

С переходом в среднюю школу учащиеся меняют педагогов, и педагогу изобразительного искусства требуется много времени, чтобы понять уровень обученности учащихся и то, сколько остаточных знаний по дисциплине они имеют. Из этого складывается сложность в оценивании детских работ.

Критерии оценивания:

- соответствие теме

- композиционное решение

- использование художественных материалов и техник

- колористическое решение

- наличие художественного образа.

Если учащиеся не относились к урокам серьезно в начальной школе, то у них может не быть достаточного уровня знаний о композиции, колорите и техниках рисования. Когда усвоены основные знания, работа над темой ведется гораздо быстрее, и у учащихся остается достаточное количество времени на создание гармоничного художественного образа.

Поэтому на данный период времени остро ощущается нехватка методических пособий по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы, в которых было бы доступно показано, как быстро выявлять и восполнять пробелы в знаниях учащихся, а также как вести долгосрочную творческую работу в условиях сокращения урочных часов.

 

Список литературы:

  1. Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция / Г.В. Беда. – Москва: Просвещение, 1969. – 239 с.
  2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов / Л. Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект, 2003. – 304 с.
  3. Кузин, В. С. Психология / В. С. Кузин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1982. – 256 с.
  4. Московский государственный педагогический университет [Электронный ресурс] / Тематическое рисование. Москва: URL https://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/faculties/institut-detstva/fakultet-nachalnogo-obrazovaniya/kafedryi/kafedra-issledovatelskoy-i-tvorcheskoy-deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole/konkurs-liki-tvorchestva/tematicheskoe-risovanie (дата обращения: 11.11.2024)
  5. Приказ Министерства образования и науки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В. П. Зинченко. – М.: Педагогика, 1989. – 515 с.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий