Статья опубликована в рамках: CXV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 14 июля 2022 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ ПОЛУШАРИЙ БОЛЬШОГО МОЗГА
Проблема функциональной асимметрии мозга относится к числу наиболее сложных и в то же время весьма актуальных в частных и в философских науках.
Функциональную асимметрию мозга можно рассматривать как результат эволюционного приобретения, ибо дифференциация мозга на правое и левое полушария произошла на основе развития труда и связанной с ним речи. Это привело к возникновению латеризоации высших психических функцией, которая становится решающей в функциональной организации мозга человека.
Исследования по функциональной асимметрии мозга проливают свет на то, что правое и левое полушарии головного мозга человека по-разному обрабатывают воспринимаюмую информацию, чтобы потом обменятся информацией между собой в масштабах всего мозга. При этом правая зона мозга функционирует в настоящем времени, основываясь на прошлое и более важно для формирования чувственного отражения.
В отличии от правого полушария левая зона мозга функционирует в настоящем с направленностью в предстоящее и более существенна для абстрактного мышления. Под влиянием закономерностей физического, химического и биологического уровней формируются нейродинамические механизмы правой зоны головного мозга. На основе этих механизмов чувственное отражение реализует непрерывную коррелирующую взаимосвязьсвязь с объективным пространственно-временным, физико-химическим континуумом. В силу такой функции правая зона мозга связана с оперированием образами; ориентацией в пространстве, выявлением отличия музыкальных тонов, мелодий и несловесных звуков, определением сложных объектов (в частности, человеческих лиц), воспроизведением сновидений и т.д. Основное различие правой зоны мозга от левой обусловливается не столько своеобразием применяемого материала (словесного или образного), сколько методами его формирования, характером переработки информации, т.е. видом мышления.
Исследования над самостоятельной и совокупной деятельностью зон мозга привели к выводу о том, что оба полушария способны к пониманию слов и образов и их переработке (несмотря на то,что возможности правой зоны мозга в отношении экспрессивной речи минимальны), хотя эти процессы осуществляются в них по-разному, в силу того, что лавая и правая зоны мозга вносят в процессы свои особенности.
При этом, представители концепции функциональной асимметрии мозга считают, что нейродинамические механизмы левого полушария, в отличии от правого формируются воздействиями социальной среды. В силу этого данная зона мозга обладает пространственно-временной организованностью социального уровня материи. В этой связи Ю.М. Пратусевич, М.В. Сербиненко, Г.Н. Орбачевская пишут: «С развитием труда (появлением праворукости) и связанной с ним речи у человека возникла латеризация высших психических функций, отсутствующих у животных. Левое полушарие (праворуких) «надстраивается» над правым, начиная осуществлять речевые функции»[1]. Представляется, что левое полушарие играет значимую роль в организации головного мозга, а также в мозговой организации, обусловленных языком наивысших психических функций, логическим мышлением.
Еще И.П.Павлов доказал, что челвек с помощью второй сигнальной системы может управлять своими психическими процессами, своим вниманием, волей, памятью и.т.д. Поэтому человек помогающей профессии с помощью слова может оказать влияние на конструктивное решение конфликтной ситуации.
Вследствии того, что познание в левом полушарии носит абстрактный, логический, словесный характер, постольку на его основе реализуются логические, действия, гарантирующих логически непротиворечивое познание предметов и явлений по определенному числу признаков. Такое познание позволяет определить образец мира, которого можно фиксировать и выразить в речи или в системе знаков, что выступает условием социального общения.
В этой связи следует отметить, что левая зона мозга личности наследственно запрограммирована как основа формирования языковых центров. Однако если до конкретного возраста (до пяти – семи лет) не обучать ребенка разговаривать, то возможность освоения какого-либо языка а, следовательно, формирование вербальных центров становится проблематичной.
На основе вышеизложенного можно заключить, что образный и вербальные типы информации направляются в разные зоны мозга, чтобы потом обменяться сообщением с противоположной зоной и моделировать функциональную систему сознательной деятельности человека на ступени целостного мозга.
Современная наука проливает свет на то, что нейродиномическая система мозга обладает прерывно-непрерывной природой.
Заметим, что на основе постоянного нервного процесса нейродиномической системы мозга осущестляется информационно-энергетический обмен между зонами мозга. На базе такого обмена организуется информация, нерасчленимая на непреоборимую последовательность во времени. Главным признаком такой информации является системная детерминация, в которой время встречи прошлого и будущего классифицирует настоящее. Однако, из факта о том, что в системной детерминации настоящее – это мгновение встречи прошлого с будущим, не следует, что это мгновение обладает конкретной длительностью, аналогично длительности у физических объектов. В этой связи следует отметить, что лишь осознание времени как протяженности применимо к промежутку, который характеризует мгновенное время «теперь», т.е. настоящее. Подобная продолжительность выражает собой не «чистую протяженность», а биологически содержательную длительность конкретной фразы бытия самоорганизующейся системы. Заметим, что для субъекта – это не просто момент встречи уже миновавшего и еще не наступившего. Подобная возможность могла бы иметь место лишь в том случае, если бы время было чем-то внешним по отношению к человеку и, как и другие параметры объективного мира лишь позновались бы субъектом.
На самом же деле человек существует во времени, субъект представляет собой накопленное и перестроенное время, отложившееся в его органе мозга. Вместе с тем информация, сформировавшаяся на базе информационно - энергетического обмена между зонами головного мозга, будучи предрешенным прошлым, в то же время предрешает будущее. Данная интегральная информация о прошлом, настоящем и будущем, пребывающая во времени «сейчас», дозволяет переживать прошедшее и будущее как единое целое. Однако это не является помехой тому, что индивидуальные своеобразие субъекта зависит от того, какая зона мозга наиболее развита. В этой связи заметим, что в содержании художественных произведений наряду с переводимой на язык категорий существует и не переводимая т.е. художественная идея – поэтическая, музыкальная и т.д.[2].
В этой связи заметим, что в содержании художественных произведений наряду с переводимой на язык категорий существует и не переводимая т.е. художественная идея – поэтическая, музыкальная и т.д. Представляется, что творческая идея художника, не может быть выражена вербально, но ее осуществление требует использование высокого рационального мышления. Вследствии этого предпосылкой для осуществления творческой идеи художника является мышление в левом полушарии.
В силу того, что нейродинамические механизмы правого полушария мозга реализуют переработку сигналов об ощущениях, которые носят оценочную природу, то чувственность и оценочность являются исходным материалом для кодовой формы языкового содержания и творческого мышления.
Представляется, что только чувственное отражение является источником мышления и к ним присоединяется возможность приобретения словесных сигналов. При этом слово способствует ребенку переносить метод действия с одного предмета на другой. Вследствии этого психика ребенка не очень подвержена способу проб и ошибок, как это имеет место у животных. Заметим, что ребенок после рождения, находясь в социальных условиях, попадает под влияние общественной среды, которая реализуется через речевое общение. «При этом язык формирует психику и вторую сигнальную систему в индивидуальном мозгу только через субъективные образы, связывающие субъекта с объективной реальностью. Общественное же (культура, практика, общение), входя в антропогенез, в свою очередь поднимает идеальную форму познания на качественно новый уровень – формирования сознания и самосознания. Дело в том, что «вторая сигнальная система создает принципиально новые способы накопления. Хранение и переработка информации, обеспечивает абстрактно-логический уровень познания»[3].
Повышения умственного начала сознания и соответственно программы речевого содержания выражаются в постепенной перестройке чувственно - оценочных, целостных комплексов правого полушария в субъектно-предикатные или предикатно-объектные, разделенные структуры рационального мышления языковой формы. Анализ характера этой перестройки открыло возможность по новому установить рефлексию как перекодировку образных переживаний в знаковую словесную форму. На основе этой перекодировки гарантируется целостность экстроспективной интеграции с интроспекцией.
Несмотря на то, что на основе общения в сознании организуются личные (социальные) структуры познания, а предметные структуры психики (знания о наличиствовании предметов вещей и отражения индивидом собственного тела) формируются независимо от овладения человеком языка, но в то же время это не устраняет принципа дополнительности между сигналами левого и правого полушарий. В силу этого структуры чувственного познания, которые являются результатом декодирования сенсорной информации и появившиеся при главной роли нейродинамических механизмов правой зоны и структуры рационального мышления, представляющие собой декодирование логической информации при доминирующей роли механизмов левого полушария взаимодополнительны. Любое из полушарий осуществляет функцию декодирования сигналов другого: правое полушарие сематически трактует знаки, левое – раскрывает смысл сенсорной информации. В этой связи заметим, что если правое полушарие реально способно декодировать посредственную информацию, то левое полушарие как бы apriori должно знать принципы декодирования сенсорных процессов правого полушария, чтобы синтезировать из них сенсорный образ вещи. Поэтому левое полушарие может лишь реализовать понимание чувственных образов, а не организовать их.
В процессе сигнальных связей полушарий головного мозга осуществляется взаимокодирование сенсорных сигналов. Эти сигналы несходны не только из-за того, что относятся к разным полушариям, но из-за того, что создаются двумя группами специализированных анализаторов. Дело в том, что декодирование информации осуществляется на основе встречи отражения внешнего контура и информации о совершенном движении, идущей по внутреннему контуру. Оба контура суть материальные процессы, осуществляющиеся в пространстве среды организма, а следствие их пересечения – идеальный образ. При этом во внешнем очертании познаются «снимаемые» признаки вещей, благодаря влиянию физического посредника - светового потока, колебании воздушной среды на рецепторы. Что касается внутреннего контура, то в нем отражаются «неснимаемые» признаки объектов на основе усилий самого человека, который дозирует их на основе благо приобретаемой разрешающей способности двигательно-кинетического анализатора. Заметим, что данный объект как законченную целостность индивид выделяет на основе непрерывности и законченности поведенческого акта, независимо от посредника. В этой связи необходимо отметить, что – взаимодополнительность контуров связи (внешнего и внутреннего) между объектом и субъектом реализуется как структурой механизмов передачи, так и содержанием информации, циркулирующей в них.
Список литературы:
- Пратусевич Ю.М., М.В. Сербиненко, Г. Н. Орбачевская. Системный анализ процесса мышления. М., 1989. С.62.
- Раппорт С. Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. М., 1988.С.19
- Булыгин А.В. К истокам идеального. Л.: Изд-во ЛГУ.1988. С.75.
дипломов
Оставить комментарий