Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CVIII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 13 декабря 2021 г.)

Наука: Педагогика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Немировская В.С. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. CVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(108). URL: https://sibac.info/archive/guman/12(108).pdf (дата обращения: 04.12.2024)
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Немировская Валентина Сергеевна

магистрант, факультет рекламы, журналистики, психологии и искусства, Московский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

Кощиенко Ирина Васильевна

научный руководитель,

канд. пед. наук, доц., Московский гуманитарный университет,

РФ, г. Москва

FEATURES OF CREATIVE SELF-DEVELOPMENT OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF THE UNIVERSITY

 

Valentina Nemirovskaya

Student, Faculty of Advertising, Journalism, Psychology and Art, Moscow Humanitarian University,

Russia, Moscow

Irina Koshienko

scientific supervisor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Moscow Humanitarian University,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена раскрытию особенностей творческого саморазвития студентов в процессе обучения в вузе. Автор анализирует труды исследователей посвященных проблемам творческой непрерывной работы над самим собой; реализации возможностей творческого самосовершенствования в студенческом возрасте; воздействия различных видов искусства на развитие личности. Подчеркивается огромный образовательный потенциал искусства, при этом акцент сделан на работу с саморазвитием студентов через музыкальные средства, которые входят в число активных средств формирования необходимых навыков саморазвития, выделены характерные черты творческого саморазвития. Делается вывод о том, что творческое саморазвитие студентов в вузе, связано прежде всего с подготовкой обучающихся к профессиональному творчеству, а также инновационному обновлению сферы их деятельности. Поэтому весь процесс самостоятельной работы и саморазвитие должно выстраиваться с учетом специфики этой деятельности и необходимости развития творческих способностей.

ABSTRACT

The article is devoted to the disclosure of the features of creative self-development of students in the process of studying at the university. The author analyzes the works of researchers devoted to the problems of creative continuous work on oneself; the realization of the possibilities of creative self-improvement in student age; the impact of various types of art on personal development. The huge educational potential of art is emphasized, while the emphasis is placed on working with students' self-development through musical means, which are among the active means of forming the necessary skills of self-development, the characteristic features of creative self-development are highlighted. It is concluded that the creative self-development of students at the university is primarily associated with the preparation of students for professional creativity, as well as innovative renewal of their field of activity. Therefore, the whole process of independent work and self-development should be built taking into account the specifics of this activity and the need to develop creative abilities.

 

Ключевые слова: творчество, саморазвитие, творческая самореализация.

Keywords: creativity, self-development, creative self-realization.

 

Одной из важнейших стратегических задач образования и развития личности является воспитание человека, который обладал бы творческой активностью, вариативным мышлением, развитым стремлением к созданию чего-то качественно нового, был бы ориентирован на высшие формы саморазвития, в условиях непрерывного образовательного процесса.

Изучению проблемы творческой непрерывной работы над самим собой посвящены исследования А.В. Большакова, Е.П. Варламова, Л.Н. Куликовой, В.Г. Маралова, Н.А. Низовских, С.Ю. Степанова, М.А. Щукиной и др., которые описывали специфику личностного саморазвития, в том числе и творческой самореализации.

В научных трудах А.Ф. Ахмерова, М.Ю. Балдина, М.С. Бережной, В.А. Дегтерева, О.В. Шорникова и др. рассмотрены возможности творческого самосовершенствования в студенческом возрасте.

Процесс саморазвития является сложным, неоднозначным и многоплановым. Большинство современных ученых определяет саморазвитие как специфическую деятельность человека, направленную на преобразование самого себя. Достигать наилучших результатов в творческом развитии возможно, когда студенты активны. Именно наличие студенческой активности делает процесс творческого саморазвития и самообразования важнейшими этапами с точки зрения приобретения профессиональных навыков, в то же время обеспечивают удовлетворение от обучения.

Творчество – это способность совершать поиск и анализ информации, делать оригинальные выводы, а также создавать качественно новые материальные и духовные ценности, аналогов которым никогда не существовало. Процесс создания основывается на знаниях, компетенциях, воображении, интуиции, он характерен для человека, умеющего отказаться от стереотипов, норм, устоявшихся ценностей и имеющего развитое самостоятельное мышление, которому легко дается генерация идей [1].

Любая философская гипотеза, техническая новинка, художественное произведение – это всегда продукт активного познания и творчества.

Существует множество классификаций творческой деятельности. Но в соответствии с основными видами духовной и практической деятельности выделяют следующие ведущие виды:

– социальное – это практическая деятельность, которая приводит к росту материального производства и совершенствует правовые, экономические, религиозные, психологические и прочие отношения в социуме;

– научное – изыскания и креативные открытия ученых в математике, физике, химии, медицине, философии, педагогике и т.д.;

– техническое – совершенствование приспособлений, механизмов и т. п., конструирование и моделирование (изобретение машин, роботов, ракет, различных устройств и гаджетов);

– художественное – смысл его в синтезе фантазии и реальности, вымысла и действительности, единство которых, преломляясь сквозь призму личности творца, превращается в произведение искусства (музыка, литература, цирк, хореография, эстрада, кинематограф, скульптура, графика, живопись и т.д.)  [2, с. 16].

Отметим, что в философии, педагогике, психологии и эстетике всегда подчеркивается огромный образовательный потенциал искусства - оно может положительно влиять на формирование мысли, нравственности и этических качеств человека, а также на его творческие способности, дисциплину, стремление к совершенству и нравственности. Музыка как самый эмоциональный вид искусства широко применяется психологами и педагогами при работе со студентами. Работа с саморазвитием студентов через музыкальные средства связано с эмоционально-образным мышлением, входит в число активных средств формирования необходимых навыков саморазвития, а также помогают в преодолении барьеров (неразвитость способностей к самопознанию, наличие системы сложившихся стереотипов и установок и т.д.).

Самореализация тесно переплетается с творчеством: реализуя свой потенциал посредством создания чего-то нового, человек получает определенный прилив сил. Особую актуальность творческая самореализация приобретает в студенческой среде во время профессиональной подготовки в ВУЗе.

Профессиональная подготовка определяется как профессиональное (специальное) образование, основной путь получения которого является самообразование или обучение. В результате профессиональной подготовки студент получает специальность и профессию. Под первым понятием подразумевается совокупность знаний об определенном фрагменте объективной реальности, отраженном соответствующим научным предметом. Второе понятие вытекает из первого и обозначает определенный через цель, особый вид деятельности, который имеет связь с этим фрагментом реальности. Профессия есть деятельность, которая обладает своей конкретной целью и имеет собственные продукты, нормы, средства, определенные социальной функцией и технологией обслуживаемой сферой общественного производства [5].

Следует отметить, что в творческом саморазвитии нуждаются все специальности. Комплексное воздействие различных видов искусства на развитие личности исследовали Р.А. Ахмадеева, В.И. Козлов, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, М.А. Налбандьян, Б.М. Неменский, В.А. Разумный и др. В трудах Э.Б. Абдуллина, Л.Л. Алексеевой, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Е.А. Бодиной, Л.Н. Болынуновой, М.В. Глезер, Д.Б.Кабалевского, М.М. Князевой, Е.П. Крупник, Ю.А. Левченко, В.Н. Шацкой, Л.В. Школяр.

Творческая самореализация сопровождается развитием внутреннего мира человека, его креативных, когнитивных, организационно-деятельностных и методологических качеств. Продуктами творчества являются как материализованные результаты деятельности студента в виде оригинальной идеи, сценария и т.п., так и личностные изменения, естественное происхождение которых обусловлено процессом профессиональной подготовки [6]. Поэтому творческое саморазвитие студентов в период их обучения в высшем учебном заведении обеспечивает им качественную подготовку к будущим трудностям в выбранных ими профессиях.

Среди множества факторов, влияющих на профессиональную подготовку, особенно выделяется адаптация студентов, которая делится на две составляющие:

– конформная – выражается в необходимости соответствовать нормам, правилам и требованиям конкретной профессиональной среды, выполнять ряд обязанностей, достигать взаимопонимания с отдельными представителями этой среды. Студент испытывает потребность тесно контактировать и выстраивать добрые взаимоотношения с сокурсниками и преподавателями;

– творческая – выражается в необходимости постичь сущность своей будущей профессиональной деятельности и необходимых для этой деятельности личностных качеств, а также в нахождении собственного подхода к решению проблем подготовки к этой деятельности. Данная составляющая основывается на потребности познавать и воспитывать себя.

На первом курсе у студентов только начинается процесс адаптации к условиям вузовского обучения, они пока не уверены в себе, т.к. испытывают сложности с преодолением различных трудностей в учебной деятельности и в общении, они плохо осведомлены о своих интеллектуальных возможностях. Поэтому исследователь Е.П. Кораблина выдвигает свое мнение о том, что на данном этапе педагогам необходимо «информировать первокурсников по основным вопросам психологии личности и общения, консультировать по вопросам познания себя и других, проводить коммуникативно развивающие тренинги» [4, с. 33].

На третьем курсе, согласно исследованиям автора, студенты сомневаются о своей предстоящей профессиональной деятельности, переживают о правильности своего выбора, начинают осознавать ответственность за свой дальнейший профессиональный путь, стремятся наметить реальные пути самовыражения в профессии. Поэтому автор предлагает психологам и педагогам информировать третьекурсников по вопросам психологии эмоциональных состояний, учить управлять ими, помогать решать возникающие проблемы и кризисные ситуации. Также студентам необходимо оказывать помощь в определении путей саморазвития, проводить активные групповые занятия с элементами аутотренинга и сенситивного тренинга [4].

Пятикурсники имеют более оптимистичные взгляды на свою профессиональную деятельность и возможности справиться с предстоящей работой. Они видят себя в будущей профессии, начинают мечтать о способах и путях самореализации, полны различных идей и изысканий. Актуальными для них являются перспективы реализации своего творческого потенциала, самостоятельное решение профессиональных задач и достижение успеха.

Автором научных публикаций С.Е. Анфисовой были выделены следующие характерные черты творческого саморазвития:

– последовательность и непрерывность – возникшие трудности преодолеваются, благодаря чему закрепляется достигнутое и осуществляется переход к формированию следующего новообразования;

– достижение высокого уровня творческого саморазвития при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности;

– свободный выбор, неизменно сопровождающий творческое саморазвитие и проявляющийся в выборе форм деятельности, средств деятельности, средств общения и т.п. [1, с. 18-19].

Полноценное саморазвитие происходит исключительно при стремлении личности к совершенствованию себя, поэтому в творческом саморазвитии необходимо выделять субъект его мотивационной сферы. Не меньшую важность имеет создание в вузе ситуации непрерывного стремления к самореализации своих творческих возможностей. Следовательно, получение профессионального образования в вузе необходимо рассматривать как значимый этап, который стимулирует студентов к творческому саморазвитию, которое исключено без их активного участия.

Изучив особенности творческого саморазвития стоит отметить, что, не смотря на устойчивый интерес широкого круга ученых и педагогов к проблеме творческого саморазвития, обзор состояния ее изученности свидетельствует об отсутствии исследования, посвященному развитию навыков и умений студентов вузов средствами творчества, а именно музыкального искусства. А ведь именно в ходе творческого процесса развития студента изменяется его внутренний мир, креативные и когнитивные качества. Эффективность же творческой саморазвития можно определить мерой самостоятельной работы и самообразованием. Во время профессиональной подготовки в вузе творческое развитие студента представляет совокупность возможных скрытых творческих способностей, находящихся в органическом единстве и неразрывной связи. Они мобилизуются и используются студентом для выполнения своей деятельности.

Таким образом, анализ научных публикаций позволил предположить, что творческое саморазвитие студентов в вузе, связано прежде всего с подготовкой обучающихся к профессиональному творчеству, а также инновационному обновлению сферы их деятельности. Поэтому весь процесс самостоятельной работы и саморазвитие должно выстраиваться с учетом специфики этой деятельности и необходимости развития творческих способностей. Саморазвитие, которое носит творческий характер, направлено на лучшее освоение профессии, чтобы студенты получали положительные эмоциональные импульсы от занятий. Именно творчество станет формирующем фактором будущей профессии и позволят выпускникам реализовать свою карьеру.

Как показывает практика, творческому саморазвитию студентов уделяется недостаточное внимание, а сама работа в данном направлении проводится поверхностно и не систематически, что связано с отсутствием целостного представления о сущности, структуре ценностных ориентаций, не разработанностью педагогической технологии и условий их развития у студенческой молодежи, особенно в рамках ограничений, введённых в 2020-21 году, в связи с эпидемиологической обстановкой в стране. При этом особенно остро встал вопрос реализации условий саморазвития средствами музыкального искусства. в рамках дистанционного обучения для направлений подготовки связанных с творческими профессиями.

В период пандемии рынок образования начал пересматривать процесс передачи знаний. Между старым и новым подходом образовалась связь в виде EdTech – в широком смысле это использование современных технологий в образовании. Например, обучение на интернет-платформах.

Пандемия заставила человечество убедиться, что для получения знаний достаточно мобильного устройства. В XXI веке больше не нужно годами сидеть и получать фундаментальные знания, которые могут совершенно не пригодится на профессиональном пути. Важно отметить, что затраты на классическое обучение в десятки раз превышают стоимость дистанционного обучения. Появился новый тренд в образовании, так как увеличилась доступность информации.

Сегодня, после длительного периода пандемии изменения в образовании стали необратимыми и еще больше обострили проблему старой системы образования.  Если, раньше получив профессию 20-30 лет назад, ты мог быть уверен в обеспечении себя работой до пенсии, то сейчас для того, чтобы оставаться в профессии необходимо постоянно осваивать новые технологии и получать дополнительные знания. Ключевым фактором выступают гибкие навыки, нахождение нестандартных решений.

В процессе обучения в вузе должны быть созданы такие стимулирующие условия, в которых студент непрерывно стремился бы к самореализации собственных творческих способностей. Становление творческой индивидуальности является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, у которого наблюдается постоянство и осознанность творческого интереса, который способен к реализации своих творческих возможностей, наиболее успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию.

Особенно значимым качеством личности для полноценной творческой самореализации является креативность. Представляя собой личностный потенциал человека, креативность в результате мышления и деятельности приводит к появлению нового, новаторского продукта, что для многих направлений подготовки является важной составляющей личностного и профессионального роста самого выпускника.

Следовательно, одной из задач становления будущего специалиста является развитие творческого сознания, которое обозначает сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, психологические установки, имеющие направление на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной, культурной, социальной и т.д. трансформации конкретного объекта.

 

Список литературы:

  1. Анфисова С.Е. Влияние форм организации педагогического взаимодействия на творческое саморазвитие студента // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 35. – С. 17-22.
  2. Большаков А.В. Проблема определения творчества // Аналитика культурологии. – 2007. – № 3. – С. 13-22.
  3. Дегтерев В.А., Балдина М.Ю. Творческое саморазвитие личности студентов ВУЗа // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 2. – С. 18-21.
  4. Кораблина Е.П., Павлова Т.С, Поюнова В.С. Формирование мотивации у молодых специалистов в условиях профессиональной адаптации статья. // Комплексная психологическая помощь в образовании: Материалы III науч.-практ. конф. с междунар. уч-ем. – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 32-34.
  5. Коржова Е.Ю. Введение в психологию жизненных ситуаций. – СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2015. – 204 с.
  6. Шорникова О.В. Психологические особенности самореализации личности студента // Актуальные вопросы психологии. – 2006. – № 10. – С. 92-97.
Проголосовать за статью
Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Дипломы участников
Диплом Выбор редакционной коллегии

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.