Статья опубликована в рамках: CIV Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2021 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
ПРИМЕНЕНИЕ ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
АННОТАЦИЯ
В этой статье дается формулировка к направлению и методике преподавания под названием “дизайн-мышление”. В дополнение к этому, статья содержит образец: как можно применить дизайн-мышление в преподавании.
Ключевые слова: дизайн-мышление, продукто-ориентированность, студенто-ориентированность, эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототипирование, конвергентное мышление, дивергентное мышление.
В последнее время особую популярность обрел термин - дизайн-мышление (“design-thinking”). Слово “дизайн” ассоциируется с рисованием, чертежами и компьютерными технологиями.
Однако вопреки ожиданиям многих, кто не знаком с данным направлением, дизайн-мышление представляет из себя методику выявления альтернативных решений инженерных, деловых и прочих задач, которые основываются не на аналитическом, а на творческом подходе [1].
Родителем идеи этой методики является Герберт Саймон (1916–2001) – американский ученый в области социальных, политических и экономических наук, лауреат Нобелевской премии по экономике (1978).
Он же назвал дизайн-мышление способом преображения существующих условий в желаемое, то есть получение лучшего продукта, способного решить задачи и сэкономить время, при ограниченных ресурсах.
Чаще всего метод дизайн-мышления хорошо подходит к изучению и рассмотрению бизнес-кейсов и объектов, так как оно включает в себя проектную ориентированность.
Но данная методика может быть применима и в других сферах, в том числе и в преподавании иностранного языка.
В преподавании дизайн-мышление является студенто- (человеко-)ориентированным, что помогает ученикам больше проявлять свою заинтересованность в обучении, рассматривать реальные истории и проблемы, на практике решать задачи большего масштаба, чем просто изучение теории, представленной в учебниках. Дизайн-мышление, как отдельная дисциплина, стало развиваться в Стэнфордском университете благодаря Биллу Бернетту и Дэйву Эвансу, учредителям Стэнфордского института дизайна [2].
В настоящее время данная методика используется преподавателями многих высших учебных заведений мира: в их числе Киотский технологический институт, Токийский университет, Токийский технологический институт, Китайский университет в Чжэцзяне, Сингапурский политехнический национальный университет, Индийский технологический институт, Университет Потсдама (ФРГ), Университет Аалто (Финляндия), Стэнфордский университет (США), Массачусетский технологический институт (США) [3].
Дизайн-мышление как методика преподавания вмещает в себя этапы, которые студенты проходят, чтобы лучше ознакомиться с материалом, усвоить его и использовать новые знания в реальности не только для лучшего закрепления изученного в памяти, но также для нахождения альтернативных ответов и решений к разного рода задачам и, возможно даже, для изобретения совершенно новых продуктов.
Для более четкого понимания, приводится задача и картина того, как студенты обучаются, используя метод дизайн-мышления.
Задача: Щелкунчика из рассказа Э.Т.А. Гофмана украл отряд мышей. Как мы можем помочь спасти его?
“Щелкунчик и Мышиный Король”- рождественская повесть-сказка Гофмана о девочке, получившей в подарок от родителей Щелкунчика.
По рассказам крестного девочки, щелкунчик когда-то был добрым и молодым юношей, превратившимся в игрушку.
Теперь, чтобы обратно стать человеком, щелкунчик должен был победить мышиного короля и стать возлюбленным прекрасной дамы [4].
Чтобы ответить на главный вопрос из задачи, студенты проходят этапы дизайн-мышления:
- ЭМПАТИЯ- глубокое погружение в проблему и в переживания главных героев. На данном этапе студенты включают свою эмпатию и попытаются почувствовать, хотя бы предположить: что испытали герои Гофмана и вспомнят все события, приведшие к той проблеме, которая имеется [5]. Студенты ответят на вопросы: кто, что, где, зачем, куда, как, почему.
- ФОКУСИРОВКА. Данный этап призывает студентов прийти к главному вопросу, на который они ответят на следующем этапе. В случае с похищением щелкунчика отрядом мышей, студенты должны прийти к вопросу “как теперь спасти щелкунчика?”
- ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ. Этот этап один из важных. Здесь студенты пробуют дать нестандартные решения, отказываясь от критического мышления, то есть не критикуя идеи. Любая идея имеет место быть!
Во время генерации идей рекомендуют опираться на дивергентное мышление. Энн Мэннинг, партнер-учредитель Drumcircle LLC и преподаватель Гарвардского университета, описывает этот тип мышления как процесс мозгового штурма, при котором даются любые и разные идеи [6].
- ПРОТОТИПИРОВАНИЕ. Здесь студенты визуально показывают свой путь решения: они могут продемонстрировать сценку, или сделать какой-нибудь новый продукт (новшество), что могло бы спасти щелкунчика. В этапе прототипирования включается конвергентное мышление, процедура отбора множества идей с целью найти одно наилучшее решение.
- ТЕСТИРОВАНИЕ. Если прототипирование прошло удачно, можно пройти к тестированию продукта, что дает шанс оценить: насколько эффективно предложенное решение. Если прототипирование и тестирование прошли неудачно, можно вернуться к фокусировке.
Таким образом, студенты через дизайн-мышление погружаются в то, что изучают.
Самый главный недостаток этой методики в том, что она требует много времени. И получается, что, чтобы изучить один материал, студентам может понадобиться несколько занятий, посвященных именно этой теме.
Главное преимущество дизайн-мышления в преподавании английского или любого иностранного языка- это то, что данная методика подталкивает студентов говорить и развивать свои разговорные навыки, улучшая способности выражаться.
Список литературы:
- Изместьева, Екатерина. 2015. “что такое дизайн-мышление?” теплица социальных технологий, (01). https://te-st.ru/2015/01/28/what-is-design-thinking/.
- Бернетт, Билл, and Дэйв Эванс. 2016. Designing Your Life: How to build a well-lived a joyful life. Vol. 1. 1 vols. Нью-Йорк сити, Нью-Йорк: Knopf Doubleday Publishing Group. 9781101875322.
- Резько, П. 2018. “ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.” Весці БДПУ, (03), 5. УДК 37.015.3:159.928.235.
- Гофман. n.d. “Щелкунчик и мышиный король.” сказки.сетевая библиотека. Accessed 08 10, 2021. https://azku.ru/gofman-skazki/shhelkunchik-i-myshinyj-korol.html.
- Лепехин, Женя. 2018. “Что такое дизайн-мышление и как его применять?” Skillbox, (09). https://skillbox.ru/media/design/chto_takoe_dizayn_myshlenie/.
- Boogaard, Kat. 2018. “Конвергентное и дивергентное мышление: почему планирование не всегда идет на пользу?” Wrike. https://www.wrike.com/ru/blog/konvergentnoe-i-divergentnoe-myshlenie-pochemu-planirovanie-ne-vsegda-idet-na-polzu/.
Оставить комментарий