Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 05 мая 2015 г.)
Наука: Экономика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
CDS КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА
Порфирьева Лидия Геннадьевна
Катаева Ольга Сергеевна
студенты 3 курса, кафедра Банковского дела и финансового менеджмента МГУЭСИ, РФ, г. Москва
Е-mail: Porfiryeva @mail.ru
Панова Татьяна Александровна
научный руководитель, доцент кафедры Банковского дела и финансового менеджмента МГУЭСИ, РФ, г. Москва
На протяжении многих лет финансовые институты сталкиваются с различными угрозами, в частности, с кредитными рисками. В связи с этим в мировой практике выработались финансовые инструменты по регулированию кредитных рисков — кредитные деривативы. Одним из инструментов, получивший наибольшую популярность, является CDS.
Кредитный дефолтный своп (англ. Credit Default Swap — CDS) — это финансовый договор между двумя контрагентами, согласно которому одна сторона (Продавец) обязуется выплатить другой (Покупателю) сумму долга третьей стороны в случае ее дефолта или наступления иного предусмотренного договором кредитного события [9]. Таким событием может быть также падение цен акций или облигаций компании, невыплата или задержка платежей по облигациям, падение кредитного рейтинга компании и другие. При этом продавец получает от покупателя определенное вознаграждение за предоставленное обязательство. Таким образом, CDS по сути является страховкой от потерь по финансовым инструментам.
Кредитные дефолтные свопы относятся к группе кредитных деривативов. Они появились в конце прошлого века и представляли собой закрытые сделки, в которых одна сторона принимала на себя обязательства другой стороны за вознаграждение. Положение дел изменилось, когда данным инструментом заинтересовались инвестиционные банки. Именно им рынок CDS обязан своим быстрым развитием в начале 2000-х годов. Интерес банков к кредитным дефолтным свопам вполне понятен. Согласно стандартам Базель II отношение совокупного капитала банка к его активам не должно быть ниже 8 %. Это заставляет банки резервировать часть средств под каждый приобретенный инструмент или выданный кредит. CDS позволяют банкам фактически переложить эти резервы на третье лицо и таким образом высвободить свои зарезервированные средства и пустить их в оборот [4].
Первым широко известным игроком рынка CDS стал банк J.P. Morgan, который в декабре 1997 года публично объявил, что будет выплачивать вознаграждение тем, кто согласится погасить долги его заемщиков в случае их неплатежеспособности. Это стало первой сделкой кредитного дефолтного свопа, проведенной на публичной основе. Компании-заемщики, долг которых предлагалось хеджировать, были также объявлены широкой публике. Таким образом, каждый участник рынка мог самостоятельно проанализировать вероятность их дефолта и выгодность продажи гарантии CDS на их долг [9].
Таким образом, первые CDS были инструментами хеджирования рисков. Однако очень быстро они превратились в спекулятивные инструменты, как и другие вторичные финансовые инструменты, такие как уже привычные всем фьючерсы, опционы и свопы.
Этому способствовал ряд факторов. Во-первых, практически одновременно с первичным рынком CDS возник высоколиквидный вторичный рынок, на котором держатели CDS перепродавали их третьим лицам. Во-вторых, CDS является хорошим инструментом для создания кредитного плеча. Рыночные игроки быстро догадались реинвестировать часть вложенных в CDS средств и таким образом получали значительный финансовый левередж. В-третьих, регулятором рынка CDS выступила ISDA (Международная ассоциация по свопам и деривативам), которая обеспечила ликвидность рынка и соответствующее нормативно-правовое регулирование [9].
Таким образом, с приходом первых спекулянтов на рынок CDS раскрутилась так называемая спекулятивная спираль, которая привлекла еще больше новых игроков, повышая тем самым волатильность рынка.
2008 год был годом потрясений для банковского сектора. Тогда пятый по величине банк Bear Stearns (США) был продан в марте 2008 года за символическую сумму вследствие разорения из-за сделок CDS. Обязательства по CDS потянули на дно банк Lehman Brothers, страховую компанию AIG, которую можно было спасти только с помощью государственных средств. Также пришлось спасать и главного игрока — JP Morgan, только не напрямую, а тех банков и корпораций, которые приобрели у него CDS. Чтобы держатели CDS получили полную сатисфакцию, потребовалось бы объявить дефолт ряда крупнейших банков не только США, но и Западной Европы, тогда и перестали бы существовать Уолл-стрит, Лондонский сити и др. В итоге отсутствие контроля сделок CDS стало толчком резкого роста государственного долга США, Великобритании и стран ЕС [6].
На графике 1 четко видно, насколько быстрыми темпами рос рынок CDS с начала 2000 годов. Пик роста пришелся на предкризисный 2007 год. С тех пор началось снижение, которое привело к стабилизации показателей в районе отметки в 30—32 млрд. долларов в год в последние годы [5].
График 1. Объем мирового рынка CDS
Однако эксперты говорят о том, что CDS еще не до конца исчерпали свой потенциал для роста. Они занимают только 10% объема рынка всех OTC деривативов. BBA Reports отмечают, что у данного финансового инструмента есть большие перспективы на российском рынке, куда они пришли только в 2013 году [7].
Согласно хронологическим событиям развития рынка CDS 1999 год был годом бурного роста рынка этого инструмента. Однако требовалось установление регулирования для дальнейшего стимулирования рынка. Так, Федеральное законодательство США отказалось в 2000 году от регулирования многих деривативов. Акт по модернизации фьючерсов, созданный Президентской рабочей группой еще в 1999 году, позволил отдать регулирование в руки финансового сектора.
Стандартизацией CDS, в основном, занялась негосударственная организация — Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA), созданная в 1985 году. Также был создан Комитет по практикам рынка кредитных деривативов, целью которого заключается документирование и совершенствование практики ключевых кредитных и торговых институтов [9].
Первая редакция стандартного документа, определений и правил была опубликована ISDA летом 2000 года. В нем содержались стандартные определения контракта (например, кредитное событие), а также проформа документации для совершаемой сделки. Кроме того, вследствие быстрой экспансии рынка в 2001 году были опубликованы три дополнения: Дополнение о реструктуризации, Дополнение о конвертируемых и подлежащих обмену облигациях, а также Пояснение о кредитных событиях. Вторая редакция, действующая и на сегодняшний день, появилась в 2003 году и внесла ряд изменений: дополнительные разъяснение терминов, условие конфиденциальности и раскрытия информации, а также прочими нормативными моментами.
Стандартизация процесса ценообразования сформировалась позже, однако в 2000 и 2001 года были разработаны некоторые методы, например модель Халла-Уайта. Цены на CDS оказались важным индикатором финансового сектора, так как они могли служить оценкой риска для построения инвестиционного портфеля и ценообразования некоторых долговых инструментов (например, CDO — обеспеченные долговые обязательства). Широкое распространение получила модель гауссианской копулы, где на основе данных о котировках CDS оценивается вероятность совместного дефолта двух инструментов, позволяя, тем самым, создавать портфель с несвязанными рисками. Кроме того, массовое использование модели копулы к 2008 году без учета ее крайних условий (наличие общесистемного риска) стало «спусковым крючком» финансового кризиса [2].
В Российской Федерации сделки CDS появились сравнительно недавно — 31 июля 2013 года был распространен проект приказа, где вводилось понятие «кредитно-дефолтный своп». Сделки с CDS на российском рынке регулируются с помощью международных стандартов ISDA.
В последнее кризисное время рынок производных финансовых инструментов, а именно его регулирование, стало одним из основных направлений развития российского законодательства в области ценных бумаг. Связано это с тем, что для увеличения инвестиционной привлекательности и более эффективного ведения сделок на рынке ценных бумаг РФ необходимо унифицировать и имплементировать сложившуюся международную практику в национальное законодательство. Одним из таких стали сделки CDS, а именно правила ведения операций с ним на территории РФ.
10 февраля 2015 года НАУФОР, АРБ и НВА утвердили и через 10 дней опубликовали новые стандарты операций с контрактами CDS. Данные меры позволят более прозрачно и менее рисково проводить подобные сделки [2].
Основной причиной неисправности механизма по операциям с CDS, в рамках Генерального соглашения, была невозможность осуществления ликвидационного неттинга. В прежнем стандарте CDS из-за несовершенства законодательства в области регулирования рынка ценных бумаг договорные отношения между контрагентами, а также любые сделки согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ могли быть принудительно продолжены (выносилось требование временной администрации или конкурсного управляющего). Однако главной опасностью было то, что в рамках проведения процедуры банкротства временная администрация (или конкурсный управляющий) могли потребовать продолжение исполнения только успешных деривативам и отказаться от исполнения по убыточным деривативам. Подобный отбор нарушал права конкурсных кредиторов, но и при наличии убытков, связанных с подобным отказом от исполнения по убыточному деривативу, данный кредитор не включался в первую очередь кредиторов, и согласно сложившейся правоприменительной практике, в связи с этим его требования будут удовлетворены лишь частично. Тогда, согласно решению временной администрации (или конкурсного управляющего), конкурсный кредитор обязан продолжать договорные отношения по убыточным для него деривативам. Новые стандарты CDS предусматривают перерасчет всех деривативов и сведение их к единому требованию, а также проведение ликвидационного неттинга, а именно возможность прекращения обязательства без продолжения исполнения деривативов, будет лишь осуществлен пересчет требований сторон.
Данное нововведение повысит эффективность работы на рынке производных финансовых инструментов и позволит более эффективно использовать кредитные риски.
В настоящее время CDS может характеризовать страховку от дефолта целого государства. То есть страховка от дефолта показывает, какая вероятность риска банкротства (сколько % составляет стоимость страховки от дефолта по долговым обязательствам государства от общей суммы долга). И чем больше базисных пунктов (б.п.) содержит CDS, тем вероятнее наступит дефолт. Стоит отметить, что страховка от дефолта рассчитывается только в тех странах, которые эмитируют облигации для продажи на внешних рынках.
Согласно аналитическим данным Deutche Bank Research совместно с Bloomberg, наименьшие базисные пункты CDS имеют Швеция и Норвегия (14 б.п.), далее следует Германия (17 б.п.) и США (17 б.п.) по состоянию на середину апреля 2015 года (табл. 1). [7].
Таблица 1.
Базисные пункты CDS
Страна |
Базисные пункты |
Дата |
Норвегия |
14 |
27.10.2014 |
Швеция |
14 |
29.12.2014 |
Германия |
17 |
17.04.2015 |
США |
17 |
15.04.2015 |
Кроме того, наибольшую стоимость страховки от дефолта, по состоянию на середину апреля 2015 года, имеют Аргентина (6938 б.п.), Украина (3885 б.п.). На третьем месте Венесуэла (3849 б.п.). Россия же заняла 4 место среди рейтинга (363 б.п.) [8].
Таблица 2.
Базисные пункты CDS
Страна |
Базисные пункты |
Дата |
Аргентина |
6938 |
17.04.2015 |
Украина |
3885 |
13.04.2015 |
Венесуэла |
3849 |
17.04.2015 |
Россия |
363 |
17.04.2015 |
Следует отметить, что эту оценку проводят спекулянты, трейдеры, те, кто непосредственно связан с этими контрактами и влияют на настроение рынка. Под воздействием меняющейся ситуации на рынке изменяются индикаторы экономических показателей, в том числе, курсы иностранных валют. Так, инвесторы, видя высокие показатели CDS, начинают выводить свои инвестиции из страны. Следовательно, происходит отток капитала, падают объемы производства, появляется наличие дефицита иностранной валюты, падают курс валюты данной страны.
Таким образом, сделки CDS можно трактовать неоднозначно. С одной стороны, это бомба замедленного действия, которая может развалить практически весь банковский сектор. Не зря Уоррен Баффет еще до кризиса 2008 года отмечал, что все производные инструменты — «финансовое оружие массового поражения». Поэтому необходимо постоянно усовершенствовать регулирование и делать более прозрачным рынок деривативов, чтобы в последующем не возникало коллапсов. Однако СDS необходимы для любого развитого рынка, так как при стабилизации рыночной конъюнктуры они наиболее эффективно помогают регулировать кредитные риски.
Список литературы:
1.АРБ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://arb.ru/ (дата обращения 21.04.2015).
2.НАУФОР [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.naufor.ru/ (дата обращения 19.04.2015).
3.ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 29.12.2014).
4.Фонд стратегической культуры — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fondsk.ru/ (дата обращения 19.04.2015).
5.BBA Reports [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.bba.org.uk/publication/bba-reports/ (дата обращения 20.04.2015).
6.Bloomberg — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.bloomberg.com (дата обращения 20.04.2015).
7.Deutsche Bank Research — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.dbresearch.com/ (дата обращения 20.04.2015).
8.НВА — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nva.ru/ (дата обращения 21.04.2015).
9.ISDA — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.isda.org / (дата обращения 21.04.2015).
дипломов
Оставить комментарий