Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 21 мая 2013 г.)

Наука: Социология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

НАРОДЫ  НАШЕЙ  ШКОЛЫ,  ИЛИ  КАК  СТАТЬ  ТОЛЕРАНТНОЙ  ЛИЧНОСТЬЮ

Коноплёв  Асхат

класс  9,  МКС(К)ОУ  «С(К)ОШ  —  И»,  г.  Усть-Катав

Панфилова  Елена  Валерьевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  учитель  географии  и  обществознания,  МКС(К)ОУ  «С(К)ОШ  —  И»,  преподаватель  обществоведческих  дисциплин,  филиал  ФГБОУ  ВПО  «ЮУрГУ»  (НИУ)  г.  Усть-Катав

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы  живем  в  прекрасной  большой  стране,  которая  славится  неповторимыми  ландшафтами,  богатством  природных  недр,  разнообразием  этносов,  проживающих  на  её  территориях.  Мы  гордится  культурно-историческими  корнями,  успехами,  героическими  подвигами  и,  конечно,  могуществом  своего  Отечества.  Это  страна  талантливых  и  умных  людей,  которые  любят  свою  Родину,  и  никогда  не  дадут  её  в  обиду.  Это  сильная  держава,  которая  уверенно  смотрит  в  будущее,  и  строит  его  в  согласии  со  всем  мировым  сообществом.  Но  еще  мы  всегда  должны  помнить,  что  живём  в  многонациональном  государстве,  где  такие  понятия  как  толерантность,  открытость,  веротерпимость,  согласие  и  т.  п.  не  утратили  своего  современного  значения.  И  это  особенно  актуально,  когда  в  стране  происходит  возрождение  традиций  народов  России,  усиливается  внимание  к  сохранению  национальных  языков  и  культур.

По  мнению  Президента  РФ  Владимира  Путина,  «одним  из  главных  условий  самого  существования  нашей  страны  является  гражданское  и  межнациональное  согласие»  [2].  В  этой  связи,  общеобразовательная  школа  имеет  большие  возможности  для  воспитания  у  современных  детей  чувства  терпимости,  где  в  естественных  условиях  могут  быть  сформированы  гуманистические  ценности,  направленные  на  толерантное  поведение  молодёжи  в  обществе.

Объектом  выступают:  учащиеся  общеобразовательной  школы,  относящие  себя  к  различным  этносам  Челябинской  области,  и  проживающие  на  территории  малого  российского  города.

Предметная  область:  особенности  толерантных  взаимоотношений  учащихся  в  школьной  среде.

Цель  работы:  изучить  и  обобщить  особенности  толерантных  взаимоотношений  школьников,  стремящихся  к  пониманию  других  культур,  уважающих  иные  культурно-этнические  общности,  а  также  формирование  способности  учащихся  к  личностному  национальному  самоопределению. 

Для  достижения  цели  необходимо  решить  задачи:

1.  Определить  научно-теоретические  основы  исследуемой  проблемы. 

2.  Изучить  материалы  об  этносах,  проживающих  на  территории  Челябинской  области.

3.  Провести  разовое  социологическое  исследование,  раскрывающее  роль  и  значение  толерантных  взаимоотношений  на  примере  одной  школы. 

4.  Проанализировать  (интерпретировать)  результаты  исследования.

Гипотеза  нашего  исследования  предполагает,  что  толерантное  воспитание  учащихся  начинается  в  семье  и  школе,  как  первичных  институтов  социализации,  именно  там  происходит  формирование  национальных  традиций,  обычаев,  а  также  осуществляется  осмысление  личностной  идентичности.

Методы  сбора  информации:  теоретический  анализ  литературы,  наблюдение,  анкетирование  (персонализированная  индивидуальная  анкета,  заполняемая  респондентом),  методы  математической  статистики.

Научная  новизна  исследования  заключается  в  том,  что  сегодня  происходят  изменения  не  только  в  экономической,  политической,  социальной  и  других  сферах,  но  и  в  личностном  восприятии  мира,  меняются  взгляды  и  мировоззрения  людей.  В  этой  связи  необходимо  формирование  у  подрастающего  поколения  представлений  о  многообразии  культур  в  России  и  мире,  воспитание  у  них  положительного  отношения  к  различным  этносам,  воспитание  учащихся  в  духе  толерантности  и  гуманного  межнационального  общения,  а  также  воспитание  уважения  к  истории  и  культуре  других  народов. 

Практическая  значимость  исследования  рассматривается  в  объективности  полученной  информации,  которая  позволила  обобщить  результаты  и  донести  их  до  широкой  аудитории.

Процедурный  раздел  программы.  По  стратегическому  критерию  исследование  носит  описательный  характер,  т.  к.  в  его  процессе  выявляются  особенности  взаимоотношений  учащихся  различных  этносов  в  условиях  образовательной  среды.  По  функциональному  критерию  эта  работа  теоретико-прикладного  (эмпирического)  характера,  т.  к.  в  ходе  данного  исследования  не  только  описываются  основные  подходы  к  изучению  проблемы,  но  и  происходит  формирование  способностей  учащихся  к  личностному  национальному  и  культурному  самоопределению.

База  исследования  и  выборка.  Исследование  проводилось  на  базе  МКС(К)ОУ  города  Усть-Катава  Челябинской  области.  Для  проведения  опроса  использовалась  целевая  выборка.  Её  объём  составил  48  человек,  66,0  %  мальчиков  (32  человека)  и  34,0  %  девочек  (16  человек). 

1.  ЧЕЛЯБИНСКАЯ  ОБЛАСТЬ  —  РЕГИОН  МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ,  ИЛИ  КРАТКАЯ  ИСТОРИЧЕСКАЯ  СПРАВКА.

Данная  область  одна  из  южных  частей  России.  По  численности  населения  (около  3  508  400  жителей)  занимает  3  место  из  8  регионов  Урала  и  9  место  в  Российской  Федерации  [3].  Из  истории  заселения  мы  знаем,  что  в  пределах  Челябинской  области  русские  проживают  с  давних  пор,  но  не  они  являются  коренными  жителями  этого  края.  Национальный  состав  населения  нестабилен. 

В  настоящее  время  область  многонациональна,  в  ней  проживают  более  30  народов  (этносов),  но  преобладает  русское  население.  Русские  составляют  81,0  %  всего  населения  области,  татары  —  6,2  %,  башкиры  —  4,5  %,  украинцы  —  3,0  %,  немцы,  белорусы,  мордва  и  казахи  —  по  1,0  %.  Население  города  Усть-Катава  составляет  23,6  тыс.  человек.  Большую  часть  населения  составляют  русские,  башкиры,  татары  и  другие  национальности  [1,  с.  184].

Как  показали  результаты  данного  исследования,  в  нашей  школе  обучаются  дети,  относящиеся  к  различным  этническим  группам,  среди  них  русские  составляют  66,7  %,  10,4  %-татар,  башкиры  —  2,1  %,  детей  смешанных  браков  (с  неопределённой  идентичностью)  —  20,8  %.  (См.  рис.  1и  рис.  2).

 

Рисунок  1.  Распределение  учащихся  школы  по  полу  и  национальности

 

Рисунок  2.  Распределение  учащихся  школы  по  национальному  признаку

 

2.  ДЕТИ  ОТ  СМЕШАННЫХ  БРАКОВ:КАК  БЫТЬ  С  НАЦИОНАЛЬНОСТЬЮ? 

В  школе  насчитывается  20,8  %  детей,  чью  национальность  сложно  определить,  так  как  их  родители  принадлежат  к  разным  народностям.  (См.  рис.  3).  Как  быть?  Например,  в  Израиле  национальность  ребёнка  определяется  по  матери.  В  большинстве  мусульманских  стран  (Киргизия,  Таджикистан,  Азербайджан)  национальность  ребёнка  определяется  по  отцу.  У  нас  в  России,  Белоруссии  и  большинстве  других  стран  в  паспортах  с  недавнего  времени  отменена  графа  «национальность».  Поэтому  ребёнок  может  сам  при  необходимости  выбрать  национальность  отца  или  матери. 

 

Рисунок  3.  Распределение  учащихся  школы  по  целостной  идентичности

 

Нами  были  определены  учащиеся,  у  которых  родители  разных  национальностей.  Фактически  все  они  четко  представляют  свою  этническую  принадлежность,  и  выбор  идентичности  не  составил  для  них  труда.  (См.  табл.  1).

Таблица  1. 

Количество  учащихся  школы,  у  которых  родители  разных  национальностей

ФИО  учащегося

Национальность  отца

Национальность  мамы

Фактически  по  свидетельству  о  рождении  (или  учащийся  сам  определил  свою  национальную  идентичность)

1.

Таксыкбаев  Кирилл  Сергеевич

русский

казашка

русский

2.

Хайрулин  Исмаил  Салаватович

татарин

русская

татарин

3.

Дудоров  Максим  Владимирович

русский

украинка

русский

4.

Кеметов  Ильнур  Ринатович

татарин

башкирка

татарин

5.

Семёнов  Александр  Александрович

татарин

русская

русский

6.

Майборода  Евгений  Олегович

украинец

русская

русский

7.

Муртазин  Владислав  Данилович

татарин

русская

татарин

8.

Фаллер  Светлана  Александровна

татарин

русская

русская

9.

Коноплёв  Асхат  Рауфович

татарин

русская

татарин

10.

Нигамедьянов  Фуат  Булатович  и  др.

татарин

русская

татарин

 

3.  ВОСПИТАНИЕ  ТОЛЕРАНТНОЙ  ЛИЧНОСТИ  НАЧИНАЕТСЯ  В  СЕМЬЕ.

Безусловно,  в  анкету  были  включены  вопросы,  рассматривающие  особенности  толерантных  взаимоотношений  учащихся  школ,  а  именно,  поддерживаются  ли  национальные  традиции  и  обычаи  в  семьях  респондентов.  Большинство  учеников  ответило,  что  в  их  семьях  поддерживаются  национальные  традиции.  И,  прежде  всего,  это  «календарные  праздники  (Новый  год,  8  марта  и  т.  п.)  —  38,9  %;  «свадебные  обряды»  —  36,9  %;  «поминальные  и  погребальные  обряды»  —  34,5  %;  «религиозные  праздники»  —  32,9  %. 

Выбирали  респонденты  и  такие  варианты  ответов  как  «профессиональные  праздники  (День  строителя,  День  железнодорожника  и  другие)»  —  24,8  %;  «проводы  зимы  —  Масленица»  —  30,3  %;  «рождение  и  крестины»  —  18,7  %.  8,6  %  респондентов  отметили,  что  они  «не  соблюдают  национальных  традиций,  народных  обрядов,  праздников»,  но  таких  процент  небольшой.  (См.  рис.  4). 

 

Рисунок  4.  Народные  традиции,  праздники,  которые  поддерживают  и  соблюдают  учащиеся  разных  этнических  групп

 

Как  видим,  воспитание  толерантной  личности  начинается  в  семье,  в  дальнейшем,  формирование  определённых  этнических  взглядов,  происходит  в  школьной  социальной  среде.  Школа  в  этом  отношении,  через  совместную  учебную  деятельность  и  внеклассную  работу,  имеет  большие  возможности  для  воспитания  у  детей  толерантности  и  открытости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша  страна  —  это,  прежде  всего,  многонациональная  страна  равноправных  народов.  Изучая  данную  тему,  мы  пришли  к  выводу,  что  каждый  народ  самобытен,  имеет  свою  собственную  культуру,  традиции  и  обычаи.  Все  мы  живем  на  одной  территории,  поэтому  такие  понятия  как  дружелюбие,  толерантность,  уважение,  открытость  не  должны  утрачивать  значимости  в  нашем  быстроменяющемся  информационном  обществе.  Только  тогда  сможем  сберечь  для  будущих  поколений  все  те  ценности,  которые  сохранили  для  нас  наши  предки.

На  примере  одного  образовательного  заведения  мы  определили  этническую  принадлежность  учащихся  школы,  узнали,  в  какой  среде  происходит  формирование  у  них  национальных  традиций  и  обычаев.  Таким  образом,  все  поставленные  нами  цели  и  задачи  были  реализованы,  подтверждена  гипотеза  исследования.  Научный  интерес  статья  может  представлять  как  для  учащихся,  так  и  для  педагогов,  интересующихся  вопросами  межнационального  благополучия.

 

Список  литературы:

1.Андреева  М.А,  Маркова  А.С.  География  Челябинской  области:  Учеб.  пособие  для  учащихся  7—9  классов  основной  школы.  —  Челябинск:  Юж.-Урал.  кн.  изд-во,  2002.  —  320  с. 

2.Диалоги  с  В.  Путиным  «Россия:  национальный  вопрос»  Независимая  газета.  23.  01.  2012  г. 

3.Федеральная  целевая  программа  «Экономическое  и  социальное  развитие  Челябинской  области  на  2007—2012  годы».  Челябинск,  2007.  —  130  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (5)

# Илья 26.05.2013 16:40
Очень хорошая статья по содержанию и оформлению. Было интересно читать. Спасибо, что рассказали о такой непростой теме, как толерантность и межнациональное благополучие этносов,проживающих на территории области. Всё читается легко, даже испытываешь чувства гордости за Родину и свой край.
# Анастасия 26.05.2013 17:14
Мне работа понравилась. Чувствуется, что автор хорошо продумал этапы расскрытия темы, сделал выводы и обосновал собственные суждения по исследованию.
# Роберт 28.05.2013 01:37
ОТЛИЧНАЯ РАБОТА! Молодец Асхат. Желаю успехов.
# Иль Дар 29.05.2013 23:43
Все в данной работе выдержано. Очень грамотное оформление. Так держать!
# ДИМОН 30.05.2013 23:48
Трудно нас, молодежь, когда "на носу" КАНИКУЛЫ, заставить что-то читать...А эту статью прочитал с интересом. Хотя и другие работы тоже неплохие. Молодцы, ребята.

Оставить комментарий

Уважаемые коллеги, издательство СибАК с 30 марта по 5 апреля работает в обычном режиме