Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2013 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ОБРЯДОВ ОСЕТИН (ТРАДИЦИОННАЯ СВАДЬБА)
Хосонова Дзерасса
класс 10, Центр дистанционного обучения (ЦДО), г. Беслана
Рубаева Эльма Муратовна
научный руководитель, канд. ист. наук, учитель истории ЦДО, г. Беслан
Каждый человек соотносит себя к определенной нации, народу, придерживается ее интересов, ценностей, приоритетов. Ни один народ не может существовать без национального самосознания и национальной культуры. Эти понятия являются определяющими в развитии нации или народа как единого целого. Основанием, фундаментом культуры народа являются его традиции и обычаи, которые отличаются самобытностью и в которых прослеживается вековая народная мудрость. Они передаются из поколения в поколение и мало меняясь во времени, являются выражением духа, ментальности народа. Познавательный интерес к истории и традициям, обычаям не только своего народа, но и других народов формирует у человека уважительное, толерантное отношение к представителям других народов. В этой связи наше исследование представляется актуальным.
В своем исследовании, которое посвящено свадебному обряду осетин, мы использовали статьи этнографов, публицистов, просветителей XIX века, которые изучали обряды, обычаи и традиции народов Северного Кавказа.
В традиционном обществе лидирующее положение занимали мужчины, поэтому глава семьи решал единолично вопросы заключения браков своих детей. Девушку выдавали замуж нередко против ее воли, но открыто выразить свой протест она не смела. Исследователи семейного быта единодушны в этом: «Произвольно решая судьбу своего сына, отец... также свободно распоряжался и рукою дочери. Хорошо воспитанная девушка не в праве была высказывать своего предпочтения тому или иному жениху: на все расспросы матери она должна отвечать упорным молчанием. Считалось дурным тоном без посредников говорить о своих желаниях: «На губах девушки крючок с петлей» — обязательное требование к благовоспитанной невесте» [1, с. 121].
У всех народов основным событием в жизни человека считается вступление в брак, поэтому и центральным обрядом жизненного цикла является свадебная обрядность. Традиционная свадебная обрядность осетин всегда была очень торжественной и пышной. Она включала в себя многочисленные церемонии и сопровождалась крупными расходами: на брачный выкуп и приданное, обмен подарками между сторонами жениха и невесты, свадебные угощения. В 1890 г. анонимный автор в газете «Кавказ» писал следующее: «У осетин имеет место весьма вредный обычай,так называемый «калым» (ирад), заключающейся в уплачивании за засватанную девушку крупной, по крайней мере для большинства осетин, суммы денег. Каждый заставший девушку парень, состоятелен ли он или нет, должен уплатить родителям или родственникам девушки от 300 до 400 руб., не включая сюда двух лошадей, отдаваемых им даром родственникам невесты. Помимо этого парень при отбирании у него калыма, и на свадьбе делает значительные расходы, нередко достигающие ста и более рублей. Парень, не могущий приблизительно удовлетворить этим условиям, лишается возможности жениться мирным путем или же решается похитить себе невесту с помощью сверстников, что в осетинском обществе, как известно, случается нередко.
Но в данном случае парень не ожидает ничего лучшего: ему грозит или ссылка в Сибирь правительством, или смерть со стороны мстителей — родственников похищенной им девушки; или же наконец, уплата двойного калыма» [3, с. 255]. Необходимо отметить что калым брался не со всех одинаково. Калымом обозначали права и привилегии сословий, он служил как бы сословным документом, по величине его можно было судить к какому сословию принадлежит девушка, чем больше калым, тем выше статус засватанной девушки. Самый первый этап свадьбы ("минавартта") — засылка сватов. Эту миссию брали на себя несколько мужчин, обычно из числа уважаемых и авторитетных односельчан, к чьим словам должны были прислушаться родители невесты. Для этого в дом невесты являлись представители семьи жениха, которых приглашали в кунацкую и угощали. Однако гости, следуя традиции, отказывались есть и пить, пока не будет названа величина брачного выкупа. Когда соглашение достигалось, совершался обряд рукопожатия и передавали задаток или залог. Это могли быть деньги или что-то из оружия, а то и какая-нибудь ценная вещь.
К брачному залогу обе стороны относились очень серьезно. Отказаться после этого от брака, значило бы нанести тяжкую обиду, которая влекла бы за собой кровную месть. Время между сговором и свадьбой ("куырдуаты бадын" — «сидеть засватанной») могло длиться до года и даже несколько лет. За это время сторона жениха должна была собрать выкуп, сторона невесты — приданное, обе стороны — подготовиться к расходам, связанными со свадебными обрядами и угощениями.
Большое значение придавалось первому посещению женихом семьи невесты. До конца X1X в. это был обряд "сгарст" («разведка»). На рубеже X1X и XX вв. этот обряд трансформировался в "сиахсы цыд" (приход зятя). Теперь это был кратковременный визит, который жених вместе со своей свитой наносили в дом тестя, чтобы вручить подарки.
Существовали и встречные визиты в дом родителей. Несколько человек из родни невесты посещали семью жениха с целью узнать, что представляет собой семья — состоятельна ли, добропорядочна ли и т. д.
Другой визит стороны невесты устраивался уже незадолго до свадьбы. Это был приезд "ирадисджытæ" («взимателей брачного выкупа») — несколько почетных стариков, которые в назначенный день являлись к родителям невесты, чтобы отдать обусловленное в день сговора. Свадьбу, как правило, устраивали осенью, чтобы приурочить к празднику св. Георгия-Джеоргуба, проходившему по окончании сельскохозяйственных работ. Считалось, что свадьбы, состоявшиеся в эти дни, обеспечивают новобрачным особое благополучие.
У осетин свадьба справляется дважды, сперва в доме родителей невесты (в этнографии она называется малой), а затем в доме родителей жениха (в этнографии она называется большой). Традиции требуют, чтобы из дома жениха в дом невесты посылали бычка для угощения приглашенных (обычай "кусарттаг").
За невестой в дом ее родителей ехали поезжане ("чындзхасджыта") в основном сверстники жениха во главе с несколькими его родственниками постарше, а затем несколько молодых девушек и молодых женщин во главе с посаженной матерью ("канга мад"). В число поезжан входил шафер невесты ("къухылхацаг") — «держащий за руку», его помощник — "амдзуарджын" и сам жених. Шаферу отводилась особая роль: он был опекуном молодой женщины в ее новой семье, выступал в качестве посредника в случае размолвок, становился как бы ее старшим братом. В дороге пели и играли на гармониках, подъезжая к дому невесты, стреляли из ружей и пистолетов. Свадебное пиршество могло продолжаться до вечера, а иногда и всю ночь. Произносились обрядовые тосты, перемешавшиеся хоровым пением. Знак к отъезду подавал шафер, входивший в комнату, где находилась невеста, и требовавший, чтобы ее обрядили в свадебный наряд с фатой. Подруги и соседки одевали невесту, а затем требовали выкуп за нее. Это одна из форм так называемых свадебных антагонизмов — в данном случае, сопротивление женщин тому, что мужчины уводят одну из них.
Возвращались весело и шумно — с песнями, джигитовкой, стрельбой из ружей. Когда подъезжали к дому жениха, несколько всадников стремились въехать верхом в помещение. Шафер и его помощник подводили к дому невесту. Затем следовал обряд приобщения невесты к новому очагу.
Нередким явлением у осетин было похищение невесты. Иногда это происходило с обоюдного согласия жениха и невесты, если противились браку родители, но чаще всего похищение было насильственным. Вот что пишет анонимный автор в газете «Тифлисский листок» в 1914 году об этом: «Житель аула Игил Терской области, молодой парень Касполат Багоев, влюбившись в односельчанку свою девицу Хадзыгуасса Икгоеву несколько раз просил ее руки, но она не питала ни малейшей симпатии к навязавшемуся ей жениху, с одной стороны потому, что Багоев незнатного происхождения, а с другой потому, что он крайне беден и ему нечем заплатить даже калым ее родителям. Икгоева на последнее предложение Багоева ответила ему категорическим отказом. Видя такое упорство со стороны девицы, оскорбленный Багоев заявил ей, что он постарается сломить не только ее гордость, но сделает и так, что она будет его невестой. С этой целью он решил похитить невесту. В ночь на 21 мая он вместе с 12 парнями пробрался в дом Икгоевой. Очутившись внутри дома они связали старуху-мать, схватили девицу и умчались вместе с ней по Военно-Осетинской дороге. На крики матери сбежались соседии снарядили погоню за похитителями, однако, прежде чем народ успел нагнать похитителей, Икгоева каким-то образом, улучив момент, выхватила кинжал у своего решительного жениха Багоева, и, обороняясь, нанесла ему рану в кисть правой руки, а также ранила двоих его товарищей, чем обратила их в бегство.
Между сторонами ведутся переговоры о недопущении дела до суда и примирении на началах обычного права» [4, с. 310].
Гордость и честь не были пустым звуком для горянки. Превыше всего для девушки была ее незапятнанная честь и репутация, будь она благородного происхождения или из самых социальных низов общества. Похищение воспринималось как оскорбление фамилии девушки, что влекло за собой кровную месть. Виновный в похищении изгонялся из селения в виде кровного врага на определенный срок. В отчете начальника области существовал даже специальный раздел «Нравственность», где особо фиксировались преступления «против чести и целомудрия женщин» [1, с. 119].
Религиозное оформление брака не было широко распространено в Осетии. Часто довольствовались бракосочетанием по языческой традиции, путем прикосновения к надочажной цепи. В послереформенное время (во второй половине XIX века), когда христианская и мусульманская миссионерская деятельность дала свои плоды, получило распространение и религиозное оформление брака, причем совершался этот акт или в доме родителей невесты (во время малой свадьбы) или по пути из дома родителей невесты в дом жениха.
Современная осетинская свадьба в основном сохраняет свой традиционный характер, но при этом во многом отличается от той, что была в прошлом. Ушел в прошлое и брачный выкуп, сократился промежуток времени между сговором и свадьбой (обычно до одного месяца). Сократилось количество предсвадебных визитов, но при этом стойко удерживается традиция обмена подарками. Заметно стерлись некоторые старинные обряды «малой свадьбы»: прощание невесты с родительским очагом, превратилось в прощание с кухней или с комнатой родителей, выкупы с поезжан забылись или сократились.
В заключении хотелось бы отметить, что мой рассказ конечно не в полной мере осветил все многообразие и красочность свадебного обряда моего народа. Это невозможно сделать в таком ограниченном формате. Можно найти немало общего в свадебных обрядах многих народов. Есть конечно и отличительные особенности. Люди интересны и привлекательны друг для друга своей индивидуальностью, неповторимостью, так же и народы с самобытной культурой и уникальными традициями, обычаями и обрядами всегда стремятся к познанию друг друга.
Список литературы:
- Хубулова С.А. Крестьянская семья и двор в Терской области в конце XIX—нач. ХХ вв. СПб. 2002. — 247 с.
- Чибиров Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали. 1981. — Т. 1., 303 с.
- Чибиров Л.А. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали. 1982. — Т. 2., 370 с.
дипломов
Комментарии (6)
Оставить комментарий