Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 марта 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВКЛАД АБУБАКИРА АХМЕТЖАНОВИЧА ДИВАЕВА В РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ЭТНОГРАФИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
Идрисова Айдана
класс 7 «Б», средняя школа № 19, г. Костанай
Лёвина Кристина Сергеевна
научный руководитель, педагог второй категории, преподаватель истории,
средняя школа № 19, г. Костанай
В связи с поднятием национального самосознания казахского народа, усиливающимся интересом к истории, культуре казахов, нашедшими отражение в принятии инициированной Президентом Республики Казахстан Программы «Культурное наследие» [6], в стране заметен интерес к многовековому опыту казахского народа, к истокам национальной культуры. Именно поэтому нас интересует творчество А.А. Диваева, талантливого ученого-башкира, посвятившего свою жизнь сбору памятников устного народного творчества казахского народа на рубеже ХIХ—ХХ веков и оставившего огромное наследство в виде сказок, песен, легенд, былин, загадок, эпосов и др., по крупицам собранного им в аулах и уездах обширного Туркестанского края.
Фольклорист, этнограф, лингвист Диваев Абубакир Ахметжанович родился 3 декабря 1856 года в Оренбурге. Окончил в 1876 году Азиатское отделение Неплюевского кадетского корпуса в г. Оренбурге, после чего был направлен на военную службу в Ташкент.
До 1917 работал в Аулие-Атинском уезде младшим чиновником по особым поручениям при Сырдарьинском военном губернаторе, занимался изучением фольклора казахского, узбекского и других народов в Чимкентском, Перовском, Казалинском, Аулие-Атинском, Ташкентском уездах. Особенно плодотворной была деятельность Диваева в послеоктябрьский период.
Работал переводчиком военного губернатора Сырдарьинской области. С 1896 года А. Диваев становится членом многих обществ и учреждений: Туркестанский кружок любителей археологии, Сырдарьинский области статкомитет, общество археологии истории и этнографии при Казанском университете [4].
Свои научные изыскания А. Диваев начал еще в конце XIX века. В течение нескольких десятилетий он неутомимо собирал образцы казахской народной литературы, систематизировал и переводил их на русский язык.
Деятельность А.А. Диваева — фольклориста тесно связана с изучением этнографии казахского народа. Поныне сохранил научную ценность его труд «Этнографические материалы», опубликованные в 1891—1915 годах.
Диваев переводил на русский язык поэмы и сочинения устного народного творчества казахов и публиковал их в российских периодических изданиях.
В 1920—1933 годах как член Киргизской научной комиссии Наркомпроса Туркестанской республики организовал ряд экспедиций в Сырдарьинскую и Джетысуйскую области. Перед экспедициями ставилась цель выявления этнических общностей народов Туркестана. Составленная для этих экспедиций программа явилась венцом его этнографической деятельности. Эта программа не потеряла свою актуальность и по сей день. Она охватывает почти все вопросы этнографии (быт, материальная и духовная культура, устное народное творчество, семейные отношения, религия, медицина, просвещение и мн. др. вопросы) [1].
В этих экспедициях были собраны тексты и рукописи сказок об Алдар-Косе, Джеренче, а также «Сорока небылиц»; различные варианты эпосов «Камбар-батыр», «Алпамыс-батыр», «Кобланды», «Бекет-батыр», «Шора-батыр», «Ер Таргын», «Айман-Шолпан», легенд и преданий, пословиц и поговорок, демонологических рассказов и др. образцов народного творчества объемом около 400 печатных листов [5].
В городском историко-краеведческом музее города Туркестана имеется переведенная с персидского языка А.А. Диваевым «Жалованная грамота Эмира Тимура мавзолею А. Ясави»: «…Это святое и благословенное здание сделано вечным и нерушимым вакуфом, по велению величайшего из эмиров, великого государя из народов удостоенного милостью и наградою всевышнего, творца эмира Тимура Турагана. А если кто либо нарушит определенные условия и права этого вакуфа, да будет тот предан проклятию всевышнего …»
«Желая дать тем, кто интересуется казахским фольклором, некоторые представления, — писал А.А. Диваев об играх и игрушках казахских детей, — я должен оговориться, что игрушек у казахов почти не было, если не считать кукол, делаемых девочками, и глиняных лошадей и верблюдов, которых лепят мальчики. Правда, все эти игрушки никак не могут похвастать своим изящным видом, но с антропологической точки зрения эта безыскусственность их делает ценными».
Одним из основных факторов народной педагогики является игра, которая прямо и непосредственно связана с воспитанием. Игра — величайшее чудо из чудес, изобретённых человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей, ведь в них тесно связаны слово, мелодия и действие. В работе А.А. Диваева «Как киргизы развлекают своих детей», которая было записана со слов казаха Ногай-Куринской волости Чимкентского уезда, Сырдарьинской области Иркембека Ахимбекова, рассказывается именно о такой популярной у всех народов игре, как «ладушки». Когда в казахской семье расплачется ребёнок, его начинают утешать. Например, быстро схватив ручонку ребёнка, начинают считать его пальцы: взяв большой палец ребёнка, говорят: «Займёмся воровством скота». Схватив указательный палец, произносят: «Коль заняться, так займёмся». Взяв средний палец, говорят: «А как с Богом быть». Схватив безымянный, произносят: «А что же Бог сделает». Взяв мизинец, восклицают: «Давай сюда, зарежем!» Точно такую же считалочку проводят с другой ручкой ребёнка.
Необходимо отметить, что все описываемые им игры казахских детей А.А. Диваев разделил на три группы согласно возраста: 1) от 1 до 7 лет — нарасыда (младенцы); 2) от 7 до 15 лет — болбала (юноши); 3) от 15 до 30 лет — джигит (молодые люди). К примеру, вышеописанная игра «сокур-теке» относится к играм возраста «нарасыда», т. е. в эту игру играют дети от 1 до 7 лет. Дети постарше, от 7 до 15 лет, играют в другие игры, например, «орда», «тумалак-агаш», «такыя-тобек» и другие. Интересна описанная учёным игра «тумалак-агаш», в переводе означающая «деревянный шар» [2].
Широко представлен в трудах А.А. Диваева такой жанр устного народного творчества казахов, как колыбельные песни, ведь колыбельная педагогика — самая природосообразная педагогика за всю историю человечества. Выразительные переводы Абубакира Ахметжановича также обладают высокой степенью приближенности к оригиналу. Вот фрагмент казахской колыбельной песни:
Ты звездочка моя небесная,
Ты бобер, плавающий в воде,
Ты возлюбленный мой,
Словно гурия райская,
Баю, деточка, баю-бай…
Ты зрачок моих глаз,
Ты кусочек моего сердца,
Ты отрада в горькой жизни,
Ты утешитель моего сердца…
Баю, деточка, баю-бай… [3].
Таким образом, учёный, занимаясь собирательством устного народного творчества казахского народа, отмечал и многие воспитательные моменты, присущие тому или иному образцу народной мудрости. Ведь памятники народной педагогики содержат огромный объём информации по вопросам воспитания и обучения, о семье, родителях и детях, о товариществе, дружбе и любви и многое другое, что важно для нас, потомков, для воспитания подрастающего поколения. Все эти записи А.А. Диваева и по сей день представляют исключительную научную ценность.
В ходе работы с литературными источниками и материалами периодической печати можно сделать следующие выводы:
Несмотря на сложное время первой половины XX века и трудности, с которыми пришлось столкнуться «отцам» казахской этнографии и казахского фольклора, наука как таковая «вставала на ноги». Благодаря ученым, наблюдавших и описывающих казахские степи и аулы, появляется своеобразный тип ученого-путешественника-лингвиста и этнографа, а часто — лингвиста, этнографа, историка, географа, топографа, ботаника, зоолога в одном лице. Быт и нравы казахов, а стало быть, и народная поэзия — неизменно в круге интересов Ч. Валиханова, Г.Н. Потанина, А.А. Диваева и др.
Время показало, что эти устремления и усилия были не напрасны. Ведь сегодня у молодого поколения возрастает интерес к своей, истории, культуре, обычаям и традициям. В школах Казахстана введен такой предмет как самопознание, на котором используются труды знаменитых отцов казахской литературы, в том числе и Абубакира Ахметжановича Диваева.
И можно с гордостью сказать, что «его труды открывают яркие страницы Евразийской цивилизации».
Список литературы:
- Байтанаев Б.А., А.А. Диваев — очерк жизни и деятельности / Б.А. Байтанаев; отв. ред. К.М. Байпаков. — Шымкент-Алматы, 2004. —260 с.
- Диваев А.А. Как киргизы развлекают детей // Этнографическое обозрение. 1908. — № 1—2. С. 150—151.
- Диваев А.А. Колыбельная песня // Казахская народная поэзия: (Из образцов, собранных и записанных А.А. Диваевым). — Алма-Ата, 1964. — С. 94—101.
- Егеубай А. Первые этнографы Казахстана. — Алматы, 1999.
- Кешин К. «Тысячи драгоценных страниц»// Казахстанская правда, 05.02.2003 г.
- Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан // Государственная программа «Культурное наследие» на 2004—2006 гг. — Астана, 2004 г.
дипломов
Комментарии (21)
Оставить комментарий