Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 февраля 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА ГЕРБАХ ГОСУДАРСТВ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА
Чекменев Сергей
класс 6 Д, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь
Шаяхметова Венера Рюзальевна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель истории, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь
Герб и государство — эти два понятия тесно связаны друг с другом. Герб — слово польского и немецкого происхождения, дословно переводится как «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях государственных или других документах».
Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое должно отражать, в первую очередь, суверенитет и могущество этого государства. Двуглавый орел присутствует в государственной и родовой геральдике многих стран и народов, но до сих пор не существует единой и общепризнанной версии его столь широкой распространенности в европейской символике.
Объектом нашего исследования выступает герб как символ верховной власти. Предметом исследования является двуглавый орел как главный элемент герба, несущий определенную смысловую нагрузку. Целью исследования является сравнительный анализ изменений облика двуглавого орла (а значит и смысловой нагрузки) на гербе отдельных государств.
Достижение цели исследования предлагается обеспечить решением следующих задач: выделить этапы становления гербов с двуглавым орлом; сопоставить смыслы и значения изображения двуглавого орла в гербах.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающие вопросы, рассматриваемые в конференции. В процессе исследований отдельных вопросов применялись методы: изучение письменных исторических источников, сравнительный анализ визуальных изображений.
Двуглавый орел — очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Он был широко распространен в шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Древним хеттам также хорошо был знаком этот символ, их государство к середине II тысячелетия до н. э. достигло своего расцвета. В ходе археологических раскопок на территории современного турецкого села Богазкей было обнаружено самое древнее (VIII век до н. э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев, якобы царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов — трусливых зайцев. Считается, что хетты, как и шумеры, использовали данный символ в религиозных целях. Также изображения двуглавого орла были встречены в Мидии, в древнем Египте и на ассирийских памятниках.
В «Словаре международной символики и эмблематики» говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией». Позднее орел стал знаком императорской, верховной власти. В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествовал по небу на колеснице, запряженной четверкой коней. Сохранились изображения Гелиоса на колеснице, запряженной двуглавыми орлами. В греческой мифологии орел — посланник Юпитера, и в орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.
В арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. Этот символ появился на штандартах турок-сельджуков, которые украшали им подставки для Корана. Двуглавый орел был распространен и в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде на монетах, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека. Можно встретить утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. Однако, по нашему мнению, герб всегда ассоциировался с государственной печатью; а к настоящему времени не сохранилось ни одного документа (ярлыка) с печатью улуса Джучи.
Считается, что европейцы впервые узнали изображение двуглавого орла во время крестовых походов. Этот символ можно встретить на штандартах и печатях тамплиеров, отправившихся в Святую землю. С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений, а также на печатях территориальных княжеств и имперских городов
С конца XIV в. золотой двуглавый орёл на красном поле всё чаще фигурировал на различных государственных регалиях Византии. В XV в., при императоре Сигизмунде двуглавый орёл был принят в качестве государственной эмблемы Священной Римской (Германской) империи. Он изображался чёрным в золотом щите с золотыми клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами.
Впоследствии двуглавого орла изображали на гербах Австрии, Германского Союза, Российской империи, Королевства Югославии, Сербии и Черногории, на гербе Шаханшаха Ирана Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви.
Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи — двуглавый Орел — появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог — племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.
В XVIII в. первый русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского монастыря», писал: «Иоанн Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Рисунок № 11 Версию Татищева поддержал Н.М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».
На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем — изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизировало извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу — незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.
Двуглавый орел — так что же означает этот символ? В середине XIX в. А.Б. Лакиер в книге «Русская геральдика» объяснял смысловую нагрузку символа так: «Око государя было обращено на Восток и на Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». Пространственно-географические представления наложились на идею державности, и объяснение Лакиера стало примером приспособления знака к существующей идеологии.
Но могут быть и другие смыслы символа. Что сразу бросается в глаза: орел с глубокой древности известен как царский символ, он царь птиц, он знак верховенства, он знак царей земных и небесных. Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел с когтями — символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Орел — посланник богов, связующее звено между людьми и богами. Белый орел символизировал у некоторых народов холодный сезон, черный — жаркий. Орлы — это символы движения солнца, а значит, они помечают точки солнцестояний. Белый орел — зимнее солнцестояние: самая длинная ночь, самый короткий день, природа на пике угасания. Черный орел — символ летнего солнцестояния: природа в пике расцвета, самый длинный день и короткая ночь. Соответственно разные знаки несут разную энергетику. Белый двуглавый орел нацеливает на позитивное, черный, наоборот, содержит негативный импульс. Часть авторов утверждает, что все империи, существовавшие под знаком черного орла (Священная Римская, Австро-Венгерская, Российская) умерли, но нам кажется, что в данном случае дело не в символике цвета, а в других причинах.
Скорее всего, российский двуглавый орел с момента заимствования его из Византии был белым. Таким его можно видеть на царском оружии XVII века. В обозе Софьи Палеолог главным были не вещи, а ее спутники, обладавшие древним знанием; но оно со временем забылось, вот и стал имперский орел черным. Современный российский двуглавый орел — это орел золотой, по сути, произошло обновление древней символики. Золотой цвет мы, граждане России, можем воспринимать как цвет расцвета, могущества, усиления политического влияния России в современном мире.
Нам кажется, существующие ныне гербы разных народов не отражают идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений, они строго соответствуют исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет государства. Создание герба и его символическое наполнение неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления того или иного государства, как сильного и могущественного государства.
Список литературы:
- Баешко Л.С. Энциклопедия символов. М.: Эксмо, 2007. — 302 с.
- Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей страны. М., Просвещение, 2009. — 192 с.
- Романовский В.К. Символы Российской государственности. М., Русское слово, 2002. — 96 с.
- Символы, святыни и награды Российской державы. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 335 с.
отправлен участнику
Комментарии (3)
Оставить комментарий