Телефон: +7 (383)-202-16-86

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 27 мая 2015 г.)

Наука: Технические науки

Секция: Технология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

«ЛОСКУТНОЕ  ШИТЬЁ  В  ПРЕДМЕТАХ  УКРАШЕНИЯ  ИНТЕРЬЕРА  В  СРЕДНЕВЕКОВОЕ  И  СОВРЕМЕННОЕ  ВРЕМЯ»

Петрук  Ирина

ученик  МБОУ  ДОД  ДДТ  им.  Саши  Ковалева,  объединение  «Рукодельница»,  РФ,  Мурманской  области,  г.  Североморск

Прилепина  Марина  Борисовна

научный  руководитель,  педагог  дополнительного  образования  высшей  категории  МБОУ  ДОД  ДДТ  им.  Саши  Ковалева,  РФ,  Мурманской  области,  г.  Североморск

 

I.  ВВЕДЕНИЕ: 

Среди  таких  известных  видов  рукоделия,  как  вышивание,  вязание,  плетение  и  др.,  особое  место  занимает  шитье  из  лоскута.  В  современном  обществе  искусство  лоскутного  шитья  переживает  свое  второе  рождение.  Сегодня  лоскутная  техника  широко  применяется  для  изготовления  одежды,  аксессуаров,  предметов  украшения  интерьера  и  быта.  Изменению  технологий  этого  вида  прикладного  творчества,  мест  его  применения  под  влиянием  смены  эпох,  и  посвящается  данная  исследовательская  работа. 

 

Актуальность  и  востребованность   (Приложение  1)  лоскутного  шитья  может  быть  весьма  разнообразной:  этнографы  дополняют  уже  имеющиеся  факты  новыми  данными.  Искусствоведы  исследуют  его  стилистику  и  художественное  своеобразие.  Педагоги  приобщают  полученные  знания  и  методы  к  своему  педагогическому  опыту.  Дизайнеры  применяют  изделия  с  лоскутным  шитьём  в  украшении  интерьера  офисов  и  квартир. 

Целью   нашей  работы  является  сравнение  техники  древнего  искусства  лоскутного  шитья  в  изготовлении  и  украшении  предметов  интерьера  в  средневековую  и  современную  эпохи. 

Для  достижения  поставленной  цели  необходимо  решение  следующих  задач:  изучить   техники  лоскутного  шитья.  Систематизировать  материал  по  видам  лоскутного  шитья  используемых  в  средневековую  и  современную  эпохи,  по  разновидностям  техник,  применяемых  тканей,  инструментов  и  материалов;  по  декору  лоскутного  шитья.  Составить  сравнительный  анализ  по  изготовлению  и  использованию  предметов  украшения  интерьера,  в  средневековую  и  современную  эпохи  (Приложение  2).  Разработать  методическое  пособие  «Изготовление  комплекта  для  детской  комнаты  с  использованием  техники  пэчворк  и  аппликации»  (Фото  готового  комплекта  Приложение  3).

Гипотеза:   если  предположить,  что,  с  изменением  уклада  жизни  со  средних  веков  до  наших  дней,  появились  новые  технологии,  то  техника  лоскутного  шитья,  применяемая  при  изготовлении  и  украшении  предметов  интерьера,  должна  была  измениться.  Так  ли  это?

Объектом  данного  исследования  является  лоскутное  шитье.

Предмет  исследования   —  техника  лоскутного  шитья,  применяемая  при  изготовлении  и  украшении  предметов  интерьера.

При  исследовании  были  использованы  следующие  методы:   контент  —  анализа,  экспериментальный;  метод  проектированияпоисковый  метод.

Теоретическая  значимость   исследовательской  работы,  заключается  в  обогащении  и  пополнении  знаний  о  таком  виде  декоративно  прикладного  творчества  как  лоскутное  шитье  (пэчворк),  о  его  возникновении,  разнообразии  и  применении  в  старину  и  современное  время.

Практическую  значимость   мы  видим  в  популяризации  лоскутного  шитья,  в  освоении  его  приёмов  большим  числом  обучающихся  посредством  разработанного  методического  пособия  для  самостоятельной  работы  учащихся,  педагогов  дополнительного  образования,  учителей  технологии.

II.  ЛОСКУТНОЕ  ШИТЬЁ  (ПЕЧВОРК)

1.  Этимология  слова Лоскут  [3.  с.  519]  —  лоскуток,  лоскуточек,  лоскутик,  лоскутишка,  лоскутина,  лоскутища  —  отрывок,  отрезок  ткани,  кожи.  Лоскутчатое  одеяло,  из  лоскутьев  состоящее.  Лоскутное  шитьё  [16,  с.  272.]  (также  пэчворк,  от  англ.  patchwork)  —  вид  рукоделия,  при  котором  сшивается  цельное  изделие  из  разноцветных  и  пёстрых  кусочков  ткани  (лоскутков)  с  определённым  рисунком.  (patch  —  в  переводе  заплатка,  кусочек  материала,  work  —  работа).

1.1.  История  и  современность.  В  ходе  теоретического  исследования  мы  выяснили,  что  искусство  лоскутного  шитья  развивалось  в  течение  многих  столетий.  Изыскания  археологов  свидетельствуют  о  том  что,  самая  древняя  аппликация,  была  найдена  в  Египте,  и  датируется  980  годом  до  нашей  эры. 

Время  и  место  возникновения  лоскутной  техники  весьма  условны.  Принято  считать,  что  зародилась  эта  техника  в  Англии.  Изначально  это  было  не  столько  лоскутное  шитьё  в  современном  понимании  этих  слов,  сколько  перешивание,  подновление  одежды  и  предметов  убранства  жилища.  В  настоящее  время  к  шитью  из  лоскута  относятся  как  к  виду  искусства.  Ему  обучаются  по  всему  миру,  существуют  курсы  по  лоскутному  шитью,  издаются  в  большом  количестве  книги  с  красочными  иллюстрациями.  Экспозиции  музеев  США,  Германии,  Швеции,  Швейцарии,  Австралии  содержат  целые  коллекции  изделий,  выполненных  в  стиле  лоскутной  техники  —  Patchwork.  Имеется  такая  коллекция  и  во  Всероссийском  музее  декоративно-прикладного  и  народного  искусства  в  г.  Санкт-Петербург.

В  России  лоскутные  одеяла,  подушки,  настенные  коврики  и  одежда  известны  с  середины  XIX  века.  В  1970-ые  годы  в  моду  вошел  фольклорный  стиль,  и  в  связи  с  ним  проснулся  интерес  к  традициям  лоскутного  шитья.  Сегодня,  изготовление  стеганых  изделий  из  чисто  практичного  занятия,  выделилось  в  самостоятельный  вид  декоративного  искусства.  Создаются  студии  —  мастерские,  изучающие  и  развивающие  такое  древнее  и  вечно  новое  лоскутное  шитье  (пэчворк).  Существуют  специализированные  цеха  по  изготовлению  мебели  и  других  предметов  интерьера,  декорированных  лоскутным  шитьём.

1.2.  Виды  лоскутного  шитья.  Проанализировав  историческую  литературу,  мы  выяснили,  что  в  основе  лоскутного  рукоделия  лежат  два  вида:  пэчворк  —  техника  сшивания  цельного  изделия  из  разноцветных  и  пёстрых  кусочков  ткани  (лоскутков)  с  определённым  рисунком.  И  квилтинг  —  более  широкое  понятие,  чем  пэчворк  (quilting  —  сшивание,  простёгивание).  Он  включил  в  себя  несколько  техник  рукоделия,  включая  лоскутную  технику,  пэчворк,  аппликацию,  вышивку.

III.  ТЕХНИКА  ЛОСКУТНОГО  ШИТЬЯ  (ПЭЧВОРК)

1.  Ткани  для  лоскутного  шитья.  В  процессе  исследования  мы  узнали,  что  до  середины  XVIII  века,  женщины  использовали  грубую  домотканую  ткань.  Но  с  конца  XVIII  века  и  особенно  в  XIX  веке,  благодаря  развитию  мануфактурного  производства.  В  домашний  обиход  начали  входить  недорогие,  пёстрые,  яркие  хлопчатобумажные  (далее  х/б)  и  шёлковые  ткани.  Из  чего  можно  сделать  вывод,  что  для  изготовления  лоскутных  изделий,  использовались  домотканые  льняные,  конопляные  и  шерстяные  ткани.  А  так  же  х/б  и  шёлковые  ткани  фабричного  производства.  В  настоящее  время  в  лоскутном  шитье  (пэчворк)  также  применяются  х/б  ткани.  Но  наряду  с  ними  используются  все  современные  ткани.

1.1.  Разновидности  техник  лоскутного  шитья.  До  середины  XVIII  века  особенных  техник  не  существовало.  Экономные  хозяйки,  собирали  лоскуты  беспорядочно,  или  подбирали  полоски,  квадратики,  треугольники.  С  появлением  фабричных  тканей  большей  ширины,  изменился  крой  одежды.  Стало  оставаться  больше  остатков  ткани.  Это  подтолкнуло  фантазию  хозяек  к  изготовлению  более  красивых  предметов  быта,  интерьера  и  одежды.  Появилась  потребность  в  определённом  рисунке.  Что  привело  к  созданию  оригинальных  плоских  и  объёмных  техник  лоскутного  шитья. 

1.2.  Орнамент  в  лоскутном  шитье.  Посещая  музеи  и  выставки,  мы  сделали  вывод,  что  орнамент  в  старинных  и  современных  изделиях  лоскутного  шитья  претерпел  изменения.  В  старинном  лоскутном  шитье  геометрический  орнамент  играл  ведущую  роль.  В  современных  изделиях  к  геометрическому  орнаменту,  добавился  орнамент  со  сложными  лекальными  и  много  детальными  формами.

1.3.Цветовая  гамма.  Рассматривая  старинные  и  современные  образцы  предметов  интерьера,  можно  сделать  вывод,  что  один  из  наиболее  сложных  моментов  в  технике  лоскутного  шитья  это  достижение  гармоничного  цветового  решения  произведения.  В  старину  цветовая  гармония  достигалась  лишь  с  помощью  воображения.  Использовались  только  природные  красители.  В  настоящее  время  существуют  специализированные  компьютерные  программы,  позволяющие  рассчитать  гамму  будущего  изделия.  Благодаря  развитию  химического  производства,  возникли  новые  краски.

1.4.  Инструменты  и  материалы  для  лоскутного  шитья  (пэчворк)

1.4.1.  Шаблоны.   Изучая  техническую  литературу  [14,  с.  140],  было  выявлено,  что  изначально  при  изготовлении  изделий  из  лоскута  не  применяли  шаблоны.  С  появлением  швейной  машины,  появилась  необходимость  в  более  точном  выкраивании  деталей.  Так  появился  шаблон.  Первоначально  для  изготовления  шаблонов  использовали  любые  материалы,  которые  могли  сохранять  требуемую  геометрическую  форму.  В  настоящее  время  раскрой  также  ведётся  при  помощи  шаблонов,  представляющих  собой  простейшие  геометрические  фигуры.  Но  к  ним  добавились  шаблоны  из  прозрачного  пластика  и  металла  самой  разнообразной  формы.  Исходя  из  этого,  можно  сделать  вывод:  со  времён  наших  прабабушек  шаблон  изменился  по  двум  критериям:  по  материалу  для  его  изготовления  и  сложности  формы. 

1.5.2.  Инструменты.  Исследуя  историю  инструментов  для  лоскутного  шитья,  мы  выяснили,  что  у  мастериц  было  мало  специальных  инструментов  и  приспособлений:  уголёк,  для  определения  размера  использовали  пальцы,  ладони  или  щепочки,  чугунные  ножницы,  чугунный  угольный  утюг,  соединяли  детали  вручную.  С  развитием  производства  инструменты  для  лоскутного  шитья  стали  более  разнообразными  и  удобными.  Появились  специализированные  инструменты,  швейные  электрические  машины  и  утюги,  специальные  иглы….

1.5.3.  Материалы.  Произведя  анализ  техники  лоскутного  шитья,  мы  выяснили,  что  женщины  в  прошлые  века  шили  изделия  грубыми  кустарными  нитками,  не  применяя  дублирующих  материалов.  С  развитием  технического  прогресса,  появились  специальные  прокладочные,  клеевые  материалы,  специальные  нитки.

1.6.  Техника  кроя.  Сравнивая  информацию  о  технике  кроя  в  старину  и  современное  время,  мы  увидели,  что  наши  прабабушки  не  придерживались  никакой  техники,  латая  и  перешивая  старую  одежду.  Потребность  в  такой  специальной  технике  возникла  с  появлением  современных  фабричных  тканей,  которые  требуют  определённых  правил  при  раскрое.

1.7.  Сборка  полотна.  Рассматривая  в  музеях  старинные  и  современные  образцы  лоскутных  изделий,  мы  выяснили,  что  сборка  их  полотна  проходит  от  мелких  деталей  к  более  крупным.  При  последовательном  стачивании  деталей  создаются  блоки  узоров,  из  которых  и  сшивается  изделие.  Очевидна  разница  в  технических  возможностях  и  сложности  их  исполнения.

1.8.  Декор  лоскутных  изделий.  Просматривая  в  экспозициях  музеев  и  на  выставках  изделия  в  технике  лоскутного  шитья,  взгляд  остановился  на  отдельных  экземплярах,  украшенных  дополнительными  материалами.  В  старину  мастера  украшали  свои  шедевры  различными  тесёмками,  бусинами,  жемчугом.  В  современных  изделиях  применяется  больше  видов  украшений:  пайетки,  бейки,  различная  фурнитура,  искусственные  цветы,  бисер  и  т.  д. 

IV.  ВЫВОД.

Таким  образом,  в  процессе  сравнения  древнего  и  современного  лоскутного  шитья  в  предметах  украшения  интерьера  в  средневековую  и  современную  эпохи,  нами  были  решены  следующие  задачи:  изучены  техники  лоскутного  шитья.  Систематизирован  материал  по  видам  лоскутного  шитья  используемых  в  средневековую  и  современную  эпохи,  по  разновидностямтехникприменяемых  тканей,  инструментов  и  материалов;  по  декору  лоскутного  шитья.  Составлен  сравнительный  анализ  по  изготовлению  и  использованию  предметов  украшения  интерьера,  в  средневековую  и  современную  эпохи.  Разработано  методическое  пособие  «Изготовление  детского  комплекта  из  предметов  украшения  интерьера  с  использованием  техники  пэчворк».

Выдвинутая  гипотеза,  если  предположить,  что,  с  изменением  уклада  жизни  со  средних  веков  до  наших  дней,  появились  новые  технологии,  то  техника  лоскутного  шитья,  применяемая  при  изготовлении  и  украшении  предметов  интерьера,  должна  была  измениться,  нашла  частичное  подтверждение.

В  ходе  работы  нами  было  доказано,  что  с  изменением  уклада  жизни  со  средних  веков  до  наших  дней,  появлялись  новые  технологии,  и  лоскутное  шитье  (пэчворк),  используемое  при  изготовлении  предметов  украшения  интерьера,  претерпело  значительные  изменения. 

Изменения  произошли: 

·     по  разновидностям  техник; 

·     по  сферам  применения; 

·     по  способу  кроя. 

Добавились  изменения  к  уже  существующим: 

·     по  применяемым  тканям; 

·     по  видам  нитей,  орнаменту; 

·     декору;

·       месту  изготовления.

В  основе  изготовления  современных  предметов  украшения  интерьера  лежат  старинные,  традиционные  техники.  В  XXI  веке  лоскутное  шитьё  (пэчворк)  в  изготовлении  предметов  украшения  интерьера  претерпело  изменения,  но  не  утратило  свое  первоначальное  назначение  —  практичность  и  экономность. 

 

Приложение  1

Актуальность  и  востребованность  лоскутного  шитья

Фестиваль  «Лоскутные  узоры  России»  г.  Суздаль

Фестиваль  «Лоскутные  узоры»  г.  Беляево

Костюмы  хореографического  ансамбля

«Мастерок»

МБОУ  ДОД  ДДТ  им.  Саши  Ковалёва

г.  Североморск

 

Приложение  2

Сравнительный  анализ  лоскутного  шитья  в  средневековую  и  современную  эпохи

Критерии  анализа

Средневековая  эпоха

Современная  эпоха

по  видам

лоскутного  шитья

подновление  и  перешивание

одежды,  изготовление

предметов  быта

подновление  и  перешивание 

одежды  изготовление  предметов  быта,

пэчворк,  квилтинг,  аппликация,  панно,  лоскутная  живопись

по  разновидностям  техник

полоски,  квадратики, 

треугольники,  беспорядочное  соединение  тканей

полоски,  квадратики,  треугольники,  современные  плоские  и  объёмные  техники

по  применяемым 

тканям

кусочки  кожи,  ситец,  лен, 

конопля,  шёлк,  шерсть

ситец,  лен,  шёлк,  шерсть,  кусочки  кожи,  все  современные  ткани

по  видам  нитей

  суровые,  пряденные,  х/б, 

шерстяные,  шёлковые

х/б  нить,  шёлковые,  шерстяные.  Армированные,  синтетические,  нейлоновые,  золотные,  металлизированные,  мулине

по  сферам 

применения

перешивание  и  ремонт  крестьянской  одежды,  одеяла,  коврики,  предметы  обихода,  праздничная  одежда  крестьян

перешивание  и  ремонт  одежды,  предметы  домашнего  обихода,  аксессуары,  декор  современной  одежды  лоскутная  живопись,  декоративные  панно,  предметы  интерьера,  костюмы  -  театральные,  исторические,  фольклорные

по  способам  изготовления

ручной,  машинный

ручной,  машинный

по  орнаменту

геометрический 

геометрический,  символический

по  используемому 

декору

тесьма,  бусины,  жемчуг

тесьма,  бисер,  искусственный  жемчуг,  пайетки,  стразы,  аппликации,  фурнитура…

по  способу  кроя

муляжный  способ, 

при  помощи  шаблона

при  помощи  шаблона

по  месту 

изготовления

крестьянские  дома, 

женские  монастыри,

  ремесленные  мастерские

женские  монастыри,  швейные  мастерские,  фабрики,  домашнее  изготовление,  клубы  по  интересам.

по  инструментам

приспособлениям

уголёк,  чугунные  ножницы, 

чугунный  утюг,  швейные

ручные  машины

электрические  машины  и  утюги,  стальные  ножницы,  нож  –  резак,  специализированный  пресс,

сантиметровые  ленты,  прозрачные  линейки,  самоисчезающий  мел….. 

 

Приложение  3

Фото  комплекта  для  детской  комнаты  с  использованием  техники  печворк  и  аппликации.  Автор  и  исполнитель  Петрук  Ирина.  Учащаяся  объединения  «Рукодельница»  МБОУ  ДОД  ДДТ  им.  Саши  Ковалёва.г.  Североморск,  Мурманской  области

 

Приложение  4

Притча  о  лоскутном  шитье

Надпись: Одна  женщина  пришла  к  мудрецу  и  говорит:  "Учитель,  все  у  меня  есть:  и  муж,  и  дети,  и  дом  —  полная  чаша,  но  стала  я  думать:  зачем  все  это?  И  жизнь  моя  развалилась,  все  не  в  радость!"  Выслушал  её  мудрец,  задумался  и  посоветовал  попробовать  сшить  свою  жизнь.  Ушла  женщина  от  мудреца  в  сомнении.  Но  попробовала.  Взяла  иголку,  нитки  и  пришила  лоскуток  своих  сомнений  к  клочку  голубого  неба,  который  видела  в  окне  своей  комнаты.  Засмеялся  её  маленький  внук,  и  пришила  она  кусочек  смеха  к  своему  полотну.  Так  и  пошло.  Запоет  птица  —  и  ещё  один  лоскуток  добавляется,  обидят  до  слез  -  ещё  один.  Из  лоскутного  полотна  получались  одеяла,  подушки,  салфетки,  сумочки.  И  все,  к  кому  они  попадали,  чувствовали,  как  кусочки  тепла  поселялись  в  их  душе,  и  им  уже  никогда  не  было  одиноко,  и  никогда  жизнь  не  казалась  пустой  и  бесполезной.

 

Список  литературы:

1.Альманах  Всероссийского  общества  охраны  памятников  истории  и  культуры  /  №  2  1990.

2.Введенский  Б.А.,  Малая  Советская  Энциклопедия  /  том:  4,  5,8.  М.:  Покровский  бульвар,  1960.

3.Даль  В.И.  Толковый  словарь  русского  языка  /  Современная  версия.  М.,  2002.  —  С.  519. 

4.Древнерусское  художественное  шитьё  /Государственный  историко-культурный  музей  —  заповедник  Московский  Кремль.  Материалы  и  исследования.  М.,  1995.

5.Журнал  «Мода»  №  1/  Лоскутное  шитье.  Для  изысканной  леди,1989  г.

6.Зеленин  Д.П.  Восточнославянская  этнография.  М.,1991.

7.Иванова  Ю.  Наука  и  жизнь  №  4  /  Лоскутная  мозаика  России  2001,  2002.

8.Курс  женских  рукоделий.  М.  Толика.  Российский  писатель,1992.

9.Максимова  М.,  Кузьмина  М.  Лоскутики.  М.:  Харвест,  2009.

10.Манушина  Т.Н.  Шитье  древней  Руси  в  собрании  Закорнского  музея.  М.,  1983.

11.Мясова  Н.А.  Древнерусское  шитье.  М.:Красная  площадь,  1997.

12.Нагель  О.И.  Художественное  лоскутное  шитьё.  М.:  2005.  —  С.  272.

13.Окраска  хлопчатобумажной  ткани  природными  красителями.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.simvolika.org/article_002.

14.Русское  декоративное  искусство  /Т.  1,  М.,  1962.

15.Русская  ассоциация  мастеров  лоскутного  шитья  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.quiters.ru/main/history.php

16.Семенова  М.  Мы  –  славяне!  /  Популярная  энциклопедия/.  М.:  Издательский  дом  «Азбука  классики»,  2007.

17.Соснина  Н.  Русский  народный  костюм.-  Л.,1984.

18.Терешкович  Т.  А.  Словарь  моды,  терминология,  история,  аксессуары.  М.:  2004  -  С.  272.

19.Фестивали  лоскутного  шитья  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  htmhttp://yandex.ru/yandsearch?text  +  фестивали+  лоскутного+шитья8F&lr=23 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (3)

# Людмила Куруленко 07.06.2015 00:00
Ирина. молодец. Мне понравилась работа.
# Светлана 07.06.2015 00:00
Довольно интересная и познавательная работа! Зачёт автору.
# Ирина 07.06.2015 00:00
Считаю, что исследовательская работа заслуживает высокого балла. Технология данного вида прикладного творчества представлена в полном объеме. Автор демонстрирует художественное своеобразие техники, проводит систематизацию по видам, представляет инновационные разработки и методики использования на практике. Заинтересовал критерий анализа лоскутного шитья по эпохам. Материал подкреплён замечательными фотоиллюстрациями. Видно, что проведена большая совместная работа автора и научного руководителя проекта. Полностью поддерживаю Вашу работу. <br />С уважением, педагог дополнительного образования МБОУ "Лицей №21" г. Курска

Оставить комментарий