Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 26 ноября 2014 г.)
Наука: История
Секция: Краеведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
РАСПЯТЫЕ И ВОСКРЕСШИЕ СВЯТЫНИ САМАРСКОГО КРАЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Волобуева Полина
Класс 7 «А», МБОУ СОШ № 124, РФ, г. Самара
Гундорова Елена Юрьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, педагог высшей категории, учитель МБОУ СОШ № 124, РФ, г. Самара
«Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего», — писал историк В.О. Ключевский. Эти слова одинаково важны как по отношению к истории России, так и по отношению к истории края, в котором мы родились и живем. Ключевыми в нашей работе являются понятия: распятый, воскресший, святыня, Самарский край. Мы определяем слово распятый как мученик, потерпевший за веру в Бога. Мучениками можно считать не только людей, но и священные места или предметы поклонения верующих, среди которых храмы, монастыри, чудотворные иконы и источники. Они называются еще святынями, ибо почитаемы и любовно хранимы людьми. Свою работу мы посвящаем православным святыням самарской земли. Их история тесно связана с историей страны, области, города.
За годы советской власти Православная Церковь и ее святыни были оклеветаны, осквернены, растоптаны, а многие варварски уничтожены. В настоящее время особое значение придается возрождению духовности российского общества, в том числе и через ценности Православной Церкви. В последнее десятилетие у самарских краеведов возник интерес к изучению православных святынь. Составлена историко-церковная энциклопедия по храмам и монастырям Самарского края [4]. Вместе с храмами пытаются воссоздать историю утраченных святынь [1]. Очень скупо в литературе представлены самарские святые, вследствие недостаточных сведений о них. Появляются отдельные работы, в которых ученые пытаются осмыслить историю самарских святынь в ракурсе проводимой государством идеологии [7]. Цель данной статьи: восстановить и описать историческую судьбу главных православных святынь Самарской епархии в контексте государственной идеологии.
В 1851 году Самара становится административным и духовным центром обширного края в связи с образованием Самарской епархии. До октябрьского переворота 1917 года на территории Самарской области действовало более 1100 церквей, 7 мужских и 10 женских монастырей. В городе Самаре было 55 православных церквей и 30 часовен.
После октябрьского переворота изменилось отношение к религии. В январе 1918 года был принят Декрет об отделении церкви от государства. В 1919 году В.И. Ленин приказал: «В соответствии с решением ВЦИК и Сов. нар. комиссаров необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит расстреливать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатать и превращать в склады» [6]. С конца 20-х годов начался массовый террор в отношении священнослужителей, монастырских трудовых общин и артелей. В 1931 году была объявлена «безбожная пятилетка». Планировалось к 1936 году закрыть последнюю церковь, а к 1937-му — добиться запрета на упоминание где бы то ни было Имя Божия.
Государственная идеология, проводимая в период с 1917 по 1937 год в России, привела к физическому уничтожению большинства представителей православного духовенства, монахов и монахинь. К началу 30-х годов на территории самарского края не осталось ни одного православного монастыря, ни одной монастырской трудовой общины. Всех их ликвидировали, а члены общин были изгнаны, зверски замучены, расстреляны или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях. Храмы и монастырское имущество были переданы в распоряжение местных органов советской власти, что поставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчества в крае. К 1938 году в Самаре были закрыты 54 храма и все часовни. По-разному сложилась судьба известных в прошлом самарских монастырей и храмов. Некоторые из них погибли. Другие были перестроены под административные здания, искалечены. Лишь небольшая часть сохранилась почти в первозданной красоте.
Крестный путь Самарского Воскресенского кафедрального собора во имя Христа Спасителя
Кафедральный собор был духовным центром и украшением Самары конца XIX — начала XX века (см. рисунок 1). Идея воздвигнуть в городе храм в честь спасения императора Александра II, чудом избежавшего гибели от рук террориста Д.Каракозова, возникла у простых жителей. Император Александр II лично освятил место его закладки 17 апреля 1866 г., а затем собственноручно заложил камень в стену строящегося собора в 1871 г. Здание строилось 25 лет — с 1869 по 1894 год. Предполагалось, что этот храм веры, мира и любви «будет вечным памятником несокрушимых уз, связующих русский народ и его Государя» [1, с. 4].
Рисунок 1. Кафедральный собор
Рисунок 2. Вид с Волги на Самару
Собор возвышался над городом, поражая своей величественной архитектурой (см. рисунок 2). Венчали святыню одна большая глава и двенадцать малых главок, которые символично обозначали Христа и его 12 учеников-апостолов. Внутренние размеры храма позволяли единовременно присутствовать на богослужении двум с половиной тысячам человек. Собор имел форму круга, который символизировал собой вечность. Стены были расписаны священными изображениями в византийском стиле. В центре сооружения находился богато украшенный резьбой с позолотой иконостас.
Святыня была варварски разрушена после октябрьского переворота 1917 года. В 1920 г. в соборе прекратили богослужение. 20 декабря 1929 года храм передали под клуб строителей, который затем переименовали во Дворец культуры. Переделка храма под Дворец культуры требовала значительных денежных затрат, поэтому было решено разобрать святыню, а на этом месте построить новое здание. Разрушение и пытка храма длились целых 2 года, с 1930 по 1932 гг. С храма были сброшены кресты и колокола. Собор ломали кирками и ломами, а затем взорвали. В 1938 году на месте собора был построен Дворец культуры, впоследствии ставший Самарским театром оперы и балета.
«Жемчужина Самарского края»: Иверская обитель
Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары. Официально утвержденный как монастырь в 1860 году, он был организован на основе женской общины, сложившейся в 1850 году. Общину назвали Иверской в честь иконы Божией Матери «Иверская».
Монастыри в России были не только духовными центрами, но и играли немалую роль в экономической и даже политической жизни страны. Они выполняли функцию общественного (социального) служения, сочетая духовную, благотворительную и просветительскую деятельность. Самарский Иверский женский монастырь не был исключением.
Экономически обитель была достаточно независима. Она существовала и развивалась за счет частных пожертвований и, главным образом, на доходы от мастерских (золотошвейной, иконописной, чеканной, белошвейной и др.). Самым известным произведением, созданным монахинями-мастерицами Иверского монастыря по инициативе П.В. Алабина, было Самарское знамя (см. рисунок 4). Оно представляло собой шелковый красно-бело-синий флаг, в центре которого находится золотой византийский крест. На одной стороне полотнища, посередине креста, вышито изображение Иверской иконы Божией Матери, с другой — славянские просветители Кирилл и Мефодий. Самарское знамя стало символом единства славянских народов, символом братства, геройства и доблести болгарского и русского воинства. Самарское знамя можно рассматривать как вклад описываемого монастыря в политическую жизнь России.
Рисунок 3. Журавлев О. Битва за Самарское знамя
Рисунок 4. Самарское знамя
С давних пор у монастырей существовала традиция обучать детей-сирот и детей малоимущего населения грамоте. Для многих это была часто единственная возможность получить начальное образование и работу в будущем. Самарский Иверский женский монастырь поддерживал эту старинную традицию. В 1889 г в обители открылась церковно-приходская школа для девочек и при ней приют для девочек-сирот. В школе ежегодно обучалось до 100 человек и более из мещанского и крестьянского сословий.
Одним из важнейших элементов общественного служения женских монастырей была безвозмездная медицинская помощь, оказываемая всему населению, независимо от материального положения и принадлежности к какому-либо сословию. Нельзя не отметить подвижнического в своей самоотверженности служения женских монастырей во время войн. В годы Первой Мировой войны в Самарском Иверском женском монастыре размещались раненые солдаты. Мастерские монастыря бесплатно шили одежду и белье для воинов. Миссионерское служение осуществлялось посредством привлечения населения к благотворительной деятельности.
К началу XX века Иверский монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль. В 1919 году монастырь был закрыт. В 30-х годов был взорван Успенский собор, Сретенский храм, колокольня с Никольской церковью, снята ограда, разорены склепы и могилы. Сохранилась лишь могила П.В. Алабина, русского государственного деятеля, главы города Самара.
Рисунок 5. Голованова Т. Иверский монастырь
В начале 90-х годов началось возвращение уцелевших храмов Церкви, их восстановление, строительство новых церквей и монастырей. В 1991 году территория Самарского Иверского женского монастыря со всеми сохранившимися строениями была возвращена епархии, и началось его возрождение. Главной монастырской святыней стала икона Иверской Божией Матери афонского письма, подаренная Митрополитом Самарским и Сызранским Сергием.
Диаграмма 1. Возрождение и строительство храмов и монастырей Самарской епархии (1991—2011 гг.)
Высокопреосвященнейший Сергий многое сделал для возрождения духовной жизни в Самарском крае, реставрации старых и строительства новых храмов и монастырей. В настоящее время в епархии действуют 5 мужских и 2 женских монастыря. Число приходов в Самарской епархии на декабрь 2011 года составляет 359, действуют 298 храмов и церквей (см. диаграмму 1).
«…и страдавша, и погребенна. И воскресшаго…»: чудотворные иконы и родники самарской земли
В Самарской области сохранилось много целебных святых источников, о которых известны удивительные факты и легенды. Почитание чудотворных источников всей губернией началось тогда, когда стали рушить по селам храмы. Народ уходил молиться на родники, в лес, в горы. С середины 1950-х годов советская власть начала вести политику, направленную на уничтожение внехрамовых мест поклонения верующих, в том числе водных источников. Уполномоченным доводилась для сведения и руководства поставленная задача — «...путем проведения широкой воспитательной работы среди населения, на основе методов убеждения добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых «святых мест» [7, с. 48]. В циркуляре перечислялись возможные варианты: занятие территории разными постройками, использование мест под культурно-просветительные учреждения, организация опытных посевов и другие мероприятия, требующие ограждения. Попытки органов власти локализовать, изолировать и даже уничтожить объекты почитания в конечном итоге оказались тщетными. Приведем пример.
В октябре 1917, перед самым началом Октябрьской революции, в старинном чувашском селе Ташла Самарской области была явлена чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед» (см. рисунок 6). На месте явления иконы забил святой родник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям. До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье.
Рисунок 6. Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед»
Рисунок 7. Над Святым источником
Советская власть пыталась уничтожить святыню и саму память о ней. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие. Пытались уничтожить и родник. Рядом с источником поставили скотный двор, завалили его навозом. Но родник выжил, пробившись в другом месте, в нескольких шагах от прежнего, Богородичного (см. рисунок 7). В войну Троицкую церковь открыли, и в нее вернулась чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», где по-прежнему и находится.
«Живый в помощи Вышняго»: самарские святые
10 октября 2004 года в Покровском кафедральном соборе г. Самары состоялось историческое для нашей епархии событие. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II установлено церковное празднование Собора Самарских святых «из подвижников веры и благочестия, ранее канонизированных Поместными и Архиерейскими Соборами Русской Православной Церкви» [5, с. 5]. Большинство самарских святых кровью доказали силу своей веры. К сожалению, их жизнеописания скупы. Но эта, казалось бы, невосполнимая потеря компенсируется памятью о подвигах, совершенных ими во имя Христа. Мы поминаем их и всех, пожертвовавших своей жизнью ради Божественной правды, Православной Веры, Святой Руси.
В состав Собора Самарских святых вошли: святитель Алексий, митрополит Московский и вся России, чудотворец; священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий; священномученик Вениамин (Казанский), митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский; священномученик Александр (Трапицын), архиепископ Самарский и Сызранский с 1928 по 1933 год; священник Александр Иванов; священник Александр Органов; священник Василий Витевский; священник Вячеслав Инфантов; священник Иаков Алферов; священник Иоанн Смирнов; священник Иоанн Сульдин; священник Трофим Мячин; священномученик Алексий (Орлов), архиепископ Омский; священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский; священномученик Нифонт (Выблов), иеромонах; мученик Александр Антонович Медем; преподобный Варсонофий Оптинский (Плеханков Павел Иванович); святой праведный Александр Чагринский; святой праведный Петр Чагринский; священномученик Константин Сухов, пресвитер.
Остановимся более подробно на жизнеописании священномученика Константина Сухова. С 1890 года святитель в качестве священника служил в храмах Самарской епархии, с 1903 — в Бугуруслане. В 1910 году отец Константин стал депутатом Бугурусланской Думы, где активно занимался охраной здоровья детей и народа. Мудрый пастырь, наделенный редким даром убеждения, разъяснял людям и в проповедях с амвона, и с думской трибуны, чем грозят стране и народу отступничество от православной веры и измена Царю. В 1918 году священник был расстрелян на берегу реки Кинель.
Днем празднования Собора Самарских святых установлено 12 августа (по новому стилю). Отношение народа к святыням как к лицу и духу Православной Церкви отражает уровень его духовной жизни и нравственной культуры. Замученные и расстрелянные служители Церкви, разрушенные храмы, монастыри, иконы и др., составлявшие национальное достояние нашей страны, показывают нравственную социально-культурную трагедию народа, поддавшегося идеологической пропаганде в советский период. Великая марксистско-ленинская ложь, насильственно внедрявшаяся в сознание людей, сумела разрушить (но не до основанья) православные устои, традиции русской жизни, определявшие мировоззрение и ее смысл. Не смотря на политику уничтожения святынь, связанную с искоренением религиозного сознания в народе, люди сохраняли глубокое уважение к ним, пытались сберечь святые места, сознавая, что им грозят жестокие расправы, вплоть до жертвования жизнью.
Рисунок 8. Священник К. Сухов
Рисунок 9. Икона Священномученика Константина (Сухов)
В настоящее время приходит понимание и со стороны власти, и со стороны народа, что фундаментом государственности является духовность. Отсюда стремление восстановить разрушенные духовные традиции, вспомнить родные культурные корни, понять, чтобы не повторять, ошибки предков. Лицо самарской земли решительно изменяется. Там, где это возможно воссоздаются некогда разрушенные храмы и монастыри, почитаются жертвы, пострадавшие за Христа и Веру Православную.
Новизна работы состоит в том, что в впервые все приведенные здесь святыни Самарского края представлены не разрозненно, а как единое целое, восстановлена и описана их историческая судьба в контексте государственной идеологии в разные временные периоды. Мы пытаемся научиться бережному отношению к национальным святыням, отставленным нам предками, и данный труд — небольшой вклад в дело просвещения молодежи и формирования ее нравственности.
Список литературы:
1.Бичуров Г.В. Во Имя Христа Спасителя Кафедральный соборный храм в Самаре. Самара: СамГТУ, 2009. — 108 с.
2.Бичуров Г.В. Самара в открытках и фотографиях [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://oldsamara.samgtu.ru/images/navigation/navigation.html (дата обращения 21.11.2014).
3.Болгарской земли Знамена [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://vim-va.ru/?action=article&id=10 (дата обращения 21.11.2014).
4.Зубова О.В. Православные святыни Самарского края: Историко-церковная энциклопедия / О.В. Зубова, Н.В. Мельникова, О.И. Радченко, В.А. Бочков, А.Г. Подмарицын. Самара, 2001. — 270 с., ил.
5.Изъятский Ю. Заступники земли Самарской. Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Дом печати», 2005. — 64 с.
6.Латышев А.Г. О рассекречивании трудов В.И. Ленина // Национальная газета. 2002. № 4—5.
7.Подмарицын А. Святые места Куйбышевской области и борьба с паломничеством в 1950-х годах // Вера. — 2013. — № 1. — С. 47—54.
8.Святой священномученик Константин Бугурусланский // Православие и современность: Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской Епархии [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_3180 (дата обращения 21.11.2014).
9.Чудотворные иконы Божией Матери [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ikona2.info/ikony-bogorodicy-samarskaya-eparxiya.php (дата обращения 21.11.2014).
отправлен участнику
Комментарии (8)
Оставить комментарий