Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Русский язык
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ. ЗАКЛИЧКА
Проценко Виктория
класс 3 «А», МБУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 89, г. Тольятти
Кленова Ирина Владимировна
научный руководитель, педагог высшей категории, учитель начальных классов, МБУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 89, г. Тольятти
Введение
В последнее время очень часто по радио и телевидению говорят, что современная молодёжь далека от истории своего народа. Даже президент в своих выступлениях призывает правительство и весь народ к сохранению наследия и культурных ценностей России. Когда меняются идеалы, разрушается старый уклад, привычный образ жизни, меняются стереотипы мышления, то это шок. Нужно время, чтобы прийти в себя и оправиться. Древнекитайское проклятие звучало примерно так: «Чтобы тебе жить в век перемен». Россия переживает именно это время. Переходный период, когда старые идеалы разрушены — образуется духовная пустота. Нужна новая идея, толчок к дальнейшему развитию, духовному возрождению. Отсюда снова большой интерес у русских людей вызывает своя древняя история и национальная культура.
Поэтому и появилось наше решение обратить внимание своих сверстников к народному творчеству — малой жанровой форме фольклора — закличке.
Объект исследования — малая жанровая форма фольклора — закличка.
Предмет исследования — структура заклички.
Гипотеза исследования заключается в том, что закличка имеет свою особую структуру, по которой возможно сочинить их самостоятельно.
Цель нашего исследования — на основе выявленной структуры текстов данной фольклорной формы составить сборник современных закличек. Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:
· исследовать историю происхождения и содержание закличек, рассказать об этом одноклассникам;
· исследовать структуру и механизм построения заклички;
· на основе исследования сочинить свои заклички и создать сборник.
Методы исследования:
· Наблюдение
· Анализ
· Сравнение
· Обобщение
Что такое закличка?
Происхождение закличек теряется в глубине веков. Жизнь наших предков была тесто связана с земледелием и природой. От благосклонности природных стихий зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Предки стремились всячески умилостивить силы природы, задобрить одухотворенные светила или явления. Считая их живыми существами, к ним обращались с различными просьбами или жалобами. Существовало множество ритуалов и обычаев связанных с этим. Обрядовые песни заклинательного призывного характера назывались закличками и содержали просьбу-приглашение природных сил, животных, стихий или времени года.
Прежде всего, заклички это часть духовных традиций народа, которые отражают историческое наследие. Знакомство с закличками обогащает наше представление жизни в стародавние времена народа нашей страны.
Дело в том, что заклички в древние времена отличались своим определенным значением, и занимали особое место в религиозных древних ритуалах. Ритуал — сложное понятие. Собственно, вся человеческая жизнь включена в ритуал, вернее, в цепь беспрерывно сменяющих друг друга или даже проходящих на фоне друг друга обрядовых действий и событий. Можно проследить несколько ритуальных кругов — суточный, недельный, месячный, календарный в пределах года. Например, на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков», раздавали их детишкам или вешали на ветки деревьев и пели закличку:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Несмотря на то, что наши предки такие слова считали настоящим магическим заклинанием, сегодня практически никто не верит в то, что заклички могут иметь какую-нибудь магическую силу. Вот почему в настоящее время заклички практически исчезли из живого бытования, хотя до двадцатых годов нашего столетия они записывались повсеместно и в большом количестве.
В настоящее время детские заклички превратились в своеобразную игру, которая учит наблюдать природные явления. Даже во времена моей бабушки заклички уже не воспринимались ритуалом, а просто были игрой. Она говорила, когда лил дождь на улице, босоногие мальчишки и девчонки носились по теплым лужам, и обязательно кричали:
Дождик, дождик пуще!
Наварю я гуще!
Как строится закличка?
Для исследования структуры текстов, была собрана копилка закличек.
Таблица 1.
Копилка закличек
Дождик, дождик, Дождик, лей, Нам с тобою веселей. Не боимся сырости, Только лучше вырастем. |
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышко — Из-под облышка. |
Дождик, дождик, пуще лей! |
Солнышко-ведрышко,
|
Дождик, дождик, полно лить, |
Выйди радуга-дуга,
|
На основе этой копилки был составлен «паспорт» заклички
Таблица 2.
«Паспорт» заклички
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Закличка |
Форма |
Стихотворная |
Количество строк |
4—5 |
|
Содержание |
? |
Следующий шаг нашей работы — это анализ содержания текстов.
Проанализировав содержание закличек, паспорт стал таким:
Таблица 3.
Структура и содержание заклички
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
Закличка |
Форма |
Стихотворная |
Количество строк |
4—5 |
|
Содержание |
1 строка — содержит обращение к объекту во 2-й строке — должна быть выражена просьба о действии объекта 3 строка — выражает наши чувства, состояние. 4—5 строки — для чего (концовка) |
Далее была составлена схема структуры заклички и рабочий лист для её составления
Схема 1. Структура заклички
После всех наблюдений, на классном часе были представлены наши «открытия», и предложено попробовать каждому из ребят составить свою закличку.
Создаём сборник закличек
Всем классом мы собирали новую копилку – объектов для обращения и подбирали рифмы.
Рисунок 1. Копилка объектов для составления закличек
Затем по выше составленной схеме сочиняли заклички, обращаясь к объектам «копилки». В итоге у нас получился интересный сборник закличек. (Pril 1)
Вывод: гипотеза, что закличка имеет свою особую структуру, по которой возможно сочинить их самостоятельно подтвердилась.
Заключение.
Культура — выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития русского народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины. Изучение древнерусского фольклора, позволяет приобщиться к духовно-нравственным традициям русского народа.
Заклички это часть духовных традиций народа, которые отражают мировоззрение и представляют историческое наследие. Знакомство с закличками обогащает и расширяет наше представления об окружающем мире, углубляет знания о природных явлениях, вызывает появление вопросов и стремление найти ответы.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен. Поэтому практическое применение нашему сборнику закличек мы видим на занятиях, в играх детишек структурного подразделения нашей школы — детского сада «Радужка»
Список литературы:
1.Астахова Н.В. Радуга-дуга. Календарные песни, заклички, игры/сборник — 2009. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.belygorod.ru/preface/N00104032016.php (дата обращения 10.03.2013).
2.Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин. М., 1990. — 305 с.
3.Перзеке М.Ю. Мифологические образы закличек восточнославянского фольклора. Луганск, 2004 г. 170 с.
4.Сказания русского народа / Собр. И.П. Сахаровым. СПб., 1895. 256 с.
5.Считалки, потешки, загадки, заклички, Изд «ДРОФА ПЛЮС», 2006. 435 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий