Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 16 мая 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ИСТОРИЯ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ  РУССКИХ  НАРОДНЫХ  УДАРНЫХ  ИНСТРУМЕНТОВ

Морозов  Олег

класс  2  «Б»,  МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  2  г.  Надыма»

Толчева  Алла  Евгеньевна

научный  руководитель,  учитель  музыки,  учитель-логопед  МОУ  «Средняя  общеобразовательная  школа  №  2  г.  Надыма»

 

Когда-то  давно  человек  был  неразрывно  связан  с  природой.  Он  слышал  шум  дождя,  раскатистые  удары  грома,  шелест  листвы  и  скрип  снега  под  ногами.  Поэтому  первые  музыкальные  инструменты  создавались  на  основе  звуков  природы  и  изготавливались  из  природных  материалов.  Первые  и  самые  древние  музыкальные  инструменты  —  ударные.  Они  появились  ещё  во  времена  первобытнообщинного  строя.  Древние  люди  стали  сопровождать  свои  пляски  ритмичными  ударами  камней  и  палок  друг  о  друга.

Я  живу  в  России  и  хочу  много  узнать  об  истории  своей  страны.  Мне  очень  нравится  русская  народная  музыка.  Она  очень  разная:  и  веселая  и  грустная,  и  шутливая,  и  задумчивая.  Наш  народ  всегда  окружал  свою  жизнь  песнями,  которые  любил  сопровождать  игрой  на  музыкальных  инструментах.  Поэтому  я  поставил  себе  цель  больше  узнать  именно  об  ударных  инструментах,  так  как  это  самое  древнее  и  многочисленное  семейство  среди  всех  музыкальных  инструментов.  Чтобы  играть  на  них  не  нужно  иметь  серьезную  музыкальную  подготовку.  Но  насколько  веселее  и  задорнее  звучит  с  ними  музыка  наших  предков! 

А  как  бережно  храним  мы  знания  о  них?

Я  провел  опрос  своих  одноклассников,  знают  ли  они  русские  народные  ударные  инструменты.  В  результате  выяснил,  что  из  22  учеников  класса  только  9  правильно  назвали  бубен,  ложки,  трещотку.  Из  них  только  трое  одноклассников  назвали  все  три  инструмента.  Остальные  шесть  человек  по  два  или  по  одному  инструменту.  11  учеников  называли  ударные  инструменты,  не  имеющих  отношения  к  русским  народным,  либо  называли  не  ударные  инструменты.  Двое  моих  одноклассников  вообще  не  смогли  назвать  ни  одного  музыкального  инструмента. 

Поэтому  я  решил  найти  в  литературе  и  в  интернете  информацию  о  русских  народных  ударных  инструментах,  чтобы  потом  поделиться  этими  знаниями  с  одноклассниками.  Думаю,  что  этим  я  помогу  в  важном  деле  сохранения  нашего  русского  народного  творчества,  хотя  бы  среди  моих  друзей.

Свое  название  ударные  музыкальные  инструменты  получили  из-за  способа  звукоизвлечения.  Ведь  звук  получается  в  результате  удара  или  тряски  (покачивания).  С  древнейших  времён  восточные  славяне  употребляли  ударные  инструменты  в  ратном  деле,  на  охоте,  в  обрядах,  в  пастушестве  и  в  качестве  самого  доступного  музыкального  инструмента  для  сопровождения  песен  и  плясок  [5].

Трещётки  —  ударный  инструмент,  заменяющий  хлопки  в  ладоши.  Достоверных  сведений,  был  ли  этот  инструмент  в  Древней  Руси  в  качестве  музыкального  инструмента,  нет.  Но  при  археологических  раскопках  в  Новгороде  найдены  2  дощечки,  о  которых  высказано  предположение,  что  они  входили  в  комплект  древних  новгородских  трещёток  в  XII  веке  [5].  В.  Даль  в  толковом  словаре  объясняет  слово  «трещётка»  как  снаряд,  устроенный  для  того,  чтобы  трещать,  грохотать,  шуметь  [2].  Трещётки  использовались  при  исполнении  обрядовых  песен  с  приплясыванием.  Хоровое  исполнение  песни  сопровождалось  нередко  игрой  целого  ансамбля.  Трещётки  украшали  лентами,  цветами,  иногда  бубенчиками.  В  ряде  деревень  до  сих  пор  жива  не  только  традиция  игры,  но  и  традиция  изготовления  трещёток.

Рубель  (ребрак,  пральник)  —  предмет  домашнего  быта,  который  в  старину  русские  женщины  использовали  для  глажения  белья  после  стирки.  Отсюда  пословица:  «Не  мытьем,  а  катаньем».  Во  Владимирской  губернии  рубеля,  украшали  геометрической  резьбой,  на  реке  Мезень  рубеля  делались  широкими,  слегка  расширяющимися  к  концу,  а  в  Ярославской  губернии,  кроме  геометрической  резьбы  рубель  иногда  украшала  объемная  скульптура,  выступавшая  над  резной  поверхностью,  служила  в  то  же  время  и  очень  удобной  второй  ручкой.  Иногда  рукоятку  рубеля  делали  полой  и  закладывали  внутрь  горошинки  или  другие  мелкие  предметы,  чтобы  они  гремели  при  раскатывании  [1]. 

Пастуший  барабан  —  тоже  русский  народный  музыкальный  инструмент.  Он  так  называется,  потому  что  был  широко  распространен  среди  пастухов.  С  помощью  барабана  они  подавали  команды  своему  стаду  или  чтобы  отпугнуть  диких  зверей.  Наверное,  отсюда  и  пошло  выражение  «Отставной  козы  барабанщик».  Этот  ударный  инструмент  использовался  не  только  во  время  выпаса  стада,  но  и  на  народных  праздниках.  Его  звонкий  перестук  сопровождал  задорные  песни  и  залихватские  пляски  [6].

Первые  подробные  сведения  об  использовании  ложек  как  музыкального  инструмента  (а  они  в  ту  пору  были  деревянные),  появились  в  конце  XVIII  века.  Звуки,  которые  рождаются  при  ударе  ложек,  очень  напоминает  щелканье  кастаньет.  Поэтому  некоторые  исследователи  предполагают,  что  ложки  —  это  подражание  испанскому  народному  ударному  инструменту.  Но  есть  другая  версия,  что  этот  инструмент  использовался  намного  раньше  XVII  века.  Об  этом  свидетельствуют  лубочные  картинки,  которые  исследователи  народного  творчества  относят  к  XVIII—XIX  векам.  Игра  на  ложках  достигала  в  XIX  —  начале  XX  веков  высокого  мастерства,  музыканты-ложечники  были  непревзойденными  виртуозами  [1]. 

Хлопушки  —  один  из  самых  красивых  русских  народных  инструментов.  Эти  необычные  инструменты  расписывали  настоящие  художники  витиеватой  хохломской  или  городецкой  росписью.  Хлопушка  состоит  из  двух  деревянных  пластин,  которые  скрепляют  у  основания  прочным  шнуром.  В  процессе  игры  инструмент  держат  за  небольшие  ручки,  которые  находятся  на  боковых  сторонах  пластин.  Дощечки  ударяются  друг  о  друга,  издавая  при  этом  звук,  похожий  на  резкое  и  громкое  щёлканье  кнута  [3].

Бубен  известен  с  древнейших  времён.  Особенно  широко  они  применялись  в  ратном  деле  и  у  скоморохов,  известных  плясунов  и  музыкантов.  Одно  из  описаний  бубна  в  качестве  военно-музыкального  инструмента  относится  к  X  веку  и  включено  в  описание  похода  князя  Святослава  Игоревича.  Число  бубнов  в  войске  определяло  его  численность.  В  более  поздние  века  бубном  широко  пользовались  скоморохи  и  медвежьи  поводыри  [4].  Кстати,  иногда  слово  бубен  использовалось  как  собирательное  определение  всех  ударных  инструментов.

Ещё  один  музыкальный  инструмент  —  шаркун.  В  народе  его  ещё  называют  шаркунок  или  шергунок.  Чаще  всего  этот  инструмент  можно  встретить  на  русском  Севере.  Он  представляет  собой  погремушки,  которые  сплели  из  бересты  или  сложили  из  деревянных  деталей.  Внутрь  засыпается  сухой  горох  или  бусины.  От  пересыпания  содержимого  при  ударе  и  покачивании  получается  шуршащий,  шаркающий  звук,  благодаря  которому  и  произошло  название  инструмента  [7].

Много  веков  прошло  с  тех  пор.  Стали  забываться  наши  русские  народные  инструменты.  Моих  одноклассников  привлекает  другая  музыка,  электронные  инструменты.  Но  все-таки  я  замечаю,  что  несмотря  на  это,  им  очень  нравится  сопровождать  свое  пение  игрой  на  ударных  инструментах  на  уроках  музыки.  И  на  ритмике  это  одно  из  любимых  занятий.  Вот  только  настоящих  русских  народных  ударных  инструментов  в  нашем  школьном  оркестре  немного.  Потому  надеюсь,  что  моим  одноклассникам  будет  интересно  узнать  об  истории  происхождения  русских  народных  инструментов,  услышать  их  живое  звучание.  А  в  дальнейшем  я  постараюсь,  чтобы  в  нашем  классе  появилась  коллекция  этих  удивительных  инструментов.  И,  возможно,  ребята  будут  бережнее  относиться  к  традициям  нашего  народа.

 

Список  литературы:

  1. Васильев  Ю.А.,  Широков  А.С.  Рассказы  о  русских  народных  инструментах.  —  М.:  Советский  композитор,  1986.  —  88  с.
  2. Даль  В.И.  Толковый  словарь  живого  великорусского  языка  в  4  томах.  М:  Дрофа,  2011.
  3. Князева  О.Л.,  Маханева  М.Д.  Приобщение  детей  к  истокам  русской  народной  культуры:  Программа.  Учебно-методическое  пособие.  —  2-е  изд.,  перераб.  и  доп.  —  СПб.:  Детство  —  Пресс,  1999.  —  304  с. 
  4. Петрова  Т.  Про  свирель,  гудок  и  бубен:  Детская  энциклопедия  русских  народных  инструментов  в  картинках  народного  быта/  Художник  О.  Контарева.  —  Калининград:  ГИПП  «Янтарный  сказ»,  1995  —  144  с. 
  5. Русские  инструменты  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://folkinst.narod.ru/tres.html
  6. Русские  народные  музыкальные  инструменты  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://spacenation.info/
  7. Федотов  Г.И.  Дарите  людям  красоту.  —  М.:  Просвещение,  1985.  —  112  с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.