Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОПЛОЩЕНИЕ  ОБРАЗОВ-ЦЕННОСТЕЙ  ДОБРА  И  ЗЛА  В  НАЦИОНАЛЬНЫХ  БАЛЕТАХ  УДМУРТОВ,  ТАТАР  И  РУССКИХ

Фадейчева  Елена

класс  8  «Б»,  МБОУ  СОШ  №  12,  г.  Ижевск

Кукаева  Ольга  Геннадьевна

научный  руководитель,  педагог  высшей  категории,  преподаватель  музыки,  МБОУ  СОШ  №  12,  г.  Ижевск

 

Выбор  темы  исследования  обусловлен  процессами,  происходящими  в  современном  мире  —  это  глобализация,  постепенное  обезличивание  малых  народов,  миграция  населения,  рост  международного  общения  посредством  развитой  связи  спутникового  телевидения,  сети  ИНТЕРНЕТ.  Для  того,  чтобы  гармонично  жить  в  современном  мире  необходимо  уметь  общаться  с  людьми  разных  национальностей,  иметь  представления  об  их  традиционных  ценностях.  Прежде  всего,  необходимо  изучать  миропонимание  тех  народов,  с  кем  происходит  постоянное  общение.  Это  важно  для  полиэтнических  регионов,  где  титульная  нация  сосуществует  с  рядом  крупных  этнических  диаспор.  Таковым  является  Удмуртия  с  ее  тремя  доминирующими  этносами  —  удмуртами,  русскими  и  татарами.  Поэтому  знать  традиционные  ценности  этих  народов  необходимо  для  развития  межкультурного  общения.  Причем,  в  аспекте  нашей  темы  мы  проведем  параллель  в  рассматривании  произведений  театрального  искусства,  прежде  всего,  балетов  удмуртов,  а  также  татар  и  русских.  Это  определило  актуальность  проблемы  изучения  темы:  «Воплощение  образов-ценностей  добра  и  зла  в  национальных  балетах  удмуртов,  татар  и  русских». 

Объект  исследования:  традиционные  образы  добра  и  зла  в  национальном  искусстве  удмуртов,  татар  и  русских.

Предмет  исследования:  традиционные  образы  добра  и  зла  в  национальных  балетах  удмуртов,  татар  и  русских.

Гипотеза  исследования:  если  у  каждого  народа  есть  одни  и  те  же  традиционные  ценности-образы  (природа,  человек,  социум,  миропорядок  и  др.),  то  они  должны  быть  воплощены  в  уникальных  образах  в  их  балетах.

Цель  исследования:  теоретическое  обоснование,  опытно-поисковая  работа  по  раскрытию  образов  добра  и  зла  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских.

В  соответствии  с  объектом,  предметом,  целью  и  гипотезой  исследования  определены  следующие  задачи:

·найти  общее  и  особенное  в  воплощении  традиционных  образов  добра  и  зла  в  национальных  балетах  удмуртов,  татар  и  русских; 

·проанализировать  и  изучить  музыкальные  первоисточники  удмуртов,  татар  и  русских,  воплощающих  образы  добра  и  зла  в  их  балетах;

·подтвердить  гипотезу  исследования;

·сделать  общие  и  собственные  выводы  по  данной  теме.

Характерные  образы-ценности  разных  народов  наиболее  раскрываются  в  искусстве,  являющемся  кодом  этноса.  Искусство  народа  создает  его  национальную  художественную  картину  мира,  отражающую  традиционные  представления  этносов  о  жизненно-важных  сферах,  таких  как  природа,  человек,  социум,  миропорядок  и  др.  На  наш  взгляд,  для  того,  чтобы  лучше  узнать  человека  как  представителе  этноса  необходимо  узнать  об  образах  добра  и  зла  этого  народа  и  о  его  вере.  Общеизвестно,  что  в  произведениях  искусства  противопоставляются  образы  добра  и  зла.  В  национальных  балетах  —  это  обязательно  уникальные  пластические  образы  героев.  Причем,  в  балетах  разных  народов  неодинаковы  не  только  традиционные  образы-ценности,  но  и  выразительные  средства,  характеризующие  разные  миры.  Так,  у  удмуртов  в  балете  «Италмас»  Г.М.  Корепанова-Камского  образ  колдуна  Байтугана  ярко  раскрывается  в  теме  вступления,  а  образ  девушки  Италмас  в  «Пиццикато  Италмас».  У  татар  образ  Лешего  воплощается  в  балете  «Шурале»  Ф.З.  Яруллина,  в  сценах  сборищ  лесной  нечести:  в  танце  Шайтана  и  Огненной  ведьмы,  пляске  ведьм,  а  красота  девушки-птицы  в  танце  Сюимбике.  У  русских  в  балете  «Жар-птица»  И.Ф.  Стравинского  пластика  персонажей  Поганого  царства  противопоставляется  и  поэтичности  царевен,  и  искрящейся  в  танце  Жар-птицы.  Знакомясь  с  традиционными  образами-ценностями  сферы  «Миропорядок»  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских,  мы  видим,  что  все  народы  одинаково  понимают  «добро»  как  созидающее  начало  в  жизни  и  «зло»  как  угнетающее  и  угрожающее  жизни  человека.  Но  сами  образы  добра  и  зла  в  балетных  спектаклях  имеют  разные  воплощения,  имена  и  названия,  помещены  в  разные  природные  условия.  В  основе  национальных  балетов  различные  характерные  танцы,  музыкальные  интонации,  сюжеты,  декорации,  отражающие  миропонимание  народов.  Подводя  итог  нашему  исследованию,  раскроем  этноинтегрирующие  (общие)  и  этнодифференцирующие  (различные)  черты  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских  в  следующих  таблицах: 

Таблица  1.

Этноинтегрирующие  черты  образов  зла  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

СФЕРА  «МИРО-ПОРЯДОК»

явление

«зло»

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

Колдун  (лесной  дух)  Байтуган.

Лесной  дух  Шурале,  Шайтан,  Огненная  ведьма.

Кащей  Бессмертный,  челядь  Кащеева  царства.

ВЫВОД:  все  образы  зла  несут  разрушающее  действие,  мешают  людям,  несут  несчастья.

 

Таблица  2.

Этнодифференцирующие  черты  образов  зла  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

СФЕРА  «МИРО-ПОРЯДОК»

явление

«зло»

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

Колдун  (лесной  дух)  Байтуган.

Лесной  дух  Шурале,  Шайтан,  Огненная  ведьма.

Кащей  Бессмертный,  челядь  Кащеева  царства.

ВЫВОД:  1)неодинаковые  названия,  имена  ,  физический  облик,

2)  различная  география  (место,  происходящего  действия),

3)различные  способы  колдовства,  перевоплощения,  превращения  и  др.

 

 

Таблица  3.

Этноинтегрирующие  черты  образов  добра  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

СФЕРА  «МИРО-ПОРЯОК»,

явление  «добро»

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

Девушка  Италмас,  рожденная  из  цветка,  юноша-охотник  Камаш.

Девушка-птица  Сюимбике,  охотник  Али-Батыр.

Царевна  Ненаглядная  Краса,  Иван-Царевич,  Жар-птица.

ВЫВОД:  у  всех  народов  в  балетах  есть  традиционные  уникальные  ценности-образы  добра,  основанные  на  миропредставлении  и  миропонимании  этих  этносов.  Все  образы  добра  совершают  положительные  поступки.

 

Таблица  4.

Этнодифференцирующие  черты  образов  добра  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

Сфера  «Миропорядок»

явление  «добро»

 

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

Девушка  Италмас,  рожденная  из  цветка  ,  юноша-охотник  Камаш.

Девушка-птица  Сюимбике,  охотник  Али-Батыр.

Царевна  Ненаглядная  Краса,  Иван-Царевич,  Жар-птица.

ВЫВОД:  1)  неодинаковые  названия,  имена  ,  физический  облик,

2)  различная  природа  (девушка  Италмас  —  произошла  из  цветка;  девушка  Сюимбике  —  была  заколдована  в  птицу;  Жар-птица  —  как  образ  русских,  связан  с  символом  неуловимого  счастья);

3)  одеты  в  различные  национальные  костюмы;

4)наделены  различными  качествами.  Так,  у  женских  образов  добрамы  обнаруживаем  следующие  качества:  Италмас  —  трудолюбива,  бескорыстна,  жертвует  собой  во  имя  жизни  своего  народа;  Сюимбике  —  нежна,  отзывчива,  внимательна  к  своим  близким;  Царевна  Ненаглядная  Краса  —  красива,  умна.  У  мужских  образов  добра  мы  обнаруживаем  следующие  качества:  Камаш  —  отменный  крестьянин  и  охотник,  Али-Батыр  —  охотник,  меткий  стрелок;  Иван  Царевич  —  бесстрашный,  ловкий  богатырь.

 

 

Таблица  5.

Хореографическое  воплощение  образов  добра  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

Сфера  «Миропорядок»,  явление

«добро»

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

«Танец  нежности»

«Пиццикато  Италмас»

«Танец  девушек-  птиц»

«Танец  Сюимбике»

 

«Хоровод  царевен».

«Пляс  Жар-птицы»

ВЫВОД:  у  всех  народов  в  балетах  образы  добра  воплощаются  в  уникальной  хореографии,  в  характерных  народных  танцах.

 

 

 

Таблица  6.

Хореографическое  воплощение  образов  зла  в  балетах  удмуртов,  татар  и  русских

Сфера  «Миропорядок»,  явление

«зло»

УДМУРТЫ

ТАТАРЫ

РУССКИЕ

Вступление  к  балету,  выход  колдуна  Байтугана.

Сцены  сборищ  лесной  нечести:  «Танец  Шайтана  и  огненной  ведьмы».

«Поганый  пляс  Кащеева  царства»

ВЫВОД:  у  всех  народов  в  балетах  образы  зла  воплощаются  в  уникальной  хореографии,  в  характерных  народных  танцах.

 

Заключение.  Балет  как  часть  культуры  и  искусства  определенного  народа  является  носителем  тех  образов,  которые  изначально  заложены  в  основе  национальной  художественной  картины  мира  этноса.  Поэтому,  обозначенные  этнокультурные  ценности  воплощаются  в  особенных  образах  в  искусстве  народа.  Их  учет  ныне  составляет  важнейший  потенциал,  способствующий  верному  ориентированию  в  познании  себя  и  мира.

 

Список  литературы

  1. Владыкин  В.  Е.  Религиозно-мифологическая  картина  мира  удмуртов  /  В.Е.  Владыкин.  —  Ижевск:  Удмуртия,  1994.  —  384  с.
  2. Гачев  Г.Д.  Национальные  образы  мира:  курс  лекций.  —  Издательский  центр  «Академия»,  1998.  —  432  с. 
  3. Голубкова  А.Н.  Музыкальная  культура  Удмуртии  /Под  ред.  А.А.  Разина,  А.Н.  Перевозчикова.  —  Ижевск:  Издательский  дом  «Удмуртский  университет»,  2004.  —  С.  280—281
  4. Кукаева  О.Г.  Развитие  мирообразных  этнокультурных  представлений  у  младших  подростков  на  уроках  музыки:  дис.  канд.  пед.  наук:  13.  00.  02.  /  Кукаева  Ольга  Геннадьевна.  —  Екатеринбург,  2008.
  5. Романова  Л.В.  Художественная  картина  мира  как  средство  реализации  культурологической  направленности  музыковедческой  подготовки  учителя  музыки:  дис.  канд.  пед.  наук:  13.  00.  01.  /  Романова  Лариса  Владимировна.  —  Екатеринбург,  1995. 
  6. Ягафарова  А.  Г  Использование  фрагментов  музыки  из  балета  Ф.  Яруллина  "Шурале"  на  уроках  фортепиано  в  средних  и  старших  классах  музыкальной  школы.  //  Фестиваль  педагогических  идей  «Открытый  урок»  2008/2009  гг.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://festival.1september.ru/articles/552988
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.