Поздравляем с 1-м Мая!
   
Телефон: +7 (383)-312-14-32

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 марта 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

«ПОЮЩЕЕ  СЕРДЦЕ»  ИСААКА  ДУНАЕВСКОГО

Поплутина  Виктория

класс  8-а,  МБОУ  СОШ  №  4  г.  Муравленко  ЯНАО

Кеерд  Ирина  Владимировна

научный  руководитель,  педагог  первой  категории,  учитель  музыки,  МБОУ  СОШ  №  4  г.  Муравленко  ЯНАО

 

«Я  песне  отдал  всё  сполна.

В  ней  жизнь  моя,  моя  забота,

Ведь  песня  людям  так  нужна,

Как  птице  крылья  для  полёта!»

 


Исаак  Дунаевский  —  уникальная  личность  в  истории  культуры  России.  Его  называют  «классиком  советской  песни»  и  музыкальной  кинокомедии,  одним  из  создателей  советского  джаза.  Триумфальную  славу  И.  Дунаевскому  принесли  песни  к  популярным  кинофильмам,  которых  он  написал  более  ста.  Под  эти  песни  плакала,  смеялась  и  даже  маршировала  вся  наша  страна.Это  строки  одной  из  песен  народного  артиста  России,  лауреата  Государственной  премии  СССР,  выдающегося  советского  композитора  Исаака  Осиповича  Дунаевского  (1900—1955),  чьё  имя  широко  известно  не  только  в  нашей  стране,  но  и  за  рубежом.

Прошло  почти  60  лет  со  дня  смерти  И.  Дунаевского,  но  его  песни,  пришедшие  с  эстрады  и  киноэкрана  в  быт,  по-прежнему  любимы,  узнаваемы,  востребованы  нынешними  поколениями  людей.  В  результате  проведенного  анкетирования  жителей  нашего  города  мы  выяснили,  что  не  только  старшее  поколение,  но  и  молодежь  знакома  с  песенным  творчеством  И.  Дунаевского.  И  если  не  вспомнит  имени  композитора,  то  уж  точно  вспомнит  мелодии  и  подхватит  слова  его  песен:  «Сердце,  тебе  не  хочется  покоя…»,  «Капитан,  капитан,  улыбнитесь»,  и  многих  других.  Выяснилось  также,  что  многие  песни  И.  Дунаевского  исполняют  в  домашнем  кругу,  во  время  застолья,  иногда  даже  не  зная  имени  автора,  а  считая  их  народными. 

Нас  заинтересовало,  в  чём  секрет  такой  огромной  популярности  песен  Исаака  Дунаевского?  Почему  не  пропадает  интерес  к  ним  в  наше  время?  Возникло  желание  узнать,  каким  был  путь  становления  Дунаевского  как  композитора-песенника,  и  каковы  особенности  его  песен.

Актуальность  данной  работы  обусловлена  потребностью  более  глубокого  изучения  песенного  творчества  И.О.  Дунаевского  как  ценнейшего  достояния  отечественной  музыкальной  культуры,  приобщения  к  его  музыке,  как  эмоциональному,  нравственно-эстетическому  феномену.

Практическая  значимость  исследования  будет  заключаться  в  использовании  полученных  данных  при  организации  бесед  для  школьников  и  их  родителей  о  преобразующей  силе  музыки  И.О.  Дунаевского.

Цель  данного  исследования:  выяснить  причины  популярности  песен  композитора  И.Дунаевского. 

Гипотеза:  секрет  популярности  песен  И.  Дунаевского  в  их  искренности  и  красоте. 

Задачи  исследования:  проанализировать  научно-теоретический  материал  по  проблеме,  изучить  биографию  И.О.  Дунаевского,  путь  его  становления  как  композитора-песенника,  выяснить  характерные  особенности  его  песенного  творчества.

Исаак  Дунаевский  —  крупнейший  композитор  песенного  жанра

И.О.  Дунаевский  родился  на  Украине,  в  небольшом  городке  Лохвице,  близ  Полтавы.  С  детства  увлекался  музыкой,  учился  играть  на  скрипке,  затем  окончил  класс  композиции  Харьковской  консерватории.

Девятнадцатилетним  юношей  Исаак  приходит  в  Харьковский  русский  драматический  театр,  где  вскоре  становится  дирижёром  и  руководителем  музыкальной  части.  Режиссёр  театра,  Н.  Синельников  сразу  приметил  юного  скрипача,  одержимого  страстью  к  сочинительству.  Вскоре  в  Харькове  почти  не  было  спектакля  без  его  музыки.  А  главное,  что  он  познал  раз  и  навсегда  —  неотразимую  привлекательность  работы  в  театре.  Как  позже  —  в  кино  [2]. 

Через  четыре  года  карьера  И.  Дунаевского  продолжилась  в  Москве,  где  он  работал  в  ряде  драматических  театров  в  качестве  дирижёра  и  композитора,  а  затем  в  Ленинграде,  где  в  1925  году  он  возглавил  эстрадный  театр  «Мюзик-холл».

Уже  в  20-е  и  начале  30-х  гг.  молодой  Дунаевский  становится  популярным  автором  лёгкой  музыки:  он  пишет  первые  советские  оперетты,  оформляет  множество  театральных  представлений,  сочиняет  пьесы  для  джаз-оркестра  Л.  Утесова.  О  карьере  композитора  Дунаевский  тогда  не  мечтал,  но  уже  первые  музыкальные  сочинения  принесли  ему  известность  незаурядного  мелодиста  и  импровизатора  [9,  с.  8].

Однако  всенародная  слава  пришла  к  И.  Дунаевскому  в  1933  году,  когда  он  стал  писать  музыку  к  первым  советским  звуковым  фильмам.  B  содружестве  c  режиссёром  Г.  Александровым  и  поэтом  B.  Лебедевым-Kумачом  он  становится  создателем  советской  музыкальней  кинокомедии,  в  которой  музыка  —  главнейший  компонент  драматургии.

Особое  значение  в  киномузыке  И.  Дунаевского  приобретает  песня.  Композитор  говорил:  «  Я  ставлю  своей  задачей  создание  центральной  песни  в  картине  и,  отталкиваясь  от  этой  песни,  создаю  музыкальное  оформление  фильма»  [11].  Некоторые  песни  Дунаевского  становятся  лейтмотивами  фильмов,  стержнями  их  композиций,  выражают  их  основные  идеи.  Такая  роль  принадлежит,  например,  «Маршу  веселых  ребят»  («Веселые  ребята»),  «Песне  о  Родине»  («Цирк»),  «Маршу  энтузиастов»  («Светлый  путь»).

Кинофильм  «Весёлые  ребята»  —  первая  советская  музыкальная  кинокомедия,  созданная  режиссёром  Г.  Александровым  в  1934  году.  Эта  картина  своим  огромным  успехом  в  значительной  степени  обязана  музыке  Дунаевского,  которую  исполнял  в  фильме  джаз-оркестр  под  управлением  Л.  Утёсова  [3,  с.  31].  Центральной  песней  в  фильме  стал  «Марш  весёлых  ребят»  на  стихи  В.  Лебедева-Кумача.  Энергичная  маршевая  песня,  олицетворявшая  молодость  и  одухотворённая  романтикой,  завоевала  огромную  популярность  не  только  в  нашей  стране,  но  и  за  рубежом.  Услышанная  однажды  зрителем,  она  подхватывалась  и  долгое  время  пелась.  А  слова  «И  тот,  кто  с  песней  по  жизни  шагает,  тот  никогда  и  нигде  не  пропадёт!»  стали  эмблемой  для  всего  песенного  искусства.

С  тех  пор  песни  Дунаевского  к  кинофильмам  становятся  очень  популярными.  Его  соавторами  становятся  поэты  М.  Светлов,  В.  Лебедев-Кумач,  М.  Матусовский,  и  др.  «Стоило  какому-нибудь  из  кинофильмов  с  музыкой  Дунаевского  выйти  на  экран,  как  на  следующий  день  вся  страна  подхватывала  позвучавшие  в  нём  новые  песни.  Фильм  «Три  товарища»  подарил  нам  знаменитую  «Песню  о  Каховке»  со  стихами  Михаила  Светлова:

Мы  мирные  люди,  но  наш  бронепоезд

Стоит  на  запасном  пути…

Как  только  появился  фильм  «Волга-Волга»,  немедленно  запели  «Песенку  водовоза»,  «Песню  о  Волге»,  «Молодёжную».  Едва  вышла  на  экраны  кинокартина  «Вратарь»,  повсюду  стал  исполняться  «Спортивный  марш».  А  в  «Цирке»  впервые  прозвучала  наша  главная  «Песня  о  Родине»:

Широка  страна  моя  родная,

Много  в  ней  лесов,  полей  и  рек,

Я  другой  такой  страны  не  знаю,

Где  так  вольно  дышит  человек»  [3,  С.  30]

Расцвет  творчества  Исаака  Дунаевского  пришелся  на  эпоху  сталинизма:  30-е,  40-е,  50-е  годы.  Документальные  ленты  того  времени  отразили  мрачные  политические  процессы,  «охоту  за  врагами  народа».  Жертвами  репрессий  стали  миллионы  людей.  Но  это  было  и  время  бурного  строительства,  редкого  энтузиазма  народа,  живущего  надеждой  на  счастливое  будущее.  Страна,  не  так  давно  пережившая  бури  революции  и  гражданской  войны,  стала  строить  новые  города,  заводы,  электростанции.  Открывались  кинотеатры,  танцплощадки.  Советские  люди  хотели  петь  о  завоеванном  счастье,  о  том,  что  жить  стало  лучше  и  веселее.  Песни  Дунаевского  попали,  что  называется,  «в  точку».  Их  важнейшие  черты  —  безоблачная  радость,  оптимизм,  огромная  вера  в  торжество  человека  и  его  созидательного  труда.  Современники  Дунаевского  утверждали,  что  «не  было  у  нас  другого  композитора,  чьи  песни  были  бы  столь  динамичны,  напористы,  так  хорошо  передавали  темп  современной  кипучей  жизни»  [5].  Родина,  расцветающая,  как  дивный  сад,  жизнерадостная  советская  молодежь,  стахановцы,  для  которых  труд  стал  делом  доблести  и  чести,  физкультурники,  пионеры  —  вот  образы  музыки  Дунаевского  тех  лет.  Он  писал  песни  о  Красной  Армии,  о  водолазах,  железнодорожниках,  трактористах,  девушках,  уезжающих  на  Дальний  Восток,  молодых  колхозницах,  туриста.  Одним  словом,  в  его  творчестве  многообразно  отразилась  чудесная,  свободная  жизнь  советского  народа.

И.  Дунаевский  создал  новый  тип  советской  массовой  песни,  главные  черты  которой  –  упругий  ритм  быстрого  марша,  динамичность  звучания,  устремленность  вперед,  общий  подчеркнуто  мажорный  колорит,  ощущение  света,  простора.  Начиная  с  середины  30-х,  он  сочинил  неимоверное  количество  песен-маршей:  «Mарш  весёлых  ребят»  «Марш  энтузиастов»,  «Спортивный  марш»,  «До  чего  же  хорошо  кругом»,  «Марш  трактористов»,  «Весенний  марш»,  «Внимание,  на  старт»,  «Песня  молодых  строителей»,  и  многие  др.  Бравурные,  яркие,  энергичные,  они  воспевали  радость  жизни,  смелость  дерзаний,  полёт  мечты,  поэтому  пользовались  огромной  популярностью  в  народе  [6]. 

Kаждая  из  этих  песен  имеет  свой  индивидуальный  облик.  В  «Марше  веселых  ребят»  на  слова  Лебедева-Кумача,  композитор  и  поэт  воспевают  «комсомольское  племя»,  пытливую,  полную  энергии  молодёжь;  вместе  с  тем  это  дифирамб  окрыляющей,  ведущей  вперёд  песне.

Проникнутая  светлой  романтикой  «Песня  о  Каховке»  (слова  М.  Светлова)  из  фильма  «Три  товарища»  —  воспоминание  о  боевой  юности,  об  отгремевших  годах  гражданской  войны. 

«Песня  о  Родине»  из  кинофильма  «Цирк»  (ст.  В.  Лебедева-Кумача)  —  безусловно,  вершина  песенного  творчества  композитора.  Это  величественный  музыкальный  памятник  советской  эпохе,  в  котором  передан  безграничный  оптимизм  советского  человека,  его  воля  и  решительность,  его  душевная  теплота  и  сердечность,  а  вместе  с  тем  —  широта  просторов  родной  земли.  Эта  песня  превратилась  в  поэтический  символ  нашей  страны.  Воплотив  чувства  и  мысли  миллионов  советских  людей,  она  стала  подлинно  народной,  и  её  начальный  мотив  несколько  лет  звучал  в  качестве  позывных  центрального  радио. 

Кинофильм  «Светлый  путь»  подарил  нашему  народу  еще  одну  песню-символ  —  «Марш  энтузиастов»  —  светлую  и  энергичную,  о  которой  И.  Дунаевский  сказал:  «В  этой  песне  выражена  эпоха.  А  это  —  самое  главное  для  художника»  [5] 

Чудесная  «Песня  о  весёлом  ветре»  (слова  В.  Лебедева-Кумача)  из  фильма  «Дети  капитана  Гранта»  наполнена  юношеской  романтикой  приключений,  стремлением  всё  увидеть  и  всё  узнать,  облететь  весь  земной  шар  вслед  за  весёлым  ветром.  Изящная  и  грациозная,  в  то  же  время  волевая  и  мужественная,  эта  песня  очень  полюбилась  детям.  Д.  Кабалевский,  хорошо  изучивший  музыкальные  вкусы  детской  аудитории,  говорил,  что  он  не  встречал  ни  одного  школьника,  ни  одной  школьницы,  которые  не  знали  бы  этого  шедевра  нашего  песенного  творчества  [6].

И.  Дунаевский  широко  трактовал  задачу  массовой  песни.  Он  считал,  что  «это  не  только  музыка  площадей,  демонстраций,  праздника,  но  и  песня  о  новом  быте.  Это  и  романс  нового  типа,  и  лирическая  песня;  и  характерная  комедийная  песня;  и  песня,  в  которой  героика  сочетается  с  романтически  приподнятым  лирическим  началом»  [4,  с.  85] 

Одновременно  с  песнями-маршами  появлялись  лирические  песни  Дунаевского  —  простые  и  задушевные.  Это,  прежде  всего,  замечательные  песни  из  фильмов  «Вратарь»,  «Искатели  счастья»,  «Волга-Волга»,  «Цирк».  По  мнению  Е.Д.  Критской,  «Заразительна  его  песенная  лирика,  родственная  жанру  романса,  с  её  нежностью,  щемящей  грустью,  с  редким  умением  выражать  общественное  через  личное  (  песенка  Кости  «Сердце,  тебе  не  хочется  покоя»  из  кинофильма  «Весёлые  ребята»,  колыбельные  из  кинофильма  «Цирк»)  [4,  с.  85].

Лирическая  линия  получила  развитие  в  ряде  песен-вальсов:  «Вечер  вальса»,  «Школьный  вальс»,  «Молчание»,  «Воспоминание»,  «Не  забывай»  и  многие  другие.  Их  отличает  жизнерадостное  и  праздничное  звучание,  широта  мелодического  развития,  необыкновенная  трепетность,  образная  правдивость,  и,  конечно  же,  красота  лирических  мелодий  [10,  с.  11—12].

Дунаевский  обладал  уникальным  мелодическим  даром.  Он  говорил:  «Нет  песни  без  прекрасной,  живой  мелодии.  Я  —  за  мелодию  говорящую,  вызывающую  смех,  улыбки,  слезы,  грусть,  радость,  горе,  скорбь,  надежду,  мрак,  просветление.  Когда  такое  воздействие  мелодии  является  всеобщим,  значит,  цель  произведения  полностью  достигнута»  [11].  Вспомним  «Колыбельную»  из  кинофильма  «Цирк»,  которую  поют  зрители  цирка,  укачивая  маленького  негритёнка.  Люди  разных  национальностей  —  русский,  украинец,  грузин,  еврей,  —  передают  из  рук  в  руки  ребёнка,  и  вместе  с  ними  из  уст  в  уста  переходит  удивительная  по  красоте  мелодия  песни.  Другая  колыбельная  («Спи,  мой  мальчик»),  которую  в  фильме  поёт  Мэри,  укачивая  своего  ребёнка  —  прекрасный  образец  советской  джазовой  музыки.  Заимствовав  у  джаза  отдельные  приёмы,  Дунаевский  вдохнул  в  этот  стиль  человечность,  искренность  живого  чувства.

Мелодии  Дунаевского  обнаруживают  связь  со  множеством  источников  —  русской  и  украинской  городской  песней,  бытовым  романсом,  различными  жанрами  танцевальной  эстрадной  музыки,  водевильными  куплетами.  Они  тесно  связанные  с  поэтическим  словом,  и  поэтому  очень  выразительны,  происходит  как  бы  слияние  музыки  со  стихотворением,  способствующее  более  тонкой  передаче  внутреннего  мира  человека  [10.  с.  13].

В  годы  Великой  Отечественной  войны  Дунаевский  вместе  с  руководимым  им  Ансамблем  песни  и  пляски  железнодорожников  объездил  всю  страну,  давая  концерты  в  воинских  частях,  на  фабриках  и  заводах.  Он  написал  немало  песен  на  военную  тему.  Но  лучшей  среди  них  стала  песня  «Моя  Москва»,  созданная  в  1942  году  на  стихи  поэтов  М.  Лисянского  и  С.  Аграняна.  Вот  как  рассказывает  о  воздействии  этой  песни  на  слушателей  В.  Викторов:  «Песня  эта  поразительно  воздействовала  на  любую  аудиторию.  Люди  слушали  её  стоя,  со  слезами  на  глазах.  Они  испытывали  глубочайшее  волнение.  «Дорогая  моя  столица,  золотая  моя  Москва».  Эти  слова  означали  в  те  суровые  дни  многое.  Это  была  душевная  боль  и  огромная  ответственность  за  жизнь  сердца  страны,  осознание  того,  что,  пока  оно  бьётся,  Россия  непобедима.  Тогда  ещё  никто  не  мог  и  предположить,  что  в  90-е  годы  на  референдуме  москвичи  выберут  эту  песню  в  качестве  официального  гимна  своего  города»  [3,  с.  31].

Помимо  этого,  в  военные  годы  народ  сочинял  свои  варианты  текстов  на  любимые  мелодии  композитора.  «Готовься  к  бою,  и  пахарь,  и  воин»,  —  пели  на  мелодию  «Марша  весёлых  ребят».  «Греми,  наша  ярость,  вперёд  бронепоезд»,  —  на  мелодию  «Каховки».  А  с  «Песней  о  Родине»  шли  в  атаку.  Её  пели  партизаны  Украины  и  Брянщины,  её  шёпотом  напевали  пленники  фашистских  концлагерей…  Её  мелодия  «звенела  хрустальными  переливами  колокольчиков  в  позывных  Московского  радио,  когда  вся  страна  стрепетом  ждала  сообщений  о  победах  советского  оружия»  [3,  с.  31].

С  наступлением  мира,  имя  И.  Дунаевского  вновь  появляется  на  афишах  новых  музыкальных  комедий,  кинофильмов  и  на  обложках  новых  нотных  изданий.  Неповторимое  обаяние  придала  музыка  И.  Дунаевского  фильмам  «Весна»,  «Кубанские  казаки»,  «Мы  за  мир»,  «Крылатая  защита»,  «Запасной  игрок»  и  др.  Она  насыщена  огромной  верой  в  жизнь,  в  торжество  человека  и  его  созидательного  труда.

Прозвучавшие  в  «Кубанских  казаках»  (1949)  песни  Исаака  Дунаевского  —  «Каким  ты  был»,  «Ой,  цветёт  калина»,  «Урожайная»  —  не  просто  стали  сверх-популярными,  а  многими  воспринимались  как  народные.  Исследователь  творчества  Дунаевского  Н.Г.  Шафер  вспоминает,  с  каким  упоением  их  пели  на  колхозных  полях,  субботниках,  семейных  торжествах  и  дружеских  застольях.  У  него  сохранился  номер  областной  казахстанской  газеты  «Звезда  Прииртышья»,  «где  одна  из  фотографий  снабжена  комментарием:  участница  художественной  самодеятельности  такая-то  исполняет  русскую  народную  песню  «Ой,  цветет  калина».  Так  и  напечатано:  русская  народная  песня.  В  этом  факте  нет  ничего  из  ряда  вон  выходящего»  [11].

И.  Дунаевский  постоянно  обращался  к  народно-бытовым  песенным  истокам.  Их  круг  довольно  широк.  По  мнению  З.М.  Чернышевой  «это  и  современная  деревенская  песня,  и  городская  песня-романс,  и,  наконец,  старый  русский  бытовой  романс,  тесно  связанный  с  народной  городской  песней»  [10,  С.  12].  Музыка  его  фильмов  буквально  искрится  русской  песенностью.  Мелодии  отличаются  широким  распевом  и  усилением  лирической  интонации.  Композитор  попытался  не  столько  даже  продолжить  традиции  русского  романса,  сколько  возродить  уже  позабытый  жанр.  К  таким  песням-романсам  можно  отнести  знаменитый  «Школьный  вальс»,  который  поражает  своей  особой  задушевностью,  мелодичностью  и  аккомпанементом  с  развитыми  мелодическими  подголосками  в  отдельных  фрагментах.  «Школьный  вальс»  стал  своего  рода  гимном  школьников-выпускников. 

Особого  упоминания  заслуживает  песня  «Летите  голуби»,  впервые  прозвучавшая  в  1950  году  в  документально-художественном  фильме  «Мы  за  мир!»  (1951).  Чудесная  лирическая  песня  из  этого  фильма  «Летите,  голуби»  приобрела  всемирную  известность.  Она  стала  эмблемой  VI  Всемирного  фестиваля  молодежи  в  Москве  и  одной  из  лучших  лирических  песен  о  мире.

С  именем  Дунаевского  связано  ощущение  яркого  солнечного  света  и  счастья.  И  это  справедливо.  Его  песни  обладают  красотой  мелодий,  выражают  юность  духа,  жажду  счастья.  И  вот  слушатель  уже  окрылён  этим  полётом,  он  во  власти  поэтического  восторга  и  заманчивого  стремления  вперёд.  Да  и  самого  Дунаевского  друзья  и  близкие  запомнили  обаятельным  и  энергичным  человеком,  который  очень  любил  жизнь.  В  нём  привлекало  всё:  щедрость  души  и  необыкновенная  человеческая  доброта,  любознательность  и  целеустремлённость,  трудолюбие  и  колоссальная  работоспособность.  Ему  писали  незнакомые  люди,  школьники,  студенты  —  писали  как  другу,  спрашивали  совета,  ждали  его  теплого  слова,  и  всех  он  щедро  одаривал  своей  сердечностью.  Видимо,  поэтому  так  и  близка  его  музыка  людям,  что  жил  композитор  их  заботами  и  делами. 

Молодость  души  И.О.  Дунаевский  сохранил  на  всю  свою  жизнь:  «Кряхтеть  на  больничной  койке  я  постараюсь  тогда,  когда  к  этому  буду  уже  очень  вынужден…»  Но  ему  не  пришлось  оказаться  на  больничной  койке  –  он  умер  за  работой,  когда  писал  музыку.  25  июля  1955  года  ровно  в  11  часов  утра  тяжелый  спазм  сжал  сердце  Дунаевского,  и  оно  остановилось  навсегда….

Музыковед  Тамара  Айзикович  пишет:  «Не  верьте  композитору,  когда  он  говорит,  что  хотел  в  своей  музыке  выразить  величие  эпохи.  Он  хотел  выразить  величие  чувств.  Этими  чувствами  для  самого  композитора  были  различные  ипостаси  любви:  к  России,  к  женщине,  к  молодёжи,  к  детям  и,  наконец,  к  песне,  которая  «жить  и  любить  помогает».  Дунаевский  воспевал  эту  любовь,  вкладывая  в  музыку  эмоции  радости,  веры,  надежды.  Он  был  певцом  счастья  или  счастливых  иллюзий  и  в  этом  чувствовал  своё  призвание.  Он  понимал,  что  люди  нуждаются  в  мечте  и,  по  сути  дела,  воплотил  в  своём  творчестве  нечто  подобное  голливудской  «фабрике  грёз».  А  что  касается  патриотических  стихов  (принадлежащих  в  основном  поэту  В.  Лебедеву-Кумачу),  то  они,  как  правило,  подтекстовывались  к  уже  готовой  музыке.  Многие  из  них  давно  устарели,  а  музыка  Дунаевского  по-прежнему  живёт»  [2].

Заключение

Проведенное  исследование  показало,  что  «секрет»  необычайного  успеха  музыки  Дунаевского,  прежде  всего,  в  великолепном  мелодическом  даре  и  мастерстве  композитора.  Мелодии  его  песен  наполнены  подлинной  красотой,  тонким  изяществом,  высоким  художественным  вкусом  и  несомненной  искренностью  их  автора.  Таким  образом,  гипотеза  о  том,  что  причина  популярности  песен  И.О.  Дунаевского  —  в  их  искренности  и  красоте  —  подтвердилась.  Цель  исследования  была  достигнута.

Наполненные  светом,  оптимизмом,  жизнелюбием,  песни  И.  Дунаевского  вселяют  в  нас  идеалы  Добра  и  Справедливости,  напоминают  нам  о  высоком  предназначении  человека,  о  его  красоте  и  достоинстве.  Несмотря  на  то,  что  эпоха  Дунаевского  давно  ушла  в  прошлое,  а  новое  поколение  идёт  по  жизни,  утратив  те  человеческие  ценности,  которыми  жили  наши  предки,  а  страна  задыхается  под  прессом  масс-культуры  и  обилием  криминальных  новостей,  песни  Исаака  Дунаевского  продолжают  жить.  И,  надеемся,  будут  жить  ещё  многие-многие  годы.  И  мы  с  вами  ещё  не  раз  почувствуем  лёгкое  дыхание  его  музы…

 

Список  литературы:

  1. Айзикович  Т.  Исаак  Дунаевский.  На  перекрёстке  мнений.//  Семь  искусств,  2012,  №  4.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://7iskusstv.com/2012/Nomer4/Ajzikovich1.php  (Дата  обращения  21.02.2013).
  2. Айзикович  Т.  Неисправимый  романтик  (Исаак  Дунаевский)  //Чайка.  —  2003.  —  №  10.  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  https://www.chayka.org/node/3276  (Дата  обращения  25.02.2013).
  3. Викторов  В.  Марш  весёлых  ребят  //  Музыка  и  ты:  Альманах  для  школьников.  Вып.  4  —  М.:  Сов.  композитор,  1984,  с.  30—32.
  4. Критская  Е.Д.  «Я  песне  отдал  все  сполна»  //  Искусство  в  школе.  —  2005.  —  №  2.  —  С.  84—87.
  5. Легендарные  песни  И.О.  Дунаевского  /  Всё  о  симфонической  музыке/  [Электронный  ресурc]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://rusymphony.ru/legendarnye-pesni-i-o-dunaevskogo/  Дата  обращения  26.02.2013).
  6. Мельникова  Е.  «И.  Дунаевский»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.melnikovamusic.ru/dunaevsky/(Дата  обращения  26.02.2013).
  7. Минченок  Д.А.  Исаак  Дунаевский.  Большой  концерт  /  М.:  Олимп;  Смоленск:  Русич,  1998.  —  560  с.
  8. Самин  Д.  К.  100  великих  композиторов.  —  М.:  Вече,  2003.  —  480  с.
  9. Хентова  С.  Его  музыка  «строить  и  жить  помогает»  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа  —  URL:  http://www.vestnik.com/issues/2000/0718/koi/khentova.htm  (дата  обращения  26.02.2013).
  10. Чернышева  З.  Жизнь  в  песне:  Композитор  Исаак  Дунаевский.//Музыка  в  школе.  —  2002.  —  №  6.  —  С.  8—15.
  11. Шафер  Н.Г.  Дунаевский  сегодня  /  Н.  Шафер.  —  М.:  Сов.  композитор,  1988.  http://shafer.pavlodar.com/texts/ds03.htm  (дата  обращения  26.02.2013).
  12. Шафер  Н.Г.  Первый  концерт.  //  Музыка  и  ты:  альманах  для  школьников.  —  М.:  Советский  композитор,  1989.  —  Вып.8.  —  с.  3—11.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом