Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 19 февраля 2013 г.)
Наука: Филология
Секция: Иностранный язык
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЗАГАДКИ ГОРЫ БРОККЕН
Ощепкова Яна
Романова Яна
класс 9 «А», МБОУ ООШ № 1, Пермский край, г. Чусовой
Лыскова Л.М
научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель немецкого языка, МБОУ ООШ № 1, Пермский край, г. Чусовой
Спросите у любого немца, с чем у него ассоциируется гора Брокен, и он вам ответит: с ведьмами! Действительно это место обрело широкую популярность из-за легенды о ежегодном весеннем слёте ведьм.
Почему слёт ведьм называется Вальпургиевой ночью, тоже большая загадка. Дело в том, что монахиня Вальпургия в 748 году помогала духовным братьям основать в Германии систему монастырей. Кто именно и почему подарил празднику ведьм своё имя? Что и почему празднуют в ночь на 1 мая? В соответствии с поставленными вопросами определена и цель данной работы: исследовать историю и причины празднования Вальпургиевой ночи на горе Брокен. Для решения данных целей были выдвинуты следующие задачи: определить географическое положение горы, обозначить основные понятия и имена, связанные с празднованием Вальпургиевой ночи, рассмотреть причины названия и возникновения праздника, отметить символы праздника, обычаи и традиции в прошлом и настоящем.
Поверью о ведьмах очень способствовали географические данные горы Брокен. На ней туман царит целых 306 дней в году. Гора часто покрыта туманом и облаками, нагоняемыми почти беспрерывным здесь движением воздуха. Эти воздушные явления с давних пор занимали народную фантазию: создался целый ряд приуроченных к горе легенд, а разным отдельным скалам были даны прозвища, такие как Hexenbrunnen — ведьмин колодец, Hexenaltar — алтарь ведьм, Teufelskanzel — чёртова вышка [2]. На гору можно совершить несложное восхождение пешком от курортного городка Ширке, либо доехать по узкоколейной железной дороге от городка Вернигороде. Железнодорожное путешествие интересно ещё и тем, что ваш вагон будет тащить настоящий паровоз.
Интересна эта гора не только в географическом смысле. В былые времена великие немецкие поэты и писатели во всех красках представили красоту и мистическую силу Брокена. Люди раньше считали, что гора заколдованная. Великаны, родившиеся на горе Брокен, принимают формы людей, собак, легко передвигаются по небу, спускаются с горы, и люди думают, что призраки уходят, чтобы бродить по всему свету. В этой легенде есть доля правды. Действительно на горе возникают призраки-великаны, но в этом явлении нет ничего таинственного. Просто тени людей и животных, находящихся в определённый момент на горе, проецируются на облака как на огромный естественный экран. Такие призраки образуются не только на горе Брокен. Альпинисты наблюдали это явление и на других горах, но так как на Брокене их видели чаще, то и назвали брокенскими. Явление заключается в следующем: если в горах смотреть в сторону, противоположную солнцу, то иногда можно наблюдать что-то похожее на тень великана, окружённую ярким сиянием. Люди, стоящие на вершине горы, находились в лучах низко расположенного солнца, и их тени проецировались на фоне тумана или облачности. Маленькие капли (туман или облака) разлагают солнечный свет на отдельные лучи спектра, образуя яркое свечение вокруг неясных очертаний верхней части тени. В каплях воды происходит интерференция, отражение и преломление солнечного света. При этом часть света направляется обратно в сторону солнца [4].
Вершина горы называется Hexentanzplatz — «место пляски ведьм». В наши дни туда можно взлететь не только на помеле, но и при помощи канатной дороги. Она проложена из немецкого города Тале и тянется вдоль скалистого хребта Teufelsmauer — «Дьявольская стена». Организованный праздник прошёл здесь ещё в 1896 году, продолжали его отмечать до 1901 года, но затем владелец Брокена князь фон Штольберг-Вернигороде положил конец «сатанинским представлениям» [7]. Традиция возродилась лишь в наше время, хотя, это теперь, скорее, игра: ведьмы по поверьям хотят помешать наступлению весны, поэтому запираются двери хлевов, на них рисуются кресты, немцы жгут костры на полях, часто вместе со старыми вещами сжигают чучело ведьмы, звонят в колокола, и, конечно, веселятся, радуясь наступлению весны.
Своё название праздник — Вальпургиева ночь, который многие отмечают сейчас в ночь с 30 апреля на 1 мая, получил от католической святой Вальпургии, день памяти которой был назначен на 1 мая. Святая Вальпургия — реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 года. Впоследствии она становится аббатисой монастыря в Хайденхайме. Её добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Но главный день св. Вальбурги — 1 мая. Казалось бы, ничто в рождении, ни в доблестной жизни монахини, кроме этой единственной даты, не связано с ночными вакханалиями в Вальпургиеву ночь. Но многие склонны видеть различные символы, связывающие её образ с языческим происхождением праздника. Её канонизация (причисление к лику святых 1 мая) делает Вальпургию в легендах «охранительницей от колдовства». Поскольку эти придания признают за ней, будто бы она имела силу над ведьмами и духами в Вальпургиеву ночь, то и представлена она там как госпожа ведьм и духов [5].
По поводу происхождения праздника есть несколько гипотез: римская версия — по этой версии праздник был принесён римскими завоевателями и национализирован немецкой культурой. В римской религии 1 мая был днём пробуждения богини Фауны, покровительницы всей живой природы. Она покровительствовала и знахарям, которых в средние века считали колдунами и ведьмами. По германской версии в этот день отмечался праздник весны и в этот день на горе Брокен приносились жертвы в поддержание Солнца. По мере распространения христианизации многие язычники скрывали свой культ и по-прежнему устраивали обряды в особые календарные дни.
Этот праздник рассматривают также с двух точек зрения: немецкой и кельтской. По немецким народным поверьям Вальпургиева ночь служит годичным праздником ведьм, собирающихся в ночь с 30 апреля на 1 мая вокруг своего Рогатого Бога на горе Брокен, где и делали шабаш. Ночь на 1 мая в дохристианские времена отмечалась народными празднествами в честь наступления весны и пробуждения сил природы. Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтейн или Майский канун и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны. В кельтской мифологии праздник Белтан — великий праздник плодородия, который открывал собой наступление летнего периода. Нынешнее название древнему торжеству дали немцы — в честь святой Вальпургии, женщины, приехавшей в Германию, чтобы основать монастырь и пользовавшейся большой популярностью в этой стране. Но, собственно говоря, Вальпургиевой эта ночь может считаться лишь по кельтскому обычаю — день святой приходится на 1 мая, что ещё раз косвенно подтверждает её языческое происхождение [1].
Программа праздника не меняется уже более 100 лет: старинные игры, вроде наших горелок, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи. В некоторых местах принято украшать майское дерево, символизирующее весеннее плодородие [3].
Исследуя загадки горы Броккен, можно заключить, что некоторые из них вполне объяснимы, например, Брокенский призрак. Это — проекция кого-либо на фоне тумана или облачности, возникающая на противоположной от солнца стороне. Странные названия скалам были даны вследствие суеверия людей, не понимавших, что происходит на самой вершине этой горы. Само название праздника произошло от имени святой Вальпургии, поскольку её главный день — это 1 мая. И он был связан с языческими традициями празднования начала весны. Таким образом, некоторым людям было просто трудно отдать предпочтение христианской вере, и они остались верны своим богам. А так как всё-таки начало распространяться христианство, и св. Вальпургия была действительно почитаема в Германии, то и её имя, и дата её канонизации сплелись с язычеством. Отсюда и название праздника — Вальпургиева ночь, отмечаемая с 30 апреля на 1 мая. Кроме того, для очевидцев этих странных обрядов это выглядело как шабаш. Поскольку на шабаш по легендам прилетали ведьмы, то и связали вершину горы Брокен, и языческий праздник, и ведьм, и призраков, возникающих на её вершине в одно целое. Сейчас это лишь дань древним традициям и обычаям, и люди отмечают этот праздник, как и в те давние времена как встречу весны.
Список литературы:
- Белтейн, Брокен, Вальпургиева ночь, Виллибальд, Гарц, Гёте И., Кельты, Магия, Христианство, Шабаш. // [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.wikipedia.org
- Брокен. // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона // [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http:// www. gatchina3000.ru /brockhaus – and – efron – encyclopedic – dictionary
- Майский праздник (Германия). [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://news.barnaul-altai.ru/calendar/?id=2002
- Раков Д. Брокенский призрак. // Наука и жизнь. — 2005. — № 10. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http:// www. mail @nkj.ru
- Святая Вальбурга. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.peterlife.ru/funoffice/history/index.php?philosofia=129553&ezoterika=129556&link=220462#.UQpPOr83Yhs
- Тилев Х. Воздушные призраки // [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: // http:// www.log – in.ru
- Hexentanzplatz, Teufelsmauer,Walpurgisnacht. // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http:// www.harzlife.de
дипломов
Оставить комментарий