Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Изобразительное искусство

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику


ВПЕРЕДСМОТРЯЩИЙ»:  КНИЖНЫЕ  ИЛЛЮСТРАЦИИ  К  РОМАНУ  ЖЮЛЬ  ВЕРНА  «20  000  ЛЬЕ  ПОД  ВОДОЙ»


Савенкова  Яна


Класс  6  «Г»,  МБОУ  СОШ  №  124,  г.  Самара


Гундорова  Елена  Юрьевна


научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  педагог  высшей  категории,  учитель  МБОУ  СОШ  №  124,  г.  Самара


 


Если  собрать  все  сочинения,  написанные  этим  великим  писателем-тружеником,  то  получится  целая  библиотека,  в  которой  приблизительно  120—130  томов.  Произведения  этого  мастера  —  создателя  увлекательнейших  фантастических  романов  путешествий  и  приключений,  блестящего  пропагандиста  науки,  географа,  переведены  и  напечатаны  на  148  языках.  Восхищенные  современники  называли  его  «всемирным  путешественником»,  «великим  мечтателем»,  «чародеем»,  «пророком»,  «провидцем»,  «изобретателем  без  мастерской».  Его  имя  Жюль  Габриэль  Верн  (1828—1905).  В  2013  году  великому  французскому  писателю  и  географу  исполняется  185  лет  со  дня  рождения.  Творческому  подвигу  Жюль  Верна  мы  посвящаем  свою  работу.


Колоссальная  популярность  произведений  Жюль  Верна  объясняется  актуальностью  заложенных  в  них  научно-фантастических  и  художественных  идей,  количеством  пророческих  предвидений  будущих  научных  открытий,  многогранностью,  человечностью,  яркостью  образов,  уникальностью  выбранных  форм  подачи  приключенческого  материала.  Не  случайно  в  истории  мировой  литературы  он  занял  почетное  место  основоположника  научно-фантастического  романа. 


В  одном  из  интервью  Жюль  Верн  признался:  «Я  поставил  своей  задачей  описать  <…>  весь  земной  шар»  [1,  с.  24].  Действительно,  в  его  сочинениях  мы  найдем  рассказы  о  природе  разных  климатических  зон,  о  животном  и  растительном  мире,  о  племенах  и  странах,  нравах  и  обычаях  всех  народов  планеты.  Его  книги  расширяют  фантазийное  пространство  читателя,  будят  его  воображение,  увлекают  своей  непредсказуемостью.  Поэтому  произведения  этого  писателя  так  любит  молодежь.  Работая  над  своими  творениями,  Верн  всегда  думал  о  том,  чтобы  из-под  его  пера  «не  вышло  ни  одной  страницы,  ни  одной  фразы,  которую  не  могли  бы  прочесть  и  понять  дети»  [1,  с.  23]. 


Среди  иллюстраторов  книги  Жюль  Верна  «20  000  лье  под  водой»,  которую  мы  выбрали  в  качестве  объекта  исследования,  выделяется  французский  живописец  и  мастер  рисунка  Эдуард  Риу  (1833—1900).  Однако  ничего,  кроме  короткой  справки  о  нем  мы  не  нашли.  Не  найдено  ни  одной  научной  работы,  описывающей  его  книжные  иллюстрации  к  этому  произведению.  Меж  тем,  книжные  иллюстрации  к  роману  «20  000  лье  под  водой»  Э.  Риу,  выполненные  им  с  немалой  фантазией  и  мастерством,  достойны  отдельного  исследования.  Эти  многочисленные  рисунки  помогают  читателю  почувствовать  дух  и  динамику  приключенческого  романа,  наполненного  удивительными  путешествиями,  фантастическими  научными  открытиями. 


Цель  исследования:  описать  и  проанализировать  иллюстрации  Э.  Роу  к  роману  «20  000  лье  под  водой»;  создать  собственный  рисунок  к  этому  произведению.


Книжные  иллюстрации  Э.  Риу  к  роману  «20  000  лье  под  водой»


Роман  «20  000  лье  под  водой»  —  один  из  ранних  шедевров,  прославивших  Жюль  Верна  как  писателя,  был  издан  в  1870  году  с  иллюстрациями  Э.  Риу.  В  книге  32  рисунка,  которые  равномерно  распределены  и  сопровождают  текст  от  начала  и  до  конца  произведения.  Иллюстрации  выполнены  в  графической  технике  черно-белого  цвета.  Все  они  являются  полосными,  то  есть  располагаются  на  всю  страницу  и  посвящены  важнейшим  эпизодам  сочинения.  Внизу,  под  каждым  рисунком  приводится  строчка  из  романа,  которая  помогает  читателю  связать  изображение  с  текстом  и  понять  смысловое  наполнение  данного  изображения. 


Мы  определили  тип  описываемых  иллюстраций  по  характеру  и  связи  с  литературным  текстом  как  повествовательные,  т.  е.  точно  раскрывающие  содержание  через  серию  рисунков.  Среди  них  можно  выделить:  портреты;  предметно-познавательные  изображения,  чаще  обрисовывающие  подводную  лодку  «Наутилус»,  ее  технические  достижения  и  снаряжение;  обстановочные,  на  которых  показывается  внутренние  помещения  корабля;  психологические;  наконец,  иллюстрации  действия  (например,  поджег  и  потопление  кораблей)  и  др.  Интересно,  что  Э.Риу  придал  профессору  Аронаксу,  от  имени  которого  ведется  повествование,  портретное  сходство  с  автором  (см.  рисунки  1  и  2). 


 


http://bookz.ru/authors/brandis-evgenii/radom-s-_959/pic_42.png


Рисунок  1.  Фотография  Жюль  Верна


 


http://bookz.ru/authors/brandis-evgenii/radom-s-_959/pic_43.png


Рисунок  2.  Профессор  Аронакс


 


Более  всего  рисунков  посвящено  капитану  Немо,  прообразом  которого  стал  полковник  Жаном  Шаррас.  Капитан  Немо  —  ученый,  воплощающий  свои  идеи  непосредственно  в  жизнь,  и  некий  идеал  человека.  На  иллюстрациях  в  книге  Немо  изображается  обязательно  в  действии.  Его  образ  внушает  почтение,  когда  капитан  находится  на  мостике  корабля,  определяет  высоту  солнца  над  горизонтом  по  прибору,  изучает  свитки  пожелтевших  документов,  размышляет  над  судьбами  людей.  Художник  заставляет  переживать  за  него  в  момент  его  бесстрашного  сражения  с  акулой  за  жизнь  человека  и  т.  д.  Капитан  Немо  увлекает  и  нас,  когда  увлеченно  рассказывает  профессору  Аронаксу  о  своем  музее,  об  устройстве  лодки,  о  своей  подводной  лаборатории  (см.  рисунок  4). 


 



Рисунок  3.


 



Рисунок  4.


 


Часто  на  рисунках  капитан  изображается  во  взаимодействии  со  своим  детищем  —  кораблем  (см.  рисунок  5).  Подводная  лодка  вызывает  восхищение,  как  и  ее  хозяин,  гениальный  ученый  и  борец  с  угнетателями.  «Наутилус»,  как  видно  из  рисунков  —  грозное  орудие  боя  и  научно-исследовательская  лаборатория.  С  помощью  корабля  и  фантазии  художника  мы  видим  глубины  моря,  подводную  флору  и  фауну  (см.  рисунок  6). 


 


http://blog.tui.ua/wp-content/gallery/cache/4601__420x640_069.jpg


Рисунок  5.


 


http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/871ef0d4b0f3a79be44bf84dd17bd396.JPG


Рисунок  6.


 


Образ  Немо  овеян  аурой  таинственности.  На  рисунках  он  задумчив,  серьезен,  горделив.  Его  черные  глаза  смотрят  с  иллюстраций  пронзительно,  решительно,  выдавая  свободолюбивого,  целеустремленного  человека,  готового  на  свершение  великих  открытий  и  дел.  Профессор  Аронакс  так  и  не  сумел  разгадать  тайны  капитана  Немо,  ибо  в  нем  Жюль  Верн  воплотил  обобщенный  образ  человека,  гражданина  мира,  восставшего  против  несправедливости  и  тирании  в  обществе.


Иллюстрированная  фантазия  на  тему  книги  Жюль  Верна  «20  000  лье  под  водой»


Необыкновенные  путешествия  и  удивительный  мир  книги  «20  000  тысяч  лье  под  водой»  навели  нас  на  идею  о  проекте  собственного  иллюстрирования  этого  произведения.  Оказалось,  что  придумать  и  воплотить  фантастические  изобретения  и  видения  подводной  морской  стихии  не  так-то  просто.  Поэтому  на  первом  этапе  обсуждался  проект  иллюстрации.  Мы  поставили  себе  ряд  задач,  которые  должны  были  решаться  у  нас  в  работе  над  эскизами.  Определить:  какие  события  романа  изобразить  на  иллюстрации;  какова  должна  быть  идея  и  содержание  картины;  какими  средствами  и  техниками  выполнить  рисунок;  как  при  помощи  света,  тени  и  цвета  расставить  нужные  смысловые  акценты;  каким  планом  —  крупным,  близким  или  средним  все  это  запечатлеть;  как  передать  движение,  форму,  пространство  и  время  в  композиции  рисунка  и  др.


Второй  этап  —  непосредственно  работа  над  иллюстрацией  к  роману  «20  000  лье  под  водой».  Третий  этап  —  презентация  работы  на  XII  Международном  конкурсе  «Книга  дарит  вдохновенье  —  2013»  «Мир  удивительных  приключений»  к  185-летию  Жюля  Верна,  которая  стала  победителем  в  номинации  «Живописность»  (см.  рисунки  7  и  8).


 



Рисунок  7.


 



Рисунок  8.


 


Список  литературы:


1.Брандис  Евг.П.  Рядом  с  Жюлем  Верном:  Документальные  очерки  /  Евг.  Брандис.  Л.:  «Детлит»,  1985.  —  222  с.


2.Верн  Ж.  20  тысяч  лье  под  водой:  Роман:  Пер  с  фр.  М.:  «Бимпа»,  1992.  —  287  с.,  ил.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
Диплом лауреата
отправлен участнику

Комментарии (5)

# Настя Мацко 05.10.2013 00:00
Мне очень понравилась работа Яны Савенковой. Тема раскрыта очень интересно!
# Екатерина Артищева 06.10.2013 00:00
Мой маленький друг! Мне понравилось. Пройдет немного времени и ты поймешь, как замечательно, что рядом с тобой люди, которые в тебе заинтересованы, которым ты небезразлична.Цени это и удачи всем твоим начинаниям.
# Александр 07.10.2013 00:00
Работа прекрасна для ученика 6 класса. Девочка очень талантлива
# валуева людмила 07.10.2013 00:00
Отличная работа. Интересные сведения о великом писателе. Автор молодчина.
# Елизавета Леванова 11.10.2013 00:00
Молодец,одноклассница!Я понимаю твои труды.Сама в конференциях участвовала.Удачи в дальнейшем!

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.