Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Прикладное искусство
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КОСА – ДЕВИЧЬЯ КРАСА
Митрофанова Екатерина
Класс 11, МАОУ ДОД «Детская школа искусств», г. Чернушка
Чаусова Нина Георгиева
научный руководитель, педагог высшей квалификационной категории, педагог доп. Образования, МАОУ ДОД «ДШИ» г. Чернушка
В толковом словаре В. Даля дано определение: «Коса — собранные у затылка и особенно заплетенные долгие волосы»
«Коса — сплетенные вместе пряди волос», записано у В.В. Репкина в «Школьном учебном словаре Русского языка».
Коса — прическа, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетаются со средней. Конец заплетенной косы закрепляется с помощью ленты или другого приспособления.
В Детской энциклопедии «Я познаю мир» Неврасова Л. Н. читаем: «Коса — из натуральных или искусственных волос является популярной деталью мужских и женских причесок почти во все эпохи. В древнем Египте коса из искусственных волос была не только украшением, но и знаком занимаемого положения. Очень модными стали косы у женщин в эпоху средневековья, а так же в мужских париках в стиле рококо. Разноцветные искусственные косы из шелковых, шерстяных и других волокон являются принадлежностью некоторых национальных костюмов. В ХХ в. искусственные косы используются для сложных вечерних дамских причесок».
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях.
В литературе о жизни и быте русского народа, такой как: энциклопедия «Русский народ», «Современная энциклопедия», «Русские обычаи и обряды», «Традиционная тряпичная кукла», «Быт русского народа» и т. д., где описаны обычаи и традиции, праздники и обряды, жилье и одежда, можно встретить упоминания о женской косе. Авторы этих источников: Шайдурова Н.В., М. Забылин, В.А. Володин, Н.А. Юдина, А. Терещенко и другие, говорят о том, что коса является деталью народного костюма, обязательным атрибутом различных обрядов, носителем традиций, важной частью жизни русской женщины.
Косы носили во всех странах мира, но для нас они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью.
В наше время все чаще встречаются женщины с короткими стрижками. За короткими волосами легко ухаживать. Они не мешаются при роботе, не цепляются в транспорте. Но и теперь девушка с роскошной косой вызывает восхищение.
Я решила, используя различные источники, узнать о косе как можно больше
Цель: Знакомство с представлениями русского народа о косе.
Объект: Русская коса
Предмет: Русские народные традиции
Гипотеза:
1. Коса - традиционная прическа русских женщин
2. Представления русского народа о косе сохраняются среди представителей разных возрастов
Новизна моей работы заключается в проведении социологического опроса и использование в качестве источника информации воспоминаний моей прабабушки, Жаковой Анны Николаевны, которая родилась 6 ноября 1916 года в деревне В. Кига Пермской губернии (в настоящее время Чернушинский район).
Длинные, красивые волосы издревле считались главным украшением русской женщины. Согласно преданиям в них хранилась вся мудрость и сила человека, осуществлялась связь с Высшим миром. Древние верили, что в волосах обитает душа.
Три пряди косы: Явь, Правь, Навь символизировали соединение жизненных сил. Коса струилась вдоль позвоночника, и в него через волосы проникали светлые силы и защищали от всего злобного и черного. Чем длиннее и гуще волосы, тем сильнее энергетика.
При выборе жены смотрели не только на фигуру и лицо, но и на косы. Вселенские силы наполняли Душу девушки энергией, готовили ее к будущему материнству. Когда девичью косу заплетали в две, девушка получала через волосы жизненные силы и для себя, и для будущего ребенка. Обряды заплетания и расплетания косы значимый элемент русской традиционной свадьбы.
На Руси существовал обычай покрывать головным убором волосы замужней женщины. Открытые волосы, по представлениям далеких предков, вели к неурожаю, падежу скота, могли принести несчастье мужу. Ходить с непокрытой головой считалось грехом и позором.
Моя прабабушка — Жакова Анна Николаевна всегда носила косу. И сейчас, несмотря на ее возраст (ей уже 96 лет), у неё всё ещё хорошие волосы.
Из разговора с ней я узнала, что за волосами нужно правильно ухаживать, обязательно пользоваться костяным или деревянным гребнем. При расчесывании приговаривать:
Расти коса до пояса не выпади ни волоса
Расти коса до пят женихи торопят.
по состоянию волос судили о трудолюбии и воспитании девушки.
Как говорила бабушка, мыть голову лучше щелоком, еще она применяла различные отвары, настой на целебных травах, делала мази и мыла волосы яичным желтком и сывороткой.
Считалось, у кого толще коса и ухоженнее волосы, к тем чаще сватаются, и девушке можно было выбирать. Раньше тех, кто никогда ни заплетал волосы, называли косматыми и лохматыми.
Обрезанные и вычесанные волосы хранили, чтобы потом зашить в подушку для погребения. Еще их можно сжечь, чтоб не разнесли птицы и мыши по своим гнёздам. Ложась спать, волосы расчёсывали и заплетали, чтобы ими не играл Домовой. Волосы надо обстригать на растущей луне. Делать это нельзя ребенку до года, беременным женщинам и в плохом настроении.
Коса считалась символом благополучия, бесконечности рода. Её плетение означает согласие и единство всех членов семьи.
Представления о значении женских волос переносили на куклу. Коса не только ее украшала, но и придавала играм обрядово-значимый характер. Косу можно было расчесывать, расплетать, заплетать и делать бабью прическу. Я рассмотрела изготовление двух кукол: Архангелогородскую столбушку, с которой девочки обыгрывали плетение и расплетание косы в свадебном обряде, и Куколку на счастье. Она с толстой длинной косой, которая символизирует здоровье и долгую жизнь. Она крепко стоит на ногах, опираясь на косу, что говорит о крепкой опоре в жизни и о том счастье, которое она принесет хозяеву.
Представления о косе в наше время я попыталась выяснить в ходе исследования, которое проводилось среди школьников 5 и 10 классов, а так же среди взрослого населения. Всего в анкетировании приняли участие 82 человека.
Как выяснилось в ходе исследования, к сожалению, не все опрашиваемые знают приметы, обычаи и обряды, связанные с косой, которые соблюдали наши бабушки.
Однако большинство участников анкетирования считают ее неотъемлемой частью женского образа и уверены в том, что коса никогда не выйдет из моды. Многие и сейчас носят косы, считают ее прической на все случаи жизни.
Она на протяжении многих веков остается символом женственности и красоты.
Делаем выводы:
Опираясь на сведения из различных источников, книг, интернета, воспоминаний моей прапрабабушки, а также на основании проведенного мной соц.опроса можно говорить о том, что косы имели важное значение в жизни русского народа.
С помощью кос показывали свой семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Она служила оберегом. Коса — участница народных обрядов, она воспевается в произведениях народного творчества, является частью народного костюма. Без косы нет ни одной народной куклы. Модницы меняют прически, осваивая различные способы плетения кос. Самая простая — русская коса в три плетешка. Плетут и широкие плоские косы и объемные тонкие колосовидные косички… Можно говорить о том, что коса достаточно популярна и в наше время.
Таким образом, задачи, поставленные в работе решены, и гипотеза нашла свое подтверждение:
1. Коса действительно традиционная прическа русских женщин
2. Представления русского народа о косе сохранились и в наши дни среди представителей разных возрастов
Список литературы:
1. Володин В.А. Современная энциклопедия Аванта + Мода и Стиль. М.: Аванта, 2002 г.
2.Дайн Г. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики. Хотьково, 2012 г.
3.Даль В. Толковый словарь русского языка. М.: ЭКСМО, 2010 г.
4.Забылин М. Русский народ. К. 3 «Старинный быт». М.: Белый город, 2007 г.
5.Книга для девчонок перевод с англ. А.М. Голова и Л.Я. Гапьперштейн, М.: «РОСМЭН», 1997 г.
6.Неврасов Л.Н. Я познаю мир, М.: Детская энциклопедия История моды, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
7.Репкин В.В. Школьный учебный словарь Русского языка. М.: АСТ Астрель, 2005 г.
8.Терещенко А. Быт русского народа. Ч. 1 «Русская книга». М., 1997 г.
9.Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2011.
10.Шептуля А. Обереги своими руками. М.: ЭКСМО, 2007 г.
11.Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды. Вечер. М., 2006 г.
дипломов
Оставить комментарий