Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2013 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Изобразительное искусство
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСОБЕННОСТИ РОСПИСИ ТРАДИЦИОННОЙ БУРЯТСКОЙ БОЖНИЦЫ — БУРХАНАЙ ШЭРЭЭ
Дымаева Жаргалма
класс 9 «а», Агинская окружная гимназия-интернат, п. Агинское, Забайкальский край
Шойдокова Наталья Цыренжаповна
научный руководитель, педагог высшей категории, канд. фил. наук, преподаватель МХК, Агинская окружная гимназия-интернат
Каждый человек всю жизнь окружен произведениями искусства, в том числе декоративно-прикладного. Мы живем среди самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице, не задумываясь о том, что каждый предмет, особенно старинный, имеет свой глубокий смысл. Так и в доме моих дедушки и бабушки среди нескольких старинных вещей, доставшихся от прабабушки, есть шкафчик-божница, в котором бабушка сейчас хранит книги, посвященные буддизму. Этот шкафчик занимает почетное место в доме и бережно хранится, так как принадлежал нашим предкам. Именно эту божницу мы исследовали.
В связи с тем, что буряты издревле были кочевым народом, пропорции юрты, всей мебели были тесно связаны с их кочевым образом жизни, были приспособлены к повседневному труду и быту [1]. Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация ее внутреннего пространства. Планировка интерьера представляет собой единое архитектурно-художественное целое, она разделена на четкие функциональные зоны; а расположение предметов в юрте было строго фиксировано [2, с. 108].
Почетное место в юрте — это «бурханай тала» — «место обитания божеств» на северной стороне юрты. Здесь располагался домашний алтарь (божница) — обязательный атрибут домашнего интерьера всех кочевых народов Центральной Азии, исповедующих буддизм.
Уточним, что на территорию России буддизм проник в XVI—XVII веках, а широкое распространение получил в XVIII веке, благодаря Указу Елизаветы Петровны 1741 года об официальном признании буддизма на территории Российской империи. В связи с этим, божница стала самым поздним по времени возникновения сакральным объектом в юрте. При этом конструкция божницы претерпела ряд изменений.
Самые ранние божницы были в виде небольших одно- или двухстворчатых шкафчиков (бурханай шэрээ). В конце XIX — начале XX века с увеличением количества культовых предметов божница уже состояла из двух или трех предметов (гунгарбаа или сумэ), установленных друг на друга на прямоугольный столик с четырьмя ножками, с одним или двумя выдвижными ящиками. Внутри закрывающегося застекленного шкафа лесенкой делались две-три полочки, на которые расставляли скульптуры божеств, чашечки для жертвоприношений (сYгсэ), богослужебные книги и другие атрибуты алтаря. К концу XX века конструкция божницы упростилась. Сейчас это небольшой навесной шкафчик (гунгарбаа), т. е. остался лишь один элемент из всего комплекта. Таким образом, можно выделить три этапа в эволюции конструкции божницы у бурят. При этом на всех этапах божницу тщательно изготавливали, расписывали. Так лицевая сторона божницы богато расписывалась. Чаще всего на красный фон наносились цветы лотоса, в зажиточных семьях применяли позолоту. Свободное пространство заполнялось растительным орнаментом. Бурятские художники (зурачины) обычно использовали минеральные краски основных цветов: черного, белого, красного, синего, зеленого, желтого, которые при смеси давали различные оттенки. При употреблении краски обыкновенно разводились небольшим количеством воды, что иногда в готовом изображении, особенно в деталях фона создавало легкий эффект акварели [3, с. 159].
Именно уникальная роспись божницы привлекла наше внимание и обусловил наш исследовательский интерес. Со слов моих дедушки — Жигмитдоржиева Дашицырена (1932 года рождения) и бабушки — Бабуевой Долгор (1939 года рождения) шкафчик-божница перешел к моей прабабушке — Одоновой Дырдыб (1906 года рождения) от прапрабабушки — Намжиловой Мыдык (год рождения не известен). Когда это произошло точно, они не знают, но предположительно этому шкафчику более ста лет. В те времена он стоял в юрте на тапчанчике — специальной деревянной подставке. В нем хранились предметы буддийского культа.
Осмотр шкафчика показал, что божница полностью сделана из дерева, скорее всего из сосны. Так как предметы мебели в старину буряты изготовляли из высококачественных выдержанных под навесом в течение 2—3-х лет сосновых досок [4, с. 121]. Высота шкафчика-божницы — 80 см; ширина — 61 см, глубина — 35 см. На божнице первоначально отсутствовали гвозди. Детали деревянной мебели соединялись с помощью шипов, прорезей и клея. Такое соединение деталей обеспечивало прочность изделий и непроницаемость мебели, что было удобно в период кочевок и позволяло передавать ее из поколения в поколение [4, с. 157]. Но в ходе частых переездов божница в двух местах получила расколы, поэтому он был скреплен гвоздями. У божницы одностворчатая дверь, внутри две полки.
Из конструкции божницы был сделан вывод, что данная божница относится к раннему типу божниц — бурханай шэрээ.
Основной цвет божницы — красный. Люди с древности проявляли особое пристрастие к красному цвету. Буряты полагали, что он приносит радость и счастье в семью, дарует мир и благополучие народу. Красное обозначает также власть, величие. Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству [1].
Бабушка говорит, что возможно, божницу расписал хувараг — послушник, который учился буддийской живописи в дацане (буддийском храме), потому что роспись выполнена по буддийскому мотиву.
На дверце божницы в центре изображено «Дерево просветления» (Бодхи) или «Дерево девяти желаний Будды» (См. фото 1). На дереве растут цветы и плоды — символы красоты, жизни, процветания и плодородия. Ветви дерева венчают девять зонтиков. Они символизируют девять желаний Будды, которые он просил, ища просветления под этим деревом. С двух сторон дерева изображены белые львы, не зря они белого цвета, потому что они несут добро и охраняют Учение Будды.
Фото 1. Роспись лицевой стороны божницы
«Изображение льва встречается на росписи мебели — сундуков, божниц, на изделиях бурятских мастеров-чеканщиков. Но больше всего фигурами льва украшаются предметы культа. При входе в любой дацан Бурятии, Монголии, Тибета и Китая устанавливается каменное изваяние льва — как символ силы и оберег, мимо которого не пройдет зло, силы, враждебные вере» [2, с. 37]. Существует множество художественных трактовок льва, но даже со свирепым оскалом он предстает по сути добрым, каким и должен быть в народном представлении, защитник и помощник «людей» в подавлении зла и обретении мудрости, бесстрашия и доброй славы.
Под ногами львов — горы-скалы, которые обозначают помощь, защиту, волшебную силу. Гора, скала — символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора — жилище духа или бога. Скала — источник воды, во многих мифах источник начинает бить из скалы в результате удара по ней героя или праведника [2, с. 50]. Между горами-скалами — река или вода. Указывается, что в искусстве Монголии узоры в виде волн символизируют народные массы, народ [2, с. 50]. Возможно, художник хотел показать связь Буддийского учения и народа.
По боковым сторонам божницы изображены тигры, идущие по горам-скалам, которые также как и львы символизируют защиту. Облака, «облачный орнамент — в тибетской традиции «путь белых облаков» — символ духовного развития и совершенства. В монгольской и тибетской традициях — облачный орнамент символизирует полет творческого вдохновения»[2, с. 51]. На красном фоне по бокам божницы написан бронзовый или позолоченный узор, который от времени еле заметен. Красив плавный переход красок от оттенков темно-синего цвета к голубому и белому на геометрических узорах передней дверцы и по верхнему краю божницы.
Итак, мы выявили, что исследованная нами божница:
·относится к ранним видам божниц, которые состояли из одного предмета с подставкой, имели одностворчатую дверцу, еще не застеклялись;
·эта божница может служить образцом буддийской живописи, использования цвета и орнамента в росписи традиционной бурятской мебели.
В целом же можно утверждать, что данный шкафчик-божница является уникальной художественной ценностью как предмет старинной культовой мебели бурят. А божница для бурят имеет особое значение, не только как предмет традиционной мебели, но в первую очередь как культовый предмет, вобравший в себя энергию предков. Наверное, поэтому мои бабушка и дедушка так бережно ее хранят. Считаю, что это важно для нас, ведь мы должны хранить наши национальные корни: традиции, обычаи, религиозные обряды, легенды, все то, что касается наших дальних предков нашего рода.
Список литературы:
1.Абаева Л.Л., Жуковская М.Л. Народы и культуры: Буряты. — Москва: Наука, 2004.
2.Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. — Улан-Удэ, 2004.
3.Мир буддийской культуры: буддизм и межкультурный диалог / Материалы международного симпозиума (10—14 сентября 2001 г.). — Чита-Агинское, 2001.
4.Тумунов Ж.Т. История Аги (1648—1917), часть 1. — Улан-Удэ: Республиканская типография», 2006.
дипломов
Оставить комментарий