Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции ««Проба пера» ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 27 декабря 2012 г.)

Наука: Искусствоведение

Секция: Музыка

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

Батырева Вероника

класс 7 «Б», МБОУ «СОШ № 7», г. Усть-Илимск

Адамкова Антонина Михайловна

научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель музыки, МБОУ «СОШ № 7» г. Усть-Илимск

 

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

 

Эти замечательные слова о музыке принадлежат поэту И. Волобуеву. Действительно, наверное, каждый человек хоть раз в жизни испытывал на себе удивительное воздействие музыкального искусства. У каждого из нас есть свои любимые произведения, песни, танцы. Слушая музыку на уроках, разучивая песни на занятиях вокального ансамбля, я обратила внимание на то, что есть особая группа музыкальных произведений. Это произведения, которые знают практически все люди.

Например, кто не знает зажигательного грузинского танца лезгинки? Она является своеобразным символом кавказских народов. Подобные произведения есть в музыкальной культуре разных стран. А какие произведения дают представление о русском народе, его национальном характере? Какие песни или танцы можно назвать русскими музыкальными символами? Меня заинтересовал этот вопрос, и я решила провести исследование и определилась с темой работы: «Музыкальные символы России». Объект моего исследования — русская символика, предмет исследования — музыкальные символы России. Наша гипотеза заключается в том, что каждая историческая эпоха создает свои музыкальные символы, которые формируют личность человека как гражданина.

Цель моей работы: выяснить, какое музыкальное произведение можно назвать музыкальным символом России.

Задачи:

·     провести анкетирование среди людей разного возраста;

·     изучить литературу и материалы Интернета по теме работы;

·     выявить общие черты произведений, которые можно назвать музыкальными символами России;

·     разработать информационный справочник для уроков музыки.

В своей работе я использовала следующие методы: изучение литературных источников и Интернет-ресурсов, анкетирование, анализ, сравнение, обобщение, классификация, описание.

Гимн — музыкальный символ государства

Работая над темой, я провела анкетирование среди учителей и учащихся нашей школы. Всего было опрошено 370 человек. Результаты анкетирования показали, что большинство опрошенных людей (52 %) считают музыкальным символом России гимн Российской Федерации. Это неудивительно, ведь у каждого государства есть официальный музыкальный символ. К сожалению, многие (89 %) не могут правильно назвать авторов музыки и текста гимна.

Из «Толкового словаря русского языка» С.И. жегова я узнала, что гимном называется торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства [9]. Также гимном называют песню торжественного, хвалебного характера. Гимны бывают государственные, религиозные, военные, их сочиняют в честь каких-либо значительных событий.

В древнерусском фольклоре есть песенный жанр, очень сильно напоминающий гимн. Слава или славица, старинная народная песня, со старинным же напевом, которая славит, величает или честит хозяина, она же воздает хвалу царю [12].

Само слово «гимн» греческого происхождения. Еще в глубокой древности так назывались песнопения, прославлявшие богов и героев. Обычно гимн строится как обращение к восхваляемому субъекту или объекту, где дается его описание, а также прославление подвигов; завершается в основном молитвой, заклинанием, пожеланием. Гимн всегда эмоционально насыщен, изобилует восклицательными и вопросительными оборотами и повторами. Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи. В европейской литературе обнаруживают себя две формы гимна — религиозная и светская.

Если говорить о государственном гимне, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют державу или правителя, отражая мировоззренческий и духовный настрой общества, музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом состоит специфика многих национальных гимнов.

В современной музыкальной культуре появилась ещё одна разновидность гимна — корпоративный гимн. Это песенное произведение, используемое компанией и являющееся составляющей корпоративной культуры. Использование гимна позволяет внести в корпоративные события эмоциональный и идеологический заряд, влияющий на формирование мыслей и настроений коллектива [3].

Из истории государственных гимнов России

Государственные гимны начали появляться в разных странах в середине XVIII— начале XIXвеков. Они отражали историю страны, характер её жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу, другие рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране.

А какие песни пели на Руси? На вопрос анкеты «Должен ли гражданин России знать гимн своей страны?» большинство дали положительный ответ (76 %). Однако на вопрос «Как назывался гимн России до революции 1917 года?» смогли ответить только 53 человека, что составляет 18 % из всех опрошенных.

А ведь история русского государственного гимна очень интересна! Я узнала, что наши предки пели боевые песни в честь князей и их воинов. С появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. В Москве ещё в XV веке создали специальный хор «государственных певчих дьяков», певших гимны и хвалебные песнопения, перемежавшиеся пением «Многая лета», при проведении важных государственных дел.

В эпоху Петра I получили распространение «виватные канты», прославляющие царя и «молодую Россию»: «Виват, Россия, именем преславна», «Возвеселисе, Россия, правоверная страна», «Радуйся, российский Орле двоеглавый» — эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море.

В течение всего XVIII века роль гимна выполнял средневековый общеевропейский гимн «Тебя, Бога, хвалим».

С указом от 11 ноября 1721 года, согласно которому Петр I принял на себя титул «Императора и Самодержца Всероссийского», а Россия стала Империей, возникают предпосылки для создания особого, российского Государственного Гимна.

В это время как своеобразный музыкальный символ могущества России стал восприниматься знаменитый «Марш Преображенского полка». Марш исполнялся в дни юбилеев побед в Северной войне, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции светского гимна.

В конце XVIII века появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался «Гром победы». Иногда его именовали по припеву — «Славься сим, Екатерина!». Стихи, посвященные победе России в войне с Турцией, написал Г.Р. Державин, музыку — О.А. Козловский. Появившийся в 1791 г. марш-гимн «Гром победы, раздавайся!» покорил всех и стал звучать и в царских палатах, и в дворянских усадьбах, и на военных парадах.

Одновременно с «дворянским» гимном Козловского появился русский «духовный» гимн. Его слова и музыка больше напоминали молитву во славу Бога. Называлась она «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова написаны директором Московского университета М.М. Херасковым, музыку на основе церковных и народных мелодий написал Д.С. Бортнянский. Этот «русский духовный гимн», вместе с маршем Преображенского полка, всегда был «на слуху», вызваниваясь колоколами Спасской башни Московского Кремля.

Все вышеназванные прекрасные мелодии гимнического характера не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России [1].

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. Во второй половине XVIIIвека в ряде стран Европы государственным гимном была мелодия английского гимна «Боже, храни короля». Слова у всех были разные, а музыка одинаковая. Это был как бы европейский гимн.

Вместе с вернувшимися с полей сражений войсками в Россию пришла и новая музыка, новые песни. Многим нравилась величественная и торжественная мелодия, написанная неизвестным английским автором. Знаменитый русский поэт В.А. Жуковский написал к мелодии европейского гимна стихи «Молитва русских».

В 1816 году император Александр I утвердил первый государственный гимн России.

Прошло 17 лет. Новому царю Николаю Iне нравилось, что русский гимн звучит на чужую музыку. Написать его было поручено А.Ф. Львову. Боевой офицер, воевавший с турками, был ещё и известным композитором. Он сочинил мелодию, поэт В. Жуковский написал для неё слова. Николай Iчетыре раза просил повторить новую музыку и остался очень доволен. В декабре 1833 года гимн «Боже, царя храни» стал новым государственным гимном Российской империи.

В 1917 году император Николай IIотрекся от престола, что сделало бессмысленным прославление его особы. Сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Высказывалось множество предложений. В частности — хор «Славься!» М.И. Глинки, песня «Эй, ухнем!» в обработке А.К. Глазунова. Композитор А.Т. Гречанинов создал новый «Гимн свободной России» на слова К. Бальмонта. Но ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством.

Более приемлемой оказалась «Марсельеза» — гимн французской революции. Она пришла в Россию в конце XVIII — начале XIX вв. Видный деятель русского революционного движения народник П.Л. Лавров создал русский текст «Марсельезы». Под названием «Рабочей Марсельезы» песня стала хорошо известной с 1875 года. К 1917 году она стала общепризнанным гимном революционного движения.

В октябре 1917 года новая революция привела к власти партию большевиков. Они стали создавать новое государство и своим гимном избрали другую революционную песню. Она также родилась во Франции. В конце XIXвека поэт и революционер Эжен Потье написал стихи «Интернационал». Так называлась международная организация революционеров. Рабочий–композитор Пьер Дегейтер сочинил для них подходящую музыку. После этого песня грозно зазвучала во всех странах, где рабочие боролись за свои права. Так она дошла и до России. Поэт А.Я. Коц перевел слова на русский язык. В октябре 1917 года «Интернационал» стал государственным гимном РСФСР, потом и СССР.

В годы Великой Отечественной войны как гимн СССР «Интернационал» уже не соответствовал ситуации, сложившейся в стране и в мире. В 1942 году был объявлен конкурс на создание нового гимна. Полтора месяца мелодии прослушивались в Большом театре, но И.В. Сталину не понравилась ни одна из них, и тогда было решено положить текст Государственного гимна на музыку «Гимна партии большевиков» А.В. Александрова. В новогоднюю ночь 1944 года по радио на всю страну прозвучал новый гимн Советского Союза.Музыка написана в 1938 году для песни «Гимн партии большевиков», слова написаны С.В. Михалковым и Г.Г. Эль-Регистаном.

Идея создания российского гимна возникла вновь в 1990 г., в условиях начинающегося распада СССР. Была создана комиссия, состоявшая из ведущих деятелей литературы и искусства. На одном из заседаний комиссии в качестве музыки будущего гимна России была утверждена «Патриотическая песнь» М.И. Глинки. Известно, что замысел песни возник у композитора вскоре после обращения Николая Iк А.Ф. Львову с просьбой написать гимн. Сам композитор назвал свое произведение «Мелодией национального гимна». Когда же предпочтение было отдано музыке Львова, М.И. Глинка забыл о своем замысле.

Только в 1947 г. в день празднования 800-летия Москвы «Патриотическая песнь» впервые прозвучала перед широкой аудиторией. 11 декабря 1993 года государственный гимн России на основе мелодии «Патриотической песни» был утвержден указом Президента Российской Федерации. Но к нему не был написан текст.

После президентских выборов 2000 года вопросы, связанные с утверждением главных государственных символов России, вновь обрели актуальность. Решающую роль в выборе текста и мелодии будущего гимна сыграли российские политики: депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации. Именно они приняли окончательное решение: утвердить государственный гимн России на слова С.В. Михалкова и музыку А.В. Александрова (мелодию прежнего государственного гимна СССР). Закон «О Государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000 г. Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000 г. Президентом России [11].

Песни-символы России

Проведя анкетирование, я выяснила, что некоторые люди в качестве музыкального символа России называют на только гимн Российской Федерации, но и другие произведения.

В основном, это русские народные песни или популярные массовые песни советского времени. Чтобы разобраться, почему эти произведения попали в список музыкальных символов России, я изучила историю их создания.

Из общего числа опрошенных людей 28 человек назвали музыкальным символом России песню «Катюша» (композитор М.И. Блантер, слова поэта М.В. Исаковского).

Во все времена на Руси создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание. И вот появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем, что ее любимый — «боец на дальнем пограничье». Все это отличало песню от всех ее предшественниц. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о патриотических чувствах советских людей [8].

Русскую народную хороводную песню «Во поле береза стояла» называют музыкальным символом России 26 человек.

Оказывается, эта песня в глубокой древности имела очень глубокий смысл. Это женская песня, которая поется от первого лица. В ней рассказывается о героине, выданной за нелюбимого мужа, которая собирается пойти в рощу, срезать с березы пруты и сделать музыкальные инструменты. Она будит ими старого мужа или молодого возлюбленного, и предлагает им различные предметы, чтобы они могли со сна привести себя в порядок. Выражение «белую березу заломати» ведет свое происхождение от древнего обряда, во время которого заламывали березу, нагибая ее ствол к земле и переплетая с травой. «Семичный обряд» связанный с совершеннолетием, считался девичьим праздником. Восклицание «люли-люли» возможно, является свадебным, а также связанным с языческим богом любви и брака Лелем [2].

Некоторые из опрошенных (13 человек) считают одним из музыкальных символов России старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки».

Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Великий русский полководец А.В. Суворов говорил: «Музыка удваивает, утраивает армию!». Он понимал значение психологической подпитки воинства, особенно необходимой в экстремальной ситуации боя. Суворов называл песню вечным устным учебником народной истории, воспитывает патриотическое чувство. Для солдат, подолгу находящихся на чужбине, именно в песнях кроется образ Родины, за которую они идут на смерть [6].

Музыкальным символом России также назвали песню «Калинка» (13 человек).

Многие люди считают эту песню русской народной. На самом деле текст песни и музыка были написаны в 1860 году композитором, литератором и фольклористом И.П. Ларионовым. Впервые она была исполнена на любительской сцене в Саратове в спектакле, музыку к которому он написал композитор. Вскоре Ларионов отдал эту песню в репертуар хора народной песни Агренева-Славянского. Тогда и началась популярность «Калинки». Мировую известность произведение получило в обработке композитора и дирижёра, народного артиста СССР профессора А.В. Александрова (1883—1946), благодаря многократному блистательному исполнению песни за рубежом созданным Александровым Краснознамённым ансамблем песни и пляски [7].

«Частушки» также называют музыкальным символом России (13 человек).

Термин «частушка» народный, происходит от слова «частый». Частушки связаны с плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных балагуров, свадебными «дразнилками». Они возникли в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получили после становления советской власти. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. Этот жанр народной песни пользуется огромной популярностью и в современном обществе [5].

Из классической музыки в качестве музыкального символа России был назван заключительный хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Премьера оперы состоялась в 1836 г. Музыка захватила слушателей не только новизной русской народной интонации, но и могучим зарядом духовного патриотизма. Созданный в традициях петровских виватных кантов-молитв простой и доступный по музыке хор «Славься» восхитил всех присутствующих. После окончания оперы растроганный царь пригласил М. Глинку к себе в ложу, выразил ему свою признательность за замечательное сочинение. В знак высочайшего одобрения сочинения император вручил русскому композитору драгоценный перстень, который всю жизнь, как величайшую святыню, хранил М. Глинка. Хор «Славься» и сейчас остается одним из самых известных патриотических произведений [11].

Из произведений советской эпохи были названы две песни: «День Победы» (музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова) и «Подмосковные вечера» (музыка В.П. Соловьева-Седого, слова М.Л. Матусовского). Эти песни пользуются огромной популярностью и в наши дни.

В 1975 году Советская Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов СССР был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. Поэт Владимир Харитонов и композитор Давид Тухманов очень быстро написали песню, и она успела прозвучать на последнем прослушивании конкурса. Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Комиссию не устроил молодой возраст композитора и современные методы оркестровки. В результате она была запрещена. Впервые её исполнил Леонид Сметанников на съёмках передачи «Голубой огонёк» в канун 9 мая 1975 года. Это исполнение вызвало массу восторженных писем. В ноябре 1975 года на концерте, посвящённом Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз — на «бис». После этого песню стала петь вся страна [4].

Познакомившись с историей создания песни «Подмосковные вечера», я согласилась с тем, что её тоже можно назвать музыкальным символом России. Оказывается, в 70-х годах XXвека эту песню можно было услышать и в странах Африки, и в Индии, и во многих европейских государствах. Она написана в качестве музыкального номера к документальному фильму о Спартакиаде в 1955 года. Могло случиться, что так и пропала бы эта работа. Но тут пришло на помощь радио. Исполненная артистом Художественного театра В. Трошиным в вечерние часы, песня произвела большое впечатление. В течение нескольких лет ни один концерт, ни одна передача по заявкам радиослушателей не обходились без исполнения «Подмосковных вечеров» [10].

Заключение

Проведя исследование, изучив материалы Интернета и специальную литературу, я узнала, что государственные гимны России менялись вместе с переменой общественного устройства и государственной власти. Но кроме официального гимна есть ещё ряд произведений, которые можно смело называть музыкальными символами России. Их можно объединить в три группы: старинные народные песни, композиторские песни советской эпохи, классические произведения.

Я заметила, что все эти произведения обладают некоторыми общими чертами.

Во-первых, все эти произведения являются песнями, их можно петь или сольно, или хором.

Во-вторых, они удобны для исполнения, мелодичны и легко запоминаются, обладают характерными чертами славянской музыки (распевы в словах, широкие скачки в мелодии, плавные и певучие интонации).

В-третьих, все эти произведения наполнены любовью к Родине, чувством патриотизма. Они воспевают красоту русской природы, героическое прошлое русского народа, подчеркивают силу и могущество государства Российского, передают жизнелюбивый характер русского человека.

Такие произведения как хор «Славься» и «День Победы» отражают переломные моменты в истории нашей страны, их исполнение объединяет людей, вызывает чувство гордости, сопричастности к великому прошлому.

Наверное, со временем появятся новые популярные произведения но, мне кажется, что песни, описанные в моей работе, ещё долго будут жить в памяти русских людей. Ведь в них хранится история нашей Родины.

Собранные мной в информационном справочнике материалы можно использовать для проведения уроков музыки и внеклассных мероприятий, посвященных патриотической тематике.

 

Список литературы:

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина — Россия. — М.: «Триада — фарм», 2002
  2. Во поле береза стояла. [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EE_%EF%EE%EB%E5_%E1%E5%F0%B8%E7%E0_%F1, свободный — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  3. Гимн. [Электронный ресурс]. Литературная энциклопедия. Академик. Словари и энциклопедии на академике. Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/1322/Гимн, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  4. День Победы (песня). [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%ED%FC_%CF%EE%E1%E5%E4%FB_(%EF%E5%F1%ED%FF) , свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  5. Завостьянов А. Несуровый Суворов. [Электронный ресурс]. Культурно-просветительское сообщество «Переправа». Журнал о душе и для души. Шестое чувство. № 5, 2007. — Режим доступа: URL: http://6chuvstvo.pereprava.org/0507_suvorov.htm, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  6. Земцовский М.И. Частушки. Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю.В. Келдыша. 1973—1982.[Электронный ресурс]. Академик. Словари и энциклопедии на академике. Режим доступа: URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8374/Частушки, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  7. История песни «Катюша». [Электронный ресурс]. Любимые песни Победы. Режим доступа: URL: http://www.9maya.ru/691-istoriya-pesni-katyusha.html , свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  8. Калинка. [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Калинка, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное.—М.; «А ТЕМП», 2004
  10. Подмосковные вечера. [Электронный ресурс]. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Подмосковные_вечера, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
  11. Романовский В.К. Символы Российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. Пособие для учителя. М.: «Русское слово», 2002
  12. Слава. [Электронный ресурс]. Электронная книга: «Даль Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка». Режим доступа: URL: http://www.slova.ru/article/33826.html, свободный. — Загл. с экрана. (26.12.2012)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.