Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(98)

Рубрика журнала: Филология

Секция: Литературоведение

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Ду Ц. ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А.С. ПУШКИНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 12(98). URL: https://sibac.info/journal/student/99/173845 (дата обращения: 25.04.2024).

ОБРАЗ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» А.С. ПУШКИНА

Ду Цяо

студент курс 3, группа 3, Хэйлунцзянский университет,

Китай, г. Харбин

THE IMAGE OF TATYANA LARINA, IN THE NOVEL "EUGENE ONEGIN" BY A.S. PUSHKIN

 

Du Qiao

student Class 3, Grade 3, Heilongjiang University,

China, Harbin

 

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается образ Татьяны Лариной, изображённый в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. В данной работе ставятся некоторые проблемы: как формировалась личность Татьяны? Почему она призналась Онегину в любви? Что изменило её характер? Почему она отказалась от Онегина? Исследование образа Татьяны представляет большое научное и практическое значение для лучшего понимания не только содержания и темы романа, но и самого автора Пушкина и его литературного творчества. Целью настоящего исследования является анализ образа Татьяны по критериям ее чувств и характера, задуманных автором романа.

ABSTRACT

This article examines the image of Tatiana Larina, depicted in the novel "Eugene Onegin" by Alexander Pushkin. This work poses some problems: how was the personality of Tatiana formed? Why did she confess her love to Onegin? What changed her character? Why did she give up Onegin? The study of Tatiana's image is of great scientific and practical importance for a better understanding not only of the content and theme of the novel, but also of the author Pushkin and his literary work. The purpose of this study is to analyze the image of Tatiana by the criteria of her feelings and character conceived by the author of the novel.

 

Ключевые слова: лишний человек, любовь, природа, искренность, традиционная мораль, реальность.

Keywords: extra person, love, nature, sincerity, traditional morality, reality.

 

Упоминая о русской литературе, нельзя не вспомнить о А.С. Пушкине и его поэтическом романе «Евгений Онегин», который показывает широкую картину реальной жизни российского общества в 20-х годах 19 века. Этот роман называют «энциклопедией русской жизни», он является основополагающим произведением русской реалистической литературы. В произведении показан образ типичного молодого дворянина начала XIX века – Евгения Онегина, который открывает галерею портретов «лишних людей». Развитие его образа невозможно анализировать отдельно от характеристики образа героини романа – Татьяны Лариной. Она является «существом исключительным», это «редкий, прекрасный цветок, случайно выросший в расселине дикой скалы» [1, с. 410,408]. Так что понимание образа Татьяны поможет нам лучше понять образ Евгения Онегина и роман в целом, а также глубже понять общественный и реалистический смыслы произведения.

Данная статья делится на два раздела. Первый раздел на три части: причины первоначального характера, являющегося побудительным фактором её любви, повод перемен её чувств и корни отказа. Второй раздел представляет собой анализ структуры романа и состоит из двух частей: характер реалистичности романа и авторский замысел.

Что мы узнаем о Татьяне из романа? Она любит природу, ее чистоту, откровенность и тайну. Природная естественность характерна и для самой Татьяны, скромной, чистой, естественной и простой. Ей нравится природа как корень ее характера, и даже после вхождения в светское общество, она все равно скучает по дням, проведенным в деревне: «Татьяна (русская душою, / Сама не зная почему) / С ее холодною красою / Любила русскую зиму».

Обстановка в сельской местности делала ее жизнь скучной, не давала ей узнать большой столичный мир , и поэтому Татьяна полна любопытства по отношению к нему, ее легко обмануть. Увидев Онегина, она растерялась, потеряла покой и утратила свою целостность: «Увы! теперь и дни и ночи, / И жаркий одинокий сон, / Все полно им; все деве милой / Без умолку волшебной силой / Твердит о нем».

Татьяна является фаталисткой: подобно тому, как она верит природе и ее законам, она также верит народным поверьям и старинным традициям, на которых она выросла. Именно эта уверенность наделяет ее чувства фатализмом. Татьяна доверяется судьбе и окрашивает свою влюбленность в оттенки фатальности, смирения перед лицом судьбы: «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны».

Кроме того, она любит читать книги французских писателей. Это вдохновляет ее романтичную натуру, пробуждает в ней жажду любви и стремление построить свои отношения по канонам французских дамских романов: «Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё; / Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо».

Такая увлеченность плохо сочетается с ее рутинной сельской жизнью. Родители плохо понимают ее, мать во всем ставит в пример ее дочь Ольгу: «Татьяна–старшая дочь, родившаяся в то время, когда её мать еще не приобрела привычку к своей супружеской сельской жизни, а возможно, и впоследствии всюду уступавшая первенство родительской любви младшей, общей любимице–Ольге», – пишет о ней А.Н. Романова [7, с. 68]. Всю страсть своих эмоций она может связать только с книгами, и потому она мало общается с другими людьми. Пушкин так говорит о ней: «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива / Она в семье своей родной / Казалась девочкой чужой».

Не менее важно и то, что Татьяна – очень юна, и потому ей свойственны яркие, чувственные порывы, нетерпеливость, наивность. С другой стороны, она ограничена традиционными правилами этикета. Она родилась и выросла в семье дворян. Понимая это, легко представить, как трудно ей было решиться первой признаться в любви – это было немыслимо для барышни того времени. Стыд, который она испытывает – не только стыд отвержения, но и стыд перед семьей за нарушение патриархальных традиций. В финале романа те же традиции заставляют ее отказаться от любви Онегина, так как она замужем за другим.

Вот краткий перечень причин, по которым Татьяна написала Онегину и выразила свою любовь, коротко его можно обозначить цитатой из романа: «Она была девушка, она была влюблена».

Затем вторая часть этого раздела: как изменились чувства Татьяны и почему она в конце отвергла Онегина? Первая причина, которую можно назвать, показывает падение Онегина и его становление как «лишнего человека»: после того, как он отверг Татьяну и она испытала стыд, она разочаровалась в любви, стала более черствой. Еще одна причина, показавшая Татьяне жестокую реальность – то, что Онегин заигрывал с Ольгой, невестой Ленского: «Ведет ее, скользя небрежно, / И, наклонясь, ей шепчет нежно / Какой-то пошлый мадригал, / И руку жмет». Онегин убил своего друга Ленского.

Третья причина: как фаталистка, Татьяна верит своим снам, в которых ей видится мрачное будущее: «Но сон зловещий ей сулит / Печальных много приключений».

Татьяна посещала дом Онегина и читала его книги, которые позволили ей узнать этого человека лучше. Это позволило ей вырасти над собой и узнать новые грани мира, в отличие от романтических произведений, прочитанных ею ранее.

Наиболее сильно на нее повлиял отъезд в Москву. Татьяна взрослеет, ее скоро будут выдавать замуж.

В финале Татьяна отвергает Онегина, так как она замужем за генералом, и не хочет причинить страдание от своих личных эгоистичных чувств неповинному мужу. К тому же ее взгляд на отношения изменился: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна»

К тому же она чувствовала себя оскорбленной. Татьяна отказывает Онегину в любви, потому что честь и долг для нее – быть верной мужу. Она все еще помнит, как Онегин грубо отверг ее: «Я предпочла б обидной страсти / И этим письмам и слезам. / К моим младенческим мечтам / Тогда имели вы хоть жалость, / Хоть уважение к летам...»

Татьяна в финале – уже не та юная девушка, ее страсть рассеялась, и она не готова рисковать, чтобы принять любовь Евгения.

Несмотря на то, что она все еще любит его: «Я вас люблю (к чему лукавить)?» и скучает по прежней жизни, она не вернется к ней. Теперь она – дама высшего света соответствующими обязанностями.

Таким образом, Татьяна Ларина — милый идеал автора, героиня, которая открывает в русской литературе ХIХ века целую галерею женских характеров, положительно влияющих на мятущиеся души героев.

Далее идет второй раздел анализа образа Татьяны–с точки зрения общей структуры романа.

Во-первых, образ Татьяны обогащает и усиливает характер главного героя Онегина, что способствует развитию сюжета и делает содержание богаче. Например, в романе образ Онегина характеризуется два раза как «лишний человек». Первый раз Онегин явно отверг любовь Татьяны: «Я, сколько ни любил бы вас, / Привыкнув, разлюблю тотчас; / Начнете плакать: ваши слезы / Не тронут сердца моего, / А будут лишь бесить его».

И на вечеринке в доме Лариных Онегин говорит о том, что не терпит слез, он ведет себя как типичный молодой повеса. В сердце Онегина Татьяна ни чем не отличается от других женщин, которых он встретил, и ее чувства не приносят ему никакой радости. Это яркое изображение образа лишнего человека.

С другой стороны, Татьяна отличается от других женщин: она из деревни, простая, добрая, искренняя и смелая, без лицемерия высшего общества, поэтому Онегин признал, что он также был тронут: «Я прочел / Души доверчивой признанья, / Любви невинной излиянья; / Мне ваша искренность мила; / Она в волненье привела / Давно умолкнувшие чувства».

Однако он знает, что его натуру трудно изменить, свежесть и порыв скоро исчезнут. Ему невозможно выносить скучную жизнь после брака, а такое отношение безответственно к Татьяне: у нее должно быть светлое будущее, она заслуживает лучшей любви. Так что он использовал свой опыт, чтобы поучить ее. Это сравнение не только отражает разум, спокойствие и дальновидность Онегина, но и показывает, что у него все еще есть совесть.

Когда, спустя много лет, на балу Онегин встретил Татьяну, «равнодушную княгиню», «неприступную богиню», он был потрясён её простотой и спокойствием. Все это его удивило и потрясло. Здесь возникает вопрос: почему Онегин влюбляется в Татьяну, когда она уже является дамой высшего света? Что нового он в ней находит? В чем ее отличие от других женщин, которых он очаровывал?

Мне кажется, что есть три причины: в произведении упоминается его текущая ситуация: «До двадцати шести годов / Томясь в бездействии досуга / Без службы, без жены, без дел, / Ничем заняться не умел».

Утомленный и онемелый в реальном мире, он хотел найти что-то интересное и возбуждающего, а в это время встретил Татьяну, которая раньше искренне любила его. Он полон сомнений и любопытства. И она замужем, а он хочет пересечь моральную линию и стремится к свежести. Ещё он горд и имеет чувство собственного достоинства, но люди смотрят на него свысока: «Между людей благоразумных / Прослыть притворным чудаком, / Или печальным сумасбродом, / Иль сатаническим уродом, / Иль даже демоном моим».

А Татьяна теперь уже является княгиней, и это показывает неравенство между ними. Онегин не мирится с реальностью, он все еще одержим тщеславием и чувством собственного достоинства.

В-третьих, это также путь искупления для Онегина, потому что из всех женщин, которых он встречал, только Татьяна действительно любила его, понимала его и вошла в его внутренний мир. Он был молодой повеса, разрушил ее самые прекрасные и настоящие чувства, поэтому он принял её как искупление своих прошлых ошибок и помолился за ее прощение. Если она может простить, то у него будет новая жизнь. «Пушкин как бы подчеркивает неоднозначность, разномерность современного русского типа–и его представление об идеале наполняется конструктивными противоречиями, которые и оттеняют, и одновременно отрицают уже сложившуюся русскую традицию русской литературы», – пишет В.А. Кошелев [5, с. 40].

Последний немаловажный факт: этот роман был написан в 1823-1830 гг. В набросках, написанных Пушкиным, в дополнение к текущим восьми главам есть раздел «Путешествия», неполная глава 10 и главы 11 и 12, описывающие восстания и неудачи декабристов. Это показывает, что автор хотел, чтобы Онегин участвовал в восстании декабристов, помня и защищая свои отношения с Татьяной.

Таким образом, образ Татьяны является духовным носителем и идеальной сущностью Пушкина. В ней автор собрал лучшие женские черты, нарисовал "русскую душу". Например, даже после того, как она стала княгиней, у неё нет желания общаться с высшим обществом, она все еще жаждет сельской жизни: «Сейчас отдать я рада / Всю эту ветошь маскарада, / Весь этот блеск, и шум, и чад / За полку книг, за дикий сад, / За наше бедное жилище».

Татьяна придерживается традиционной морали. Это также соответствует моральному мировоззрению Пушкина. Например, в его произведении «Дубровский» героиня Маша также остается верной мужу, и эта верность значима для Пушкина.

В письме, которое Пушкин написал М. П. Погодину из Михайловского в 1827-ом году, он упомянул своё мнение об образе Татьяны – как «Отрывок из Онегина»: «Душа лишь только разгоралась, / И сердцу женщина являлась / Каким-то чистым божеством, / Владея чувствами, умом, / Она сияла совершенством. / Пред ней я таял в тишине, / Ее любовь казалась мне / Недосягаемым блаженством» [6, с. 337–338].

Образ Татьяны имеет значительное влияние на Пушкина.

 

Список литературы:

  1. Белинский В. Г. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. М.: Худож. лит., 1981.
  2. Демина Н.М. Татьяна Ларина и Евгений Онегин// Литература в школе. – 2015. – №5. – С. 12-16.
  3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1990. Т. 26. С. 142.
  4. Коровин В.И. Татьяна Ларина и Евгений Онегин // Литература в школе. – 2015. – № 2. – С. 32-37.
  5. Кошелев В.А. Татьяна Ларина и «русская традиция» (К постановке вопроса) // Проблемы современного пушкиноведения: межвуз. сб. науч. трудов.–Псков, 1991.–С. 31–40.
  6. Пушкин А.С. Избранные сочинения. – М.: АСТ, 2015. – 340 с.
  7. Романова А.Н. О художественном единстве образа Татьяны Лариной // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – № 1. – С. 15-19.

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.