Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 12(98)

Рубрика журнала: Филология

Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2, скачать журнал часть 3

Библиографическое описание:
Зайцева И.С. СЕМАНТИКА ОБУЗДАННОЙ СТИХИИ В РАССКАЗЕ Д. ЛОУРЕНСА «ЗАПАХ ХРИЗАНТЕМ» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2020. № 12(98). URL: https://sibac.info/journal/student/98/173795 (дата обращения: 28.11.2024).

СЕМАНТИКА ОБУЗДАННОЙ СТИХИИ В РАССКАЗЕ Д. ЛОУРЕНСА «ЗАПАХ ХРИЗАНТЕМ»

Зайцева Ирина Сергеевна

студент, кафедра литературы, Алтайский государственный педагогический университет,

РФ, г. Барнаул

SEMANTICS OF THE HARNESSED ELEMENT IN D. LAWRENCE'S STORY «THE SMELL OF CHRYSANTHEMUMS»

 

Irina Zaytseva

student, department of literature, Altay state pedagogical University,

Russia, Barnaul

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено значение стихийного начала в рассказе Д. Лоуренса «Запах хризантем». Стихия рассматривается в единстве со значением цветка хризантемы.

ABSTRACT

The article considers the significance of the spontaneous beginning in the story "The smell of chrysanthemums" by D. Lawrence. The element is considered in unity with the meaning of the chrysanthemum flower.

 

Ключевые слова: стихия; хризантема; символ.

Keywords: element; the chrysanthemum; the symbol.

 

 Сюжетную канву рассказа постоянно сопровождают детали, касающиеся упоминания стихии. Всего четыре природной стихии: вода, земля, огонь, воздух.  Исследователя говорят, об межнациональном значении символических деталей в этом рассказе: соединяется план восточной и западной культур. Поэтому встречаются разночтения при толковании символа хризантемы: с одной стороны, цветок смерти, с другой, отражение солнца, жизни.

Помимо этих толкований, хризантема, в контексте стихийности рассказа, становится соединением воды, огня, воздуха и земли. Цветок воплощает идею создания мира и его централизацию, бездна, как воплощение хаоса соседствует с ослепительностью цвета хризантемы.  Но, заглавие лишь косвенно относит нас к визуальному контрасту, основное противоречие возникает в стихии воздуха: запах хризантем и отсутствие этого запаха. При, восточном толковании символа, это отсылает нас к оппозиции смерти и жизни, при западном толковании оппозиция появляется только в пространстве, в котором этот запах отсутствует, исходя из этого пространство смерти, общность бездны и хризантем, подчинено пространству жизни, таким образом жители, описываемой местности выбрасываются из жизни и остаются замкнуты в царстве смерти.

 Стихии в рассказе отражаются через своих подчиненных двойников.

Таблица 1.

Соответствие стихии с подчиненным двойником

Стихия

Подчиненный двойник

Земля

Шахта

Вода

Жидкость: алкоголь, вода для омывания покойного

Воздух

Запах

Огонь

Огонь лампы, свеч

 

Рассказ демифологизирован, но при этом за некоторыми стихиями закреплен определенный архетип.  Значение воды в рассказе распадается на два элемента: жидкость в широком смысле слова и собственно вода. Жидкость выступает в качестве алкоголя, который употребляет муж Элизабет, чтобы заглушить ощущение одиночества, алкоголь на физическом плане восходит к архетипу живой воды, которая притупляя душу, даёт существование по инерции. Собственно, вода восходит к архетипу мертвой воды и относится к финалу рассказа, омовению мертвого. При этом ритуал омовения рифмуется с приемом живой воды. На плане духовном омовение водой, относит ей к архетипу живой воды. Вода смывает нечистоту мира и горечь жизни, приводя человека к первоначальному состоянию, воскрешению души и отречению от физического.  Обузданность воды приводит к разложению человеческой души, к её тупости и нечувствительности, делает человека безвольным.

Огонь в рассказе выступает тождеством хризантемы. Огонь, своеобразная видимая реализация статичного образа в бессознательного персонажа.  Стихия представляет свет, который персонажи видят в темноте, о нем невозможно забыть, он – напоминание о вечном ожидании, централизованном хаосе. Обузданность огня стоит относить к душевной выжженности. С одной стороны, огонь как символ надежды, является маяком для отца семейства, что его ждут, с другой, что его ждут без радости.  Постоянное ожидание сжигает главную героиню, она черствеет, даже по отношению к собственным детям.

Воздушная стихия в рассказе реализуется через запах. Это – горький запах хризантем, который преследует персонажей рассказа. Обузданность воздуха заключается в человеческом восприятии, резкий запах, противопоставляется чистому воздуху. Аромат хризантем довлеет над героями, не даёт им спокойно думать, он горек и напоминает им о горечи их жизни. Воздух для природы, даже с примесью запаха не несёт ничего разрушительного, но для человека живого это действие на бессознательное разрушительно.  Смерть от удушения является отторжением человека из мира. Мужу Элизабет не хватает жизни, ему нет места в семье, в мире.  «Проветрилась, - сказала она, щупая руками хлопчатобумажную рубашку» - здесь воздух выступает в той же функции, что и вода при омовении. Нельзя говорить, что воздух здесь имеет горечь т.к. запах не ощущается мертвецом. Таким образом смерть возводит стихию к первоначальному состоянию, смерть ведёт к слиянию с природой.

Стихия земли имеет сюжетообразующую функцию. Земля раскрывается перед читателем как пространство шахты, при этом пространство демифологизировано, нет ничего необычайного в смерти шахтёра, хотя это происходило редко.  Локус шахты, тождественен пещере и восходит к архетипу матери по К.Юнгу. Таким образом, муж Элизабет остается нерожденным, он – вечный младенец, который не нужен этому миру. Мертворожденным ощущается и нерожденный ребёнок Элизабет, он должен остаться забальзамированным в её чреве, он не нужен этому миру, его ждёт та же участь, что и отца.

Сосредоточением стихий является хризантема. Хризантема в данной локации при всей демифологизции пространства отсылает нас к мифу о Персефоне и Аиде.  Хризантема осенний цветок, он словно последний отблеск весны остается в пространстве тьмы. При этом ещё одно воплощение Персефоны – Элизабет, она –молодая женщина, которая не имеет возможности выйти из этого пространства, её жизнь объята мраком, со смертью мужа она получается возможность выбраться, но не имеет той воли, которой обладала раньше.

Хризантема также может рассматриваться как символ заблудшей души, это своеобразный перевёртыш мира. Переходя в пространство шахты, люди утрачивают свой цвет, зачерняются и типизируются. Хризантема является цветком, служащим панихиду по человеческой душе.

Стихии реализуют оппозиции бессознательного и сознательного, так Элизабет соответствуют стихии огня и воздуха, а её мужу воды и земли, такое распределение закладывается ещё и в портретной характеристике персонажей.

Обузданность стихий заключается в их проекции в человеческом сознании и привязка к некоторым ассоциация. Все стихии воплощают сломанную человеческую души и человеческую жизнь, человек оказывается подчинен не стихии, а собственному восприятию.

 

Список литературы:

  1. Лоурэнс Д.Г. Запах хризантем [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lib.ru/INPROZ/CHATER/r_hrizantemy.txt (дата обращения 30.03.2020)

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.