Статья опубликована в рамках: Научного журнала «Студенческий» № 11(97)
Рубрика журнала: Педагогика
Скачать книгу(-и): скачать журнал часть 1, скачать журнал часть 2
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ РИСУНКА А. АШБЕ, П.П. ЧИСТЯКОВА, А.А. ДЕЙНЕКИ
В высших учебных заведениях, которые специализируются на подготовке высококвалифицированных специалистов в сфере преподавания изобразительного искусства, живописи, дизайна, архитектуры, одной из основных дисциплин является «Рисунок». Для изучения рисунка, живописи, композиции необходимо освоить и изучить законы, приемы изображения формы в реальном пространстве, поскольку форму нельзя копировать, ее нужно увидеть, осознать и выстроить, при этом необходимо учитывать, что любая форма состоит из мелких геометрических форм.
Конструктивный метод - это метод изображения предметов, который рассматривает форму как совокупность геометрических тел, находящихся в определенном пространстве.
Один из основоположников данного метода И.Д. Прейслер утверждал, что основой обучения рисунку является геометрия и процесс работы с натуры. Он считал, что геометрия помогает анализу формы, раскрывает характер натуры.
Компонентами конструктивно-пространственного анализа являются сопоставление натуры с геометрическими телами, изучение линейной перспективы, пластической анатомии человека и животных, а также пластики растительных форм. В основе всего многообразия форм окружающего нас предметного мира лежит небольшая группа геометрических тел. Это шар, призма, пирамида, конус, и различные многогранные тела.
Педагогический метод Антона Ашбе:
Ашбе считает, что художник должен предварительно хорошо изучить изображаемую форму и понять ее устройство. Поверхность самой сложной формы можно увидеть, как сочетание отдельных частей простых по форме предметов - например шара, куба, цилиндра. Это был один из основополагающих принципов школы Ашбе, так называемый «принцип шара»
Нарисовав на полях листа бумаги шар, Ашбе говорил о том, что голова, как и любая другая форма в природе, может быть решена по аналогии с шаром. Голова имеет яйцевидную или шаровидную форму, глаза - шаровидную, шея представляет собой цилиндр и т. д. наряду с принципом шара, Ашбе выдвигал другой разработанный им принцип, так называемый принцип большой формы. Передавая сначала массу головы, ее общий объем, художник должен был затем начинать определять в нем большие формы, уточняя таким путем свой рисунок.
По существу, все выше рассмотренные принципы рисунка должны были только подготовить художника к заключительному этапу работы над изображением человеческой головы. Постоянно показывая череп молодым художникам в ходе работы, Ашбе стремился добиться того, чтобы они почувствовали костяк головы в своих рисунках. Это было утверждение принципа так называемой анатомической оправданности изображения. Эта любопытнейшая методическая мысль перекликается с положениями «чистяковской» методики.
П.П. Чистяков также считал необходимым заставлять ученика передавать в рисунке анатомическое строение только после того, как он будет в совершенстве знать конструкцию головы. Но П.П. Чистяков, исходя из своих методических положений, считал целесообразным осваивать метод изображения головы на гипсовых отливках, а не на живой модели, в отличие от А. Ашбе, считая, что живую форму нужно рисовать, уже в совершенстве овладев самым методом работы и зная анатомию.
Главную роль в системе обучения П.П. Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисующим и помогала сверять изображение с натурой. Именно поэтому свою систему рисунка в целом Чистяков называл «системой поверочного рисования».
Эта система заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости образовывали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы. Дробясь и разбиваясь в разные детали головы эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей и голова получала верный каркас во всех возвышенностях и углублениях целой головы.
Сравнивая методику преподавания А. Ашбе с методикой П. П. Чистякова, следует отметить, что методика работы с учениками у Ашбе была рассчитана только на профессионально-подготовленных художников. П. П. Чистяков работал как с начинающими, так и профессионально-подготовленными художниками и даже детьми. Еще одним значительным различием является значение линии. Для А. Ашбе ведущую роль играет пятно и тональная моделировка формы. В свою очередь П. П. Чистяков считал, что рельеф зависит не от тушевки, а от линий этих правильно построенных оснований.
Дейнека предлагает начинать построение изображения с линейного рисунка, с выявления линейно-конструктивной основы формы. Большое значение А. А. Дейнека уделяет композиции и перспективе. «Начинать надо в контуре, обозначив место фигуры на листе и ее движение. Намечайте большие массы, забыв на этом этапе про детали и мускулатуру. Поставьте правильно торс на две ноги. К плечевому поясу „привяжите" шею и голову. Проследите движения рук и обозначьте их большими планами. Наметив в самых общих чертах конструкцию фигуры, еще раз проверьте пропорции, уточняйте контуры…» - писал А. А. Дейнека.
Методика преподавания А. А. Дейнеки отличается от методов преподавания А. Ашбе и П.П. Чистякова: А.А. Дейнека большое внимание уделяет композиционным поискам и в целом расположению формы на картинной плоскости. А. А. Дейнека выделял линию и контур как основу для конструктивного рисунка, но также большое значение уделял свето-тоновой моделировке формы. То есть методика преподавания и А. А. Дейнека совмещает в себе черты и школы А. Ашбе, и основные положения методики П.П. Чистякова.
Таким образом, проанализировав конструктивный метод построения в обучении рисунку, можно сделать вывод, что он активизирует мышление, заставляет анализировать форму любой. Любая сложная форма состоит из множества простых геометрических фигур. Не следует забывать, что мелкие геометрические формы взаимосвязаны с тоном. Отдельно геометрических форм не существует, все они связаны между собой и подчинены единому целому. Детальное изучение и применение данного метода в художественных заведениях позволит повысить уровень подготовки студентов, развить у них конструктивное мышление, сформировать умение анализировать формы и комплексно использовать знания в построении предметов любой сложности.
Список литературы:
- Дейнека А. А. Учитесь рисовать. Беседы с изучающими рисование. – М: Издательство Академии художеств СССР, 1961
- Лыкова Е. С. История становления предмета «Изобразительное искусство» // Омский научный вестник. – 2014. – №3(129) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-predmeta-izobrazitelnoe-iskusstvo-1 (дата обращения: 04. 03. 2020).
- Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: учебное пособие для худож.-граф. фак. пед. вузов по специальности «Черчение, рисование и труд»: доп. М-вом просвещения СССР/ Н. Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1982. – 240 с.
- Пархоменко К. А. Геометральный метод в обучении рисунку как метод формирования мышления, конструктивного видения и овладения формой // Гумманитарные исследования - - 2015 - №3(7) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geometralnyy-metod-v-obuchenii-risunku-kak-metod-formirovaniya-myshleniya-konstruktivnogo-videniya-i-ovladeniya-formoy (дата обращения: 04. 03. 2020).
Оставить комментарий